Красиво жить не запретишь!

Театрализованное действие с прологом и эпилогом.

Действующие лица:
Автор, одет в строгий деловой костюм.
Девица-красавица, лет двадцати пяти.
Удачливый, появляется в разных одеждах.
Ученики – 5-6 человек обоего пола.
Место действия: какой-то крупный город России.
Время действия: 2008 год, поздняя осень или зима.


Пролог: «Хотеть не вредно – вредно не хотеть».

Автор:
- Лет очень много тому назад, еще в прошлом тысячелетии я открывал Первый Всесоюзный Съезд малых и средних предприятий. В те времена мы впервые прокатывали во рту странные слова: бизнес, маркетинг, брокер, менеджер… Люди старшего возраста вообще считали эти слова ругательными. В своей первой и вполне пламенной речи я старался избегать этих заморских слов. Оказалось, что им вполне есть русские соответствия.
Итак, после приветствий почтенной публики, а ее набралось более тысячи человек со всего Советского Союза, я совершенно непроизвольно и не по бумажке, словно продолжая разговор, заявил:
- бизнес – это не экономика, бизнес – это не финансы, даже не всегда политика, бизнес – это психология.   

Выдав эту фразу, я сделал паузу, оценивая свой перл словесной эквилибристики, и с удивлением осознал, что я попал в точку – так оно и есть. Предпринимательская деятельность есть совокупность актов купли-продажи с целью извлечения прибыли. Что продаем? Товары, услуги, интеллектуальные достижения – все, на что есть покупатель. Успех бизнеса, то есть его финансовый результат, напрямую зависит от точности моделирования, представления образа покупателя. Насколько мы вычислим психосоциальный портрет покупателя, его желания и потребности, не упуская из виду и возможности, настолько адекватно этот покупатель будет потреблять наши предложения. Если сегодня еще потребитель не готов потреблять, то мы должны подготовить его к этому. Так и появились термины: «конкурентная» и «рынкообразующая» продукция.
Для исчисления этого портрета требуется немалый объем знаний и, что еще важнее, метод управления, анализа этих знаний с тем, чтобы удачно перейти к синтезу.

Ой, сколько всего надо проанализировать! И сезонные особенности месторасположения фирмы, и религиозные предпочтения, и гастрономические вкусы покупателей, и семейные обычаи, и,…и,…и,…и…
Хрестоматийный пример советских времен: в дружественную африканскую страну был отправлен целый пароход лучших советских спичек. Дизайнеры постарались: на этикетке был изображен африканский пейзаж в красно-черных тонах. После разгрузки первой партии товара, страна перестала быть дружественной. Красно-черные цвета – цвета траура, причем не вследствие естественной смерти, а в результате убийства врагами племени. А если вы хотите увеличить продажи детских игрушек, на кого должна быть направлена реклама? Правильно, на бабушек и дедушек!

