Золотое Мировое Древо-дар...

МИРОВОЕ ДРЕВО


Под старым дубом я сидел.
;Кругом тепло, светло.
А старый дуб гудел и пел.
;Я заглянул в дупло.

 Там был пчелиный дикий рой.
;Они жужжат, поют
Красавец леса вековой
;Минутным дал приют.

Не также ль мы жужжим, поём
;В пещерах мировых?
В дуплистом Небе, круговом,
;Поём судьбе свой стих.

Но нас не слышит Игдразиль
;Таинственных судеб.
Мы в мёд сольём цветную пыль,
;Но мёд наш сложим в склеп.

И лишь в глубокий час ночей,
;Когда так вещи сны,
Узор звездящихся ветвей
;Нам светит с вышины.

К. Бальмонт.



Мир полон тайн и радости их познания... Вчера(22.02.2020г)мне неожиданно сделали дар-маленький золотой кулон с изображением "Древа жизни".
Поблагодарил за сей дар, я приступила к более глубокому изучению сути этого образа. Возникло желание раскрыть его лик, в разных традициях народов земли.
***********
Скандинавские легенды повествуют о дереве Иггдрасиль, поделившемся с верховным божеством Одином своими знаниями и мудростью, а также открывшим ему тайну рунических символов.
Древние египтяне ассоциировали Дерево Жизни с богиней Иусат, считая ее атрибутом акацию. Они верили, что именно она служит проводником между миром мертвых и живых.
Персидские же представления о Мировом Дереве акцентировали внимание на его плодородии, считая источником всего живого.
Средневековые алхимики гораздо больше интересовались аспектом бессмертия, которое, помимо всего прочего, также символизировало дерево.
Самым распространенным является кельтское изображение Древа Жизни, выполненное характерно узорчатым стилем с применением узлов. Друиды, кельтские жрецы, считали самым священным деревом дубы. Для них он был центром мироздания и дверью для прохода в другой мир.(Дуб/буд:будда"пробужденный")
Для славян символ Древо Жизни был не менее важен, чем для представителей других народов. По важности его можно было сравнить разве что с солярными знаками. Но они отображают лишь одну сторону культуры наших прародителей, рассказывая о некогда существовавшем культе солнца.
Дерево Жизни же способно поведать нам практически все о мироустройстве древних славян. Для них, как и для кельтов, оно стало центром мира, центральной осью, на которой пересекаются Правь, Явь и Навь. Для славян *Столп Жизни("... сделаю тебя столом в храме моём"Евангелие) олицетворял единство двух противоположностей – света и тьмы, связь с Родом, бесконечный цикл перерождения, обновления и процветания.

В культуре наших предков символ тесно связан с оберегом Алатырь(Чинтамани:камень чистоты мысли:кристалл... ) . По поверьям Мировое Древо росло на Алатырь Камне, некогда упавшем с неба(луч сошедший с небес:-бог) . Возле того камня сидели боги, отдыхая от своих забот, под ним протекал ручей с Живой Водой, а рядом пламенел Вечный Огонь.(Огонь духа)


Оберег Древо Жизни не просто символизирует гармонию, он также означает непрерывный рост и преобразование старого в новое, переход на новую ступень, виток развития.
Обладатель такого талисмана получает очень мощную поддержку. Стоит отметить, что покровительство ему окажут не только боги, но и предки. Это редкость для амулетов. В основном они помогают получить поддержку верховных сущностей, но лишь некоторые способны помочь отыскать связь с праотцами.
Священное Мировое Дерево символизирует одновременную связь со всеми поколениями – настоящими, прошлыми и будущими.
*************
"Древо мировое — «космическое» древо, характерный для мифов образ, содержащий идею мира — «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания». Крона Мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — мира мертвых, ствол и ветви охватывают земное пространство. В его корнях обитают Змей и нечистые духи, а вершина связывается с Богом, небом, Солнцем и птицами. С его помощью можно переходить из одного мира в другой (в мир предков, в небесный мир).
Располагается Мировое древо в фольклоре обычно на горе, посреди моря, в чистых полях близ дороги, у хозяина на его дворе. С помощью Мирового Древа описываются деление года на сезоны, месяцы, недели, дни.

В сказке «Бурка, Каурка и синегривый конь» Мировое древо представлено в образе царского терема. Персонаж сказки, царевна, сидела в тереме каждый раз на этаж выше. В волшебной сказке бурятского народа «Мэргэн Зорикто» юноша идет на поиски бурхана и по пути помогает всем нуждающимся. Мы считаем, что образом Мирового древа является дворец бурхана, «…весь из золота и серебра, крышей в небо упирается…». А в сказке «Серебряный хухэнэк» главный герой, бедняк, побывал в гостях в доме Мороза. А серебряный дом стоял на высокой горе, куда ни зверь, ни птица не доберутся. Эта гора и есть Мировое дерево. Этот же образ мы нашли в сказке «Хозяин горы». Здесь рассказывается о борьбе мудрого отшельника с жестоким богачом, который держал бурятский народ в страхе.

