Закон о гражданских мародерах

5 февраля 2020 года в ответ на доклад зам. Председателя Правительства Голиковой Т.А. о том, что, из-за эпидемии коронавируса   аптеки подняли цену   медицинских масок с 1 р 50 копеек до 70-100 рублей, возмущенный Президент заявил о том, что у таких аптек надо отнимать лицензии, чтобы не повадно было.
Возмущение, конечно, правильное. Наказывать за такое надо. Те, кто пытается наживаться на страхе и бедах, ничего кроме презрения вызвать не могут. И такое, к сожалению, встречается не так уж и редко.
Помню, как меня буквально шокировала информация о том, что 24 января 2011 года, когда был совершен террористический акт в Домодедово, таксисты развозили из аэропорта перепуганных людей за бешенные деньги.
Сам я тоже попадал в похожие ситуации. Осенью 2005 года я был в командировке в Хабаровске, когда из-за сброса китайцами вредных отходов производства в Амур, концентрация ядовитых веществ в реке настолько возросла, что в некоторых районах города пришлось приостановить подачу воды в жилые дома. Сразу же цены на бутилированную воду в магазинах возросли в несколько раз. При этом о наказании никто тогда даже и не заикался. В те времена еще преобладали крайне либеральные идеи невмешательства государства в экономику и вера в то, что только рынок может правильно реагировать на любую ситуацию.
Сейчас, слава Богу, многое изменилось и думаю, нет никого, (разумеется кроме воротил аптечного бизнеса) кто бы не разделил гнев Президента и не считал, что за это не надо наказывать.
Весь вопрос в том, как это делать. 
Заявление Президента типичный пример ручного управления, когда решение принимается сиюминутно и без какой-либо связи с действующим законодательством. Действительно, в требованиях по лицензированию аптек (в этом можно убедиться, просто набрав соответствующий запрос в интернете) ничего про цены не говориться. В них имеются требования по помещению, наличию оборудования, квалификации медицинского персонала и т. д. И, следовательно, если эти требования выполняются, отзывать лицензию незаконно.
К тому же, если завышением цен грешили многие аптеки, а это наверняка так, то пришлось бы закрывать большинство из них, что привело бы к массовым неудобствам для граждан.
То есть могло получиться классическое награждение непричастных и наказание невиновных.
На практике, похоже, указание Президента просто спустили на тормозах. Во всяком случае сегодня в интернете я нашел объявление о продаже этих самых масок по 50 штук за 800 рублей что, конечно, же не 70 рублей, но и не рубль пятьдесят, как было до эпидемии.
Ну а как же такое безобразие пресекать, спросите Вы?
Что ж, попытаюсь ответить. В законе о защите конкуренции есть понятие монопольно высокой цены. Это когда, при неизменности условий производства и прочего цена резко возрастает. При этом антимонопольная служба может по заявлению потерпевшего (то есть нас с вами) возбудить соответствующее административное производство.  Но беда в том, что это можно делать только если эта цена установлена: «занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом». А случай, когда это делают практически все, законодательством не предусмотрен. 
Поэтому я предлагаю внести в данный закон следующую поправку:
Дополнить ст-ю 6 Федерального закона «О конкуренции» п. 9 следующего содержания:
9. В случаях повышения цен на товары и услуги возникающего в связи с резким ростом потребления товаров в условиях эпидемий, природных и технологических катастроф, включая экологические, а также при совершении террористических актов и других аналогичных явлениях нормы п.1 настоящей статьи применяются к любым хозяйствующим субъектам.
Я думаю, это будет гораздо более полезным предложением, чем упражнения по внесению в Конституцию России декларативных поправок, которые до боли напоминают тезисы ЦК КПСС к 1- мая.


Рецензии