Очерк. С любовью об Усть-Кумирской школе и творцах

          
          К  50 летию  со дня   начала   работы Усть-Кумирской  школы .




Турган изи бар болды ,
Барган  изи йок болды !   
Где  стоял ,  следы  остались .
Куда   ушёл,  не   видно следов .
 ( алтайская пословица )

               Я прочитала   статью   Г,А Носковой  к   50  летию.  Усть-Кумирской  средней    школы  , напечатанную в районной газете «Голос  времени «    Кому же ,  как не  ей  , жительнице    села  и знающей     всю  жизнь  и деятельность населения   , написать ? . Статья  хорошая , правильная  Перед праздником  школы   я могла  написать  свои  воспоминания  , но не будучи  жительницей  села  , просто решила , что  кто-то напишет  своё  , более близкое и нужное  .  И  сейчас я   просто   постараюсь не затрагивать то , о  чём  сказано  в статье . Кое -что напишу  вдогонку   50 летию школы  , так как присутствовала в день открытия  школы и знаю ,  как   стала   функцианировать школа  в  первые годы ,  ведь нас . старых  работников  школы,осталось  не так   уж много
   
   И так ,   я,бывшая   учительница Усть-Кумирской  школы  Филиппова- Эльвира  Геннадьевна,  хочу   поделиться  воспоминаниями  о том   времени ,  когда начала работать школа  ,  плавно  перелившись из Талицкой    семилетки в    среднюю Усть-Кумирскую  школу  Хочу  вспомнить тех , кого  уже нет , хоть назвать   фамилии , имена  , их дела  , чтобы   помнили , чтобы след их  не затерялся в памяти других поколений  Вспомнить их  с любовью и признательностью  за то . что они прошли определённый отрезок  времени со мною и  влияли на   моё преобразование  и становление   как   человека .

       
   Но начну  с воспоминаний не столько далёких , а там  как уж «карта ляжет». В начале текущего  века две подружки  решили  посетить милый нашим  сердцам Усть-Кумир, который по разным личным причинам покинули Но  всегда в сердце  оставляли  место  ему ,  школе , людям ,  с которыми подружились ,именно начиная с года  открытия  школы  в селе
   И так , стремительно подъезжаем к селу У меня в голове тревожные мысли Где же  мне остановиться ночевать? Прошло больше 30 лет ,  как я  уехала из  села  Помнит ли   кто меня ? Живы ли те  , кто когда-то составлял часть моей жизни? Лариса Николаевна  Романова  позднее  уехала , у неё  больше   шансов на добрую   встречу Да она никогда и не теряла связи  людьми этого  села  Она такая !
   Мы останавливаемся в  самом начале главной   улицы , у дома Головиных Галины  Борисовны и  Михаила  Тимофеевича Хозяйку  я знаю давно , но   как сестру одноклассника . Однако  вижу , что  моя  Лариса обнимается  с нею, а муж Ларисы  Виктор Петрович   вынимает  вещи из багажника  машины    Вот  скоро я забыла о своих тревогах
  В нашем распоряжении оказался    целый дом на другой  стороне    улицы  . Шум Чарыша  там слышен  был  сильнее Здесь жила дочь Галины Борисовны с мужем  .Но они были в отъезде . Мы  расположились по  -царски в невыносимо  чистых  комнатах . Вот  повезло   с ночлегом !. Хотя думается , что никто из  старых  жителей не отказал бы нам  в ночлеге  ,в  чём  мы  и  убедились  на следующий день , когда  шли по     улице Уже в потёмках появился   хозяин дома , неведомо  как   узнавший на покосе в Санаровке, что  к ним прибыли гости  . Доброжелательный  жест и   весёлый  взгляд окончательно вытеснили  неловкость нашего  появления  Это же  гостеприимные     усть- кумирцы !  Давно было заведено так К  кому гости приехали -вся деревня знала   .Узнал и он .

   Утро  нас  встретило   великолепной  погодой и  как-то   вроде  затихающим  шумом  Чарыша  После обильного  ,   вкусного завтрака ,  каким    угощала гостей  Галина , мы решили пройтись по главной улице. Когда  солнышко окончательно   прогрело  воздух , прифраерившись кто  как мог , мы с волнением  в сердце   вышли из дома и пошли вперёд. Перед нами   уходила  вдаль знакомая по  многим домам и жителям и незнакомая   в чём-то  прямёхонькая  главная  улица.

   Но что это ? Почему   улица такая   узкая ? Ведь не придвинулись же дома  друг  к другу за наше отсутствие ? Остановились и смотрим  то на  улицу , то друг на друга  Мы в  улицу же вдвоём не  влазим  ! Такие  стали старые  , толстые и неуклюжие  .! Недаром   поэт  Ваншенкин  сказал: « Не меняются сами  события , но   жестоко меняемся мы !» Мы жестоко  изменились — из тоненьких девчушек , стройных и  красивых ,   превратились   в  неуклюжих толстоватых тётенек .  Мне даже  на минутку  захотелось идти назад ,  в спасительное нутро  чистейшей    квартирки Но преодолев  это состояние печали и растерянности,  мы  мужественно двинулись      вперёд .
              А  улица помнила нас теми , молодыми , ей  всё равно было  ,  как мы  сейчас  выглядим На  встречу шли люди  , радостно   всплёскивали руками , здоровались ,  что-то  спрашивали , о  ком -то говорили , расспрашивали о житье-бытье  нашем и попутно  говорили о  своём , приглашали в гости , звали на обед . Неподдельная радость от   встречи .. Это   уж Усть-Кумирское  !Это были   гостеприимные  усть-кумирцы  , которым было  с нами интересно  Они    узнавали нас , порой   едва   были   узнаваемы нами. Нас останавливали на дороге , к нам  прибавлялись  проходившие  люди Мы обнимались  , стояли долго , вспоминая прошедшую жизнь . И только потом  двигались дальше , когда нас уже отпускали жители . Долго мы  шли до магазинов в   центре   села  , до здания больницы , до школы  .  А одна  женщина  , обнимая нас ,  сказала :» А  уж  вся деревня знает , что   вы приехали !«Пожалуй ,  мы бы только  к вечеру  могли дойти бы до  конца этой   главной   улицы ! Вот они и воспоминания  , о  которых  речь шла в начале ! От  открытия  школы  в 1967 году осенью ,от первых дней  работы   в школьном  коллективе   и до того ,  как мы покинули  это  село  , ставшее  для нас родным  уголком , нашей  любовью  и воспоминанием о прожитых годах.

