Очерк. С любовью об Усть-Кумирской школе и творцах
К 50 летию со дня начала работы Усть-Кумирской школы .
Турган изи бар болды ,
Барган изи йок болды !
Где стоял , следы остались .
Куда ушёл, не видно следов .
( алтайская пословица )
Я прочитала статью Г,А Носковой к 50 летию. Усть-Кумирской средней школы , напечатанную в районной газете «Голос времени « Кому же , как не ей , жительнице села и знающей всю жизнь и деятельность населения , написать ? . Статья хорошая , правильная Перед праздником школы я могла написать свои воспоминания , но не будучи жительницей села , просто решила , что кто-то напишет своё , более близкое и нужное . И сейчас я просто постараюсь не затрагивать то , о чём сказано в статье . Кое -что напишу вдогонку 50 летию школы , так как присутствовала в день открытия школы и знаю , как стала функцианировать школа в первые годы , ведь нас . старых работников школы,осталось не так уж много
И так , я,бывшая учительница Усть-Кумирской школы Филиппова- Эльвира Геннадьевна, хочу поделиться воспоминаниями о том времени , когда начала работать школа , плавно перелившись из Талицкой семилетки в среднюю Усть-Кумирскую школу Хочу вспомнить тех , кого уже нет , хоть назвать фамилии , имена , их дела , чтобы помнили , чтобы след их не затерялся в памяти других поколений Вспомнить их с любовью и признательностью за то . что они прошли определённый отрезок времени со мною и влияли на моё преобразование и становление как человека .
Но начну с воспоминаний не столько далёких , а там как уж «карта ляжет». В начале текущего века две подружки решили посетить милый нашим сердцам Усть-Кумир, который по разным личным причинам покинули Но всегда в сердце оставляли место ему , школе , людям , с которыми подружились ,именно начиная с года открытия школы в селе
И так , стремительно подъезжаем к селу У меня в голове тревожные мысли Где же мне остановиться ночевать? Прошло больше 30 лет , как я уехала из села Помнит ли кто меня ? Живы ли те , кто когда-то составлял часть моей жизни? Лариса Николаевна Романова позднее уехала , у неё больше шансов на добрую встречу Да она никогда и не теряла связи людьми этого села Она такая !
Мы останавливаемся в самом начале главной улицы , у дома Головиных Галины Борисовны и Михаила Тимофеевича Хозяйку я знаю давно , но как сестру одноклассника . Однако вижу , что моя Лариса обнимается с нею, а муж Ларисы Виктор Петрович вынимает вещи из багажника машины Вот скоро я забыла о своих тревогах
В нашем распоряжении оказался целый дом на другой стороне улицы . Шум Чарыша там слышен был сильнее Здесь жила дочь Галины Борисовны с мужем .Но они были в отъезде . Мы расположились по -царски в невыносимо чистых комнатах . Вот повезло с ночлегом !. Хотя думается , что никто из старых жителей не отказал бы нам в ночлеге ,в чём мы и убедились на следующий день , когда шли по улице Уже в потёмках появился хозяин дома , неведомо как узнавший на покосе в Санаровке, что к ним прибыли гости . Доброжелательный жест и весёлый взгляд окончательно вытеснили неловкость нашего появления Это же гостеприимные усть- кумирцы ! Давно было заведено так К кому гости приехали -вся деревня знала .Узнал и он .
Утро нас встретило великолепной погодой и как-то вроде затихающим шумом Чарыша После обильного , вкусного завтрака , каким угощала гостей Галина , мы решили пройтись по главной улице. Когда солнышко окончательно прогрело воздух , прифраерившись кто как мог , мы с волнением в сердце вышли из дома и пошли вперёд. Перед нами уходила вдаль знакомая по многим домам и жителям и незнакомая в чём-то прямёхонькая главная улица.
Но что это ? Почему улица такая узкая ? Ведь не придвинулись же дома друг к другу за наше отсутствие ? Остановились и смотрим то на улицу , то друг на друга Мы в улицу же вдвоём не влазим ! Такие стали старые , толстые и неуклюжие .! Недаром поэт Ваншенкин сказал: « Не меняются сами события , но жестоко меняемся мы !» Мы жестоко изменились — из тоненьких девчушек , стройных и красивых , превратились в неуклюжих толстоватых тётенек . Мне даже на минутку захотелось идти назад , в спасительное нутро чистейшей квартирки Но преодолев это состояние печали и растерянности, мы мужественно двинулись вперёд .
А улица помнила нас теми , молодыми , ей всё равно было , как мы сейчас выглядим На встречу шли люди , радостно всплёскивали руками , здоровались , что-то спрашивали , о ком -то говорили , расспрашивали о житье-бытье нашем и попутно говорили о своём , приглашали в гости , звали на обед . Неподдельная радость от встречи .. Это уж Усть-Кумирское !Это были гостеприимные усть-кумирцы , которым было с нами интересно Они узнавали нас , порой едва были узнаваемы нами. Нас останавливали на дороге , к нам прибавлялись проходившие люди Мы обнимались , стояли долго , вспоминая прошедшую жизнь . И только потом двигались дальше , когда нас уже отпускали жители . Долго мы шли до магазинов в центре села , до здания больницы , до школы . А одна женщина , обнимая нас , сказала :» А уж вся деревня знает , что вы приехали !«Пожалуй , мы бы только к вечеру могли дойти бы до конца этой главной улицы ! Вот они и воспоминания , о которых речь шла в начале ! От открытия школы в 1967 году осенью ,от первых дней работы в школьном коллективе и до того , как мы покинули это село , ставшее для нас родным уголком , нашей любовью и воспоминанием о прожитых годах.
