Мосты любви

Если заглянуть  на популярный российский литературный портал  Стихи.ру, то вы, скорее всего с удивлением, увидите, что на сегодняшний день там размещено  около  47 миллионов произведений более чем 830 тысяч авторов. На национальном сервере Проза.ру  более 8,5 миллионов текстов, сочиненных 300-ми тысячами самодеятельных писателей. Меня эти цифры бесконечно удивляют и радуют. Кроме этих главных площадок, есть ещё и другие, в том числе и такие, куда люди приходят со своим песнями...   Площадок, площадей, сцен, помостов, клубов, музеев - много, находят их люди с творческой жилкой, чтобы душу свою согреть и других порадовать…  и не только в России. Везде такие родники пробиваются.  Бьёт такой родник в Ефремове Тульской области: там Анна Мотлох в Краеведческом музее с детьми и взрослыми возится, песни им душевные поёт, образовывает, напоминает о предках, стоявших там когда-то в засеках, охраняя наши рубежи от набегов татар. Сергей Лукьянов из подмосковного Дзержинска, освободившись от гнёта государственной службы, книгу своих стихов издал… «Уроки прикосновения». Музыку для них пишет и поёт друзьям. На северо-востоке Эстонии Каролина Грюн на всю жизнь к поэзии Игоря-Северянина прикипела: и стихи его читает, на эстонский переводит и поет, сама музыку к северянинским стихам подбирает-сочиняет.  Много таких и других...   
Эта огромная армия народных художников, безусловно творческих людей по численности превосходит армию России и составляет более одного процента от населения РФ. Специфической чертой народных художников является совместительство: большинство из них творят, одновременно работая по  основной профессии, которая дает им средства к существованию, или по завершении трудовой деятельности… Эта раздвоенность отражается на уровне их творчества, хотя в истории были и великие совместители, такие как Гёте и Ф. Тютчев... Некоторые наиболее честолюбивые  народные поэты и прозаики сами издают свои книги, чтобы оставить след в каталогах и хранилищах главных библиотек страны.  Воины этой армии добровольцы, и все они в меру сил и таланта ратуют за возрождение духовности нашего народа.  Думаю, читателям будет интересно познакомиться с одним из бойцов этой многочисленной и всё увеличивающейся армии художников слова.

Труды талантливого поэта и писателя-публициста Михаила Ивановича Лапшина, яркого представителя народной поэзии и прозы присутствуют как на поэтическом, так и на прозаическом порталах, но к рядовым этой армии его причислить нельзя, хотя бы потому, что он член главных творческих объединений  России (общее количество членов СП России на 15.02.2018  составило 8 034 человека)… О поэтическом звании М. Лапшина пусть судят читатели: его творческое наследие на сегодняшний день довольно обширно, и чтобы познакомиться с поэтом и получить представление об уровне его таланта полистаем последний из сборников его стихов, содержащий избранные наиболее крупные по форме и содержанию  стихотворные произведения автора. Все работы, о которых будет идти речь в этом эссе, опубликованы на поэтическом портале на его авторской странице в сборнике «Мосты любви» (Михаил Лапшин 2).
Михаил Лапшин, автор поэм и баллад, включенных в его последнею  книгу, родился 4 октября 1945 года (знак зодиака Весы, стихия Воздух) на Дальнем Востоке в городе Уссурийске, в ста километрах от побережья Тихого океана. Роза ветров этих мест такова, что город часто продувается чистыми потоками воздуха с океана, приходившими с юга со стороны Владивостока. В то время Уссурийск был тихим патриархальным городом, где жители не считали нужным запирать  двери  своих домов… В этой тишине и чистоте и рос маленький Миша. По темпераменту люди родившиеся под знаком Весов сангвиники с интеллектом на грани гениальности, очень активны и коммуникабельны до всепроникаемости, но без четких представлений, с сильным мужским началом, творческие, весёлые, интересные.. Давно знаю Лапшина - портрет совпадает - а теперь факты его биографии и творчества...
Мать мальчика  Позднякова Нина Павловна, красавица-казачка была дальневосточница с украинскими корнями. С Украины предки Михаила попали в эти края во время «великого столыпинского переселения». Отец мамы, Павел Елисеевич Поздняков был казаком и служил в Уссурийском казачьем войске.
Отец, Иван Ефимович Лапшин, к которому Миша всю жизнь испытывал нежнейшую привязанность, был призван в армию в 1039 году из подмосковной деревни Бабьево рядом с посёлком «Семёновское» (недалеко от Коломны), семья папы была старообрядческой со строгими православными обрядами и традициями. Как видно из этой биографической справки, корни у М. Лапшина хорошие, русские, глубокие - Бог даст, не пропадут его потомки на русской земле….
После войны отец, майор войск связи служил в разных гарнизонах  Дальнего Востока, и семья следовала за своим кормильцем.  Несмотря на частые переезды, Миша проучился несколько лет в музыкальной школе и  подавал большие надежды в игре на фортепиано. В то время мальчик  был очень похож лицом на бесконечно гениального маленького Моцарта. И похоже, музыка с тех пор, благодаря таланту его первого педагога Серафимы Константиновны Васильевой, навсегда поселилась в душе  трепетного мальчика и его стихах. В одном из своих первых юношеских стихов он так написал об этом:

