На боевом посту. Заполярье. Пролог
А сны бывают с одним и тем же, как раз повторяющимся сюжетом, что меня снова призвали служить туда же!? Удивительно, но – факт, я радуюсь этому безмерно.
Об армии я написал немного. Пока не готов раскрыть эту тему на достойном уровне. Но как-то написал уже после службы «Офицерский вальс» – чисто для внутреннего употребления, спел и разослал бывшим сослуживцам. Текст я немного поправил сейчас, но в нём сохранились некоторые кодированные приметы уже ушедшего времени.
Господа офицеры,
тост дежурный –
«За дам!».
Пусть взлетают эСэРы*,
нынче в смену не нам.
Наливаем полнее,
под возвышенный слог,
за любовь, что сильнее
романтических строк.
За любовь без упрёка,
пока цели летят,
выпьем стоя, без чока,
пусть нас жёны простят.
Наших жён мы любили
сгоряча будто впрок, –
нам на быт отводили
слишком маленький срок.
Нашим жёнам досталось
обходиться без нас,
но мы всё наверстаем,
когда выйдем в запас.
Как мы их заласкаем,
как возлюбим вдруг их,
если только дотянем
до времён мы таких.**
Припев: Мы домой приходили,
Не снимали сапог,
Нам на быт отводили
Слишком маленький срок.
* SR-71 (в обиходе ПВО-шника Заполярья звучало, как эСэР) – самолёт-разведчик НАТО, постоянно достававший нас своими шпионскими пролётами вдоль границы СССР, особенно в обед по вторникам. В принципе нам было известно заранее даже о подготовке к старту этого чуда-монстра на авиабазе Милденхолл с момента прогрева двигателей, но это не изменяло порядок действий сторон.
По сигналу «Дрофа» – Готовности №1 – весь дежурный расчёт должен был прибыть на командный пункт не более чем через 5 минут после объявления тревоги (по телефону). Для этого нужно было пробежать с полкилометра, преодолевая крутой подъём на сопку в любую погоду. Случалось такое удовольствие и ночью, когда дивизион заступал на охрану воздушной границы СССР. Но хуже всего было стартовать с набитым желудком из-за стола или, бросив ложку – голодным, а вот по вторникам так и случалось. НАТО-овцы словно издевались над нашим пищеварением. Для нас это происходило в таком режиме: месяц – боевое дежурство, месяц – плановая боеготовность при казарме. Так вот дома во время дежурства сапоги на ночь я располагал в изголовье кровати. Но это в свободные по графику ночи от боевого дежурства в составе сокращённого состава дежурной смены. А сокращённый состав и вовсе всю ночь напролёт проводил на позиции в так называемом ДКП (дивизионном командном пункте, который мы построили практически силами самого личного состава дивизиона!). Вообще мы готовили позицию под следующее поколение ракетных комплексов ПВО – С300, в том числе сооружали хранилище ракет и дороги. И построили, и комплексы нового поколения взамен нашего героического С-75, встали на боевое дежурство. За что наш командир получил орден Красной Звезды, что для мирного времени – большая редкость, а я от командира – благодарность за добросовестную доставку асфальта из Североморска, чем тоже приходилось заниматься.
** Это по поводу поговорки ПВОшников – «Как увижу СРЦ, так меняюсь я в лице». Имелось в виду, что при включении передатчика станции разведки и целеуказания воздушных объектов (СРЦ) от соответствующей антенны отделения разведки шло мощное электромагнитное излучение, в поле которого находилась практически вся стартовая позиция. Её включение сопровождалось вращением антенны. Вред от излучения мужскому организму был обычной темой дежурного персонала. Подтверждался он или нет – вопрос ещё тот ли, но появление помех – писков, даже в наших домашних радиоприёмниках и в телевизорах, было очевидным. А кроме передатчика СРЦ, включались периодически: СНР – станция наведения ракет, дальномер (так называемый «подхалим», потому что его антенна не только вращалась, но и «кивала» вверх-вниз), был ещё излучатель «свой-чужой». Так что факторов, для выпадения волос и не только – хватало. Добавьте сюда вреднейший аспект – топливо, но это на случай аварии, и, наконец, потенциальное наличие «спец.изделий» – начальником хранилища которых был по штату дивизиона и я – как командир второго стартового взвода.
А охраняли мы ядерный подводный щит Родины – Северный флот.
Свидетельство о публикации №220022200519