Меня после окончания пединститута в 1965 году направили на работу в Талицкую семилетнюю школу учительницей русского языка и литературы Вот здесь я и прошла пору становления учительницей , общественницей , да и просто человека взрослеющего , чему помогали ученики , их родители и проблемы в личной жизни ..На нас ,молодых, ещё оказывала влияние старого образца интеллигенция , умеющая и слово доброе подать и ложку с вилкой держать по этикету (уж этому в институтах наших не учили ) Такой учительницей для молодёжи была Аделаида Васильевна Медведева . Всё школе она умела делать сама . Я думаю , что дома она и топором владела заправски К нашему приезду она уже была опытным учителем . Высокого роста , белокурая женщина с грубовато-зычным голосом
….Она вела математику в школе Какой это был разносторонний развитый человек ! Она была истинным учителем жизни , не только учителем математики , была истинным классным руководителем . Остались ли люди , которые учились у неё ? Помнят ли они её ?.Но эта учительница умела многое делать Она и оказала первейшее влияние на становление меня как учительницы . Странно , да ? Я прибыла сюда , чтобы работать учительницей русского языка и литературы . А влияние учительница математики .. Да она ещё много могла и умела ! Она искренне любила свою математику! Но могла взять в руки аккордеон и запеть песню , но могла прочитать не только стихотворение какого-то автора , но и к случаю сочинить своё , но могла рисовать , но могла сплясать , могла что-то рассказать смешное , могла посочувствовать , могла помочь ненавязчиво , могла многое другое ..
И всё это потом пригодилось в работе в школе А её живая школьная газета что только значила для учеников и учителей ., где каждая страница озвучивалась детьми или ставились какие-то смешные картинки из жизни школы или класса . Продолжается ли эта традиция в школе газетная ныне .? Становление меня как учительницы , дисциплина на уроке , доходчивое объяснение материала - всё это проходило под чуткой и ненавязчивой помощью Аделаиды Васильевны . Может быть, она во мне видела дочь своего коллеги ? Я увидела на снимке из статьи Носковой ГА , где она с музыкальным инструментом , рядом нею справа своего отца . Узнали отца и мои сёстры . Неужели мы могли ошибиться ? Вообще отец был учителем , мог быть в школе в качестве инспектора Она опекала как-то меня по-особому и сочувствовала от души моим неудачам . в работе , а потом в личной жизни.
Вот дали мне класс 6 , вести русский язык и литературу . А помещение этому классу (тогда ещё не переходили из кабинета в кабинет ) дали в ограде школы . Он не помещался в основном здании Ученики чувствовали себя вольготно там . Завуч редко появляется у них . А директор и совсем не бывает Дисциплина в классе была слабая,. особенно у молодых Вот этот класс для меня стал испытанием на прочность Шум , гам на уроке , выкрики ответов , . хохот А один мальчик ( не помню его фамилию ) так просто мог встать и побегать, как козёл , по партам . Все смеялись .. А у меня ни физических сил , ни учительских не было возможностей остановить это . Совместными усилиями завуча и Аделаиды Васильевны мы ставили класс в какие-то рамки , но это было далеко до нужного Год я промучилась с ним .И только потом поняла, как-то изменившись внутренне сама , что значит держать дисциплину на уроке и чем держать внимание детей . Испытание на прочность я прошла Этот опыт пригодился мне и в других школах .
Из молодых учителей она выделяла больше меня и Ларису Николаевну Романову , даже приглашала нас домой , чего не было другим Несколько раз я была у неё в гостях . Жила она со своей старенькой мамой .. В небольшом домике с маленькими комнатками было тесновато . Помню , как тесно было и непривычно в комнате , где не помещалось никак зеркало , большое старинное трюмо в рамке с деревянной резьбой ., в котором я отражалась вся ., от головы до пяток . Таким я его помню , стою . отражаюсь вся , а отойти некуда ... С удовольствием и со странным чувством интереса я рассматривала старинные платья , которые показывала мне Аделаида Васильевна , их она мне давала для выступлений на сценах Я походила в них на дворянку , молодую и красивую Эти платья были из прошлой жизни женщин Говорили тогда , что на совещания учителей в Усть-Кан мать и дочь ездили на дамских велосипедах , целых 45 км . Наверное , в этих платьях такими прекрасными всадницами на дороге . !