   Меня  после окончания пединститута  в 1965 году направили на работу в Талицкую  семилетнюю школу учительницей русского   языка и литературы   Вот  здесь я и прошла  пору  становления  учительницей , общественницей , да и просто  человека взрослеющего ,  чему помогали ученики , их  родители  и проблемы в личной жизни ..На нас ,молодых, ещё оказывала  влияние старого образца интеллигенция ,   умеющая и слово доброе подать и  ложку  с вилкой держать по этикету (уж этому в институтах наших не  учили ) Такой   учительницей  для молодёжи была  Аделаида  Васильевна  Медведева . Всё  школе она    умела делать  сама . Я думаю , что дома она и топором   владела  заправски  К нашему приезду она  уже была опытным    учителем . Высокого роста , белокурая женщина  с грубовато-зычным  голосом

….Она  вела   математику  в школе   Какой это был разносторонний развитый   человек ! Она была  истинным   учителем  жизни  , не только   учителем  математики  , была истинным   классным руководителем . Остались ли люди  , которые    учились   у неё ? Помнят ли они   её  ?.Но  эта   учительница   умела  многое делать Она и  оказала   первейшее  влияние  на становление  меня   как   учительницы  . Странно , да ? Я прибыла  сюда   , чтобы работать   учительницей русского   языка и литературы . А  влияние   учительница  математики .. Да    она  ещё много  могла и    умела  ! Она   искренне  любила  свою   математику! Но могла  взять  в руки аккордеон и запеть песню  , но могла прочитать не только стихотворение какого-то  автора  , но и  к случаю  сочинить   своё  , но могла    рисовать , но могла сплясать , могла  что-то рассказать  смешное  , могла посочувствовать ,   могла  помочь ненавязчиво  , могла  многое  другое ..
   И  всё это потом пригодилось     в работе  в школе  А её живая  школьная  газета    что только  значила  для    учеников и   учителей ., где каждая страница  озвучивалась  детьми или  ставились   какие-то  смешные   картинки из жизни  школы или   класса .  Продолжается  ли эта  традиция в школе  газетная ныне .? Становление  меня   как  учительницы ,  дисциплина  на  уроке , доходчивое  объяснение    материала  -  всё это   проходило  под   чуткой и ненавязчивой  помощью   Аделаиды  Васильевны . Может быть, она во мне  видела  дочь  своего коллеги ?   Я увидела  на снимке из  статьи Носковой  ГА   , где она с музыкальным инструментом , рядом  нею  справа   своего отца  . Узнали отца  и мои  сёстры . Неужели мы могли ошибиться ? Вообще   отец был   учителем , мог быть  в школе   в  качестве инспектора  Она опекала  как-то  меня   по-особому   и сочувствовала от души моим неудачам . в работе  ,  а потом   в личной жизни.
  Вот дали  мне  класс  6 ,   вести  русский   язык и литературу . А  помещение  этому   классу (тогда  ещё не переходили из   кабинета  в кабинет ) дали    в ограде  школы  . Он не помещался в основном здании  Ученики     чувствовали  себя   вольготно там . Завуч редко появляется у них .   А директор и совсем не бывает Дисциплина в классе была  слабая,. особенно   у молодых  Вот этот  класс  для меня  стал испытанием на прочность  Шум , гам на  уроке  ,  выкрики ответов , . хохот А один мальчик ( не помню его   фамилию ) так  просто мог   встать  и побегать,  как  козёл , по партам . Все смеялись .. А  у меня ни физических  сил , ни  учительских не было возможностей  остановить это . Совместными   усилиями завуча и Аделаиды  Васильевны мы  ставили  класс  в какие-то рамки  , но это  было  далеко до нужного Год  я промучилась   с ним .И только  потом  поняла,   как-то  изменившись   внутренне  сама , что значит  держать дисциплину на   уроке  и  чем держать   внимание  детей . Испытание на прочность  я прошла  Этот опыт пригодился  мне и  в других школах .

   Из молодых   учителей она  выделяла больше  меня и   Ларису  Николаевну  Романову , даже приглашала нас  домой  ,  чего  не было  другим   Несколько раз  я была     у неё    в гостях . Жила она  со  своей  старенькой  мамой .. В небольшом  домике с маленькими комнатками было тесновато . Помню ,  как  тесно было и непривычно в комнате  , где не помещалось никак   зеркало , большое  старинное   трюмо  в рамке с деревянной резьбой .,  в котором  я отражалась  вся ., от головы до пяток . Таким   я его помню  , стою . отражаюсь    вся  , а отойти некуда ... С  удовольствием и со странным  чувством интереса я рассматривала  старинные   платья  , которые показывала  мне  Аделаида  Васильевна , их она мне давала для  выступлений на  сценах  Я походила  в них на дворянку , молодую  и красивую Эти  платья были из прошлой жизни   женщин Говорили  тогда , что на совещания учителей  в Усть-Кан мать и дочь  ездили на   дамских   велосипедах ,  целых   45  км . Наверное , в  этих  платьях такими  прекрасными  всадницами на дороге . !
   Аделаида  Васильевна и  в своей   страшной болезни была   сильной  Какие страшные  испытания пришлось  ей пережить?  Они , говорили люди , переехали  сюда откуда-то  с Урала , может быть были из богатой  семьи Ну  кто-то из школы пишет историю этой  семьи  сейчас ? Ведь живы  ещё дети  Какие-то воспоминания остались  в селе  Я же с благодарностью   вспоминаю эту   учительницу , которая показала   своей жизнью,  каким должен быть    учитель  в школе  И до сих пор  её помню

   Наконец  в сентябре  1967 года   весь  коллектив стал собираться в новую  школу , что была построена в Усть-Кумире  Я не говорю о том  , что   все без исключения  помогали   в том , чтобы  быстрее перейти ., но многие    родители  приходили Ходили классы с классными руководителями  конопатить  стены  ,   убирать  мусор строительный  вокруг   здания , мыть полы и  прочую работу  делать . ,   чего  не доделали строители  Уж очень хотелось   всем  побыстрее перейти  в новую  школу.
 
