Сказка ложь, да в ней намек...

Сказки знают все. Мы читаем их своим детям и внукам, потом они изучают народное творчество в школе. Но мало кто задумывается над тем, о чем же на самом деле повествуется в этих сказках. 

Великий психолог и философ Карл Юнг говорил: сказка - это кодовый язык, шифр нации. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение, значит, она несет в себе некое глубокое знание.

Всякая сказка начинается с того, что герой отправляется в путь. Западный сказочный персонаж - это целеустремленный герой с четким вектором движения. Он идет на поиск конкретных вешей - чтобы получить профессию или найти клад. Если кто-то встает на его пути, герой его побеждает и идет дальше к цели, к вершине славы и богатства. В «их» сказках заложена конкретная и понятная идея личного преуспевания.
Русский сказочный герой отправляется в путь, не зная, куда и зачем: «пойти туда, не знаю куда», «принести то, не знаю что». Он всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды (что она и без него сделала бы по осени!), то печи освободиться от пирогов (фактически, украсть пироги, ведь кто их в печь положил, тот и должен доставать).
Отсутствие целеустремленности – вот русская культурная установка.

В Америке детей воспитывают на других сказках. Например, маленький паровозик старался заехать на высокую гору. Ему все говорили: «Ты никогда не сможешь это сделать!» А паровозик был настойчив, каждый день тренировался и, наконец, забрался на вершину горы. Такая сказка про упорный паровозик может научить трудолюбию.

А вот пушкинское "Лукоморье":
«У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...».
О чем сказка?
1.Ученого кота посадили на золотую цепь, заставили днем и ночью ходить вокруг дуба, петь песни и рассказывать сказки. Мораль – если ты ученый, так сидеть тебе на цепи и творить по приказу.
2.На ветвях дуба сидит русалка. Какого лешего ее понесло на дерево, не знает даже сам леший, который рядом бродит. Но самое интересное - как эта девица на дуб забралась, если у нее  ни рук, ни ног, а только хвост?!
3.В окрестном лесу все дорожки неведомые и на них следы невиданных зверей. Избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей – очевидно, эти самые невиданные звери и повыбили двери.
Бабе Яге жить стало негде, но улететь она не может - ступа заржавела и потому, может только брести (бредущая ржавая кадушка - это нечто запредельное!).
4.По утрам, из водной пучины выходят 30 богатырей со своим дядькой. Вряд ли они по ночам рыбу ловят, видать, тренируются на секретной подводной базе боевых пловцов...
5.В темнице сидит царевна, которую неизвестно кто туда посадил, и непонятно за какие провинности. А чтобы она не вздумала совершить побег, к ней приставлен серый волк, который верно служит.
6.Царственные особы охотятся на себе подобных, а колдуны охотятся на богатырей, которых уносят черт-те куда и неизвестно зачем.
7. Кащей захватил власть, стал царем, но распорядиться захваченным богатством не умеет и потому над золотом чахнет.
В Лукоморье нет ни одного положительного героя, которого можно брать пример.

«По щучьему веленью».

В старых книжках, эта сказка начиналась так: «По щучьему велению, по божьему благословленью...».
О чем сказка?
1.Ленивый деревенский остолоп Емеля лежал на печи и отрывал свою задницу только
тогда, когда ему обещали подарки за проделанную работу.
2.Однажды он поймал щуку, долго не отпускал, хоть и просила. Отпустил только за бартер - он ей свободу, она ему исполнение желений.
3.Поехал в лес за дровами на печи, по дороге передавил кучу невинного народа. Вины не признал: это не я, они сами под колеса лезли!
4.Пришли за ним из местной полиции - он их дубинкой.
5.Царь его вызывал, Емеля на это «забил». К царю его все же доставили -  когда Емеля заснул после пьянки.
6.Далее, Емеля соблазнил царевну. Царь осерчал, посадил обоих в бочку и выкинул бочку в море. Щука их спасла, на берег вынесла, дворец им построила. Живут в грехе, не женатые!
7.Потом царь приехал к молодым. Емеля царя запугал. Тот с перепугу, отдал ему царство. Хэппи енд!
Смысл сказки в том, что можно быть полным моральным и физическим уродом, но если у тебя в руках власть и деньги, ты можешь творить беспредел, распоряжаться чужими судьбами, отнимать и присваивать чужое.

Россия сегодня – это Иван-дурак, который на распутье свернул в советское прошлое.  Он забыл народную мудрость: там все можно потерять...


Рецензии