*Столб на развилке дорог в сказке «Ванюшка, волк и Каша Бессмертный» также является примером Мирового древа, как пограничный столб между миром живых и миром мертвых. Также как в сказке «Иван-царевич и серый волк» на этом столбе была надпись о том, что ожидает героя на той или иной дороге. Мировое дерево в образе березы как символ связи с миром мертвых описано в сказке «Блюдечко золото и яблочко налито». Яблоня как символ женской судьбы присутствует в сказках «Про Буренушку-коровушку и Трое ножку — бычка» и «Медвежья яблочка».

В сказке «Деревянный журавль» мы увидели образ Мирового дерева в виде высокой башни, где была заточена царевна"

/Жамсаранова А. Б., Ячменёва Е. М. Образ Мирового дерева в сказках народов Забайкалья // Юный ученый. — 2019. — №2. — С. 8-9. — URL https://moluch.ru/young/archive/22/1361/ /

Так, Ашваттха, или священное дерево Индии, обиталище Питри, стало деревом Бо (или ficus religiosa) буддистов во всем мире, так как Гаутама Будда достиг высшего знания и Нирваны именно под этим деревом.
Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у скандинавов.
Баньян - символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу.
Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной - Духа, Души, Материи.
Черный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и спокойствия.
Пихта считалась священной в Египте, и ее шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий; священными были также сикамор, тамариск, пальма и виноградная лоза.
Сикамор был Древом Жизни в Египте, и также в Ассирии. Он был посвящен Хатор (Хатхор) в Гелиополе; теперь же, на том же самом месте, он посвящен Деве Марии. Сок его был драгоценным благодаря качеству его оккультных сил, также как Сома у браминов, и Хаома у парсов. "Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие."
В эрзянских верованиях древо называют Эчке Тумо, где находится гнездо священной утки Ине Нармунь, что рождает то самое яйцо, из которого рождается весь мир. В тюркской мифологии дерево называется Байтерек - корнями оно удерживает землю на месте, а ветвями подпирает небосвод, чтобы тот не упал вниз.
В Кабале - это Дерево Мекабциэль. В Коране - это Сидрат аль-мунтаха.
В Китае - это Киен-Му, по которому спускаются и опускаются Солнце и Луна, владыки, мудрецы, Боги, духи и так далее.
Об эти священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются по сей день, можно было бы написать большой том, и всё равно этот вопрос не был бы исчерпан.

По представлениям древних египтян, ось земли — это гигантское *золотое дерево, вершиной упирающееся в небо. На его верхних ветвях растут *драгоценные камни(самоцветы, Чинтамани) и живет небесная богиня Нут. Дождь, орошающий землю и проникающий в виде почвенных вод в подземный мир, происходит оттого, что чудесная птица феникс ударяет своими крыльями по ветвям этого священного дерева, и оно разбрызгивает свою живительную влагу. Поклонение мировому дереву было тесно связано с культом Осириса, бога плодородия и вечного обновления природы. Рядом с его гробницей росло дерево, на котором, как считалось, в виде птицы восседала душа бога. На древнеегипетских изображениях можно видеть, как это мифическое дерево прорастает через всю гробницу Осириса, оплетая его своими корнями и ветвями. Более того, с деревом нередко отождествлялся и сам Осирис.
В существовании космического дерева были уверены и древние китайцы. Мифы помещали его далеко на востоке, в Долине света. Именно там из бурлящего моря вздымалась вверх колоссальная шелковица неохватной толщины. На самой ее макушке сидел чудесный петух, своим криком возвещавший наступление дня, отчего вся нечисть, бродившая ночью по земле, в спешке убиралась восвояси. На ветвях шелковицы обитали десять солнц, имевших облик золотых трехлапых воронов. Еще одно мировое дерево помещалось на крайнем западе вселенной, листья его были подобны звездам и освещали мир по ночам. В течение многих веков своего существования мифология постоянно развивалась: одни сюжеты и образы забывались, другие возникали и накладывались на старые. Поэтому кроме двух названных космических деревьев в китайских мифах немало упоминаний и о других, подобных им. Так, говорится об огромном дереве Сюнь высотой в тысячу ли, а также о чудесном хлебном дереве толщиной в пять обхватов, что растет на мировой горе Куньлунь; там бьют чудесные источники и обитают все боги Поднебесной. Сообщается и о деревьях, по которым можно подняться на небо и спуститься в подземный мир, это — дорога богов и шаманов.
Майя в Центральной Америке также помещали в центре мироздания фантастическое Первое дерево мира, изображающееся с бочкообразным стволом, усеянным колючими шипами. Считалось, что именно оно поддерживает вселенную. Кроме него, однако, существовали еще четыре священных дерева, располагающихся по четырем углам мира. Они должны были служить дополнительными опорами. Но все же главным оставалось центральное дерево, ибо в первую очередь вокруг него собирались боги, там, в центре мироздания, они решали самые важные вопросы, касающиеся судеб людей и вселенной. Культ великого мирового дерева пронизывал многие сферы религиозной жизни майя, множество его изображений встречается в их рукописях и на каменных рельефах. О его первостепенном значении говорит хотя бы то, что алтарю, на котором приносились человеческие жертвы, придавалась форма пня этого священного дерева. Считалось, что поскольку оно связывает между собой все миры вселенной, то по нему жертва легко попадает на небо и будет более угодна богам.