Аделаида Васильевна и в своей страшной болезни была сильной Какие страшные испытания пришлось ей пережить? Они , говорили люди , переехали сюда откуда-то с Урала , может быть были из богатой семьи Ну кто-то из школы пишет историю этой семьи сейчас ? Ведь живы ещё дети Какие-то воспоминания остались в селе Я же с благодарностью вспоминаю эту учительницу , которая показала своей жизнью, каким должен быть учитель в школе И до сих пор её помню
Наконец в сентябре 1967 года весь коллектив стал собираться в новую школу , что была построена в Усть-Кумире Я не говорю о том , что все без исключения помогали в том , чтобы быстрее перейти ., но многие родители приходили Ходили классы с классными руководителями конопатить стены , убирать мусор строительный вокруг здания , мыть полы и прочую работу делать . , чего не доделали строители Уж очень хотелось всем побыстрее перейти в новую школу.
И вот в чистеньких новых классах начались занятия . ! В первый день занятий школа пахла ещё краской и чистотой И возни учеников не слышно было , они ещё не освоились , ходили чинно по коридору и наверное , сами себе удивлялись . Это был праздник для всех : для родителей . ,для учителей и для учащихся .! Те учителя , которые жили в Усть-Кумире , облегченно вздохнули — не надо идти 5 км .до Талицы на работу . А те кто жил в Талице , стал задумываться , как же быть с жильём .
С воодушевлением коллектив шёл на работу в школу и с не меньшим воодушевлением отправлялся после уроков на общественную работу . . Но за неё не платили даже копейки . а иногда учитель должен был отдать общественности целый день .Но в голову не приходило просить какой-то платы за агитацию на выборах , за чтение лекций и бесед в отделениях совхоза . за участие на собраниях разного рода и прочей жизни села Вообще это были 60-70 годы -годы становления коллективов , годы расцвета интеллектуальной жизни, годы активной работы во всех сферах , годы развития художественной самодеятельности во всех коллективах в селе ., а уж школа была в первых числах .Да и вся страна вздохнула облегчённо ,отряхнулась от прошлых проблем и шла на работу «как на праздник «!
Как хороши , как свежи были розы ! - можно много раз повторять слова поэта о той поре,. когда мы были молодыми , не смотря на проблемы , которые ставила перед нами жизнь
…. Именно Усть_-Кумирская школа , её учительский коллектив , стал для меня хорошей стартовой площадкой для многих начинаний в моей жизни Тогда не было в сёлах телевидения , интернета , кино привозили редковато , электрический свет включали , но не сутки Поэтому школа была центром учебно -воспитательной работы не только в самой школе , но и на селе
Возьмём общество»Знание« -была такая организация Сейчас таких нет . Но тогда каждый учитель должен был нести знания в народные массы Эта трудная работа не была пущена на самотёк. В совхоз из района был направлен на работу секретарём парткома Филиппов КМ. Если уж вспомнить про него , то не было больше печали у пьяниц и прогульщиков на работу , чем появиться на разбор полётов в кабинете секретаря Он так их пропесочивал , объясняя неблаговидность их поступков , делал это долго и основательно . что провинившиеся уходили из кабинета красные , хоть не надолго , но осознавшие свою вину . В следующий раз им было лучше получить нагоняй у бригадира ,, да что у бригадира -- у самого директора , только бы не попадать к партийному секретарю . А вот его жена Валентина Никитина работала учительницей начальных классов , прекрасный работник , так вот она и на общественных началах заведовала первичным обществом «Знание « Оба партийные , ответственные за порученный участок работы , они все силы отдавали , чтобы честно оправдать порученное дело . И мы ходили давать знания во все организации , писали свои беседы по ночам на разные темы , искали в журналах . в библиотеках , забегая днём туда. , писали,пока горел свет , а потом отчитывались о проделанной работе у Валентины Никитичны У меня до сих пор хранится членский билет общества знаний Учителя работали ,честно, неся знания в рабочие коллективы совхоза .
Этих людей уже нет с нами . Но они же помнятся . И особенно их честный благородный труд .
Средний возраст коллектива учителей был 30 лет . Но разницы мы не чувствовали никакой ни на соревнованиях , ни в участии в художественной самодеятельности , ни в каких других делах . Старшие задавали тон ! И мы тянулись за ними. Но когда молодёжь в чём-то опережала их , то старшим приходилось подтягиваться . . Приходилось иногда уговаривать кого-либо ,но в основном все шли навстречу любым просьбам с таким понятием : если я нужен и могу что делать , то я готов .Не помню каких -либо разборок в коллективе В других школах , где мне приходилось работать , такой дружбы и такого взаимопонимания больше не было.
