C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Моя вторая жизнь

Я очень долго размышлял, публиковать это уже написанное произведение, или нет, но при здравом уме и пока неплохой памяти решил все же это сделать.  Тем более есть повод – 22 февраля исполнилось три года, как я начал публиковать свои произведения на литературном сайте Проза.ру.

У наших предков, живущих в начале прошлого века, было разделение на две жизни. Одна – до революции, вторая – после. Затем стали разделять жизнь до Великой Отечественной войны и после неё. А у нашего поколения, родившегося в послевоенное время, тоже есть свое разделение жизни – при советской власти и после.   А меня есть еще один рубеж, после которого началась моя вторая жизнь – до инфаркта и после. Тем более что после мне пришлось пережить еще и сложную, рискованную операцию на сердце.

Просматривая в Интернете подборку видеоматериалов о том, как сложилась жизнь известных артистов театра и кино,  то и дело натыкаюсь на два очень схожих у многих обстоятельства. Первое – у многих из них было по несколько браков, что у мужчин, что у женщин из среды работников искусства. У многих первые браки заключались в тот период, когда они учились в институтах, и обычно были весьма недолговечные. Второе обстоятельство – многие потеряли себя, когда им перестали предлагать роли, ушли в себя, кое-кто потерял семью, и многие спивались или кончали жизнь самоубийством.

Сейчас, когда мне уже идет восьмой десяток лет, я иногда вспоминаю прожитые годы, наполненные учебой, работой, общественной деятельностью, заботой о семье. Это моя первая жизнь, которая продолжалась 66  лет.  А есть еще и вторая, которая помогает снова пережить первую. Как так, спросите вы, уважаемые читатели? Да очень просто, я попытаюсь вам об этом рассказать.

Первая моя жизнь была очень активной как в физическом, так и эмоциональном смысле.  Детство и юность прошли в небольшом северном поселке, где я учился, дружил, влюблялся, помогал родителям, занимался спортом.  Не самое плохое время, скажу я вам. Сейчас, с высоты прожитых лет, вообще самое светлое, о котором вспоминаешь с ностальгией.  Потом студенческая пора, со своими проблемами и интересами. И об этом периоде есть что вспомнить.   А дальше три года службы на подводной лодке, где на мне лежало оказание медицинской помощи подводникам, со своими трудностями и опасностями, которые закалили мой характер.  И снова можно вспомнить и кое о ком рассказать.

А потом началась моя жизнь на «гражданке», работа врачом-рентгенологом в крупной городской больнице. Работа сама по себе интересная, да еще коммунисты больницы избрали меня своим парторгом, и выполнение этих обязанностей требовало от меня значительных усилий и времени.  К тому же, чтобы обеспечить семью с тремя детьми, мне приходилось много совмещать, так что частенько я приходил домой, чтобы только поспать.

Далее мой карьерный рост продолжился. Заведующий отделением, главный рентгенолог города Хабаровска, главный рентгенолог Хабаровского края и, наконец, чиновник крайисполкома. Вначале заместитель, а потом первый заместитель заведующего отделом здравоохранения.  И каждый раз это новые заботы, новые проблемы, которые хотелось разрешить. Поэтому всю жизнь я ходил на работу с интересом, и это позволяло не замечать время и нагрузки.

Я не буду дальше рассказывать о моем жизненном пути, об этом немало написано и желающие могут прочитать в сборнике «Воспоминания дальневосточника».  Считаю, что я был востребован на всех этапах своей первой жизни. Все это происходило на высоком уровне самоотдачи, с большими нервными и физическими перегрузками, которые, в конце концов, и сказались – я перенес обширный инфаркт миокарда.  На этом мой жизненный путь вполне мог и завершиться, если бы  скорая помощь не успела довезти меня до областной больницы в Тюмени, где реанимационные мероприятия начали проводить уже в приемном отделении.

Потом с помощью врачей я стал бороться за свою жизнь.  Инфаркт завершился образованием грыжи на стенке сердца, по-научному – аневризмы. К тому и в полости сердца образовался большой тромб. И то и другое осложнение  инфаркта могло привести к мгновенной смерти, поэтому 5 месяцев я жил буквально между жизнью и смертью.  Именно тогда я завершил написание своих мемуаров, предназначенных для потомков. Я не знал тогда, что написанием своих воспоминаний начал подготовку ко второй жизни в прямом и переносном смысле.  И, приготовившись таким образом, поехал на весьма рискованную операцию в Новосибирский НИИ кардиологии имени Мешалкина.  Именно в стенах этого института мне сделал операцию профессор Александр Михайлович Чернявский, который дал мне вторую жизнь. С тех пор я отмечаю два дня рождения - 20 июня  первого, и 27 ноября - второго.