Есть счастливые люди, которые почти никогда не совершают подобных ошибок. Эти люди чувствуют, что и как можно, и когда. Таких людей просто преследует удача.
Астрологи умеют вычислять судьбы таких людей. Мне астрологи напророчили, что у меня бизнес никогда не будет успешным, «вследствие внешних обстоятельств непреодолимой силы», как пишут в серьезных договорах. Но очень хотелось: Я же знаю, как надо!
И, действительно: то ЦК ВЛКСМ и Совет министров Советского Союза ограничивают возраст руководителей Центров Научно-технического творчества молодежи, то и вовсе власть предержащие от этой власти отказываются, и страна Советов перестает существовать. А с концом страны и мои мечты об инвестициях в научно-технические разработки оказались не нужными. Конечно, можно предположить, что первые два случая есть случайное совпадение случайностей. Хотя…  А третий «облом» иначе, как диверсией «засланцев» с планеты ТУРА-БУРу из созвездия Атас 468, просто назвать нельзя. За два дня до открытия клиники в Иерусалиме, после всех ремонтов и обустройств, прорвало фановую трубу и помещение залило фекалиями как раз на моем этаже, причем перед праздником Песах. Рабочие трубы разобрали, поток фекалий перекрыли и ушли на неделю. Еще неделя потребовалась на завершение ремонта, еще месяц на промывку и проветривание помещения, новую покраску и прочее… Пациенты устали ждать – у каждого проблемы, которые следует срочно решать – пришлось пациентов вербовать заново. А это - новая реклама, медленное продвижение рекомендаций «из уст – в уши». Что это все значит? Не мое это дело! Планида моя  - быть Учителем. Будучи Вице-президентом Союза малых предприятий, немало разъезжал по Союзу, а затем по России и подготовил к самостоятельному бизнесу несколько сотен человек. Немало моих учеников стало весьма успешными обладателями многомиллионных оборотов. Я был шокирован, когда узнал, что в такой «деловой» стране как США только десять процентов трудоспособного населения пытаются открыть свое дело, и только пятнадцать процентов из  их этого числа «выживают» более пяти лет, несмотря на государственную и общественную поддержку, которая там весьма существенна.
Мораль, господа и дамы: прежде, чем принимать решение об открытии бизнеса, проконсультируйтесь с хорошим астрологом, проясните для себя: «написана ли вам на роду удача» в этом непростом деле. Тем, кто еще играет в детские игры: «верю – не верю» рекомендую ознакомиться с моей статьей: «Предвкушение астрологии», где я вполне логично проявляю физическую суть астрологии как науки. Если возьмете себе за труд ознакомиться с моими выводами, скептицизм у вас значительно поубавится, или вовсе исчезнет.
Будьте благополучны!

Действие первое: «Под лежачий камень вода не течет».