Ну как тут не вспомнить учительницу пения Богутскую Елену Александровну ! Она прибыла в нашу глушь на поселение « после отбытия срока в «лагере» , привезла с собою аккордеон и пианино , чего-чего ,а в селе ещё и не видели пианино За что она отсидела , мы не спрашивали , но поговаривали , что за распространение стихов Есенина С А скорее всего за язык -острый и правдивый .. С нею прибыл её муж , такой же лагерщик и дочь Она была постарше нас , но вот уж точно с нею мы разницы не чувствовали . Она жила сама ..и заставляла нас жить полнокровной творческой жизнью . , никакой лагерь не мог исправить эту учительницу .! И узнав немного коллектив .почувствовав , кто чем живёт , . она начала влюблять меня в Есенина . Не влюбила родная Усть-Канская школа , хотя на уроках тайком читал стихи его учитель литературы И К Фатин, бывший корреспонтент фронтовой газеты .; не влюбил институт , где с боязнью только что начинали читать Есенина А вот эта учительница . с ярко накрашенным ртом , с грубоватыми манерами от лагерной жизни ,с папиросой во рту влюбила меня на всю жизнь в творчество Есенина
Началось всё с вечера поэзии , посвященного жизни истинного русского поэта . Долго я хранила огромный доклад по этому поводу , который писала вечерами , расписывая жизнь поэта , раскидывая по членам коллектива стихи его для чтения . В помощь я взяла Ларису Николаевну .Она объявляла номера Вечер этот мы проводили на сцене совхозного клуба , который стоял в середине деревни . . Интересно , через сенцы клуба находилась контора совхоза . Компактно . Удивляет одно , что в этом мероприятии участвовали почти все члены педколлектива Что-то рассказывали о жизни , что-то читали из произведений . Даже учитель по труду для мальчиков Филиппов ГГ. читал небольшой стих .Вряд ли он ещё где выступал . Читала стихотворение завуч школы Бондаренко Дарья Яковлевна А уж когда спела под собственный аккомпанемент на аккордеоне Елена Александровна «Письмо к матери «, то благодарности зрителей .не было предела .
Но ладно она сама пела , но ведь она и меня научила нескольким песням на стихи Есенина . Вот я пою «Улеглась моя больная рана … «, зал затихает . Никто не знает песни А ведь сколько раз за свою долгую жизнь я рассказывала о жизни , творчестве . о песнях на слова поэта И те песни , которые принесла учительница из лагеря , не знают . Теперь поди уж и мотив перевираю . В интернете могу найти песни на стихи поэта ,но мотив не тот . Может быть это были её песни .. Никто тогда не спросил . Чуть похожий мотив нашла не так давно в интернете к романсу « Вечер чёрные брови насопил .. , чьи-то кони стоят у двора « , без него не обходится ни одна моя беседа о Есенине А сколько романсов разного рода мы с нею спели ? Их я и помню с тех пор .Я и сейчас эти песни иногда пою на сцене или во время бесед о творчестве; теперь уж мой голос стал походить на хрипловатый голос Елены Александровны . И читаю стихи Есенина ,и люблю .
Были вечера и поэзии и по другим поэтам . Помню , входил только в моду Е Евтушенко Он же из шестидесятников . Раздавала для чтения его стихи многим . Репетировала . Сама училась читать , учила других. Сама читала со сцены .отрывок из Братской ГЭС «. Вот и знания несли в народ . Я их сейчас читаю их в ДК г. Барнаула Его «Сказ о русской игрушке « , или «Дай Бог « идёт под аплодисменты больших залов . А начало было в этой маленькой деревенской школе .
Заслуга учительницы пения (музыки -) была ещё в том . что школьники из Усть-Кумира прекрасно выступали на районных смотрах художественной самодеятельности Пели так . как ни одна школа района ! Уехала из села .и увезла с собою песни на много лет . Есть ли сейчас учитель музыки в школе? Как он влюбляет в музыку современных детей , я не знаю . Те , кто учился в первые годы в школе , должны помнить и чтить память этой замечательной женщины .
Да и педагоги держали марку коллектива . Иногда мы инсценировали отрывки из драматических произведений . Это всё после уроков , после педсоветов и совещаний . Например , ставили пьесу А Горького «Дети солнца «Написала , и сразу поплыли воспоминания . Я играла главную роль молодой девушки . Сижу в этаком платье дворянском от Аделаиды Васильевны на сцене Приходит молодой человек , которого играет учитель физики Иващенко Ю.М . Разыгрывается драма на сцене . Все зрители во внимании . Когда на скамье молодой человек , объясняясь в любви , пододвигается к героине . в зале сначала прозвучал смешок , потом смех откровенный .У меня сразу в голове : « Отчего смех? Одеты не так , говорим не так «.Когда выбегает к нам служанка , , смех постепенно под шикание людей смолк . Действо продолжалось . Когда закончилось всё выступление . я вышла в зал и спросила женщин , почему они смеялись . , по тексту смеха не должно быть Они ,посмеиваясь , сказали . Тут надо вспомнить сельского библиотека того времени . Надежду Парфёновну Калачёву Она играла эту самую служанку . Боясь не во время забежать на цену .,она с нетерпением переминалась с ноги на ногу , даже подпрыгивала , А стояла спиной к залу у края,думая , что её спина закрыта занавесом . Оказалось , что занавес за что -то зацепился и, не прикрыл , а оголил её спину Все её нетерпеливые подскоки и тряска была видна зрителям , а когда задвигались полные ягодицы женщины , то и смех раздался . Я и сама посмеялась , рассказывая героине про этот казус.
Вообще библиотекарем она была хорошим , носила книги на бригады , на отдельные участки совхозного производства , а не только выдавала книги.. И могла принять участие в общих и школьных постановках , читала стихи . Если подбирать героиню к выражению «сама доброта лезет из глаз ,»то лучше Надежды Парфёновны не найти , смысл жизни которой был в том , чтобы нести знания в народ . И она их достойно несла . Разве можно забыть её слова , когда последний ребёнок её ( уже меня не было в селе ) закончил школу , произнесённые на торжественной линейке . Она взяла слово ., вышла вперёд . , низко -низко , сколько можно , поклонилась всей линейке и сказала :
-«Вот я в третий раз закончила нашу школу , низкий вам всем мой поклон и моё большое спасибо за детей « . . Мне передали эти слова . И я искренне говорю , что эта женщина заслуживает памяти односельчан.