Утренняя мелодия
Играют оркестры в моей голове,
Их первые звуки слышны на заре.
Вам, чистая флейта,
соло даю,
Начните о верности,
Я вас молю...
Вы, чуткая скрипка,
сыграйте о том,
Как осень приходит
в покинутый дом.
Пусть голос валторны
возникнет вдали,
Как время с холста
Сальваторе Дали.
Волшебные трубы,
будите друзей!
Работы по горло,
начнём веселей!

         Юноша умоляет чистую флейту спеть о верности…. Какой прекрасный образец чистейшей, трогательной и деятельной лирики!..
        В Приморском крае, который Михаил по праву считает своей малой родиной,   он и прожил до 16 лет, когда родители направили его доучиваться в Москву на попечение тёток, родных сестёр отца. Это путешествие в одиночку молодого человека на поезде через всю страну оставила глубокий след в сознании мальчика. 
        Одна из тёток, тётя Поля, знаменитая в довоенное время трактористка Полина Старовойтова, познавшая ужасы Войны, не только поселила  его в  своей крошечной комнатке деревянного дома, где она ютилась с мужем-фронтовиком и сыном, но и сыграла важную роль в его судьбе. Случайно ближайшей школой к дому оказалась  знаменитая  школа №204 от Академии наук СССР  имени Максима Горького.
Каждая человеческая биография и судьба уникальна и неповторима, и этим люди бесконечно интересны биографам и исследователям душевной жизни, потому что такие исследования сродни изучению Космоса. И нет труднее и рискованнее работы, чем проникновение в сознательную и бессознательную душевную жизнь другого человека, Скальпель здесь не поможет, но поэты щедры на такого рода откровения, они сами раскрывают свою душу, а поэтический язык позволяет им  передать тончайшие нюансы душевных движений. Обычные люди таким инструментом не обладают: обыденного языка едва хватает для практических нужд. Биография и творческая жизнь Михаила Лапшина здесь не является исключением.
Судьба в то время явно благоволила к Михаилу. В московской  школе его преподавателем русского языка и литературы был  выдающийся педагог, энциклопедист и  знаток литературного творчества, писатель  М. К. Фатеев. Михаил по всем предметам учился блестяще, но уроки русского языка и литературы были самыми любимыми. Учитель отметил способного юношу, всегда старавшегося многократно перевыполнить домашние задания по русскому языку и литературе. Уроки литературы Михаила Константиновича Фатеева, задавшего высокую планку школьникам по литературе,  привили любовь к ней всем его ученикам.   
После окончания школы, в выборе жизненного пути на талантливого юношу, как на многих молодых людей того поколения,  повлиял драматический фильм известного советского режиссёра Михаила Ромма «9 дней одного года», вышедший на экраны страны в 1962 году, когда Михаил думал об определении своего жизненного пути.
         В фильме физики-ядерщики были  красивы, умны, самоотверженны и благородны. Герои этого фильма в исполнении  Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского  и Татьяны Лавровой, прекрасных актёров советского времени… Так хотелось  подражать этим героям, умевшим умно говорить и действовать. Многих они тогда загипнотизировали своей игрой...
        Под влиянием этой кинодрамы в 1964 году после окончания  школы  с медалью Михаил поступает  в МИФИ,  Московский инженерно-физический институт. Кроме интенсивных занятий по программе обучения в ядерном институте, Михаил пел в знаменитом мужском хоре института, вдохновенно читал лекции  рабочим ЗИЛа с анализом международной обстановки.    Прирождённый поэт в 1970-м году заканчивает МИФИ  и, став дипломированным специалистом,  несколько лет работает на предприятиях Атомной отрасли.
        О том, что Михаил был рождён для поэтического поприща говорит одно из ранних его стихотворений, написанное в 1963 году, ещё до поступления в институт:

Стихи рождаются в мольбе,
Если рождаются в беде.
Они рождаются в тебе,
Когда душа твоя полна,
Когда душа твоя –
струна…

        Со времён Перестройки и распада СССР, когда перед страной возникли новые неведомые перспективы,  дававшие невиданные раньше возможности для реализации личности, человек многих дарований, Михаил ринулся в бурные воды  новой жизни страны в конце 1980-х  – начале 1990-х годов.
        В это время в России возрождается казачество, и Михаил вступает в Уссурийское казачье войско, казаком которого был его дед по материнской линии. В течение нескольких лет  он был Полномочным представителем Уссурийского казачьего войска  при Главном  управлении казачьих войск при Президенте РФ. И сегодня Михаил Лапшин не утратил связи с казачьим движением. Он является товарищем Верховного атамана Международной ассоциации писателей российского  и зарубежного казачества в чине генерал-лейтенанта казачьих войск.
         В эти же годы в России стремительно развивается биржевое движение. Самая крупная российская торгово-сырьевая биржа (РТСБ), взявшая за основу идеи М. Лапшина и автора статьи по торговле неликвидами, скопившимися на складах заводов и фабрик страны,  создала крупнейшую  биржевую площадку в стране. Михаил возглавляет аграрное отделение РТСБ, дававшее до 70 % объема товарных торгов всей биржи. В эти годы Лапшин руководит Советом брокеров биржи и становится Президентом российской и московской гильдий брокеров. 
         После активного участия в биржевом движении,  М. Лапшин много лет организовывал выставки-форумы  на территории ВДНХ, собиравших многих учёных и специалистов из разных стран  по важным вопросам жизни человека: чистой воде, продуктам питания. Через эти выставочные мероприятия удалось привлечь на российский рынок белорусские компании, поставлявшие продукты питания высокого качества.

        Но пламя из Божьей искры в душе М. Лапшина   после метаний всё-таки разгорелось особенно ярко, когда он, наконец, понял – судьба заставила понять уже на закате жизни, что блудному сыну нужно возвращаться в Отчий дом…         
        В этом, на мой взгляд, драматизм творческой биографии поэта, писателя-публициста Михаила Ивановича Лапшина, члена Союза писателей России, члена Союза журналистов, обладателя нескольких литературных премий, автора четырех (теперь – уже пяти) поэтических сборников.
        Как публицист Михаил Иванович почти каждый четверг публикует в Одинцовской районной газете «Диалог. Слово-Дело», выходящей тиражом 50000  экземпляров, статьи на актуальные и злободневные темы современности.
        После этого затянувшегося, но необходимого для понимания личности поэта вступления, можно перейти к  сборнику «Поэмы и баллады», содержащего 16 избранных автором поэтических произведений М. Лапшина. Самой главной, на мой взгляд, в этой подборке является поэма «Хвала Природе». В ней поэт пытается познакомить читателя со своим уникальным мироощущением, предлагает проникнуться им  и естественным образом подводит нас к пониманию Божественных начал всего сущего.
       Эта поэма – пример интеллектуальной лирики, когда автор с использованием доступных ему средств прорабатывает, пришедшую ему в голову идею. Здесь поэт пытается рассказать о своем благоговении-восхищении красотами и тайнами Земли и мироздания. А Михаил Лапшин поэт с широко раскрытыми глазами и часто со слезами умиления восхищается Божьими творениями, хотя сам и считает себя атеистом. Его жена, С. Л. Лапшина, знаменитый областной врач-педиатр готова слушать эту поэму-декларацию бесконечно, и я её понимаю: она считает себя её соавтором, потому что Михаил в процессе её написания  радостно зачитывал ей каждое новое пятистишие... 
        Вот как поэт  многозначительно  начинает свою Хвалу:

В тугом клубке былых наречий,
Так перепутанных Предтечей,
Потомок ищет связь начал,
В которой первозвук звучал.

         Тайны в сущности Природы, они говорят о божественности её происхождения, постижение скрытого в Природе находится за пределами человеческого интеллекта. Так утверждает поэт. Сначала был первозвук, потом  слово-первослово,  а потом появилась матушка Земля со всеми её неисчислимыми чудесами: растениями, птицами, животными и рыбами, а потом и Человек, как пользователь и художник, творящий мыслью и словом. Первозвуком, с которого началось развитие человеческой речи во всех её разновидностях (наречиях), был язык Природы. Природу поэт  толкует в самом широком смысле этого слова, сюда автор включает не только известные нам стихии, но и явления космического  масштаба: Солнце, Луну, звёзды – весь Космос.   Природу поэт одухотворяет, представляет её живой и способной гневаться на  человека и его деяния, но и надеется на её милосердие:

Природа, ты даёшь нам пищу,
Одежду, кров, ну, словом всё,
И оставляешь нам надежду
На милосердие твоё!

         В поэме М. Лапшин особо и неоднократно подчеркивает важность человеческой речи, как условия эволюции человека. С первозвуков и первословов началось развитие человеческой цивилизации и всех видов творческой деятельности людей, в том числе и поэзии.
         Первозвукам и первокраскам посвящены ещё несколько проникновенных и талантливо написанных стихотворений сборника: «Звуки земли», «Ожидание весны», «Осенний мотив».  Поэзия и талантливые поэты могут позволить всем людям прикоснуться к этим первоосновам, давно скрывшимся от нас в глубине веков. В этом и заключается одна из важнейших задач поэзии, и Михаил Лапшин пытается стихами внести свою лепту в соединение невидимыми духовными  нитями прошлое и настоящее. Человек никогда не остановится в своей познавательной деятельности, и хорошая поэзия – один из инструментов этого познания, дающий нам надежду на светлое будущее.
В «Хвале» несколько разделов: первую часть можно было бы назвать хвалой Создателю, вторую –  хвалой красоте Земли, третью – хвалой воде, праматери жизни на Земле. К воде, к её живительной силе  у поэта-физика особое  отношение: часто в своём творчестве и практической деятельности он обращается к этой стихии. И, видимо, он её хорошо прочувствовал, если пятистишие этой поэмы сейчас красуется и вдохновляет сотрудников и посетителей на входе Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды им А.Н. Сысина, головного института по проблемам водоснабжения и водопотребления.
Вода – загадка мирозданья,
Праматерь жизни на Земле,
Всего живого основанье
И тайный ключ в земной судьбе!
Поклонимся воде...
       За водой в поэме следуют восхваления земле-кормилице, потом – естественно Солнцу, Луне и звёздам – ничего не забыл поэт, охватил всё мироздание. Хвалы перемежаются восторгами и благодарностью.  Земля, как космический объект в детской поэме («Земля – шар-мячик»), и как эстетический объект («Рай») постоянно – не только в этой поэме – в поле внимания  поэта, расширяя  и дополняя соединившиеся в одном человеке восприятие физика и художника.
        Поэма «Хвала Природе», безусловно, занимает центральное место в сборнике и  написана в такой тональности, что вполне могла бы читаться как утренняя молитва семьи, садящейся за стол, наподобие молитвы, которую дети и взрослые читают перед едой в вальдорфских детских садах. В утренних молитвах они произносят: «спасибо Солнцу, спасибо Земле за всё, что есть у нас на столе, и пусть у всех людей на Земле будет хлеб на столе!» Это было бы и благодарностью и приобщением детишек к поэтическому слову. 