Лекционная аудитория. За столами сидят несколько человек обоего пола. Все одеты тепло: свитеры, у девушек – платки и шали. На столах – блокноты, тетради и другие аксессуары учебного процесса. Все ждут нового преподавателя. Шушукаются.
В класс летящей энергичной походкой входит молодой человек лет тридцати. Одет совсем не по сезону: шорты, пестрая рубашка с короткими рукавами. Сандалеты. На шее – теплый шарф. На голове бейсболка. В руках туба для чертежей.
Охрипшим от простуды голосом с легким «не русским» акцентом пришелец представляется:
- Майкл Удачливый! Я из замечательной южной страны Норд-саузленд. Мне разрешили поговорить с вами пять минут. Я начинаю.
- Вот, вы замечательной красоты «Девица-красавица», у вас очень заинтересованное лицо. Какой бизнес хотите открыть?
- Салон красоты. Я хочу всех девушек города сделать не менее красивыми, чем я!
- Замечательное желание! А что у вас есть для этого?
- Я закончила лучшие, самые дорогие, курсы в городе! Я была лучшей ученицей!
- Великолепно! А сколько вы хотите зарабатывать? В день? В месяц? В год?
- Ну, не знаю… Что-нибудь приличное…
- А что значит, приличное? Сейчас, в России? В вашем городе?
- Ну, чтобы одеться, квартиру купить, за границу съездить. Чтобы от мужа быть независимой материально…
- Сколько это? Можно в долларах?
- Ну, типа, тысячи две… Нет, лучше три!
- Совершенно с вами согласен! Три – лучше двух! Это в месяц, да? Давайте считать:
аренда помещения, свет, телефон, вода, расходные материалы, рабочая одежда… Что еще? Да, уборка. Хорошо. Убирать будете сами, если хватит сил. Не забудем про рекламу.
- Рэкет!
- Нет, это я считать не хочу! Но, если надо – пожалуйста.
- Сколько все это может быть, в сумме?
- Не меньше тысячи долларов!
- Хорошо! Плюс к вашему желанию класть в карман каждый месяц три тысячи долларов, еще тысяча – на обязательные базовые расходы, плюс к этому, чуть не забыли – налоги. А если какая неприятность и надо что-то быстро отремонтировать? Унитаз или электрическую розетку? Давайте в статью непредвиденные расходы запишем еще двести долларов, налоги… пусть будет – триста. Итак, ваш заработок в месяц должен быть не менее четырех с половиной тысяч долларов. Согласны?
Идем дальше! Сколько клиентов в месяц надо принять, чтобы заработать такую сумму? Сколько ваш будущий клиент готов отдать за ваши услуги? Сто долларов?
- Нет, сто долларов – это в центре города, там все «схвачено». Долларов двадцать, не больше.
- Так, делим желаемую сумму заработка на плату с одного клиента. Что имеем?
- Двести пятьдесят клиентов!
- Время на каждого клиента?
- Один час? Достаточно?
- Гууд! Сколько рабочих дней в месяц? Все тридцать? Так, а когда мужа будем искать? Нет, не будем, пока!
- Что у нас получается? Восемь человек в день? Хорошо попали! Обычно, с первого раза не угадать! Теперь остается понять, где найти этих двести пятьдесят человек. Как часто надо посещать ваш салон? Каждую неделю? Тогда получается, что достаточно восьмидесяти клиентов постоянно, ну, ста. Что-ж, вполне реально.
Так, значит. Некая дамочка должна иметь возможность оставлять вам ежемесячно восемьдесят долларов? А какой доход семьи? Может-ли средняя жительница вашего района столько платить? А мужу на пиво останется? Кем и где работают ваши потенциальные клиентки? А где они сейчас обслуживаются?
- Вот, видите, сколько вопросов!
- Мало того, что вам следует найти ответы на эти вопросы, но и быть готовой к другим, которые мы еще не задали. Например: первоначальное обустройство помещения? Дизайнер? Не надо, сами? Хорошо. А мебель, профессиональное оборудование, начальные запасы расходных материалов, включая туалетную бумагу. Да, да, что смеетесь? Как иначе? По старому, газеткой?
- Куда эти расходы отнесем? Или свои аппетиты уменьшим? А сколько салонов красоты есть в вашем районе в «шаговой доступности»?
- Три?
- Значит, вам следует переманить клиентов оттуда к себе? А сколько клиентов эти салоны обслуживают? А чем у вас лучше?
- Это еще доказать надо! Пока вы это будете доказывать, клиентов будет меньше расчетного количества и придется свои желания еще уменьшить. Сколько это будет продолжаться?
- Этого не знает никто. Может месяц. Может год. Что есть будете тем временем?
- Кто сказал – кредит в банке возьмем? Согласен! Но деньги денег стоят! За кредит еще и проценты платить надо!
- Ладно, эти вопросы вы рассмотрите со штатным преподавателем, а я хочу сделать заказ. Мне нужно изготовить десять зеленых паровозов. Зеленых, значит, не только зеленого цвета, но и экологически чистых, не на угле. Принципиальные схемы и чертежи общего вида – вот здесь! Срок изготовления – полгода. Плачу наличными – сколько? Не обижу! Счет будет на миллионы долларов. Тем более, что у вас рубль упал в два раза. Мне это выгодно. Вам - плохо, я понимаю. Но мне - хорошо! Давайте воспользуемся моментом. Я хочу просить вас, Девица-красавица, заняться этим. Что, вы ничего не понимаете в паровозах?
- Но у вас брат работает. Работал, точнее, на машиностроительном предприятии. Сейчас оно стоит – нет заказов. Ага, из публики говорят, что есть еще возможности! Конкуренция - это хорошо! Так, вы говорите, что ваш отец ремонтирует трамвайные тележки? А сделать новые они смогут? Так, а ваш сосед на сталепрокатном заводе – может, рельсы прокатают? А вы, молодой человек, конструкторское образование имеете и, даже опыт, есть? Так вам и карандаш в руки: детальные чертежи сделаете! Вперед!
- Имейте только в виду, господа и дамы! Я назначу технического руководителя проекта и без его положительной оценки качества работы на каждом этапе, вы не получите ни копейки.
- Смотрите, у нас получается консорциум.
- Прошу всех желающих поучаствовать в этом деле, через три дня ко мне в гостиницу – вот моя визитка. Там я буду ждать вас с моим адвокатом – подпишем контракты.
- Почему зеленые паровозы? До подписания контрактов и обязательств по соблюдению конфиденциальности  все секретно.
- Что, опять «первый отдел»? А вы хотите, чтобы мой заказ сорвался? Тогда вы не получите своего гонорара, а я не достигну своих планов. Но и конкуренты ничего не получат – я подстраховался! Но об этом – потом! Успехов, до свидания!