В Усть-Кумирской школе учились ребята из разных сёл округи Интернат есть сейчас , значит и сейчас учатся дети из этих же сёл Вот и тогда приходилось педагогам собирать родительские собрания на местах . Трудно было собрать чабанов , рабочих совхоза из других отделений на родительское собрание .Но прежде , чем ехать в любое село , классный руководитель собирал сведения у предметников о поведении ученика , об успеваемости, о шалостях и других делах Вот и шёл предметный , а не пустой ,разговор с родителями Тогда я придумала сыграть основные сцены из пьесы Фонвизина Д« Недоросль « , касающиеся обучения сына-недоросля Репетиции проводила я , но так как я и сама играла роль , то обязательно кто-то был суфлёром .
Ну выучили . Решили вместе с коллективом учителей провести не только родительское собрание, но и поставить часть комедии в с . Тюдрала , написали афишу через работника культуры в селе . Приехали . Тогда сельский клуб стоял на отшибе от главной улицы и занимал бывшую церковь (так говорили ) , приспособленную под клуб . Небольшой такой зал , небольшая , но очень высокая сцена . Так что зрители находились где-то в низу . Провели родительское собрание , . К тому времени стали подтягиваться молодые зрители , ребятня местная , которую не стали выгонять, и те ученики , которые учились в школе и жили в интернате . И поставили эту комедию на уровне профессионалов , по край ней мере так судили мы по аплодисментам Ведь ещё мы и многих учителей показали родителям ,объяснив , кто из учителей играет какую роль . Давайте и мы кое-каких вспомним .
Я играла роль госпожи Простаковой , а роль мужа её досталась директору школы Табышкину Н И . Николай Иванович был строгим человеком , часто распекал провинившихся учеников , его побаивались . По действу пьесы им помыкала жена . Ребятне очень нравилось , что хоть на сцене директору доставалось . А директор играл очень хорошо , буквально преображался на сцене . И произнесенные им слова :« Да при твоих -то глазах , матушка , мои ничего не видят « ,- заставляли его униженно кланяться госпоже Простаковой Этим вызывал громкий и дружный , даже радостный смех детей.
Большим успехом пользовался учитель физкультуры Кукушкин А .И , Он играл роль Митрофанушки . Представьте , под 2 метра высотой . крепко сложенный молодой человек . с громким командным голосом канючит и чуть не плачет в разговоре с учителем математики , учителем словесности , иоргафии и др . Брал смех детей , что не может решить простецкие задачки Да ещё мать по своей дремучести не помогает ему а,наоборот,. усугубляет словами : « Нет денег — чего считать? А есть деньги -сочтём и без Пафнутьевича хорошохонько « , да брось ты эту иоргафию . Если надо куда ехать , то кучер на что ?. Куда скажешь , туда отвезёт .не учись ты этой науке « Все были довольны тем , что учителей Митрофанушки играли настоящие школьные учителя русского языка , истории , географии , математики А когда учитель физкультуры вскочил на стул и закричал громким своим голосом :» Не хочу учиться , а хочу жениться! - смеху и аплодисментам не было конца« Сколько радости принёс спектакль людям . Тут и знания , тут и воспитание , и прочие достоинства школьного коллектива И интересное наблюдение , когда я уехала из села , то моим детям нужен был более высокой квалификации преподаватель . Но дали им какого дали . Люба Расщупкина , которая особой любовью к литературе не обладала , написала мне так : « Нам вместо вас дали нового учителя —Митрофанушку « Вот
и характеристика учителя . Значит образ Митрофанушки дошёл до учеников моих
Интересный опыт был по инсценированию песен Так вспоминаются песня «Проводы « со всеми атрибутами провожания в армию молодых парней . Или шутки и басни в исполнении Галины Николаевны Федотовой .
.Большое значение для школы имеет хороший библиотекарь, который считает своей святой обязанностью помогать учителям и ученикам в поиске нужного материала на урок или на классный час Такой и запомнилась библиотекарь Лидия Александровна Чиркова. Это был человек из старой гвардии Воспитанная на добрых русских традициях , она и учеников приучала к этому . Она собирала заметки , выстригала , иногда выписывала материал и всё складывала в отдельные самодельные папочки . Я любила приходить в уютную школьную библиотеку в поисках нужного , любила с нею говорить на любые темы Я знала , что какой бы вопрос мне не задали ученики , ответ я могу найти в нашей библиотеке . И потом в любой школе , где я работала , говорила детям : »Задавайте на любую тему вопрос . Если я не буду знать ответ , я найду где-то его и вам на другое занятие отвечу . Человек всё не может знать , но многое может найти потом « .» И дети меня понимали . И сами старались искать ответы на свои вопросы О Лидии Александровне я опубликовала большой очерк … Кто-то собирает материал в школе о бывших работниках ? Там много о жизни этого прекрасного человека Её нет среди нас , а её рассказ о жизни живёт на страницах «Звезды Алтая «.
