Мэрибель глава 7

Когда она вернулась во дворец, принц уже ждал её.

- Где ты была? - поинтересовался он.

- Гуляла по городу, Ваше Высочество.

- А где деньги, которые я тебе дал? Ты их уже вернула тому вельможе?

- Да, я отдала их несколько дней назад, когда Вы были в отъезде.

- А тем "вельможей" был король, а "гуляла" ты в доме друга короля Алберто Лопеса? - гневно спросил принц, с каждым словом делая шаг в сторону Мэрибель, и приблизился к ней плотную. - Ты - шпион короля?

- Шпион? - поразилась Мэрибель, увидев, что принц гневно смотрит на неё. - Помилуйте, Ваше Высочество! Вспомните, как мы познакомились! Неужели вы думаете, что король отправил бы своего шпиона работать с публичный дом? И как король мог предугадать, что в тот день вы поедете именно той дорогой и будете в том квартале? Мне до сих пор страшно от мысли, что Его Величество узнает, что я работала в доме терпимости. Если бы он хотел, чтобы я шпионила за вами, Ваше Высочество, он нашёл бы другой способ внедрить меня к Вам.

- Хм... Возможно, ты права. Братец бы нашёл бы другой способ. Значит, получается, что это случайность?

- Это действительно случайность, Ваше Высочество. Могу я спросить?

- Что ты хочешь знать?

- Почему вы покушались на жизнь короля?

- Ты ничего не слышала о борьбе провинций[15] за свободу от испанского владычества? - удивился принц. - Тогда, во время революции, когда провинции задыхались от налогового гнёта и преследования инквизицией[16] сторонников Реформации[17] ( лютеран[18] и кальвинистов[19]), брат не придумал ничего лучше, чем отправить на подавление этой революции герцога Ортегу, "кровавого герцога", который казнил почти всю аристократию семнадцати провинций, а их имущество конфисковал, и оно поступило в казну Испании. Среди тех, кого казнил "кровавый герцог" были и два моих лучших друга...

- И поэтому вы покушались на жизнь короля? - повторила свой вопрос Мэрибель.

- А тебе этого мало? Он утопил провинции в крови, убил моих друзей... Он - тиран, поэтому я и хотел избавить мир от него.

- Как Вы теперь со мной поступите, Ваше Высочество?

- Это будет зависеть от твоего ответа, - Мэрибель выжидательно посмотрела на принца. - Кому ты больше преданна - королю или мне?

- Ваше Высочество, умоляю, не заставляйте меня выбирать между Вами и королём! И Вы, и Его Величество многое сделали для меня, я признательна вам обоим, я не могу выбирать между вами.

- А если я тебя заставлю?

- Тогда я предпочту умереть.

- Ты готова умереть за короля? - поразился принц.

- Ваше Высочество, - Мэрибель опустилась на колени перед ним, - если мне надо выбирать между Вами и королём, я выбираю смерть. Я не могу допустить, чтобы братья поссорились из-за ничтожной служанки.

- Встань, - приказал принц. Мэрибель встала, но не осмелилась посмотреть на принца. - Что ж, - вздохнул принц, отойдя к окну и повернувшись к ней спиной, - с моей стороны было глупо ожидать от тебя верности. Все женщины, по своей природе - вероломные изменщицы...

- Ваше Высочество! Я не...

- Молчи! - повернулся к ней лицом принц. - Поскольку ты не шпион короля, так и быть, оставайся и работай, как прежде. И забудь об этом разговоре, - принц снова отвернулся от неё и продолжил смотреть в окно.

- Ваше Высочество...

- Ты ещё здесь? Иди к себе, до утра я не хочу тебя видеть.

- Слушаюсь, - ответила Мэрибель, поклонилась принцу и ушла к себе.

Конечно, она когда-то слышала рассказы о "кровавом герцоге", о покушении на короля, и даже слышала о завещании[20] отца короля, где он просил сына использовать герцога Ортегу только на поле боя, а в остальных делах остерегаться его, поскольку герцог самоуверен, амбициозен и готов идти на всё, ради достижения цели. Тогда она была маленькая, чтобы думать о политике, религии, и не придавала значения этим слухам. А сейчас всё это заставило её задуматься.

Мэрибель знала, что король - ревностный католик, и что он не потерпит еретиков, которые унижают Церковь, принижают духовенство, ценность церковных обрядов и взрывают и громят церкви и монастыри. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения короля, было то, что еретики стали призывать повиноваться только Богу, а не королю и властям. Поэтому король и направил в провинцию Сабаса Ортегу.

Она также знала, что "кровавому герцогу" удалось подписать мир с провинциями и они признали Эстебана своим королём. Но ценой этого мира, как и сказал принц, стали жизни несколько тысяч жизней кальвинистов-реформаторов и жизни почти всей аристократии Нидерландов, которые боролись против Католической веры и покушались на жизнь короля.

Размышляя об этом, Мэрибель понимала, что всё, что происходит - подготовка к очередному покушению на короля и новой волне революции. Она думала о том, стоит ли предупредить Его Величество об этом и рассказать ему о своих подозрениях. Слова принца о том, что все женщины - предательницы, жгли её душу калёным железом, но она убедила себя, что если заговорщики убьют короля, то его смерть будет на её совести, и это её руки будут в крови, а не убийцы. Мэрибель думала об этом всю ночь, тщательно подбирала слова, и, наконец, решилась.


_____________________

15 - провинции - 17 провинций, участвующих в Нидерландской революции или восьмидесятилетняя война (1566-1609), (1621-1648).

16 - преследования инквизиции начались после того, как кальвинисты уничтожили в провинциях 5500 католических церквей и монастырей.

17 - Реформация - принцип реформации "повиноваться больше Богу, чем людям". Но этим же "повиновением Богу" реформаторы оправдывали своё нетерпимое отношение к иноверцам, в которых видели оскорбление Божества.

18 - лютеране - последователи Мартина Лютера. Лютер проповедовал о верности сюзерену и поэтому начал распространяться кальвинизм.

19 - кальвинисты - последователи Жана Кальвина. Кальвин убирал из церкви всё, что согласно Библии, там не требуется. Кальвин проповедовал власть Бога во всём, отрицал необходимость духовенства и церковных обрядов. Вольтер, шутя говорил, что: "Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить монахов, а для того, чтобы загнать в них весь мир ".

20 - отец Филиппа II, Карл V, завещал ему использовать герцога Альбу на поле боя, но в остальных делах остерегаться его самоуверенности, амбициозности и готовности идти к достижению цели любыми средствами.


Рецензии