В якутской мифологии огромное внимание уделялось чудесному дереву Аал Луук Мас, будто бы растущему посреди «Сибиир-земли». В легендах рассказывается, что оно источает живительную влагу «илгэ», придающую отведавшим ее бодрость и новые силы. Когда-то это дерево задумало прорасти в небесную страну верхних духов, чтобы уничтожить их, но в конце концов отказалось oт этой кощунственной мысли и, достигнув неба, стало коновязью для небожителей. Решив достать преисподней и погубить нижних духов, оно опять-таки затем передумало, и его корни стали служить вешалкой для существ нижнего мира. Простираясь высоко вверх и глубоко вниз, Аал Луук Мас образует собой неколебимую сердцевину мироздания.

По алтайским верованиям, в благодатном месте, где сливаются семьдесят рек, возвышается сто ствольный семи коленный вечный тополь с золотыми и серебряными листьями. Под одной лишь ветвью этого фантастического дерева может укрыться целый табун коней. На его вершине сидят две золотые кукушки, предвещающие судьбу, от их пения по всей земле распускаются чудесные цветы. На средних ветвях помещаются два черных беркута с алмазными когтями, чутко сторожащие глубь синего неба. К основанию тополя железными цепями прикованы два страшных пса с налитыми кровью глазами. Там же мирно пасется волшебный скакун, обладать которым может лишь великий герой.
По древнегреческому мифу, младенец Зевс был вскормлен козой Амалтеей у подножия священного дерева. Под деревом родился другой великий бог древней Греции — Аполлон. Легенды сообщают, что младенцем под деревом был найден вавилонский царь Навуходоносор. Майя, мать Будды, гуляя в саду, почувствовала приближение схваток и родила «избавителя всех живых существ», схватившись рукой за ветвь одного из деревьев. Легендарный советник одного из великих царей Древнего Китая И Инь, по преданию, был найден в дупле шелковицы, которая, как мы знаем, почиталась китайцами в качестве мирового дерева. Чингисхана, как повествует легенда, нашли в степи сосущим листья одиноко стоящего чудесного дерева. Наконец, апокрифические христианские предания сообщают почти то же самое и об Иисусе Христе. В «Евангелии псевдо-Матфея» говорится, что архангел Гавриил принес Марии весть о непорочном зачатии в тот момент, когда она черпала воду из источника у подножия дерева.

Древо познания, фигурирующее в книге Бытия, по всей видимости, есть уже знакомое нам по мифам многих народов мировое дерево. В Ветхом завете это показано достаточно выпукло. Целый ряд деталей добавляют более поздние талмудические и апокрифические легенды. По одним преданиям, дерево, от которого вкусили Адам и Ева, было виноградным, так как ничто не приносит большего зла, нежели вино...? (вино-аллегория(уровни погружения в тексты, прочтения текстов-Пардес"Фруктовый Сад мудрости") (Вино-вина(древний струйный музыкальный инструмент богинь) - вина/нави(нави(иврит) :"пророк" ) навь:информац.поле"Навь"(Иван Нави сын) . По другим — то была смоковница, из листьев которой прародители будто бы сшили себе одежду, по третьим — пшеница или хлебное дерево: ведь, как объясняет Вавилонский Талмуд, ни одно дитя не может назвать ни отца, ни мать прежде, чем вкусит хлеба, — оттого-то в Ветхом завете и говорится о древе познания. В книге Бытия упоминается еще одно райское древо — древо жизни (оно, по всей видимости, представляет собой просто дубликат древа познания). В Талмуде ему приписываются поистине космические размеры: для того, только, чтобы обойти его, требуется 500 лет.