Действие второе: «Лучше заработать рубль, чем не заработать десять».

Помещение салона: несколько рабочих кресел, экзотические цветы в кадках, вычурный дизайн, зеркала. Клиентов и работников нет. В кресле для клиента сидит Девица-красавица. Перед ней раскрытая книга. Взгляд задумчивый и печальный. Кутается в яркую шаль. Холодно. Верхний свет в салоне погашен, горит только одна настольная лампа. Тоска.

Энергичной походкой входит Удачливый. Одет вполне по погоде: кожаное пальто, шарф (из первого действия), полусапожки, кожаная шляпа. В руках большой чемодан-дипломат.
- Здравствуйте, дорогая! Что свой прекрасный носик повесили? Что такая грустная?
Удачливый раскрывает портфель. Достает свертки и бутылки.
- Давайте отметим мое прибытие. А где клиенты – у вас сегодня выходной день?
Девица-красавица, едва сдерживая слезы:
- Какой выходной! Связалась я с вами! В долгах вся! И не знаю, как расплачиваться буду! Все из-за вас! Мои товарищи, с которыми дело начинали, целый завод на ваши деньги построили за городом. Цветут и пахнут! А я тут. В спальном районе, противном, прозябаю. Все семьи, которые на новом заводе работают, переехали в элитный поселок, ко мне ездить неудобно – далеко и не престижно. А те, которые здесь живут, не о красоте, а о корке хлеба думают.
- Позвольте, как же это так получилось? Я честно, по выполнению заказа, переслал вам премию. Получили?
- Получить-то получила. Салон этот отгрохала. Все сюда вложила. Первое время дело хорошо шло: сотня семей на новом производстве поднялось, дети подросли, тоже ко мне в салон заходить стали. Но товарищи, с которыми начинали, получили много новых заказов. Сейчас цистерны для специальных автомобилей делают. Деньги гребут – ой-ой-ой! А я тут. Первое время по инерции ко мне приезжали, а потом…
- Так, что же вы не переехали вместе со всеми?
- Упустила момент! Забылась в эйфории. Думала, что всегда так будет! А сейчас за электричество платить нечем. Продать квартиру и бизнес невозможно, у людей денег нет, - можно выручить лишь гроши. Накопить приличную сумму не успела, все в оборот и на оборудование пустила. Видите, оборудование все импортное, препараты тоже – супер. Да еще я влипла с конвертацией!
 - С какой конвертацией? Я вам в валюте деньги присылал!
- Да. Вы прислали в валюте, но я получала в банке рублями, еще и пошлины-налоги  и комиссионные платила. За работы по салону рубли и пошли, а как оборудование приобретать, опять надо было валюту покупать. Да тут дефолт, чтоб он пропал! Все деньги и ушли. Пока первые заработки хорошие были, я и мастеров отличных наняла. Долги выплачивала, а потом… Сейчас такие проценты наросли!
- Ладно! Я что-нибудь придумаю! Я – Удачливый! Где можно у вас раздеться? Включайте свет – будем тоску разгонять! Что читаете? А, Дейл Карнеги! Вполне полезная книга. Интересно?
После нескольких первых тостов: «За здоровье!», «С приездом!», «За удачу!», разговор пошел веселее.
- Я хочу рассказать вам, как эти паровозы привозят деньги. Я выиграл тендер Министерства туризма, получил государственные дотации и освобождение от налогов на первое время. Мне удалось найти в разных страна энергичных и думающих людей. Были конкуренты, которые также предлагали инфраструктуру туристических маршрутов, но они забыли про экологию. Они тоже предлагали паровозные составы. Но  с применением настоящих старых паровозов. Забыли при этом про шум и грязь. Копоть. Не учли, что угля в нашей стране нет. Чем топить? Пальмами? Мы построили несколько маршрутов вглубь страны. Красивые виды. Кое-где мы еще видоизменили ландшафт, запустили динозавров, а современные дикие животные и так гуляют. Вырубленный лес пустили на изготовление сувениров. Открыли мастерские сувениров и для туристов. Газовые паровозики возят красивые ажурные вагончики, оборудованные и подзорными трубами для наблюдения за животными. Есть и ресторанчики с кухнями разных стран. Ой, много еще чего – приедете – сами увидите!
Вот вам постоянный билет на авиарейсы нашей национальной авиакомпании на десять лет. Кстати, наша фирма является акционером этой компании.
Теперь, Девица-красавица, я хочу особым образом отметить вашу весьма плодотворную организаторскую деятельность на благо нашей фирмы. Да, да, нашей! Ибо, Совет директоров признал ваши заслуги и ввел вас с свой состав. Вам поручается направление : «Связи с общественностью». Согласны? Нет, нет, никаких возражений! На первое время к вам будет прикреплен личный переводчик - учитель. Вот вам копия решения Совета. И еще, вам презентуется пакет акций – вот сертификат. Далее: для вас куплена квартира на берегу океана в столице нашей страны и автомобиль. Вот документы. Это договор найма персонального шофера и охранника. А это вам немного наличных на первое время. Да, чуть не забыл: я так привык с вами общаться по деловым вопросам, что не могу без вас обойтись и в личной жизни. Вот, Девица-красавица – кольцо – выходи за меня замуж. Я полюбил тебя! Согласна?
 Девица-красавица онемела от этого цунами, сглотнула слезы, зарыдала и упала на грудь Удачливого.
- Я тоже полюбила вас Майкл! Но я думала, что мы больше никогда не увидимся, что вы забыли меня.
Свет в салоне медленно гаснет.

