Туркмены в Афганистане

В 19 веке Большая Игра на Крыше Мира, а по сути борьба империй России, Великобритании и Китая за господство в Центральной Азии, привела к тому, что границы местных стран были проложены условно, по зонам влияниям той или иной империи, а не по фактическому месторасселению отдельных наций, народностей и племен. Так и получилось, что туркмены оказались рассредоточены не только на территории современного Туркменистана и бывших республик СССР (Казахстана, Узбекистана и Таджикистана), но и в большом количестве проживают в соседних Иране и Афганистане. А октябрьский переворот и успехи молодого советского государства в ведении гражданской войны увеличили туркменское население приграничных стран за счет беженцев или идеологически несогласных.

Впрочем, если туркмены в Иране, хотя и подверглись сильной иранизации, но все же проживают относительно благополучно, имея относительные блага в виде электрификации, газификации, возможности получения образования и охраны здоровья, а также набора социальных прав, при этом – в последнее время власти страны уделяют и достаточно внимания сохранения этносу его культуры и языка, то туркмены в Афганистане оказались в весьма жестких условиях.

Итак, Афганистан. Это государство, которому исторически было суждено сыграть довольно неприглядную роль буфера между российской, британской и китайской зонами влияния. По оценкам середины 19 века данная территория, к тому же не имеющая выхода к морю (даже к Каспийскому) была признана относительно непригодной для проживания людей и освоения цивилизованным обществом – а потому, просто оставленная пуштунским племенам, а также – персо и тюркоязычному населению севера. Такой вот естественный барьер для разнородных политических сил. Граница была проведена по линиям стояния войск и никто на тот момент особо не интересовался тем, куда и какие народы были приписаны.

 Судьба туркмен по разные стороны границы складывалась по-разному и нужно отметить, что несмотря на все яркие минусы советской власти в Туркменистане – данной части этноса наиболее повезло. В Афганской Туркмении проживают следующие туркменские племена-субэтносы: Эрсарыйцы, Текинцы, Алилийцы, Сарыки и Салыры. Примечательно также то, что более половины современных туркмен Афганистана - это потомки беженцев, опасающихся коллективизации в Туркменской ССР в 1920-х годах. Точные данные о численности туркмен в Афганистане отсутствуют, так как из-за гражданской войны переписи населения не проводятся. Кроме того – при власти Талибана (несмотря на то, что на севере она была не столь активной и встречала сильное противодействие) происходила активная пуштунизация персо- и тюркоязычного населения, а потому – многие афганские туркмены в настоящее время считают себя пуштунами. При этом – по приблизительным оценкам в Афганистане может проживать до 400 тысяч туркмен (при том – что население Туркменистана в настоящее время едва дотягивает до 6 млн).

Вместе с племенами туркменов в в Мазари-Шерифской провинции и далее на восток проживают местные узбеки и таджики, что в принципе логично. Туркмены Афганистана поныне сохраняют древнее деление на чомур - оседлых и чарва - кочевых. В 19 в. переход от одного состояния к другому часто зависел от уровня зажиточности отдельного хозяйства: земледелием занималась главным образом беднейшая часть населения. Главенствующее место в скотоводческом хозяйстве афганских туркмен занимает разведение овец, преимущественно каракулевой породы, и коз. Туркмены выпасают свой скот в горах, перегоняя стада на далекие расстояния. Уходя на летние пастбища, кочевники засевают на богаре пшеницу, ячмень, рис, просо, джугару и огородные культуры, из технических культур возделывают хлопок; для охраны посевов оставляются бедняки-чомуры. Вся масса туркменской бедноты находится в полной зависимости от крупных баев-скотоводов, обычно одновременно являющихся родовыми старейшинами.

Число туркмен - городских жителей в Афганистане невелико: это главным образом выходцы из племени али-эли, которые уже в конце прошлого века занимались ремеслами в г. Андхой. Как правило, наиболее распространена их задействованность в ювелирном деле, ковроткачестве, деревообработке и кузнечном деле.

В религиозном отношении туркмены в большинстве своем принадлежат к мусульманам-суннйтам. Также большую роль среди них играют представители дервишских орденов – шпаны, зачастую выступающие в роли казыев (судей) или святых-лекарей.
Подавляющее большинство афганских туркмен неграмотно и не имеет доступа к системам образования и здравоохранения. Во времена СССР им частично оказывалась медицинская и гуманитарная помощь со стороны Туркменистана и Узбекистана. Однако и в этих условиях широкие массы туркмен стараются сохранить свои национальные культурные традиции. Туркмены Афганистана помнят и любят стихи замечательного туркменского поэта Махтум-Кули, в основном сохранение культурных народных традиций здесь стало возможно при миграции туркменов с территории СССР в 20-30-гг, поскольку старалась эмигрировать в основном богатая и относительно образованная туркменская знать.

Тем не менее, в настоящее время судьба афганских туркмен не завидна. Они попали в довольно сложную ситуацию не имея ни возможностей для нормального проживания и развития собственной культуры в Афганистане, ни имея возможности вернуться в Туркменистан. Однако – если вдруг кому-то их этнологов или антропологов придет в голову изучение традиционного быта и прочей материальной и духовной культуры туркмен – то сделать это в Афганистане можно с довольно высокой степенью достоверности, именно в этом заброшенном углу мира она сохранилась в наибольшей неприкосновенности.


Рецензии
Мама Дустума туркменка

Парвин Гейдаров   28.03.2021 04:58     Заявить о нарушении