В верованиях многих народов души еще не рожденных младенцев обитают в ветвях мирового дерева. Древо судьбы было и родословным древом. Исландский скальд Эгиль Скаллагримсон в своей песни «Утрата сыновей» сравнивает погибшего сына с ясенем, выросшим из его рода и рода его жены, и взятым Гаутом-Одином в мир богов — к родным душам.

Роса, стекающая с Иггдрасиля на землю, — медвяная, ею кормятся пчелы и собирают нектар.(мед-мудрость божественная, веды) В источнике плавают два чудесных лебедя. Лебеди — волшебные птицы, в которых любили превращаться божественные девы(дева/веда) и спутницы Одина валькирии(вал(подымающая) кир(солнце, стена оберегающая сад/да) ирия(йар-яр-рай-Ирий-вирий-эдем) . Весь же бестиарий — животный мир, который связан с мировым деревом, воплощает все сферы мироздания и их взаимосвязь: орел (и ястреб) обитают в поднебесье, но ищут добычу на земле, дракон — чудовище преисподней? (Д... Ра...кон), но благодаря крыльям может достигать небес, лебеди — водоплавающие птицы; четыре оленя также воплощают четыре стороны света, как и карлики, сидящие на краю земли.

«Древо предела», растущее в центре мира и соединяющее все миры скандинавской мифологии, достигает своей кроной Вальхаллы, чертога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. Тут мы начинаем понимать, почему Асгард оказывается одновременно и на небе, и в центре мира: ведь его пронизывает мировое дерево. В Вальхалле оно именуется Лерад — «Укрытие». На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, поэтому из ее вымени течет хмельной мед и наполняет каждодневно большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале Одина. Иггдрасиль — действительно питающее волшебным напитком медвяное Древо жизни. Целая роща волшебных деревьев растет в Асгарде у ворот Вальхаллы, Она именуется Гласир — «Блестящая», потому что все листья там из красного золота. Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир — «С дубовыми кончиками рогов»; он также поедает листья, и с его рогов каплет столько влаги, что она, стекая вниз, наполняет поток Кипящий Котел, из которого берут начало двенадцать земных рек. Олень — священное животное, связанное с мировым деревом в самых разных мифологиях мира; эта связь бросалась в глаза творцам древних мифов не только потому, что олени питаются ветвями деревьев, но и потому, что их рога сами напоминают дерево. Рогам Эйктюрнира не случайно приписывались «дубовые кончики» — мы можем заподозрить, что сам олень в недошедшем до нас германском мифе выступал в качестве мирового дерева — ведь с его рогов начинались все мировые воды. В поздней исландской «Песни о солнце», написанной уже в христианскую эпоху, но в традициях языческой поэзии скальдов, говорится о солнечном олене, ноги которого стояли на земле, а рога касались неба. У Иггдрасиля собираются боги (асы) чтобы вершить правосудие, верховный бог Один привязывает к его стволу своего коня о восьми ногах Слейпера.

Елена Блаватская в книге – "Разоблачённая Изида" т. 1 гл. 5 – считает, Египетские пирамиды также символически представляют эту идею земного дерева. Ее вершина является мистическим звеном между небесами и землей и выражает идею корня, тогда как основание представляет расходящиеся ветви, простирающиеся к четырем странам света материальной вселенной. Пирамида передает идею, что все сущее имело начало в духе

Древо Жизни по представлениям древних, было тесно связано с передней сущностью человека , так например у ассирийцев часто единорога ( символ передней сущности) изображали рядом с Древом Жизни.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания. Из под камня Алатырь по всему миру растекаются волшебные реки – Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана
В кроне Мирового дерева часто помещаются Солнце и Луна. В Белорусском фольклоре у корней дерева обитают бобры, а в кроне живёт сокол, листья покрыты бисером, *цветы как серебро, *плоды из чиста золота. Так как это Мировое Дерево, то славянская традиция в своём фольклоре помещала сюда всех самых удивительных существ, начиная от мифологических птиц и заканчивая полулюдьми-полуконями, полу- быками, полу -псами, а также всех возможных Божеств и существ. Здесь их место - рядом с центром мира.

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там на заре прихлынут волны

Там лес и дол видений полны;

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет бредет сама собой;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет бредет сама собой;

Там царь Кашей над златом чахнет;

Там русский дух. Там Русью пахнет! 

Дуб Лукоморья – это одна из форм Мирового древа. А. С. Пушкин...


Рецензии