А кто теперь помнит о том , что комсомольцы совхоза и школьные комсомольцы жили одними заботами и делами?. Как-то не делили работу комсомола -это совхозные , это школьные дела Кто помнит из жителей села , как молодёжь писала обращение или письмо к молодёжи ХХ1 века . ? Наверное забыли . А ведь кому-то пришла мысль в голову такая . А .. давайте писать ! Тогда многие коллективы писали письма молодым людям ХХ1в . Но конкретно писать досталось мне . Что писала не помню .Но думаю о делах комсомола , школы ,какие мы комсомольцы. , кто директор школы , завуч , кто директор совхоза .как строим коммунизм и завидуем .что потомки живут уже при коммунизме . и проч . И как мы ошибались с этим коммунизмом ! Письмо мы поместили в бутылку , закрыли её . Около конторы совхоза шло какое-то строительство . Там намешивали цемент . Я сказала , чтобы сделали болванку цементную , заложив туда бутылку , а потом бросили её куда-нибудь Помню , что наступил вечер . Пришли парни в школу , я сидела там и доложили , что всё сделали . Вот сама не видела , как положили и как застыла болванка с посланием . Но думаю , что они положили её где-то на поле , через которое шли люди к кладбищу ,к крутому его подъёму . Тогда это были окрестности , домов , как сейчас, не было . Или эту болванку могли положить при строительстве домов в фундамент . Или лежит где-нибудь засыпанной песком . Прошло около 50 лет Немного , но всё же, ..но всё же, если эта болванка вообще парнями была заложена , то где-то лежит голубушка .
Или вот встреча Нового года . Комсомолом было объявлено- приходить на ёлку в костюмах . Тогда народ был отзывчивый . Не только молодёжь ,но и постарше могли начудить и прибыть в каком-либо . костюме . В то время через дорогу от совхозной конторы и клуба стояли 2 двухэтажки деревянных . . Я с Ларисой и с дочерью жили в одном из них . Наступает новый год Мы решили ослушаться комсомольского начальства и не приходить в клуб в костюмах , да и никак Сидим дома . А из клуба слышна музыка , смех . там движуха какая-то . !Потом не выдержали , всё-таки решили приколоться . 2 молодые девушки , хоть я была и постарше , да и мой ребёнок уже спал Во что одеться ? В образе кого предстать перед молодёжью ? Ну надумали В подъезде стоял самокат большой , такой деревянный , с рулём высоким Это сейчас есть крутые каталки из магазина , тогда мальчишки одной ногой стояли на длинной плахе , которая в свою очередь стояла на колёсиках . А другой ногой отталкивались от земли . и таким образом катились . Это было здорово ! И так , мы оделись в какие перевёрнутые шубы , напялили шапки , чтобы торчком завязки были . Какие-то маски новогодние тоже надели на себя . Обулись и вытащили самокат на дорогу .Я у руля , Лариса за мной, встали одной ногой на эту перекладину на колёсиках , а две другие ноги дружно отталкивались от земли . Такой многоножкой мы и ввалились в новогодний круг .у ёлки Дали ходу вокруг под общий смех , шутки , угадывание , кто же это Перебрал народ всю отсутствующую молодёжь , но угадать не могли Мы свои маски не снимали . Потом нам надоело , и мы стали сдирать их под общий гвалт и удивление Две серьёзные учительницы же !Долго ещё потом говорили об это случае . А мы избежали разборок по невыполнению новогодних установок комсомолом , да ещё какие-то подарки принесли домой .
А какие пионерские костры мы проводили на острове у села ! Как радовались все 19 мая этому событию в школе . За неделю до мероприятия дети ходили на остров и чистили его практически тем , собирали хворост , палки , корни . принесенные водою по весне . Натаскивали резиновых покрышек . Всё то укладывали по правилам , чтобы потом зажечь огромный кострище . Там не только учителя были , но и комсомол совхозный , секретарь партийной организации , да и радовались костру и многие родители И все соблюдали технику безопасности при разведении костров Тут и пели , тут и прыгали , и кричали , соревновались шуточно ... Отдых был замечательный !
А кто помнит из старых жителей такое явление ..По какой-то разнорядке от райкома партии в колхозы и совхозы тогда направлялись писатели и поэты тоже повышать идейный и политический уровень жителей села . Они выступали в отделениях , в сёлах небольших , читали свои произведения отвечали на вопросы . Всё проходило благополучно. Но однажды в конце мая или начале июня произошло одно небольшое событие . . Тогда было тепло . Даже окна мы , жители двухэтажек напротив конторы совхоза , держали открытыми Занимаемся своими делами .