   И вот  в  чистеньких новых  классах начались занятия . !  В первый день занятий    школа   пахла  ещё  краской и   чистотой  И возни    учеников  не слышно было , они ещё не освоились , ходили   чинно по  коридору и  наверное  , сами  себе   удивлялись . Это был  праздник  для  всех : для родителей  . ,для   учителей  и для   учащихся .! Те учителя , которые жили в Усть-Кумире , облегченно  вздохнули — не надо  идти 5   км .до Талицы  на работу  . А те  кто жил в Талице  , стал задумываться ,  как же быть с жильём .

   С  воодушевлением  коллектив шёл на работу  в школу и  с не меньшим  воодушевлением отправлялся  после   уроков  на  общественную  работу . . Но за неё  не платили   даже  копейки  . а  иногда   учитель должен был отдать общественности целый день  .Но  в голову не приходило   просить   какой-то платы  за  агитацию на   выборах , за чтение  лекций и бесед в отделениях  совхоза  .  за   участие на  собраниях разного рода и прочей  жизни   села Вообще это были 60-70 годы  -годы  становления  коллективов ,  годы расцвета  интеллектуальной жизни,  годы   активной работы во  всех  сферах   , годы развития  художественной  самодеятельности  во   всех  коллективах  в селе ., а  уж  школа была   в первых числах .Да и  вся страна вздохнула облегчённо ,отряхнулась от прошлых  проблем и шла на работу  «как на праздник «!
           Как хороши ,  как  свежи были розы ! - можно  много раз  повторять слова  поэта  о той   поре,. когда  мы были молодыми , не смотря на проблемы , которые ставила перед нами жизнь

…. Именно  Усть_-Кумирская школа ,  её   учительский  коллектив  ,  стал  для  меня   хорошей  стартовой  площадкой   для многих  начинаний  в моей жизни Тогда    не было в сёлах  телевидения , интернета , кино привозили редковато  ,   электрический  свет    включали , но    не  сутки  Поэтому  школа  была    центром учебно -воспитательной работы не только в  самой  школе  , но и на  селе 
          Возьмём общество»Знание« -была такая организация Сейчас таких нет . Но  тогда каждый   учитель должен был нести знания  в народные  массы Эта   трудная работа  не была  пущена на  самотёк. В совхоз    из района был направлен на работу   секретарём парткома Филиппов КМ.  Если уж  вспомнить про него , то не было больше  печали  у пьяниц и прогульщиков на работу ,  чем появиться   на разбор полётов  в  кабинете  секретаря  Он так  их пропесочивал , объясняя неблаговидность их поступков  , делал это долго и  основательно . что  провинившиеся  уходили из  кабинета красные , хоть не надолго  , но осознавшие свою вину . В следующий раз  им было лучше получить нагоняй  у бригадира ,, да  что  у бригадира --   у самого директора  , только  бы не попадать к   партийному   секретарю . А вот его    жена  Валентина  Никитина  работала   учительницей начальных  классов  , прекрасный работник  , так  вот она и  на общественных началах  заведовала первичным обществом  «Знание « Оба  партийные  , ответственные за порученный    участок  работы , они  все силы отдавали , чтобы   честно оправдать порученное дело . И мы ходили давать знания во  все организации , писали  свои беседы по ночам на разные темы  , искали в журналах  .  в библиотеках  , забегая днём туда. , писали,пока горел   свет , а потом отчитывались  о проделанной  работе у Валентины Никитичны У меня до  сих пор   хранится   членский билет  общества  знаний   Учителя  работали ,честно, неся знания в рабочие  коллективы  совхоза .
Этих людей   уже нет с нами . Но  они же  помнятся  . И особенно их  честный  благородный труд .

  Средний  возраст  коллектива  учителей был 30 лет . Но разницы  мы не  чувствовали никакой ни  на соревнованиях , ни в  участии в художественной  самодеятельности  ,  ни в  каких других делах . Старшие задавали тон ! И мы тянулись  за  ними. Но   когда    молодёжь в  чём-то опережала их , то старшим   приходилось  подтягиваться  . . Приходилось иногда   уговаривать   кого-либо  ,но в основном  все шли  навстречу любым просьбам   с таким понятием :  если  я нужен  и  могу что делать , то я готов .Не помню   каких -либо  разборок  в коллективе  В других школах , где мне приходилось работать , такой   дружбы и такого  взаимопонимания  больше не было.

   Ну  как тут не  вспомнить    учительницу  пения  Богутскую  Елену   Александровну  ! Она прибыла  в нашу  глушь  на поселение « после  отбытия срока в «лагере» , привезла с собою   аккордеон и пианино , чего-чего  ,а  в селе ещё и  не  видели  пианино  За что она отсидела  , мы не спрашивали , но  поговаривали , что за распространение стихов  Есенина  С    А  скорее    всего за  язык -острый и правдивый .. С нею прибыл её муж , такой же лагерщик и дочь  Она была постарше  нас  , но вот  уж точно с нею  мы разницы   не  чувствовали . Она жила сама ..и заставляла нас жить   полнокровной творческой жизнью . , никакой лагерь не мог    исправить  эту    учительницу .! И   узнав немного  коллектив .почувствовав , кто   чем живёт ,  . она  начала  влюблять    меня  в Есенина . Не  влюбила  родная Усть-Канская  школа , хотя   на  уроках тайком  читал  стихи  его   учитель    литературы  И К Фатин,  бывший    корреспонтент  фронтовой   газеты .; не влюбил  институт , где  с боязнью только что начинали   читать  Есенина А вот эта  учительница  .   с   ярко накрашенным  ртом ,  с грубоватыми манерами от лагерной  жизни ,с папиросой  во рту    влюбила  меня на всю жизнь  в творчество  Есенина