Но полноценная вторая жизнь у меня началась не сразу, а только через полтора года. Это время я готовился к ней, если так можно сказать.  Вначале боролся с послеоперационными осложнениями и сердечной недостаточностью, потом реабилитировался. Все это, вы сами понимаете, было на фоне невысокой физической активности, что для меня, патологического трудоголика, было невыносимо. Вот тогда я и занялся написанием своего генеалогического древа.  Не буду далеко вдаваться в эту тему, о том, как я работал над этим, у меня написана отдельная статья.  Скажу только два слова – в моем генеалогическом древе на сегодняшний день 1102 человека, из них у 496 есть их фотографии. Попробуйте найти и написать древо хотя бы на 200-300 родственников, и вы поймете, какая титаническая работа была мной проведена.

Именно поиск моих близких и дальних родственников привел меня к результату, на который я не рассчитывал. Я нашел свою суженную.  Причем я её не искал, она сама вырисовалась среди тех, с кем я общался в поисках своей родни и родственных связей.  Здесь я хочу сделать небольшое отступление, чтобы поведать о моей семье в той первой жизни. Я рано женился, рано у меня появились дети, два мальчика и «лапочка дочка».  Женился, когда учился на 4-м курсе института, на девушке, которая лишь через много лет получила среднее специальное образование. Была пылкая любовь, секс, незапланированная беременность и рыцарское поведение.  А дальше было почти полсотни лет совместной жизни с человеком, с которым связывала лишь постель и забота о детях.

Пока я редко появлялся дома в силу большой нагрузки по работе, я не очень думал о том, что мы с моей женой разные люди. Были семейные ссоры, мы не раз стояли на пороге развода, но дети, а потом и внуки приводили к примирению, и такая жизнь продолжалась дальше. Но усталость от таких отношений совершенно разных по своему менталитету, интересам, образованию людей, накапливалась.  И мы стали относиться друг к другу совсем не как любящие супруги.  У нас появились разные спальни,  стали постоянными ссоры по пустякам. Мой инфаркт, произошедший после одной из таких ссор, привел на время к тому, что ссоры отошли на второй план, меня стало больше интересовать свое собственное здоровье.

А потом я увлекся работой над генеалогическим древом. Вот тогда у меня началась переписка с моей кузиной Галей, на шесть лет младше меня, с которой мы знакомы с детства.  Наши встречи по жизни были редкими, в компаниях родственников, а последние 30 лет вообще прекратились. Хотя мы знали о существовании друг друга, я чуть больше о ней и её жизни, а она вообще только то, что я еще жив. Поэтому нам стало интересно узнавать, как прошла жизнь другого, и наша переписка стала весьма интенсивной. А потом начались рассуждения на общечеловеческие темы, и я понял, что у меня с моей кузиной почти все одинаковое – и взгляды на жизнь, на историю страны, отношение к людям.  А когда она сказала, что умеет писать компьютерные программы и может помочь мне в оформлении генеалогического древа на компьютере, возникла идея приехать к ней в гости и вместе поработать над этой программой. Вообще-то их в Интернете много, но обычно они рассчитаны на две-три веточки генеалогического древа, т.е.  на 50-100, максимум 200 человек, а у меня было уже за полтысячи.  Я высказал свое предложение, и оно нашло положительный отклик.

Тут ко мне пришло приглашение моего дяди приехать к нему на его юбилей в Питер, я согласился, решив сразу проехать чуть дальше, в Москву, навестить заодно и кузину. Вот так я оказался рядом с ней.  Реальная жизнь только увеличила наши симпатии  друг к другу, которые появились еще при переписке.  Началась работа над семейным сайтом, и параллельно я зарегистрировался на сайте «Одноклассники».  Разметил несколько старых фотографий из своей жизни, на одну из которых откликнулась незнакомая женщина. Она искала знающих её дальнюю родственницу, которая оказалась на моей фотографии из больницы.  Она тоже работала над своим семейным сайтом. От неё я и узнал о существовании международного сайта с очень удобной схемой генеалогического древа. Попробовал, понравилось, и работа закипела.  Галю я не стал напрягать. Но она не могла сидеть без дела.  Такого разностороннего человека я до этого не встречал.

