Прочтение образа Емельяна Пугачёва

 (Историко-социальный аспект прочтения образа Емельяна Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)


  Патриотизм – явление историческое, это один из элементов сознания, принципов нравственности и морали. В разные эпохи истории патриотизм, любовь к своей Родине имели разное содержание. Об этом писали и рассуждали великие мыслители и философы, такие, как выдающийся русский историк Н.М. Карамзин, который высказывал мнение о том, что патриотизм - наиболее сложное и глубокое чувство, требующее рассуждения.

  Великий русский философ прошлого века Иван Александрович Ильин писал, что в основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного — и узнала его в святынях своего народа.

  «Что такое Отечество?» — задавался вопросом Алексей Степанович Хомяков. И сам отвечал на него: «Это та страна и тот народ, создавший страну, с которым срослась вся моя жизнь, всё мое духовное существование, вся целость моей человеческой деятельности. Это тот народ, с которым я связан вполне жилами сердца и от которого оторваться не могу, чтобы сердце моё не изошло кровью и не высохло».

  Любовь проявляется в защите настоящих ценностей или религий, которые являются достоинством и богатством твоего родного края, будь это очень редкая книга или просто обыкновенный растущий цветок.

  Каждому народу присущи определенные ценности, которые консолидируют общество, заставляют поверить в себя, в свои духовные силы. Для большинства россиян патриотизм – это чувство гордости за своё Отечество, за его историю и великие свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче и счастливее. Чувство патриотизма является источником мужества, стойкости, силы народа. И если человечество, к примеру, утратит патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, то потеряет себя как народ, способный на великие дела.

  Тысячелетняя история России свидетельствует о том, как велика была роль боевых и трудовых традиций в патриотическом воспитании молодёжи.

  Патриот (с греч. patriots – земляк, соотечественник) – личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества, бескорыстно любящая свою Родину, подчиняющая свою жизнь принципу: общее выше частного; патриот готов, по слову Евангелия, «положить душу свою за други своя».

  Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей, отстаивать её интересы, укреплять и защищать её, это ощущение неразрывной связи со своим народом, с его историей, языком, культурой, бытом и нравами.

  Патриотические традиции – устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы отношений в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев.

  Каковы же важнейшие традиции, оказывающие воспитательное воздействие на молодёжь сегодня?

  Боевые традиции: верность военной присяге, боевому знамени, служению интересам народа,  а не партиям и лидерам; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; массовый героизм и мужество, проявленные в периоды, когда решалась судьба Отечества; самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы.

  Емельян Иванович Пугачёв (1742 – 1775 гг.) – реальная историческая личность, родом из простых донских казаков станицы Зимовейской на Дону. Будучи юношей, он помогал отцу обрабатывать пашню, затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже в русско-турецкой войне 1768 - 1774 годов, где приобрёл богатый боевой опыт. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. Когда Пугачёв служил в армии, то за провинность был бит плетью, но за храбрость повышен в чин хорунжего. Заболев, Емельян просился в отставку, но, не получив её, бежал и стал бродяжничать. Сбежавши из армии, Пугачёв испытал немало превратностей судьбы: его неоднократно арестовывали, он бежал, скрывался, с его слов, «всю землю ногами исходил». Он говорил: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». В Беларуси, среди раскольников, он слышит вести о «Петре III» (одном из самозванцев, появившемся тогда), о восстании на Яике. Солдат Логачёв, видевший настоящего Петра III, сказал Пугачёву, что они похожи. Так наступил звёздный час Пугачёва. Смелый, умный и обладавший немалыми наклонностями авантюриста, Пугачёв впоследствии решил выдать себя за якобы чудесно спасшегося императора Петра III.

  А.С. Пушкин обращался к личности Пугачёва дважды: когда работал над историческим очерком «История пугачёвского бунта» и когда писал «Капитанскую дочку». Повесть была написана в 1836 году, а «Историю пугачёвского бунта» Пушкин закончил в 1834 году. Для создания произведений Пушкину необходимо было ознакомиться с подлинными историческими документами и материалами. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах Генерального Штаба, внимательно изучая документы, относящиеся к пугачёвскому бунту. Автор сталкивался с рядом трудностей: в силу абсолютной власти монарха в те времена невозможно было писать о личности бунтаря, возглавлявшего восстание, как о личности, обладающей хоть малейшими положительными качествами. Ведь именно Николай I переименовал «Историю Пугачёва» в «Историю пугачёвского бунта», что никак не соответствовало замыслу Пушкина, и сделал ряд замечаний, которые пришлось учесть при непосредственной публикации рукописи.

  Емельян Пугачёв в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - человек неоднозначный, противоречивый, но, несомненно, неординарный. Именно Пушкин первый из писателей и историков увидел в Пугачёве выдающегося человека из народа. Он пытается рассказать нам о Пугачёве как о человеке, который не лишён привлекательности, несмотря на то, что он разбойник, хотя автор наделяет этого героя противоречивыми чертами характера и тонкой философией, которые располагают к нему. Пушкин с тщательной особенностью подчёркивает ум, храбрость, русскую сметливость и героизм народного предводителя, Он старается всесторонне и глубоко раскрыть личность Пугачёва, при этом не идеализируя его. Емельян Пугачёв показан талантливым и смелым представителем народа, предводителем антикрепостнического восстания.

  Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова: «Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - стоят многих томов исследований, посвящённых славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Народные лидеры отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачёв, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: «Разве пушки на царей льются?» [1].

  Герой Пушкина беспощаден и суров ко всему антинародному, кого считает угнетателями народа, но великодушен и гуманен по отношению к простым людям. Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего - мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим - жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. «Вором и разбойником» называет его комендант Белогорской крепости Миронов, с кем жестоко расправляется Пугачёв, хотя капитан и его подчинённые были простыми, добрыми людьми, а не безжалостными крепостниками. Но как истинный русский человек, Пугачёв помнит и добро, которое ему когда-то сделал Гринёв: во время бурана Гринёв, желая отблагодарить «вожатого» за оказанную ему услугу, дарит с барского плеча заячий тулупчик. Долг платежом красен: во время мятежа Пугачёв милует Гринёва, даруя ему жизнь.

  Самой большой мечтой Пугачёва было желание освободить народ от угнетения, улучшить жизнь крестьян. Возглавив восстание, он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, заставляя называть себя царём-батюшкой. А Гринёву, который глубже всех его понял, говорит: «Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал» [1]. От волжского разбойника у Пугачёва яркий, иносказательный, с намёками, народными прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нём привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том мундире, в который его одела судьба.
 
  На наш взгляд, реальный Пугачёв был намного страшнее. Он мог приказать повесить «поближе к звёздам» [1] мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и её семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, он молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачёв ответил: «Я не ворон, я воронёнок; ворон еще летает» [1]. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачёв… опустился на колени и стал просить о помиловании.
Символический смысл калмыцкой сказки об орле и вороне, которую Пугачёв рассказывает Гринёву, выдаёт его сокровенное желание: лучше прожить жизнь хоть короткую, но яркую и достойную, «напившись живой крови», чем жить триста лет, «питаясь мертвечиной» [1]. Таков был жизненный девиз Пугачёва.

  В народе в то время жила вера в «доброго царя», хотя Пугачёв, разумеется, далеко не всегда был добр, всё равно осталась яркая память о Пугачёве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили, что они видели настоящего и живого Пугачёва. Разбойник или освободитель, Пугачёв был народным героем. Только такого героя и мог породить именно в то время российский народ. Таким образом, подводя итог сказанному, как нам кажется, пушкинский Пугачёв  - личность неоднозначная: он и «злодей», казнивший ни в чём не повинных людей, и великодушный, добрый человек, помиловавший Гринёва и защитивший сироту Машу Миронову, в гибели родителей которой сам же был и повинен. Если рассматривать данное обстоятельство с современных позиций, я бы не назвала Пугачёва народным героем, так как, по нашему мнению, нельзя пытаться нести добро, заливая всё вокруг кровью.

  Патриотизм - это не только любовь к Отечеству, но и любовь к народу страны, и чувство благодарности к создателям нашего государства, и уважение его традиций!
Патриотизм проявляется в защите Родины, готовности помочь ей вне зависимости от той напасти, которая случилась с ней. В настоящее время нередко можно услышать ошибочные суждения о патриотах Великой Отечественной войны. Глумливое отношение к отечественной истории, к национальным героям пытаются возвести в норму. На наш взгляд, подобные оценки являются унижением памяти павших и оскорблением живых.
 
  Гегель в свое время глубоко заметил: «Для лакея нет героя. И не потому, что герой не есть герой, а потому, что лакей есть лакей». Обесценивается не только героическое поведение, но размываются такие основные понятия, как подвиг и патриотизм.

  Как известно, сила духа, исторической правоты и единения народа сильнее оружия или определяет силу последнего, тем более, если это единение охватывает и руководство страны.

  Всегда были, есть и будут настоящие патриоты, по долгу службы или по призыву совести, во всех обстоятельствах жертвенно, доблестно и мужественно идущие на нелёгкий и опасный подвиг, к которому призывают их долг и любовь к своей Родине и к своему народу.
 
  Литература

1. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Художественная литература, 1978.
2. Брянцева М.В. Патриотическое воспитание молодежи как фактор развития толерантности современного общества (статья) // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. Г Курск, 23-24 января 2014 года / Под ред. Ю.В. Фурмана, В.В. Бахаревой, Т.Б. Белозёровой, Е.В. Поповой, Т.Л. Романовской, В.А. Озеровой. – М.: Издательство «Перо», 2014.- 414 с. [Электронное издание] ISBN 978-5-91940-894-9. – С. 53-58. – 0,4 п.л.
3. Хутин А.Ф. Патриотизм как феномен общественного сознания / В сб. Интеллект XXI века: Сборник материалов научно-практических конференций и профессиональных конкурсов. Избранное / Под ред. А. Ф. Хутина, Л. А. Трусовой. 2015. С. 168-172.

                ©Брянцева-Брянцмар, 2015г.


Рецензии