Поэма написана поэтом-физиком, прикоснувшимся к тайнам природы, и  имеет  очевидный познавательный смысл, объясняя важные явления природы, и указывая направления исследования её загадок. В конце поэмы М. Лапшин обращается к человечеству с трогательным, щемящим душу призывом   беречь свой дом, матушку Землю и блюсти чистоту нашей речи. Нам давно пора  внять призыву поэта, чтобы не потерять всё это.
         Поэма «Феб и Фаэтон» очень необычна по форме и содержанию, основана на мифологических сюжетах и повествует о последствиях космической трагедии, произошедшей в легендарные времена. Она рассказывает о гибели планеты Фаэтон, орбита которой располагалась  между Марсом и Юпитером. В месте расположения орбиты Фаэтона раз в 3600 лет проходила и пересекалась с ней орбита таинственной кометы  Нибиру. Много непостижимых тайн предлагает для разгадки Космос, многие из них зашифрованы в мифах Древней Греции, поэтому многие ученые, изучающие человека и его положение в мире, обращаются к этим первоисточникам… 
         В мифологии Фаэтон, честолюбивый сын Солнца однажды упросил отца разрешить ему прокатиться по небосводу, чтобы все узнали, кто он таков. С юнцом лучилось непоправимое:  он чуть-чуть не спалил и не погубил Землю, Зевс потушил этот пожар, но Фаэтон погиб от его молнии. Велико было горе отца, матери,  сестёр.   
        Сейчас вместо этой планеты на её орбите  вращается одноимённый пояс астероидов, несущий постоянную угрозу всем планетам солнечной системы. По преданию Фаэтона погубила коварная комета Нибиру, превратив его в злокозненный пояс астероидов, по другой версии, может,  менее романтической, его разорвали на куски своими силами притяжения  Марс и Юпитер, каждый  из которых хотел перетянуть его к себе.
Михаил Лапшин тонко чувствующий человек, обладающий огромными знаниями, фантазией и воображением, с  пристальным интересом взирающий на окружающее, он же – поэт с уникальным набором  способностей, сочетающихся  с редким набором нравственных принципов. По образованию  физика он   обладает исключительными аналитическими способностями. Всё это наложило соответствующий отпечаток на его поэтическое творчество и, в конце концов, привело его в публицистику, в которой он яростно отстаивает правду жизни. Казалось бы парадоксальное сочетание, но – таков М. Лапшин, в этом уникальность его мировоззрения.
Этот отпечаток ясно  виден и в поэме «Феб и Фаэтон». Она  также,  как и предыдущая поэма, рассудочна – и это, наверное, главная отличительная черта его поэзии. Среброрукий бог света Феб-Аполлон и Фаэтон представляют светлую и   темную силы и  ведут в ней диалог о нравственных границах дозволенного. Автор  ставит вопрос о том, кому может быть дано право судить о поступках людей, об их греховности или праведности. При внимательном неспешном прочтении этой поэмы и других произведений сборника появляется ощущение, что для изложения всех появляющихся при этом мыслей, ассоциаций и переживаний потребуется не статья, а целая книга…
Чтобы такого превращения не произошло, придётся, уже кратко, рассказать о других произведениях сборника поэм и баллад. Баллада-притча «Море» посвящена не морским красотам, о которых уже достаточно много написано художниками всех мастей. Лапшин признается, что очень любит такие большие водоемы с волнами, прибоем, пеной, криками чаек, и здесь он не одинок. В этой поэме поэт-атеист ставит очень трудный и неразрешимый для людей материалистического склада вопрос о том, к кому люди, попавшие в трагическую со смертельным риском ситуацию, могут обратиться за помощью? Буря в балладе написана действительно трагическими, густо черными адскими красками – умереть можно от безысходности... В подсознании у поэта и моряков терпящего бедствие судна ответ на этот вопрос есть, и в критические минуты этот ответ, это знание, известное даже первобытным людям, даёт о себе знать:

