3. Письма студенток

     1945 год… Я пошла в первый класс. Мои старшие сёстры поступили в Ленинградский институт пищевой промышленности. Приёмные экзамены сдавали в Самарканде, куда был эвакуирован институт в годы ВОВ. Зачем я перебираю, а тем более вспоминаю эти письма? Но тут же успокаиваю себя - ведь сохраняют и  издают письма «великих». Как много мы узнаём о них именно через письма. Откуда бы мы узнали: сколько бумаги надобно было прислать Александру Сергеевичу из Полотняного завода?, что там скажет Каверин и примет ли к изданию его труд?, а как там любимая «жёнка, забрюхатела опять»? и прочее. Письма  «великих» позволяют нам, потомкам  заглянуть  в их, казалось бы, личный мир. Поэтому эти письма не подлежат забвению.
     Ну  а мы, среднестатистические обыватели. У каждого из нас своя жизнь, своя история. Поэтому семья и хранит  свой «архив». Я очень любила своих сестёр, а как же, они кумиры моего детства. И каждое письмо наполняло радостью наш бедный дом. Не описать восторга, когда в письме оказывалась ещё и открытка. Я их бережно храню, и по сей день. Маме открытки слались с цветами, а мне-с куклами.  Да всё немецкие, красочные, с назиданием на обороте - учиться хорошо и жалеть маму. Но большая часть писем была  своеобразным отчётом о получении денежного перевода, очередной посылке с продуктами и бесконечные слова благодарности. Ещё бы! А время то какое:   чтобы выслать посылку или отправить деньги, нужны были справки, подтверждающие студенчество и при этом всё было лимитировано. Каких усилий маме стоило добиться разрешения на посылку сверх лимита.  Но чего не сделает мать для своих детей! В годы войны как она оберегала их от ФЗО, эта аббревиатура наводила на меня ужас, я точно не понимала её смысла. Старшую сестру перевела в вечернюю школу и устроила на работу в пекарню, оградив её от участи  тунеядки.
     Но вернусь к письмам. В них всё чаще описывались впечатления о славном городе на Неве. В кинотеатрах демонстрировались  Американские фильмы с Диной Дурбин. Красивая, сказочная жизнь там, у них.  А здесь эйфория Победы, народ наслаждается мирной жизнью и, не смотря на трудности быта, веселится. Так и эти  «южанки»  то встреча с земляками,   землячество так называемое, то танцы     в Мраморном дворце! Молодость любит танцевать. Походы в Эрмитаж! Это же сказка!      И всё это, деньги, посылки, которые мама отрывала от себя во имя их учёбы, во имя их будущего. Я лишь посмотрю на продукты, полученные мамой по спецпайку, она занимала тогда хорошую должность, а на утро ничего нет, всё ушло в Ленинград. А нам хватало картошки, солёной капусты, вяленой воблы. Мы не сетовали - студенткам прежде. Не буду цитировать письма сестёр, они все похожи, наполненные благодарностью за посылки, деньги, беспокойством о нас, советами беречь себя, впечатлениями от посещения Эрмитажа, о ценах на рынке  и так далее. Эти письма были для нас радостью, мы ждали их.  Так и жили, пока не случилось того, что должно было случиться. 
     А случилось вот что: закружились девочки  в танцах, в землячествах, а учёба по боку. И после неудачной зимней сессии на втором курсе, были отчислены из института. Неля вернулась домой с кавалером, Тамара вышла   замуж за лейтинантика, который и увёз её в Литву. Он окончил училище МВД и получил направление  на борьбу с «лесными братьями».   Как матери  всё это пережить! А что можно было сделать. «Кавалер» старшей сестры оказался элементарным  пройдохой, если  не сказать хуже. Маме стоило большого труда открыть глаза дочери. Отвадили. Но замуж так хочется и Неля  без согласия мамы переселяется  к соседу на правах супруги. Сосед не успел попасть на фронт, обучался на пилота У-2,  война окончилась. Специальности нет, работы нет, мыкали нужду, страшно вспомнить, и мама смирилась,  помогала, чем могла, ведь подрастали дети. Прошли годы, жизнь прошла, вот я и думаю, почему? Ведь обе красивые, неглупые, а судьба, какая то рваная, корявая. Разве такой участи хотела мама? Ради чего  она отказывала себе во всём?  А я? Ведь мне ещё учиться и учиться. В институт я ходила в парусиновых босоножках и в ситцевом платье собственного пошива. А они танцевали. Судьба? Кто её прогнозирует, выбирает, или она нас?

     О замужестве старшей сестры я писала в рассказе «Мария Дмитриевна-2».


Рецензии