Эпилог: «Цыплят по осени считают».

Выходит автор:
- Как же так получилось, что Девица-красавица, проявив на первом этапе своей бизнес-карьеры чрезвычайное упорство, способность разрешать многозадачные ситуации, привлекать и увлекать людей, вдруг все потеряла?
 Я много анализировал подобные ситуации и пришел к выводу, что личный успех в той или иной деятельности зависит от психотипа человека. Какого же было мое удивление, когда я узнал, что эти характеристики давно умеют определять и учитывать в жизни восточные народы. Куда там психологам европейского разлива! Индийцы выделяют насколько видов основных типов людей и множество подвидов, а все это сочетается еще и с методами астрологии. В современной неизотерической прагматической системе управления кадрами можно вполне определенно выделить два основных вида работ: «старт-менеджмент» и «перманент-менеджмент». Так вот, замечательная наша героиня великолепно справилась с решением новой для себя задачи, определила роли каждого члена команды, но не смогла принять во внимание грядущие социальные перемены в ее маленьком мирке, размером в несколько городских кварталов.

Пока Девица-красавица сама создавала новую для себя и своих товарищей реальность – все получалось. Наверняка были и ошибки и просчеты, но они быстро нивелировались и компенсировались усилиями команды. А когда создалась ситуация застоя, ситуация, которая сама менялась независимо от героини, предвидеть и приспособиться к этим изменениям не получилось.

Дай Б-г нашей героине счастья в новой жизни!

22.02.2020


Рецензии