  Началось  всё с вечера  поэзии , посвященного жизни   истинного русского  поэта .  Долго я хранила  огромный доклад  по этому поводу  , который писала  вечерами , расписывая жизнь поэта  , раскидывая по членам  коллектива    стихи  его  для   чтения . В помощь  я  взяла   Ларису Николаевну .Она объявляла номера  Вечер  этот  мы проводили на  сцене совхозного   клуба  , который  стоял  в середине   деревни .  . Интересно ,  через  сенцы  клуба  находилась    контора  совхоза . Компактно . Удивляет  одно , что    в этом мероприятии   участвовали почти   все  члены  педколлектива  Что-то рассказывали о жизни , что-то  читали из произведений . Даже   учитель  по  труду для мальчиков  Филиппов  ГГ. читал небольшой  стих .Вряд ли  он  ещё где   выступал . Читала  стихотворение   завуч  школы  Бондаренко Дарья   Яковлевна  А уж когда     спела под  собственный   аккомпанемент на  аккордеоне Елена Александровна «Письмо к матери «, то благодарности зрителей .не было предела .

   Но ладно она сама пела , но  ведь она и меня научила      нескольким  песням на  стихи Есенина . Вот  я пою  «Улеглась моя больная рана … «, зал затихает . Никто не знает  песни А ведь  сколько раз за  свою долгую жизнь  я  рассказывала  о жизни ,  творчестве . о  песнях на слова  поэта  И те песни , которые  принесла  учительница из лагеря , не знают . Теперь поди  уж и мотив перевираю .  В интернете могу найти песни на стихи поэта  ,но мотив не тот . Может быть это были  её    песни .. Никто тогда не спросил . Чуть похожий мотив нашла не так давно в интернете к    романсу  « Вечер   чёрные брови насопил  .. ,  чьи-то  кони стоят  у двора «  , без него не обходится ни одна моя беседа  о Есенине   А  сколько романсов разного рода   мы  с нею  спели  ? Их  я и помню   с тех пор  .Я и  сейчас эти  песни  иногда пою  на сцене  или во время бесед о творчестве;  теперь  уж   мой голос  стал походить на хрипловатый голос Елены Александровны . И  читаю  стихи Есенина  ,и люблю .

    Были  вечера и поэзии и по другим поэтам . Помню , входил  только в моду Е Евтушенко  Он же из шестидесятников . Раздавала  для  чтения     его стихи    многим . Репетировала  . Сама  училась  читать ,   учила  других. Сама  читала  со  сцены .отрывок из Братской ГЭС «. Вот и знания  несли в народ . Я их  сейчас читаю их       в ДК  г. Барнаула  Его   «Сказ  о русской  игрушке « , или «Дай Бог « идёт   под  аплодисменты  больших залов . А начало было  в этой  маленькой  деревенской  школе .

   Заслуга   учительницы пения  (музыки -) была  ещё  в том . что школьники из  Усть-Кумира прекрасно  выступали на районных  смотрах художественной  самодеятельности  Пели так  .  как ни одна  школа района !  Уехала из села    .и   увезла  с собою песни  на много лет . Есть ли  сейчас  учитель музыки в школе? Как он  влюбляет в музыку  современных детей ,   я не знаю .  Те  ,   кто  учился  в первые годы   в школе  , должны помнить и   чтить  память этой  замечательной  женщины .

   Да и педагоги держали  марку   коллектива . Иногда  мы   инсценировали отрывки из драматических   произведений . Это  всё после  уроков , после  педсоветов  и  совещаний . Например , ставили  пьесу  А Горького  «Дети солнца «Написала , и сразу  поплыли воспоминания .  Я играла  главную роль молодой  девушки  . Сижу   в  этаком  платье  дворянском от   Аделаиды  Васильевны  на    сцене  Приходит молодой  человек  , которого  играет   учитель  физики Иващенко Ю.М .  Разыгрывается  драма на  сцене . Все зрители во  внимании .  Когда  на  скамье   молодой  человек , объясняясь  в любви  , пододвигается к героине  . в зале сначала прозвучал  смешок  , потом  смех откровенный .У меня сразу в голове : « Отчего  смех?  Одеты не так , говорим  не так «.Когда  выбегает   к нам служанка , ,  смех постепенно под шикание  людей   смолк  . Действо продолжалось . Когда  закончилось  всё  выступление  .  я  вышла в зал и спросила женщин , почему они смеялись  . ,  по тексту  смеха не  должно быть Они ,посмеиваясь  , сказали  . Тут надо    вспомнить  сельского библиотека того  времени . Надежду Парфёновну  Калачёву Она играла  эту  самую  служанку .  Боясь  не  во время  забежать на цену .,она с нетерпением переминалась  с ноги на ногу  , даже подпрыгивала , А стояла  спиной  к залу у края,думая , что её  спина закрыта занавесом . Оказалось , что занавес за что -то зацепился и, не прикрыл , а  оголил  её   спину  Все  её нетерпеливые подскоки и тряска была   видна зрителям  , а когда задвигались полные   ягодицы женщины  , то и смех раздался . Я и сама посмеялась  , рассказывая героине  про этот   казус.
   Вообще  библиотекарем она  была  хорошим , носила  книги  на бригады , на отдельные   участки совхозного производства   , а не только  выдавала  книги.. И могла    принять   участие в общих и школьных  постановках  , читала  стихи .  Если подбирать   героиню  к  выражению «сама доброта лезет из глаз ,»то  лучше    Надежды Парфёновны  не найти , смысл жизни  которой был в том , чтобы нести знания   в народ .  И она их достойно   несла .  Разве можно забыть  её  слова , когда последний ребёнок её ( уже  меня не было   в селе )  закончил  школу   , произнесённые на  торжественной линейке . Она  взяла  слово .,  вышла  вперёд  . , низко -низко  ,   сколько  можно , поклонилась   всей линейке и    сказала :
 -«Вот  я в третий раз закончила  нашу  школу  , низкий      вам всем мой поклон  и моё большое спасибо  за детей « . . Мне  передали эти слова . И я  искренне говорю , что эта женщина  заслуживает  памяти  односельчан.
 
