Театральные зарисовки

                В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
                Я думаю, учителя поймут меня. Легче дать шесть уроков подряд в самых сложных классах, чем вывезти класс куда-нибудь на экскурсию или в театр. Я имею в виду дорогу, во время которой учитель и дети находятся под пристальным вниманием пассажиров автобусов, троллейбусов, метро и прохожих.
                Где вы видели, например, пятиклассников, спокойно стоящих или сидящих в общественном транспорте? Обязательно кто-то толкается, смеётся, громко разговаривает, а бедный учитель пытается угомонить разбушевавшихся, выслушивая едкие замечания «правильных» пассажиров по поводу невоспитанности школьников, равнодушия учителей и отсутствия методов работы с детьми.
                Несмотря на дождливый осенний день (вот уж не повезло с погодой!) везу своих жизнерадостных пятиклассников в театр. Двое самых «тяжёлых» ребятишек стоят рядом со мной: Коля, известный всей школе своим буйным характером, и Лена, славящаяся своей рассеянностью. Если класс идёт направо, Лена – налево. Приходит в школу в сапогах, уходит домой - в сменной обуви.
                Вот мы и в театре. Добрались благополучно. Коля при мне, держу его за руку, а где же Лена? Оглядываюсь по сторонам, спрашиваю детей, не видели ли Лену. Просторное фойе. В центре – огромная толпа взрослых и детей плотным кольцом окружает рояль, из которого доносятся проникновенные звуки. Шопен. «Вальс дождя».
                Пробиваюсь к музыканту и вижу… Лену. Маленькая, толстенькая, с разрумянившимися щёчками, вся во власти музыки. Пухленькие руки летают над клавишами, издавая звуки грустной мелодии. А вокруг – притихшие слушатели. И такая гордость охватила меня! Это же наша Лена, наша рассеянная Лена, собрала такую большую аудиторию, подчинила её своим талантом, заставив замолчать и слушать музыку великого композитора.

                ЗНАКОМАЯ МЕЛОДИЯ
                Вот и подросли мои пятиклассники. Уже восьмиклассники! Идём в театр смотреть пьесу, входящую в школьную программу. Пришли. С ужасом узнаю, что спектакль отменили. Можно сдать билеты в кассу, а можно посмотреть другой, назначенный вместо него.
                Советуюсь с классом, что делать. Все за то, чтобы посмотреть спектакль, если уж приехали.
                Начинается спектакль. Открывается занавес. На сцене – двуспальная кровать, в которой муж и жена. Сердце у меня сжалось. Что там будет? Я же с детьми. И драма началась. Плохо помню содержание, так как всё моё внимание было заторможено, я боялась каждой реплики. А разговор был про измены, про любовниц, про деньги. Летали подушки, сыпались угрозы, лились слёзы.
                На следующий день ко мне пришла взволнованная мама одного ученика с просьбой рассказать ей, о чём был спектакль. Когда она стала расспрашивать о нём сына, тот на все вопросы отвечал: «Как у вас с папой», «Как вы с папой», «Да всё так, как и у вас каждый день».

                СИЛА ИСКУССТВА
                Какое счастье! Я – в театре! Без класса! Пришла посмотреть спектакль «Пиковая дама». В гардеробе много школьников, шум, суета. Рядом со мной учительница спорит с учеником. Ученик, невысокий худенький мальчик с рыжими волосами, держит в руках шуршащий полиэтиленовый пакет, из которого торчит огромная упаковка чипсов и двухлитровая бутылка «Кока-Колы».
                - Нет, я не пущу тебя в зал с этой сумкой, - решительно заявляет учительница. - Ты будешь хрустеть во время спектакля. Сдай сумку в раздевалку, съешь всё после, - уговаривает она мальчика.
                Неохотно, мальчик уступает просьбе учительницы и сдаёт «перекус» в гардероб.
                Звонок. Все устремляются в зрительный зал. Поневоле, ищу глазами бедную учительницу, всё внимание которой обращено на учеников, разбросанных по всему амфитеатру: места оказались в разных рядах.
                Мне «повезло». Учительница, посадившая рыжего мальчика рядом с собой, оказалась двумя рядами впереди меня, так что я видела, как она внимательно осмотрела своих детей, сидящих небольшими группками в разных углах амфитеатра, и приготовилась смотреть спектакль.
                Рыжий мальчик продолжал крутиться, высматривая в театральный бинокль сидящих в зале. Зрители шикали на него, изредка учительница наклонялась к нему, призывая, наверное, не вертеться.
                Спектакль шёл своим чередом. Сцена жила своей жизнью, рыжий мальчик – своей. Он изнывал, рыжая голова клонилась то влево, то вправо, то исчезала, прячась за спину сидящей впереди женщины. Та оглядывалась, что-то сердито шипела ему.
                А Германн на сцене уже узнал три заветные карты: тройка, семёрка и туз.
                Рыжий мальчик вдруг замер и стал следить за игрой актёров. Я видела его неподвижную спину, тоненькую шею с копной рыжих волос.
                «Вот она, сила искусства!», подумала я с радостью. «Победила вертлявого подростка. Классика – она и есть классика! С каким напряжением смотрит спектакль, не шелохнётся!».
                Вот уже Германн выигрывает, поставив все деньги на тройку. Ещё больше выигрывает, поставив на семёрку. Вытаскивает третью карту и заявляет, что его туз бьёт даму, но, взглянув на карту, видит, что вытащил не туза, а даму, и в ужасе кричит: «Старуха!».
                - Проср.л! - громко завопил вдруг рыжий мальчик и вскочил с кресла.
                - Всё проср.л! - торжественно-зловещим голосом повторил он и откинулся на спинку кресла.


Рецензии
Отличные зарисовки! Все очень образно и правильно подмечено, к тому же, с юмором.
Одна моя знакомая учительница рассказывала, что когда дети плохо вели себя в транспорте, ей было так стыдно, что ей ничего не оставалось, как делать вид, что она вовсе не с ними едет, а сама по себе.А в театре - это все равно, как рабочему смену отстоять: все время быть в напряжении, как бы ученики не помешали другим "нормальным" зрителям смотреть спектакль. Все-таки я против таких массовых походов. Это дело семейное.
А за рассказ спасибо.
С уважением,
Тамара Филатова

Тамара Филатова   15.03.2020 21:27     Заявить о нарушении
Мне иногда кажется, что слишком многое перекладывается на плечи учителей. А семейный поход в театр теперь многим семьям и не под силу.
Спасибо, Тамара, что прочитали и разделили "муки" учителя.

Галина Марчукова   15.03.2020 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.