Памяти Юрия Стоскова

Юрий Стосков: «Умирать обидно…»
Народному артисту России, Почётному гражданину города Ногинска Юрию Викторовичу Стоскову 19 января нынешнего года исполнилось бы 89 лет. Не юбилейная дата? Ну и что? У нас в городе чтут достойных людей в независимости от их юбилейных или неюбилейных дат.
Юрий Стосков умел не только чётко выполнять указания режиссёров, но мог  с изысканным вкусом импровизировать, что часто приветствуется при театральных репетициях и на съёмочной игровой площадке. Не случайно с ним очень любили работать как многие театральные режиссёры, так и постановщики игрового кино и телесериалов Александр Бланк, Владимир Краснопольский и Валерий Усков, Александр Аравин, Тигран Кеосаян и другие.
На высоте своих профессиональных устремлений Стосков создавал и на сцене и в кино такие яркие и запоминающиеся образы, что, надо полагать, они войдут и театральную летопись ногинского театра и в историю отечественного кино.
   19 января его коллеги по театру, родные и близкие посетили могилу Юрия Викторовича на Ногинском городском кладбище. Вдова ушедшего шесть лет назад артиста заслуженная артистка России Тамара Гаврилова в этот день дала интервью тележурналисту Богородского информационного канала (БИК) Наталье Утенковой.
У входа в Московский областной театра драмы и комедии, в котором Юрий Викторович прослужил 53 года, пять лет назад ему был воздвигнут памятник. 19 января 2020 года возле этого памятника собрались почитатели таланта великолепного артиста, его коллеги, друзья и знакомые. О нём с благодарностью вспоминали экс-глава Ногинского муниципального района, а ныне председатель Совета Почётных граждан Богородского городского округа  Владимир Лаптев, директор театра, заслуженный работник культуры Московской области Юрий Педенко, заслуженный артист России Андрей Троицкий, заслуженная артистка Московской области Ирины Рыжакова и другие.

Встреча в электричке
И мне тоже захотелось вспомнить о роскоши общения с Юрием Стосковым. В январе 2003 года я как-то припозднился в Москве и возвращался из столицы в Ногинск на поздней электричке. Тогда я работал редактором информационно-политического бюллетеня партии «ЯБЛОКО» и мне нередко приходилось задерживаться с верстальщицей в офисе партии на улице Пятницкой допоздна.   
На платформе Курского вокзала я случайно встретил Юрия Стоскова. Он тогда припозднился на съёмках телевизионного сериала «Московские окна», продолжение которого снимал режиссёр Александр Аравин. Юрий Викторович играл в этом фильме роль преподавателя Московского авиационного института Ираклия Делия. 
Мы уселись на скамейках вагона электропоезда напротив друг друга и разговорились. Юрию Стоскову тогда исполнилось 72 года, но он по-прежнему был бодр и телом и духом.
     Мне же в январе 2003 года исполнилось 50 лет. В аппарате партии «ЯБЛОКО» меня заранее спросили: какой бы я хотел получить подарок к своему пятидесятилетнему юбилею? Не моргнув глазом, я сказал, что хотел бы получить в качестве подарка компьютер (у меня тогда не было домашнего компа). Мне подарили не только компьютер, но и лазерный принтер. Пользуясь тем, что ко мне в аппарате почему-то хорошо относились, я оборзел и спросил: «А книгу вы мою не могли бы издать за счёт партии?» Что за книгу? Ну, очерки, зарисовки, публицистические статьи, эссе, кое-какие рассказы.
- Так ты у нас ещё и писатель? – удивились моей наглости руководитель аппарата партии Борис Моисеев и депутат тогдашней Госдумы РФ из фракции «ЯБЛОКО» Алексей Мельников.
Тем не менее, они обещали мне поговорить на эту тему с председателем партии Григорием Явлинским. Григорий Алексеевич дал «добро» и в московском издательстве «Интеграл-Информ» вышла в свет скромным тиражом в тысячу экземпляров моя первая книга под названием «Апельсин». Я включил в неё наспех собранные из своего архива статьи, очерки, некоторые рассказы, киноновеллы и эссе. Вошла в эту книгу и статья «С ним любят работать режиссёры» о Юрии Стоскове, опубликованная в феврале 2001 года в № 5 «Новой газеты Подмосковья», с которой я тогда сотрудничал. И я преподнёс в электричке свою первую книгу Юрию Стоскову и порадовался тому, что он по-прежнему востребован в кино.