   В  Усть-Кумирской  школе   учились  ребята из разных   сёл округи Интернат   есть   сейчас  , значит и  сейчас учатся дети из  этих же  сёл Вот и тогда приходилось   педагогам собирать родительские  собрания  на местах . Трудно было  собрать чабанов , рабочих  совхоза из  других отделений на родительское собрание .Но прежде , чем  ехать  в любое село ,   классный руководитель  собирал  сведения  у   предметников о поведении    ученика  , об    успеваемости, о шалостях  и других делах  Вот и шёл предметный , а не пустой ,разговор  с родителями Тогда   я   придумала сыграть основные  сцены из  пьесы  Фонвизина  Д« Недоросль « ,  касающиеся     обучения  сына-недоросля  Репетиции проводила  я , но так как  я и сама играла роль , то обязательно  кто-то был   суфлёром  .
   Ну    выучили . Решили     вместе  с  коллективом  учителей провести не только родительское собрание,  но и поставить  часть комедии в с . Тюдрала  , написали   афишу  через работника   культуры в селе . Приехали . Тогда  сельский  клуб  стоял на отшибе от  главной    улицы и занимал бывшую     церковь (так говорили ) , приспособленную под  клуб . Небольшой такой зал ,  небольшая , но очень  высокая  сцена . Так что зрители находились  где-то  в низу .    Провели родительское  собрание  , . К тому  времени  стали подтягиваться  молодые зрители  , ребятня местная   , которую не стали выгонять, и те   ученики , которые   учились  в  школе и жили  в интернате .  И поставили эту  комедию  на уровне  профессионалов  ,  по  край ней мере так судили мы по  аплодисментам    Ведь  ещё  мы  и многих   учителей  показали родителям  ,объяснив , кто из   учителей  играет  какую роль . Давайте и мы  кое-каких  вспомним .

   Я играла роль госпожи Простаковой  , а роль  мужа  её досталась директору  школы  Табышкину Н  И . Николай  Иванович  был строгим   человеком , часто  распекал    провинившихся  учеников  , его побаивались .  По действу пьесы  им помыкала     жена .   Ребятне  очень нравилось , что хоть на  сцене     директору доставалось .  А директор  играл очень хорошо ,  буквально преображался на  сцене . И  произнесенные  им слова :« Да при твоих -то глазах  , матушка , мои ничего не  видят « ,- заставляли его   униженно  кланяться  госпоже Простаковой  Этим  вызывал громкий   и дружный , даже  радостный  смех детей.
 
  Большим   успехом  пользовался    учитель    физкультуры  Кукушкин А .И , Он играл роль Митрофанушки . Представьте , под   2 метра  высотой  . крепко  сложенный молодой  человек  .  с громким  командным голосом    канючит и  чуть не плачет  в разговоре с  учителем математики ,   учителем  словесности , иоргафии и др . Брал  смех детей , что не может решить простецкие    задачки Да ещё мать по своей  дремучести  не помогает  ему   а,наоборот,.  усугубляет словами : « Нет  денег — чего считать? А есть деньги -сочтём и без  Пафнутьевича   хорошохонько «  , да брось ты  эту  иоргафию  . Если надо  куда   ехать , то     кучер на что ?. Куда  скажешь , туда  отвезёт .не  учись ты этой науке « Все были довольны тем , что  учителей  Митрофанушки играли настоящие    школьные   учителя русского  языка , истории , географии , математики  А когда    учитель     физкультуры    вскочил на стул и  закричал  громким своим  голосом :» Не хочу    учиться ,  а хочу жениться!  - смеху  и  аплодисментам не было  конца« Сколько радости  принёс спектакль  людям . Тут и знания  , тут и воспитание  , и  прочие достоинства школьного   коллектива И интересное наблюдение  , когда  я  уехала из села , то моим детям нужен был более  высокой  квалификации преподаватель . Но дали  им   какого дали .  Люба  Расщупкина   , которая особой любовью к литературе  не обладала  ,  написала   мне  так  : « Нам   вместо  вас дали нового   учителя —Митрофанушку « Вот
и характеристика   учителя . Значит образ  Митрофанушки дошёл до    учеников  моих
          Интересный опыт был по инсценированию песен Так  вспоминаются песня «Проводы « со    всеми атрибутами  провожания в  армию молодых парней  . Или  шутки и басни  в исполнении Галины Николаевны  Федотовой .

  .Большое значение для    школы имеет хороший  библиотекарь, который  считает  своей    святой обязанностью помогать учителям и    ученикам  в поиске нужного  материала  на  урок или на  классный  час Такой и запомнилась библиотекарь Лидия  Александровна Чиркова. Это был   человек из  старой гвардии  Воспитанная на добрых русских традициях , она и   учеников приучала  к этому . Она собирала  заметки  ,   выстригала  , иногда   выписывала материал и   всё   складывала в отдельные   самодельные    папочки . Я любила приходить   в  уютную  школьную библиотеку в поисках нужного , любила  с нею говорить на любые темы   Я знала , что   какой бы  вопрос мне  не задали    ученики , ответ  я  могу найти   в нашей библиотеке . И потом   в любой школе  , где  я работала , говорила  детям : »Задавайте  на любую тему   вопрос . Если я не буду знать ответ , я  найду  где-то его  и   вам на другое занятие отвечу . Человек   всё не может знать , но многое  может найти  потом «  .» И дети меня понимали . И  сами  старались искать ответы на  свои  вопросы  О Лидии Александровне я  опубликовала большой  очерк  … Кто-то  собирает   материал в школе  о бывших работниках ? Там много о жизни  этого прекрасного   человека  Её нет среди нас ,  а её рассказ о жизни живёт на страницах «Звезды Алтая «.