Во-первых, она прекрасно и очень быстро писала стихи. Очень ловко у неё получалось буриме, в Интернете, где  она соревновалась с другими любителями буриме, её очень высоко ценили. Она показала мне свои многочисленные стихи, которые писала к праздникам в своей семье еще со школьных лет.  Очень точно, и смешно, как раз для Новогоднего праздника или дня рождения.

Очень начитанная, она обладала и хорошим языком при написании прозы. Уже после того, как у меня получилось на литературном сайте, она там тоже стала публиковать свои произведения под псевдонимом Анастасия Обнорская. Я все их слышал еще до публикации, и они мне очень понравились.

Несколько раз она бралась за раскрутку чего-либо по заказам. И там тоже добивалась успеха.  Рекламируемые с помощью её товары или услуги обычно скоро появлялись в ТОП-10 на некоторых сайтах в Интернете.

К тому же она была большая любительница всевозможных поделок, и на этой стезе много чего добилась.  Делала даже мебель из картона, а уж всякие более мелкие поделки типа абажура, шкатулок, появлялись за считанные дни. Не менее классно она и вязала, причем сочетала это с просмотром кинофильмов по Интернету.

Как я уже написал, Галя практически ничего не знала о моей жизни.  Узнав, что я написал свои мемуары, она заинтересовалась и попросила почитать. Они были на дискете,  сбросить их на компьютер не составило большого труда.  Кузина в это время вязала платье своей дочери. Обычно она это делает,  смотря какой-нибудь фильм на экране компьютера.  А тут роль героев фильма стал играть я со своим чтением того, что было в моей жизни и оказалось интересным услышать Гале.  И когда я закончил чтение через несколько дней, она заявила, что я проделал большую работу, в мемуарах рассказывается  о реальной жизни в стране за почти семьдесят лет, много реальных людей, моих одноклассников, однокурсников, коллег и сослуживцев, которым  мои мемуары могут быть интересны.  И не только им.

Галя была дамой очень активной. В тяжелые 90-е годы начала свой бизнес, который успешно  развивался 16 лет.  Как выпускница Хабаровского педагогического института, работавшая в школе милиции и преподававшая иностранные языки, она лучше знала сферу образования и те проблемы, которые в ней появились во времена Ельцина и его министров-реформаторов.  Поэтому создала учреждение, в котором соседствовали школа, колледж и институт, а также издательство. Правда, это было уже в прошлом, тяжелая болезнь и всякие привходящие обстоятельства заставили завершить с бизнесом, но опыт остался. В том числе и в плане издания различных книг, брошюр, учебников.  Я же был весьма далек от всего этого, писал ведь для своих близких и родственников.

Так в сфере моих интересов появился литературный сайт Проза.ру, куда я поместил свои мемуары в сборнике «Воспоминания дальневосточника». Потом написал несколько коротких очерков, миниатюр и разместил там же. С удивлением увидел, что их читают, и количество читателей все увеличивается. Значит, Галя действительно была права,  то, что я пишу, находит отклик у читателей. Так началась моя вторая, но уже полнокровная жизнь.

Как же она протекает уже третий год, с тех пор, как я стал публиковаться на литературном сайте?  Встав утром и выпив теплой  воды с медом, чтобы запить утреннюю порцию таблеток, я сажусь к компьютеру. Просмотр почты от многочисленных моих друзей занимает разное время, иногда весьма продолжительное.  Потом я завтракаю и начинаю писать. Самое трудное – это найти подходящий сюжет. Временами я стараюсь откликнуться на юбилейные даты каких-то известных людей, или вообще  симпатичных мне. Например, такими были известные советские певцы Владимир Трошин, Марк Бернес, Александр Вертинский, Юрий Богатиков, композитор Александра Пахмутова и поэт Михаил Танич, о которых я написал свои очерки.  Для этого я ищу в Интернете что-то интересное и мало известное об этих людях, которые были популярными в свое время, а кто-то уже ушел в мир иной. Вообще находить интересное в жизни людей, т.е. расширить познания в истории, очень увлекательно, и занимает весьма много времени у меня.

Получилось, что я стал кем-то вроде летописца истории некоторых медицинских учреждений или специалистов здравоохранения в Хабаровском крае.  Эти короткие очерки, статьи нравятся моим землякам и коллегам, и они просят продолжать писать историю Хабаровского края.  Я много лет проработал в здравоохранении, много что осталось в памяти и просится на бумагу для того, чтобы не исчезнуть бесследно.