Кто в этом мире мрака,
Стремительной воды
Протянет руку помощи?
Господь, где Ты, где Ты?
На что ещё надеяться,
Кто может нас спасти?
Кто успокоит небо?
Господь, разве не Ты?

        Истово молиться надо в такие минуты и просить Бога о прощении грехов и спасении, как это делали некоторые  комиссары Красной армии в бесконечно страшные минуты боя во время ВОВ, когда им казалось, что смерть уже стоит за их спиной. Забывали о том, что они атеисты, падали на колени и молились, потрясая сознание видевших их в это время советских солдат…
         Да и Михаил Иванович Лапшин  знает об этом, сам раньше писал в своих максимах: «Во время  шторма и в окопах нет атеистов, и голос их порой неистов». Это его слова… Но в балладе «Море» видим сколько вопросов он поставил. Думаю,  надеюсь не ради красного словца и не  ради театрального эффекта в этой трагической сцене... В таких вещах нельзя лукавить – даже поэтам.
К концу этого предисловия хочется отметить ещё две баллады книги, выпадающие из её общего контекста – это «Ночь Святого Варфоломея» и «Древо Петра». Говорил уже: М. Лапшин поздно вернулся в Отчий дом поэзии, а  время уходит безвозвратно.  Планов у поэта много, а времени – только Бог знает сколько ему отпущено. И мысли о Вечности подпирают. Вот и хочется художнику, хотя бы мазками обозначить огромные волнующие его темы… И о резне гугенотов в августе 1572 года и  эпохе Петра Великого и её деятелях.  Но это темы очень  крупных произведений.
       Но над древом поэт хорошо потрудился: много фамилий и имён русской петровской истории зарифмовал в  этом будущем шедевре, который поэт собирается издать отдельной книгой.  В  последней  балладе-прелюдии М. Лапшин умудрился, всё-таки, сказать очень важные для российского народа вещи.  Об исторической памяти и благодарности делателям нашей истории, нашим великим и малым предкам, посылающим нам из прошлого завет любви к Отечеству:

Склоним же голову пред ними -
Замрут в поклоне наши выи.
Какие люди! Исполины!
Их имена неоспоримы.
Гордись, Россия, сыновьями
Их славными, великими делами.
Над ними светится путь млечный,
Так береги их память вечно!

        Чтобы расширить тему благодарности и охватить всех наших предков великих и малых, включая и самых близких нам людей-родителей, и сделать этот поклон предкам более глубоким, хотелось бы включить в этот жест не только великие, но и малые дела, потому что не нам судить о величии и значении содеянного человеком на этой грешной земле. 
        Хочется закончить предисловие прекрасным призывом М. Лапшина, содержащимся в последнем стихотворении сборника «Поэмы и баллады»

Давайте же ваять мосты,
Мосты любви и доброты
От сердца к сердцу, как пароль,
Который мы несём с собой.
О, как прекрасна эта роль!

       Люди добрые, давайте, наконец, займемся  этим главным  для будущего нашей планеты и цивилизации  делом!  И Христос нам этот завет  оставил, как путь к Спасению, и  Михаил Иванович Лапшин всей своей поэзией нас к этому призывает.


Рецензии
Как всегда, великолепен Ваш литературоведческии анализ. Для студентов, изучающих литературу - это кладезь бесценныи. Удачи.

Нинон Пручкина   08.07.2022 15:17     Заявить о нарушении