   А  кто теперь помнит о том , что   комсомольцы совхоза и школьные   комсомольцы  жили  одними заботами и делами?. Как-то не делили работу комсомола  -это  совхозные  , это школьные дела  Кто помнит из жителей села ,  как молодёжь писала обращение или  письмо к молодёжи ХХ1   века . ? Наверное забыли  . А  ведь  кому-то пришла  мысль   в голову  такая . А .. давайте писать  !  Тогда многие  коллективы писали письма молодым людям ХХ1в  .   Но  конкретно   писать досталось  мне  . Что  писала  не помню .Но думаю о делах  комсомола  , школы  ,какие мы   комсомольцы.   , кто директор школы , завуч , кто директор  совхоза .как строим  коммунизм и завидуем .что  потомки  живут уже при коммунизме .  и проч . И как  мы  ошибались  с этим  коммунизмом ! Письмо   мы поместили в бутылку   , закрыли  её  . Около конторы  совхоза  шло  какое-то строительство . Там   намешивали    цемент . Я  сказала  , чтобы  сделали болванку   цементную  ,  заложив туда бутылку , а потом бросили  её   куда-нибудь Помню , что наступил   вечер . Пришли парни в школу  ,  я сидела  там   и доложили , что   всё  сделали . Вот  сама не  видела ,  как положили и   как застыла болванка  с посланием . Но думаю , что они  положили  её где-то на поле  , через которое шли люди  к  кладбищу  ,к  крутому  его подъёму . Тогда это были окрестности ,  домов ,  как  сейчас, не было . Или эту болванку могли положить   при строительстве   домов   в   фундамент . Или лежит  где-нибудь засыпанной  песком . Прошло около 50 лет  Немного  , но  всё   же, ..но   всё же, если эта болванка вообще парнями была  заложена  , то   где-то лежит голубушка  .

   Или вот   встреча  Нового года . Комсомолом было объявлено- приходить на   ёлку в  костюмах . Тогда народ  был отзывчивый  . Не только молодёжь ,но и постарше могли начудить и прибыть в  каком-либо .   костюме . В то  время    через дорогу от     совхозной  конторы и  клуба стояли  2 двухэтажки деревянных . . Я   с Ларисой и  с дочерью жили   в одном из них .  Наступает новый год Мы решили ослушаться  комсомольского начальства и не приходить в  клуб   в  костюмах , да и никак   Сидим дома  . А из клуба  слышна   музыка ,  смех   . там  движуха   какая-то . !Потом  не  выдержали  ,  всё-таки решили  приколоться . 2 молодые девушки , хоть я была и постарше  , да и мой  ребёнок    уже   спал Во что одеться ?    В образе кого предстать перед  молодёжью ? Ну надумали  В подъезде  стоял  самокат большой , такой  деревянный  , с рулём  высоким Это  сейчас   есть  крутые  каталки из магазина  , тогда  мальчишки одной ногой стояли на  длинной  плахе , которая в свою очередь  стояла на  колёсиках . А другой ногой отталкивались от  земли  . и таким  образом   катились . Это было здорово ! И так , мы оделись в  какие перевёрнутые шубы , напялили шапки , чтобы торчком завязки были .   Какие-то маски новогодние тоже надели на  себя . Обулись и    вытащили  самокат на дорогу .Я у руля  ,   Лариса за мной,  встали одной ногой на эту перекладину на колёсиках ,   а две другие ноги  дружно отталкивались от земли . Такой  многоножкой мы  и  ввалились  в новогодний  круг .у ёлки  Дали ходу  вокруг  под общий  смех ,  шутки  ,  угадывание  , кто же это Перебрал народ   всю отсутствующую молодёжь , но   угадать не могли Мы   свои  маски не  снимали . Потом нам надоело , и мы  стали   сдирать их под общий   гвалт и   удивление  Две  серьёзные   учительницы   же !Долго   ещё потом говорили об это случае . А мы избежали разборок  по невыполнению новогодних   установок  комсомолом  , да  ещё   какие-то подарки принесли домой .

   А какие пионерские  костры мы проводили на острове у  села ! Как  радовались   все  19  мая этому  событию в школе . За неделю до  мероприятия  дети ходили на  остров и     чистили его практически тем ,   собирали хворост ,  палки  ,  корни  . принесенные  водою   по  весне  . Натаскивали резиновых покрышек   . Всё то   укладывали  по правилам , чтобы  потом  зажечь огромный   кострище . Там не только   учителя были , но  и комсомол  совхозный , секретарь партийной  организации  , да и радовались  костру  и многие  родители  И   все   соблюдали  технику безопасности  при разведении  костров Тут и пели  , тут и прыгали  , и кричали  , соревновались   шуточно ...  Отдых был замечательный !

    А кто   помнит из старых жителей  такое   явление ..По какой-то разнорядке от  райкома партии в колхозы и совхозы тогда направлялись  писатели и поэты тоже   повышать  идейный и политический   уровень жителей  села . Они   выступали в отделениях ,  в сёлах небольших , читали свои произведения   отвечали на вопросы . Всё проходило  благополучно. Но однажды в конце мая или начале июня  произошло  одно небольшое событие . . Тогда было тепло . Даже окна   мы , жители  двухэтажек напротив  конторы  совхоза , держали открытыми  Занимаемся  своими делами .

