Самые популярные фильмы в итальянском прокате

Первое впечатление зачастую бывает обманчивым. Когда я бегло просмотрел список самых популярных фильмов в Италии за всю историю, то сильно удивился предпочтениям итальянцев. Что с этими людьми не так? – подумал я. Кассовый чемпион всех времен и народов – оскароносный "Титаник" Джеймса Кэмерона не произвел на жителей Апеннин особого впечатления и по данным на 2019 год занимал всего лишь 15-е место в списке самых популярных лент (12,8 млн зрителей), отставая на 10 млн от лидера этого чарта – "Доктора Живаго" (1965) Дэвида Лина.
 
Чтобы по-настоящему оценить всю экстравагантность итальянцев, следует посмотреть на их соседей. Хорошо известно, что французы предпочитают отечественное кино, а не заокеанское, но фильм № 1 во Франции - "Титаник" (20,5 млн зрителей). Немцы сильно отличаются от французов своими пристрастиями, но и они не смогли устоять перед душераздирающей историей утопления корабля и Лео – "Титаник" собрал в кинотеатрах Германии 18 млн зрителей с огромным отрывом от второго места. Испанцы не похожи ни на французов, ни на немцев, но и в Испании "Титаник" побил все предыдущие рекорды проката и с 1998 года гордо красуется на первом месте (11,2 млн). А итальянцы предпочли "Титанику" 14 других фильмов, среди которых можно встретить полную дребедень. В чем причина столь странного поведения этих людей, которым человечество обязано изобретением цемента, спагетти и пиццы?…

Через некоторое время я понял, что немного ошибся насчет итальянцев. Они не так уж сильно отличаются от всех остальных человекообразных бесхвостых обезьян. Жители Апеннин "прокатили" детище Кэмерона по той причине, что в это время индустрия кино в Италии переживала жесточайший кризис, которые начался в середине 80-х годов. В этот период в стране резко упало число снимаемых фильмов по сравнению с лучшими временами 60-70-х, а количество кинотеатров сократилось с 5000 в 1985 году до 2600 в 1998-м. К концу 20 столетия итальянцы практически перестали ходить в кино, которое оттеснили на обочину итальянской истории телевидение и видео.

Своего дна итальянская киноиндустрия достигла как раз к тому моменту, когда до итальянцев доплыл "Титаник". Именно этот блокбастер и подсобившая ему "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньо (9,7 млн) стали точкой отсчета для возрождения киноиндустрии в этой стране. Если бы фильм Кэмерона добрался до зрителей Италии в более благополучные для кино времена, то я не сомневаюсь, что он был бы в первой тройке самых популярных картин итальянского проката – рядом с "Доктором Живаго", на который он очень похож. Детище Дэвида Лина - тот же "Титаник", в котором Омар Шариф – Лео, вместо "толстушки" - Джули Кристи, а тонущий корабль заменен на гибнущую Россию.

Второе место в списке самых популярных картин в Италии занимает шедевр Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" (1972, 21,8 млн зрителей). С ним все ясно: это великое кино рассказывает про житье-бытье итальянских бандитов в Америке и вполне очевидно, почему оно привлекло в кинотеатры толпы итальянцев. Это итальянский "Брат-2", созданный итальянскими американцами (Пьюзо, Коппола).

Третье место до сих пор удерживает американский пеплум Сесиля де Милля "Десять заповедей" (1956, 16,8 млн) с Юлом Бриннером и Чарлтоном Хестоном. В 50-е итальянцы очень любили пеплумы и всякого рода исторические драмы (которых они немало наштамповали и в самой Италии), поэтому не нужно удивляться, что 5-е место в списке кассовых чемпионов всех времен занимает "Война и мир" Кинга Видора (1956, 15,7 млн), 7-е место – "Бен Гур" (1960) Уильяма Уайлера, а 14-е – доморощенный пеплум "Улисс" Марио Камерини (1954, 13,1 млн) с голливудскими звездами Кирком Дугласом и Энтони Куинном.

