Мцыри. Ода пути познания себя

 Режиссер Юлия Панина, хореография Евгений Демидов, актёры: Николай Яковлев. "Сделано в Доме Актера"2019 Санкт Петербург.
Спектакль Юлии Паниной поставлен по одноимённому произведению М.Ю.Лермонтова предлагает зрителям уникальную возможность увидеть сценическое воплощение одноименного произведения поэтического наследия великого классика. Поэма «Мцыри» хорошо знакомая нам всем со школьной скамьи, редко воплощалась на сценических подмостках, но это не единственное достоинство этого проекта. «Мцыри» написана под влиянием кавказского периода творчества поэта, она повествует трагическую историю мальчика-горца пленённого русским генералом, которого хотели увезти в Россию. Мальчик по дороге в серьёзно заболевает и его оставляют в ближайшем монастыре, где за ним ухаживает монах. Чуть окрепнув от болезни, он бежит из монастыря, но вскоре его находят обессилевшим в степи, у ручья. В поэме он рассказывает монаху об увиденном и пережитом за стенами монастыря и его образ и слова спектакле воплощает Николай Яковлев в очень сложной голосовой палитре. Эта палитра тонов и полутонов невероятно богата и многомерна, с помощью неё история кавказского мальчика – беглеца обретает особое, невероятно драматичное звучание и «Мцыри» - это королевство человеческого голоса воплощенное на сцене. Слова, произносимые им это не исповедь человека на смертном одре и финальное не покаяние. В «Мцыри»- это слова юноши, открывшего для себя мир, родную землю - Кавказ. Его последние слова, это речь человека, осознавшего, что суровые красоты Кавказа – это лики его родной земли, места которому принадлежит его сердце, они создают зрителю картины суровых красот кавказских гор. Эти просторы вопреки суровости природы, не устрашают этого юношу, они пробуждаю в нём интерес. Он – юноша, которого увезли с Кавказа в раннем детстве и здесь (в спектакле) он фактически открывает эти просторы для себя заново. В этом особенность его видения и его речь – это слова, человека, который провёл большую часть своей жизни вдали от этих мест. Спектакль фокусирует внимание зрителя на истории осознания героем роли этих суровых просторов в его жизни, к нему приходит понимание, что Кавказа - это его родная земля, здесь он родился и здесь его отчизна. В его словах нет детского восторга или любования, он понимает, что шел к ним и здесь и только здесь он хотел бы здесь жить и умереть. Мальчик осознаёт, что дни его жизни сочтены, но это осознание подводит его к мысли, что он обрёл для себя дом на этих просторах и он больше не хочет расставаться с ними. В этом основная причина его финальной просьбы положить его в дальнем углу сада, от куда видны горы Кавказа и он обретет умиротворение и покой. В погружении зрителя в глубины этой истории голосовая палитра играет важную роль, она усиливается особой сценической пластикой образа. В «Мцыри» он не герой на смертном одре, прикованный к постели, его образ соткан из филигранно сплетённых воедино пластичных этюдов. Эти этюды благодаря союзу голоса, мимики и жеста создаются картины его странствия, они визуализируют его путь познания, открывают зрителю картины странствия героя к понимания себя и мира вокруг него, они открывают зрителю его внутренний мир, его эмоции и ощущения от увиденного и пережитого. Панина создала невероятно яркую историю конфликта человека с самим собой, с окружающим миром и в воплощённой ей трагедии он проделывает адский путь познания н осознания своего места в этом мире. При всей драматичности история «Мцыри» - это оптимистическая трагедия, так как герой поэмы, следует по тернистой тропе познания и достигает цели всей его жизни. В финале он достигает чувства, что он человек, который обрёл чувство родины и нашел ответы на вопросы всей его жизни. Спектакль «Мцыри» предоставляет нам абсолютно уникальную возможность пережить эту историю и попробовать самим пройти по этой тернистой тропе познания к своему собственному я.


Рецензии