   Вдруг прибегают   девчонки из  соседней   квартиры  , окна  которой  выходят на  окна  конторы   совхоза и говорят , что   какой-то шут несельский    оделся  в  полушубок , грудь  голая видна   , лохматый, стоит  и кричит в открытые окна  второго этажа  всякую  чушь . Ну  мы с  Ларисой     подошли к окнам  и  видим  этого  фрукта .  Молодой  человек   ,   красивый  ,  голова в кольцах  чёрных  волос .Послушали его речи  . Он не  кричал    скажем , нецензурных слов , но и добрых было  мало . То приглашал на свидание  , то пел  что -то  вроде   частушек  не очень  красивых,  кривлялся и производил не очень хорошее  впечатление . Свесив голову  вниз подоконника  . я стала  всматриваться  в парня   Он  стоял  на противоположной стороне  дороги  .И  к  своему   удивлению   узнала в нём  алтайского   поэта Лазаря  Кокышева  Я  его  видела в Горно-Алтайске  ,  слушала  его стихи  на  вечерах поэзии в пединституте . О! Он был на  высоте . И девчонки из моей группы  даже   влюблялись  в него  . Женатого . Как поэт  мне  он нравился  , некоторые стихи его ,  как «Матери» я  читаю  до сих пор со сцены .  И вот он  стоит    кривляется  ,наверное был подпитый малость,   явно стараясь  таким эпатажем обратить внимание   ,   узнав , что там обретаются   девушки . Заметьте , он мне нравился  , его  внешний   вид ,  его  стихи  , его проза . ,он  только   стал   входить в моду . И вот  собравшись   с духом , я  взялась отчитывать его за это  кривляние . :
  - « ...и это стоит поэт , Лазарь   Кокышев , о котором  я   рассказываю  детям в школе  ?! Кричит в окно   учительницам . всякие   частушки про доярок от Теньги до Ташанты .. Интересно , кто  его воспитывал таким ?. Наверное  его   послали в командировку   читать нам лекцию о развитии поэзии  . или научить молодёжь   все силы отдавать  строительству коммунизма . ,  а он  кричит   здесь     чушь .
  Ну  всякое   такое . . Теперь   уж не помню .Он наконец понял, что его узнали  и , я думаю ,   устыдился  Что-то  бормоча  , он стал пятиться и   ушёл в дверь  конторы . Через некоторое  время от конторы отошёл  уазик   совхозный . По видимому   его   повезли  на  какое-нибудь отделение  , чтобы там он   выполнил своё задание . Мне было жаль , что ему не организовали  встречи здесь  Он так и остался одним из  самых любимых  алтайских поэтов  для  меня ., несмотря на эту  выходку   .Потом   в других  школах  я  уже    встречала алтайских  писателей и поэтов , приглашая к  себе на урок . Они мне помогали  в работе .А его уже не было  в живых . Жаль , У на добрые   люди   часто уходят рано .
 
   Новая открытая  школа   выполняла свои    задачи , поставленные перед нею ,  как  тогда  говорили , партией и правительством . А  в этом ей помогали родители , которые  поставляли  во все  классы   детей  Я хочу вспомнить те  семьи ,  часто  многодетные ,  чьи дети были замечательными   учащимися   и выросли достойными  гражданами  Всех не перечислишь … но  всё же .. Вот  семья  Модоровых из Тюдралы , семьи  Соколова ,  Сахарова , Часовикины из Санаровки ; Аксёновых из   Владимировки Семьи  Калачёвых Н.П И АП  . Головиных П етра и Михаила  , Кашкарова Ф    ,Зырянова  О и  Зырянова М  Боровиковых   , Новиковых. из Усть -Кумира     Дети были   гордостью   школы Многих из родителей  уже просто надо помнить , Эти родители  ещё могли помогать  в деле воспитания   учащихся . Они приходили на  классные   часы  , рассказывали о  своей работе  , о достижениях , призывали брать пример   с тружеников  села .

   Приходил на  классные  часы и  Герой   Социалистического  Труда  Кудрявцев Ф П . ,  пока были живы и могли  что-то говорить ходили  в школу    участники    войны  с Германией . Так  мне помнится  дед Шмаков . Но  вот  ещё при мне  приходил   в школу     участник  гражданской    войны дед Фрол Зырянов . О нём много шутили   в селе  , да он и  сам поддерживал  славу балагура и  весельчака .Но кто записал его воспоминания ? Сквозь  шутки и прибаутки  в рассказе  старого  ветерана   можно было    просмотреть настоящие  боевые эпизоды   гражданской  войны  Вот его приглашают  поделиться  воспоминаниями во время проведения   пионерской  дружины     школы .  В пионерских галстуках , чистенькие   пионеры    выстроились  всей  дружиной .Дальше  Лариса Николаевна  вспоминает:»Мы думали  , что он расскажет один -два эпизода и    уйдёт . А ему   хотелось много рассказать . Выстроили мы  дружину , ему  подали стул , так  как он ходил так : одна нога нормальная , а вторая была деревянная  , такой был протез , который  сужался    в конце  и по земле этот протез  стукал этакой пяткой  . Так  вот он   сел на стул , попросил  ещё  один   стул . Положил ногу на  второй  .  . Усевшись поудобней , он повёл рассказ. Он рассказывал о военных действиях     своих друзей , начальников , о своих подвигах . Может  , где  приукрашивал Сначала  слушали   внимательно , затем по мере  того , что  стали   уставать дети , появился шум . Но дед    Фрол  не замечал этого  и не успокаивался , он  всё  говорил и говорил .Дети  стали   уставать , они же  стояли .  Учителя в замешательстве . Как     сказать , чтобы он прекратил Некоторые пионеры   стали отпрашиваться в туалет ,а потом не приходили , А другие  стали падать   , толи засыпали стоя .,толи  от   усталости . Потом   мы   смеялись , что дед   Фрол  уложил    всю дружину «
 Но это был   свидетель того   времени , о  котором мы только   читали в  книгах  Ах ,  если бы  кто записал его   рассказы !