Вдруг прибегают девчонки из соседней квартиры , окна которой выходят на окна конторы совхоза и говорят , что какой-то шут несельский оделся в полушубок , грудь голая видна , лохматый, стоит и кричит в открытые окна второго этажа всякую чушь . Ну мы с Ларисой подошли к окнам и видим этого фрукта . Молодой человек , красивый , голова в кольцах чёрных волос .Послушали его речи . Он не кричал скажем , нецензурных слов , но и добрых было мало . То приглашал на свидание , то пел что -то вроде частушек не очень красивых, кривлялся и производил не очень хорошее впечатление . Свесив голову вниз подоконника . я стала всматриваться в парня Он стоял на противоположной стороне дороги .И к своему удивлению узнала в нём алтайского поэта Лазаря Кокышева Я его видела в Горно-Алтайске , слушала его стихи на вечерах поэзии в пединституте . О! Он был на высоте . И девчонки из моей группы даже влюблялись в него . Женатого . Как поэт мне он нравился , некоторые стихи его , как «Матери» я читаю до сих пор со сцены . И вот он стоит кривляется ,наверное был подпитый малость, явно стараясь таким эпатажем обратить внимание , узнав , что там обретаются девушки . Заметьте , он мне нравился , его внешний вид , его стихи , его проза . ,он только стал входить в моду . И вот собравшись с духом , я взялась отчитывать его за это кривляние . :
- « ...и это стоит поэт , Лазарь Кокышев , о котором я рассказываю детям в школе ?! Кричит в окно учительницам . всякие частушки про доярок от Теньги до Ташанты .. Интересно , кто его воспитывал таким ?. Наверное его послали в командировку читать нам лекцию о развитии поэзии . или научить молодёжь все силы отдавать строительству коммунизма . , а он кричит здесь чушь .
Ну всякое такое . . Теперь уж не помню .Он наконец понял, что его узнали и , я думаю , устыдился Что-то бормоча , он стал пятиться и ушёл в дверь конторы . Через некоторое время от конторы отошёл уазик совхозный . По видимому его повезли на какое-нибудь отделение , чтобы там он выполнил своё задание . Мне было жаль , что ему не организовали встречи здесь Он так и остался одним из самых любимых алтайских поэтов для меня ., несмотря на эту выходку .Потом в других школах я уже встречала алтайских писателей и поэтов , приглашая к себе на урок . Они мне помогали в работе .А его уже не было в живых . Жаль , У на добрые люди часто уходят рано .
Новая открытая школа выполняла свои задачи , поставленные перед нею , как тогда говорили , партией и правительством . А в этом ей помогали родители , которые поставляли во все классы детей Я хочу вспомнить те семьи , часто многодетные , чьи дети были замечательными учащимися и выросли достойными гражданами Всех не перечислишь … но всё же .. Вот семья Модоровых из Тюдралы , семьи Соколова , Сахарова , Часовикины из Санаровки ; Аксёновых из Владимировки Семьи Калачёвых Н.П И АП . Головиных П етра и Михаила , Кашкарова Ф ,Зырянова О и Зырянова М Боровиковых , Новиковых. из Усть -Кумира Дети были гордостью школы Многих из родителей уже просто надо помнить , Эти родители ещё могли помогать в деле воспитания учащихся . Они приходили на классные часы , рассказывали о своей работе , о достижениях , призывали брать пример с тружеников села .
Приходил на классные часы и Герой Социалистического Труда Кудрявцев Ф П . , пока были живы и могли что-то говорить ходили в школу участники войны с Германией . Так мне помнится дед Шмаков . Но вот ещё при мне приходил в школу участник гражданской войны дед Фрол Зырянов . О нём много шутили в селе , да он и сам поддерживал славу балагура и весельчака .Но кто записал его воспоминания ? Сквозь шутки и прибаутки в рассказе старого ветерана можно было просмотреть настоящие боевые эпизоды гражданской войны Вот его приглашают поделиться воспоминаниями во время проведения пионерской дружины школы . В пионерских галстуках , чистенькие пионеры выстроились всей дружиной .Дальше Лариса Николаевна вспоминает:»Мы думали , что он расскажет один -два эпизода и уйдёт . А ему хотелось много рассказать . Выстроили мы дружину , ему подали стул , так как он ходил так : одна нога нормальная , а вторая была деревянная , такой был протез , который сужался в конце и по земле этот протез стукал этакой пяткой . Так вот он сел на стул , попросил ещё один стул . Положил ногу на второй . . Усевшись поудобней , он повёл рассказ. Он рассказывал о военных действиях своих друзей , начальников , о своих подвигах . Может , где приукрашивал Сначала слушали внимательно , затем по мере того , что стали уставать дети , появился шум . Но дед Фрол не замечал этого и не успокаивался , он всё говорил и говорил .Дети стали уставать , они же стояли . Учителя в замешательстве . Как сказать , чтобы он прекратил Некоторые пионеры стали отпрашиваться в туалет ,а потом не приходили , А другие стали падать , толи засыпали стоя .,толи от усталости . Потом мы смеялись , что дед Фрол уложил всю дружину «
Но это был свидетель того времени , о котором мы только читали в книгах Ах , если бы кто записал его рассказы !
