1954kursant1958

Преступление века. Разрушение Дрездена

11 февраля 1945 г. завершилась работа Ялтинской конференции, определившей пути обустройства мира по окончании войны.

Но еще до начала конференции, 25 января, премьер-министр Великобритании У. Черчилль дал указание министру ВВС А. Синклеру разработать специальную воздушную операцию, чтобы «как следует отделать немцев при их отступлении из Бреслау» (находится в 200 км восточнее Дрездена).
На следующий день он уточнил, что надо рассмотреть возможность бомбардировок Берлина и других крупных городов Восточной Германии. То есть тех городов, которые могут отойти в советскую зону оккупации.

План операции получил кодовое название «Удар грома».

27 января заместитель начальника штаба Королевских ВВС Н. Боттомли направил начальнику бомбардировочного командования А. Харрису приказ подготовить самолеты к нанесению бомбового удара по Дрездену  – крупному городу с транспортным железнодорожным узлом.

В меморандуме, зачитанном английским пилотам перед вылетом на задание, говорилось:
«…Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС».
 
А по существу, Черчилль хотел дать понять русским, кто будет определять судьбу мира после войны и чем – Соединенное Королевство и Соединенные Штаты воздушной мощью, являвшейся в то время главным компонентом боевого потенциала вооруженных сил союзников.

Массированный бомбовый удар по Дрездену был нанесен в ночь с 13 на 14 февраля 1945 г., когда Черчилль отдыхал на стоявшем на якоре в Севастопольской бухте штабном корабле «William Blount», обеспечивавшим работу английской делегации на Ялтинской конференции.

Предыдущие два дня он посвятил осмотру руин Севастополя, освобожденного менее года назад – 9 мая 1944 г., и мест боевых действий британской армии во время Крымской войны 1853–1856 гг.

О ходе и предварительных результатах налета на Дрезден воздушной армады премьер-министр Великобритании не мог не знать: на штабном корабле имелись все средства скрытой связи. И выпил, надо полагать, хорошую дозу полюбившегося ему крымского коньяка за успешно проведенную операцию согласно его распоряжению.

А проходила эта стратегическая операция так.

Согласно плану, удар наносился методом ковровой бомбардировки — непрерывным, интенсивным, последовательным бомбометанием по всей площади Дрездена.

243 британских тяжелых бомбардировщика первой волны сбросили на город свой смертоносный бомбовый груз с 22.03 по 22.25 13 февраля 1945 г. Основной удар нанесли (в основном зажигательными бомбами) 515 бомбардировщиков второй волны с 01.23 до 01.52 14 февраля.

Всего за ночь с 13 на 14 февраля на Дрезден было сброшено почти 1500 т фугасных и 1200 т зажигательных бомб. Около 650 тыс. штук зажигалок! 

Спустя десять часов последовал удар американских стратегических бомбардировщиков по железнодорожной сортировочной станции Дрездена. В воздух было поднято 450 «летающих крепостей» Б-17.  Фугасные и зажигательные бомбы сыпались на объект удара с 12.12  до 12.23. За 11 минут было сброшено почти 500 т фугасных и 300 т зажигательных бомб.

После бомбового удара группа истребителей типа Мустанг, прикрывавшая «крепости», приступила к штурмовке целей по выбору пилотов. А по существу, молодые пилоты тренировались в выполении атак беззащитных целей.
 
Воздушный удар, не виданный до этого по силе, сделал свое варварское дело – весь город заполыхал в считанные минуты. Неукротимое пламя пожара было видно на удалении более 150 км от города.

После первого налета жители выбрались из убежищ и поспешили уйти к окраинам города. Но они попали в огнедышащий ад.
 
После сброса самолетами второй волны зажигательных бомб образовался огненный смерч. Дышать было нечем. Раскаленный воздух сжигал легкие. Плавился асфальт. Люди вязли в нем, истошными криками призывали на помощь. Но помогать им было некому. Тротуары покрылись телами людей, заживо сварившихся в горячем асфальте.
 
Раскаленная круговерть воздуха с невероятной силой выдергивала деревья с корнем, опрокидывала железнодорожные вагоны, подхватывала и швыряла в адский огонь спасавшихся мирных жителей.
 
Сколько людей погибло в этом аду – до сих пор не установлено. Перед войной в Дрездене проживало около 650 тыс. жителей. К февралю 45-го прибыло примерно 200 тыс. беженцев. Попробуй пересчитать, сколько из них погибло.

Сразу после бомбежки Геббельс говорил о 200 тыс. погибших. Занимавшийся этим вопросом английский историк Д. Ирвинг считает, что погибло около 135 тыс. человек. Более вероятной цифрой считают 50 тыс. Возможно, столько же, сколько погибло при атомных бомбардировках американцами японских городов Хиросима и Нагасаки - 70-80 тыс.


Дрезден, одним из красивейших городов Европы, был разрушен практически полностью. После налетов дрезденская полиция составила отчет об ущербе, нанесенном городу:
сгорело 12 тыс. зданий; уничтожено 3 театра, 5 консульств, 11 церквей, 60 часовен, 19 госпиталей, 19 почтамтов, 50 культурно-исторических зданий, 24 банка, 26 страховых компаний, 26 публичных домов, 31 гостиница, 31 торговая лавка, 39 школ, 63 административных зданий, 256 торговых залов, 640 складов, 6470 магазинов.

Огонь уничтожил зоосад, водопроводную станцию, железнодорожное депо, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж, стоявших на Эльбе.

Жители города надеялись, что Дрезден не будет подвергаться бомбардировкам. В нем не было крупных военных заводов. Здесь находилось множество объектов общеевропейской культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, соперничавший по акустике с миланским оперным театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер – один из самых выдающихся музейных центров Европы. Но надежды на милосердие во время войны туманны. При достижении военных целей все средства хороши. Сантименты на войне не уместны.
 
Военные эксперты считают, что на завершающем этапе войны необходимости в проведении стратегической воздушной операции по уничтожению города со всей его инфраструктурой не было. В военном плане некоторую оперативно-тактическую значимость представлял лишь железнодорожный узел. Но стратеги просчитались. Поезда пошли через Дрезден уже 15 февраля.

Еще в войну высказывалась негативная оценка действиям воздушного командования Великобритании. На что начальник бомбардировочного командования Королевских ВВС А. Харрис заявил, что бомбардировки были стратегически оправданы и «все оставшиеся немецкие города не стоят жизни одного британского гренадера».
 
Позже Д. Ирвинг назовет свою книгу об этой трагедии «Преступление века. Разрушение Дрездена».


Рецензии