Нет ничего удивительного в присутствии нескольких фильмов бондианы на вершине рассматриваемого рейтинга: "Голдфингер" (1964) занимает 4-е место (15,8 млн), а "Операция "Шаровая молния" (1965) – 11-е (14,1 млн.). Бонда любили все (хотя французы по понятным причинам – чуть меньше остальных) и итальянцы не исключение.
 
При всей объяснимости вкусовых пристрастий итальянцев по части кино, не могу не отметить, что определенные странности в их выборе все-таки присутствуют. Недаром итальянцев часто сравнивают с русскими – и те, и другие не всегда выглядят адекватными на взгляд со стороны. Иностранцы издавна не могли понять, почему русские все время играют на балалайке, сидя у самовара, и позволяют медведям гулять на улицах, а итальянцы вызывают недоумение у сторонних наблюдателей своей манерой разговаривать с собеседником, словно он глухонемой, дублируя слова жестами рук.

Странность русских (советских) по части киновкусов проявилась в паталогическом интересе к мексиканской мелодраме "Есения", а тщательно скрываемые сексуальные патологии у итальянцев проявились в необузданном интересе к "Последнему танго в Париже" Бернардо Бертолуччи (1972) – 6-е место среди самых популярных в Италии фильмов (15,6 млн. зрителей). Эта драма, интересная только людям, которые никогда не видели порнофильмов, является самой популярной итальянской кинокартиной за всю историю! Нужно учитывать, что данный фильм предназначен для взрослой аудитории, на который вряд ли могли просочиться подростки. Касса пеплумов в значительной мере пополнялась за счет интереса к ним подрастающего поколения, но за фильм Бертолуччи голосовали только половозрелые итальянцы. И это их не красит.

К счастью, для итальянцев, им удалось восстановить свою репутацию в моих глазах, когда я обнаружил в Топ-10 самых популярных картин 2 вестерна из классической "долларовой трилогии" Серджо Леоне: "За пригоршню долларов" (1964) – 8-е место (14,7) и "На несколько долларов больше" (1965) – 10-е  (14,5). Чуть меньше зрителей привлек в кинотеатры третий великий вестерн Леоне с Клинтом Иствудом "Хороший, плохой, злой" (1966) – 21-е место (11,3), но это вполне объяснимо – его продолжительность почти 3 часа.

9-е место в общем рейтинге застолбил еще один вестерн – на этот раз комедийный: "Меня все еще зовут Троица (1971, 14,5 млн) с Бадом Спенсером и Терренсом Хиллом –  самыми популярными итальянскими актерами 70-х.

В топ-20 итальянского проката также вошли: фильм-сенсация Федерико Феллини "Сладкая жизнь" с Марчелло Мастроянни (1960, 12-е место, 13,6 млн); комедия с великим комиком Фернанделем "Маленький мир дона Камилло" (1952, 13-е место, 13,2); драма Лукино Висконти "Леопард" (1963, 16-е место, 12,8); малоизвестная у нас американская мелодрама с идиотским названием "Любовь – самая великолепная вещь на свете" (1955, 17-е, 12,6);  мюзикл с самой красивой женщиной на Земле Джиной Лоллобриджидой и красавчиком Витторио Гассманом "Самая красивая женщина в мире" (1955, 18-е, 12,59), фильм с великолепной Лаурой Антонелли "Коварство" (1973, 19-е, 11,7) и никому неизвестная испанская картина "Хлеб и вино Марселино" ("Чудо Марселино", 1955, 20-е, 11,5).

Удивительно, но в 20-ке самых популярных в прокате картин нет ни одного фильма любимцев итальянской публики Витторио де Сика, Софи Лорен, Альберто Сорди, Нино Манфреди, Уго Тоньяцци, Адриано Челентано, Паоло Вилладжо…


Рецензии