Германская суперпушка под Сталинградом

О германских суперпушках, с помощью которых Гитлер надеялся выиграть войну, в последние годы написано немало. Например, https://novate.ru/blogs/110117/39589/#comments:

«Немецкое орудие высотой с четырехэтажный дом и длиной 42 метра стреляло до 14 раз в день бетонобойными и фугасными снарядами. Чтобы вытолкнуть самый большой снаряд в мире, был нужен заряд в 2 тонны взрывчатки.
Снаряды для суперорудия и сейчас поражают воображение. Так, бетонобойный весит 7 тонн и начинен 250 килограммами взрывчатки. А фугасный боеприпас чуть легче, но несет уже 700 кг заряда. Снаряды вылетали из стального ствола длиной 32 метра, который наводился по горизонтали за счет перемещения всей артустановки по изогнутой дуге железной дороги. Для обслуживания требовался экипаж в 250 человек. Еще 2500 солдат обеспечивали прокладку ж/д пути, противовоздушную оборону, наземную охрану.

Считается, что в июне 1942 года «Дора» сделала 48 выстрелов по Севастополю. Но из-за большого расстояние до цели получилось всего несколько попаданий. К тому же, тяжелые болванки, если не попадали в бетонную броню, уходил в грунт на 20-30 метров, где их взрыв не вызывал больших повреждений. Суперпушка показала совсем не те результаты, на которые надеялись немцы, «вбухавшие» кучу денег в это амбициозное чудо-оружие. Когда вышел ресурс ствола, орудие увезли в тыл. Планировалось после ремонта использовать его под осажденным Ленинградом, но этому помешало деблокада города нашими войсками. Затем суперпушку через Польшу увезли в Баварию, где в апреле 1945 подорвали, чтобы та не стала трофеем американцев».

Вроде бы было произведено 5 таких пушек, но до фронтов добрались только две. Одна из них – «Дора» - действовала на советско-германском фронте. Известно об её применении под Севастополем. Промелькнуло сообщение о переброске её под Сталинград. Остатки пошли на переплавку.

Я безуспешно пытался найти в интернете какие-либо сведения о суперпушке под Сталинградом. Не из простого любопытства – Сталинград времён Великой Отечественной войны стал частью моей биографии. Начиная с октября 1941 года, когда моя мама со мной восьмилетним при эвакуации из Ростова-на-Дону попала в Сталинград и успела оттуда уехать до начала битвы. И кончая участием в Сталинградском сражении многих моих родичей, о судьбах которых я писал в своих книгах. В том числе и о моём тесте Иосифе Самуиловиче Брагинском, востоковеде с мировым именем, который в годы войны руководил Немецким отделом ГПУ Красной Армии. Он лично вёл пропагандистские передачи на немецкие войска под Сталинградом и первым в истории войны отпустил пленного, благодаря чему была выполнена важная тактическая задача в начале советского контрнаступления.

Более того, в 1954 году я сам видел под Калачом эту пушку (скорее, её раскуроченные останки) и всю её облазил.

В Ростовском университете, где я учился в 1950-55 гг., была военная кафедра, и мы проходили основательную военную подготовку. Дважды проходили лагерные сборы. Вторые из них – с 4 по 26 августа 1954 года в лагере Прудбой, недалеко от 11-го шлюза Волго-Донского канала, восточнее Калача. Полигон Прудбой и ныне – одна из лучших и наиболее востребованных тренировочных площадок в стране.

На сборах я вёл дневник. Одну из записей хочу здесь процитировать:
23 августа 1954 г. Третий день с небольшими перерывами льёт дождь. Обмундирование мокрое, постель мокрая. Сегодня нас подняли в 5 ч. утра. Ребята чертыхались: какого чёрта вставать в такую рань, если потом не будешь знать, куда себя девать. Но на 5.30 заказан завтрак. Потом пришёл капитан и выгнал нас из палаток: по расписанию у нас сегодня тактические занятия, и нам не положено находиться в лагере. Заниматься с нами ему так же не хотелось, как и нам с ним. Предложил нам уйти в поле и делать, что угодно. Расположились на берегу речки, разожгли костёр. Несколько часов спустя пришёл капитан и повёл нас смотреть неподалёку от лагеря громадную немецкую пушку, изготовленную Круппом в 1942 году. Пушка смонтирована по частям на 6 огромных специальных платформах. Ствол диаметром 900 мм и длиной 30 м. Стреляет на 120 км. Обслуживал эту пушечку целый полк инженерных войск. Облазили её всю, восхищались и возмущались: польза от такого сооружения всё-таки не покрывает затрат. Пошёл дождь, и мы все спрятались в казённике пушки. Его длина 20 м, диаметр – 120 см.

Добавить сейчас какие-либо подробности, естественно, уже не смогу. Но моё свидание с пушкой накрепко осталось в памяти.

Запись в дневнике по горячим следам – это документ. Из него следуют два факта, немаловажных для истории Великой Отечественной войны:

1. Суперпушка «Дора» была-таки переброшена под Сталинград, и теперь точно известно, в какое именно место. Калач-на-Дону оказался в самом эпицентре Сталинградской битвы в 1942-1943 годах. В августе 1942 г. здесь шли напряжённые бои. Указом Президента РФ 25 марта 2010 г. Калачу-на-Дону присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Так что нахождение «Доры» под Калачом вполне оправданно.

2. Вернуть суперпушку в Германию гитлеровцы не смогли. Да и как бы они технически это сделали в условиях окружения? Спустя 11 лет после окончания Сталинградской битвы «Дора» ещё находилась рядом с лагерем Прудбой.

Остались неясными два вопроса. Сумела ли суперпушка сделать хотя бы один выстрел в Сталинградской битве? Какова её дальнейшая судьба?

Кто ответит на эти вопросы?


Рецензии
"Дору" собирались использовать не под Сталинградом, а под Ленинградом. Поэтому, в районе Калача была какая-то другая пушка...

Олег Каминский   23.02.2020 21:19     Заявить о нарушении
Собирались под Ленинградом (это известно), но отправили под Сталинград. "Какой-то другой" суперпушки на советско-германском фронте не было, только "Дора".

Виктор Файн   24.02.2020 05:46   Заявить о нарушении