Тоже самое я делаю с историей своей малой родины – Херпучинского прииска. Для этого мне пришлось поднять много различных источников, прежде чем появилась история освоения нижнего Амура, Приамгунья, и родных поселков - Херпучей и Оглонгов.  Мне удалось привлечь к написанию своих воспоминаний моих земляков – Александра Манякина, Любовь Хохлову (Димаеву), Веру Фоменко (Малинину), Виктора и Ирину Глотовых, Татьяну Куликову (Чебота),  Ангелину Черкашенинову (Шохину), Галину Егорову (Коршунову), Альбину Исакову (Зиганшину), воспользоваться стихами Александра Урванцева и Людмилы Кетовой, а также страницами из мемуаров Виктора Пастернака.  Получился альманах, в котором рассказывается об истории нашей малой родины за 150 лет её существования. Этот альманах есть на моей странице в литературном сайте, а также вышел отдельной книгой под названием «По волнам нашей памяти».  Кроме этого, из-под моего пера вышла еще две книги. Одна – об истории освоения нижнего Амура под названием «Возвращаясь к истокам», а вторая о жизни моего отца под названием «Повесть о настоящем Учителе».  И только что вышла из печати четвертая – сборник «Избранное», который я рассылаю желающим иметь его в своей личной библиотеке. Получилось, что я сам себе сделал подарок к 3-х летнему юбилею на литературном сайте.

Некоторые произведения появляются в течение дня, другие пишутся дольше. Особенно рассказы и новеллы, написанные по своим личным воспоминаниям или услышанным от моих земляков, коллег.

В своей первой жизни я был достаточно публичным человеком.  Меня знали мои  земляки и соперники по спортивным соревнованиям в школьные годы,  500 сокурсников в институте,  2,5 тысячи сотрудников 11-й городской больницы как парторга,  еще не менее тысячи сотрудников рентгеновских кабинетов как главного рентгенолога края, и не менее пяти тысяч медицинских работников как краевого чиновника.  Сколько телезрителей видели меня в нескольких передачах по Хабаровскому телевидению и сколько слушателей слышали радиопередачи с моим участием по Хабаровскому радио, сказать невозможно.

А вот о моей второй жизни знают те 50 тысяч моих читателей, которые зарегистрированы на литературном сайте. Причем все это подсчитывается автоматически, без моего участия. Рекорд прочитанных за сутки моих произведений  - 865, это случилось 28 января 2020 года,  есть еще 827 прочитанных произведений 16 января,  797 – 14 января, 764 - 3 декабря 2019 года. Чуть  меньше – 689 произведений было прочитано 2 декабря.  Цифры за 500 прочитанных произведений  почти ежедневно отмечаются на сайте Проза.ру.  все последнее время.  Раннее  количество моих произведений, прочитанных за сутки,  колебалось  от 300 до 400  произведений.  Причем новых читателей прибывает примерно 50-60 за сутки, значит, остальные произведения читают «старые» читатели. Выходит, мои произведения нравятся читателям, это видно и по рецензиям, комментариям,  как на литературном сайте, так и в социальных сетях.

Я знаю медицинскую статистику в советский период и в настоящее время, которая свидетельствует о том, что смертность мужчин после 60 лет значительно превышает смертность среди их одногодок-женщин.  Знаю и то, что мужчины из сельской местности живут немного дольше мужчин-горожан.  И знаю объяснение  этому  как врач.   Все дело в том, что в 60 лет большинство мужчин в Советском Союзе выходили на пенсию, меняли привычный образ жизни  и не находили себе занятия, мало двигались, проводя время на диване или во дворе за столом с домино.  И тогда их настигали болезни и преждевременная смерть. А вот у женщин и на пенсии забот и работ хватало, в первую очередь домашних, в том числе и у живущих в городах. Многие заводили дачи, где на свежем воздухе двигались.  Поэтому и сельские мужчины жили дольше. Им домашних забот хватало – заготовить двора, наносить воды,  работы в огороде, да если еще охотник или рыбак – все занятие по душе.

Поэтому я очень рад, как у меня протекает моя вторая жизнь, что в нашел свою нишу в жизни.   Каждый день я занят творчеством,  мне хочется читать о чем-то новом и делиться этими новостями со своими читателями.  Стараюсь каждый день бывать на улице, покупать что-то нужное для дома. Надо еще не забывать вовремя пить лекарства, для меня это жизненно-важно.  Ко мне периодически приезжают мои дети и внуки, а так же мои земляки, с которыми я поддерживаю постоянную связь.  Это вызывает интерес,  и тем самым я продлеваю свою жизнь. Надеюсь и дальше радовать своих читателей своими произведениями.


Рецензии