И вот один из стартов , который начинался в этой школе . Старт человеческой .дружбы . В 1966 году прибыла в школу молоденькая учительница Романова Лариса Николаевна , о которой я часто здесь вспоминаю . В отдельных моментах в работе с детьми она понимала больше меня .(в педучилище лучше учили , чем в институте ) Это притягивало к ней И мы подружились . И хоть жизнь разбрасывала по разным местам , мы не теряли связи . В апреле текущего года мы отметили 50 лет нашей дружбе ! Моя дочь Алёна заказала шуточные -нешуточные металлические медали в честь нашей 50-летней дружбы и во время торжества по случаю юбилея Ларисы нас наградила этими медалями , чем всех гостей удивила и обрадовала .Вот какими числами стали отмерять вехи нашей жизни , но первый отсчёт шёл от работы в Усть-Кумирской школе . !
Подходя к концу своего повествования , я ещё сказать хочу о себе несколько слов . Я написала большое письмо в школу ,Однако сама на празднике , к моему великому сожалению , не смогла быть Но отзвуки о праздновании пришли . О старых людях , наверное , не принято теперь говорить. Но считаю , что я какой-то вклад внесла в развитие школы и села у меня несколько публикаций об Усть-Кумире , о людях села , о жизни , о школе , там есть перепечатка более ранних авторов об Усть-Кумире , Я их искала в библиотеке республиканского музея . Эти публикации я считаю стартовой площадкой школы в моей последующей деятельности Поэтому я имею печатные издания , готовлю новый. А начало всех начал в этой школе . Да и вообще , каким я стала воспитателем , учителем , завучем , директором школы — удачный старт был дан в начале моей педагогической деятельности , прекрасный опыт первых лет не прошёл даром
Горжусь тем , что мой ученик из моего класса стал начинающим писателем . Его книга «700 дней в сапогах « нашла своё признание в Москве на слёте молодых авторов .
Ещё греет душу один факт . Ученица Майминской школы , которую я уже не учила и которую я не знаю , написала реферат на республиканский конкурс обо мне , о моей жизни , о работе в школе , о общественной работе . Назвала его так:» Самые яркие звёзды над родным селом « И победила . Её отправили на всесоюзные чтения в Москву . Она и там не была последней . Приехала с денежной премией , с грамотой Министерства образования РФ . Такую же грамоту получила и учительница , которая учила её Реферат остался архиве министерства . Так отблагодарила незнакомая ученица меня за мой труд , за мою жизнь . Может быть , это дороже сухих наград и грамот,
Чем я занимаюсь сейчас ? Как я старюсь . на 8 м десятке лет? В 2008 году я из Маймы переехала в город Барнаул к детям И как говорится в песне, « чтоб тебя на земле не теряли . постарайся себя не терять» Я так себя не потеряла в среде барнаульских пенсионеров и ветеранов труда , особенно в своём Индустриальном районе . В рамках ТОС я читаю беседы о развитии литературы , поэзии Меня никто не заставляет это делать Просто богатство своей души я отдаю людям . И люди на эти беседы приходят Но готовиться к лекции или беседе приходится основательно . Слушатели -люди грамотные .
В рамках Союза пенсионеров по району (самому большому в городе ) веду вот уже 7 лет литературный клуб «Родное слово « , где сидят ученицы постарше меня . и младше ,но пенсионеры . Работа интересная И как когда-то в школе . я учу стихи читать моих женщин перед большим зрительным залом Мы вновь прочитываем некоторых авторов . Известно же , что одну книгу за жизнь надо читать 3 раза И будешь читать её каждый раз как первый . Изучаем новых авторов . Приглашаю по старой привычке работы в школе поэтов барнаульских . Они рады нам рассказать о себе , о творчестве , о планах , принимали мы участие в телесвязи с писателем Карелии В Софиенко .Читаем стихи у памятника Пушкину в день его рождения , в парках . Иногда в форме литературного театра читаем какое-нибудь произведение на сцене ДК г . Барнаула . Выступали на Рождественских чтениях в Косихе
Когда пишу сценарий по творчеству какого-нибудь автора ,то делаем совместно с клубом «Оптимисты « целое представление на 2 часа Жизнь продолжается Иногда радуют ученицы , занимая на конкурсах чтецов города все три главных места . Уходят с подарками и грамотами А я « как нянька старая горжусь « (Пушкин ) Это общественная работа , за неё платы никакой нет Время от времени благодарят грамотами или выносят благодарности Теплеет на душе , когда в автобусах , в трамваях или просто на улице люди порой узнают , улыбаются и желают мне здоровья . Вот и хорошо ! И жизнь хороша ,! Я востребована , я нужна людям Моя любовь к литературе и поэзии ведёт меня по жизни , а начало начал было в этой маленькой Усть-Кумирской школе, которой хочется сказать: « ...слова любви сто крат я повторю « Я часто о себе перед слушателями говорю :
Ничто не изменит меня молодую ,
Пока я не вызревшим словом колдую.
И предпочитаю , как пламя гореть ,
Чем тихо и нудно стареть
Вот и всё о моей жизни и творчестве Желаю усть-кумирцам успехов во всём , а учителям школы самых хороших , трудолюбивых и замечательных учеников , чтобы они могли прославить не только своё село . но и учителей , которые детей учили уму -разуму . Ведь правда же , что где стояли мы , там остались следы , а куда уйдём - следов нету, — говорит мудрая алтайская пословица .
….............................. г Барнаул . Ноябрь 2017 г. . Казанцева ЭГ
Свидетельство о публикации №220022301160