   И  вот один из стартов  , который начинался  в этой  школе .  Старт человеческой  .дружбы . В   1966 году  прибыла в школу  молоденькая  учительница  Романова  Лариса  Николаевна , о которой  я   часто здесь  вспоминаю . В отдельных моментах  в работе    с детьми она понимала больше  меня .(в педучилище  лучше   учили ,  чем  в институте ) Это притягивало  к ней  И мы  подружились . И хоть жизнь  разбрасывала по разным местам  ,  мы не теряли  связи . В апреле текущего года мы отметили   50 лет  нашей  дружбе !  Моя дочь Алёна  заказала шуточные -нешуточные  металлические  медали  в  честь нашей 50-летней дружбы  и    во время торжества по случаю юбилея Ларисы   нас наградила этими медалями ,  чем  всех гостей удивила и обрадовала .Вот   какими  числами  стали отмерять   вехи нашей жизни  , но  первый отсчёт  шёл от работы в Усть-Кумирской  школе . !

  Подходя  к  концу  своего повествования  , я  ещё сказать хочу о себе  несколько слов . Я написала большое письмо   в школу  ,Однако  сама на   празднике ,  к моему   великому   сожалению , не смогла  быть Но отзвуки  о праздновании пришли . О старых людях , наверное , не принято теперь говорить. Но  считаю , что я   какой-то  вклад   внесла   в развитие  школы и   села    у меня несколько публикаций об Усть-Кумире , о людях села  , о жизни ,  о школе  , там  есть перепечатка более ранних  авторов об  Усть-Кумире  , Я их искала  в библиотеке республиканского музея .  Эти публикации  я  считаю стартовой  площадкой     школы в моей последующей деятельности Поэтому я имею  печатные  издания , готовлю    новый. А начало  всех начал   в этой школе . Да и вообще  ,  каким  я  стала  воспитателем , учителем ,   завучем ,  директором   школы —  удачный старт был дан в начале моей  педагогической  деятельности , прекрасный опыт первых лет не прошёл даром
   Горжусь тем  , что мой   ученик из моего  класса стал начинающим писателем . Его   книга «700 дней  в сапогах « нашла   своё признание в Москве на слёте молодых  авторов .
    Ещё греет душу  один  факт . Ученица  Майминской  школы ,  которую я  уже  не  учила  и которую я не знаю ,  написала реферат на  республиканский конкурс обо  мне , о моей жизни , о работе  в школе  , о общественной работе . Назвала его так:» Самые яркие звёзды над родным  селом « И победила  . Её  отправили на  всесоюзные  чтения  в Москву . Она и там  не была   последней  . Приехала с денежной  премией , с грамотой Министерства  образования  РФ  . Такую же   грамоту получила и учительница , которая   учила   её  Реферат остался   архиве министерства . Так отблагодарила незнакомая  ученица   меня за мой  труд , за мою жизнь . Может быть , это дороже сухих наград и грамот,
         Чем  я занимаюсь  сейчас ? Как   я  старюсь . на  8  м десятке лет? В 2008 году я из Маймы переехала в город  Барнаул к детям     И как говорится в песне, « чтоб тебя на земле не теряли . постарайся себя не терять» Я так  себя не потеряла в среде  барнаульских  пенсионеров и  ветеранов труда   , особенно в  своём Индустриальном   районе  . В рамках  ТОС  я читаю беседы о развитии литературы ,  поэзии Меня никто не заставляет это делать Просто  богатство  своей души   я отдаю людям . И люди на эти беседы приходят  Но готовиться  к лекции или беседе приходится основательно . Слушатели -люди  грамотные .
 
  В рамках Союза  пенсионеров  по району (самому большому  в городе )  веду вот  уже 7 лет  литературный  клуб «Родное  слово « ,  где  сидят ученицы постарше   меня . и младше  ,но пенсионеры . Работа интересная  И  как когда-то   в школе  . я  учу стихи  читать моих женщин перед большим  зрительным залом   Мы  вновь  прочитываем некоторых  авторов . Известно же  , что  одну  книгу за жизнь надо  читать 3 раза И  будешь   читать  её  каждый раз    как  первый . Изучаем новых  авторов . Приглашаю  по  старой привычке работы  в школе поэтов  барнаульских  . Они рады  нам рассказать о  себе  , о творчестве  , о планах , принимали мы участие  в телесвязи с  писателем  Карелии  В Софиенко .Читаем  стихи  у памятника Пушкину в  день  его  рождения ,  в парках . Иногда   в форме  литературного театра   читаем   какое-нибудь произведение на   сцене ДК г . Барнаула . Выступали на Рождественских  чтениях в Косихе
 Когда пишу  сценарий по творчеству  какого-нибудь   автора ,то делаем совместно   с  клубом «Оптимисты «     целое представление на  2 часа  Жизнь  продолжается Иногда  радуют    ученицы  , занимая на конкурсах  чтецов города   все  три  главных  места . Уходят  с подарками и грамотами А я « как нянька  старая  горжусь « (Пушкин ) Это общественная работа  , за неё  платы никакой нет  Время от времени благодарят грамотами или  выносят благодарности  Теплеет на душе  , когда в автобусах  , в трамваях или просто на улице люди  порой  узнают ,   улыбаются и желают  мне  здоровья . Вот и хорошо ! И жизнь хороша ,! Я  востребована ,  я нужна людям Моя любовь  к литературе и поэзии  ведёт меня по жизни ,  а  начало начал было  в этой маленькой   Усть-Кумирской   школе, которой  хочется  сказать: «  ...слова любви сто   крат я повторю «   Я часто о  себе перед слушателями  говорю :
                Ничто не изменит меня молодую ,   
                Пока я не вызревшим словом   колдую.
                И предпочитаю ,  как  пламя гореть  ,               
                Чем тихо и нудно  стареть
 Вот и  всё  о  моей жизни и   творчестве  Желаю    усть-кумирцам     успехов  во  всём ,   а   учителям     школы   самых хороших , трудолюбивых  и замечательных  учеников  , чтобы они  могли    прославить не только   своё  село  . но  и   учителей , которые детей   учили   уму -разуму . Ведь  правда же , что где  стояли мы , там остались  следы  ,   а  куда   уйдём  - следов  нету, — говорит мудрая  алтайская пословица .


….............................. г Барнаул .  Ноябрь 2017 г. . Казанцева ЭГ


Рецензии