В 2002 году мы его увидели в продолжении телефильма Тиграна Кеосаяна «Мужская работа 2», где он играл роль генерал-лейтенанта ГРУ Олега Тихонова. Только действие в этом сериале разворачивалось уже не в Чечне, как раньше, а на таджикско-афганской границе. Одновременно Юрий Викторович снялся в художественной картине Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Провинциалы», премьера которой прошла тогда на канале REN-TV.  Об этой картине у нас и зашёл у нас разговор.
Сценарий для телефильма написал известный кинодраматург Виктор Мережко. По его пьесе «Женский стол в охотничьем зале» в 80-е годы шёл спектакль в  Ногинском областном драматическом театре. Стосков и Мережко были знакомы. В «Провинциалах», кстати, автор сценария играл самого себя. Как утверждал Мережко, эта история ему была дорога тем, что он сам оказался её непосредственным участником. То есть, сюжет сценария был создан не столько авторской фантазией, сколько грустными реалиями кланово-олигархического российского капитализма, обосновавшегося в нашей стране в конце ХХ века.
    Юрий Стосков отметил, что для актёров сниматься в фильме, литературным первоисточником которого стал добротный сценарий, написанный таким маститым кинодраматургом, как Виктор Мережко, было большим удовольствием. В сценарии были мастерски выписаны диалоги, созданы колоритные характеры, остро закручена драматургическая интрига.
    Сюжет картины достаточно прост. В столицу прибывают из провинциального города Бугровска два влюбленных друг в друга молодых человека.  Восемнадцатилетняя Катя – красивая и бойкая девочка - хочет стать актрисой. Она  мечтает о поступлении в театральный институт (в её роли снялась Ксения Кузнецова). А двадцатилетний Павел Новиков – чемпион по боксу в родном Бугровске – надеется продолжить в столице спортивную карьеру (его роль исполнил Анатолий Пашинин). Москва, о покорении которой мечтают многие молодые люди, встречает их не «в штыки», а с каким-то равнодушным и проглатывающим зёвом. Уже на вокзале главные герои сталкиваются с лицами «кавказской национальности» и оказываются в отделении милиции, а затем и разлучёнными.
   Главный герой картины, после ряда перипетий, попадает не в боксёрский, а в бойцовский клуб. Роль президента Ассоциации восточных единоборств и хозяина этого клуба Кудрявцева играл Юрий Стосков.
- Я думал, что бойцовский клуб – это преувеличение автора сценария, - сказал мне  Юрий Викторович. – Я-то думал, что эпоха гладиаторов, которые когда-то развлекали римских богачей, давно прошла. Оказывается, я заблуждался…
    Юрий Стосков  - коренной москвич и он сказал, что ему обидно наблюдать за тем, как разительно изменилась наша столица за последние 10-15 лет. Теперь в ней блестят рекламными огнями и зазывают людей различные казино, рестораны, стриптиз-бары и прочие увеселительные заведения. Одно из них (где, кстати, снималась массовка телефильма) находится в центре Москвы. Часть здания нижнего этажа одного из высотных зданий на Новом Арбате, как рассказал Стосков, занимает огромное казино, а рядом - ресторан  с укромными питейными уголками, где сооружён ринг, окружённый столиками для любителей кровавых поединков. Сюда съезжается на иномарках поглазеть за поединками современных гладиаторов богатая и чопорная публика со всей Москвы. Бойцы там выступают не под фамилиями, а под кличками. Поединок состоит из двенадцати раундов. Первые четыре проводятся в боксёрских перчатках. Вторые четыре – без перчаток, и бойцы уже пользуются приёмами кикбоксинга. Они бьют друг друга и ногами, и лбом. Заключительные четыре раунда – «бои без правил». Здесь уже можно делать всё, что угодно: душить партнёра, сломать ему руку или ногу. Возможно даже членовредительство, если судья вовремя не остановит поединок. Запрещаются лишь три вещи: нельзя бить в глаза, в затылок (потому что там мозжечок) и в пах… Приличные с вида мужчины и их элегантные дамы в вечерних нарядах, охочие до таких поединков, платят за лицезрение этих боёв большие деньги. Даже дамы делают ставки на того или иного бойца, и в азартном полупьяном кураже кричат: «Положи его! Я добавлю тебе!..»
- Согласись, это неприятное для нормального человека  зрелище, - продолжал свой рассказ Юрий Стосков. - Я обожаю бокс, когда это - спорт. Но когда это – некая забава, кровавое развлечение для услады богатых людей, мне становится противно… Я даже недоумевал: куда я попал? В какой век? Ведь мы же всё-таки не римляне, которые заставляли пленённых воинов становиться гладиаторами… Но это оказалось нынешней данностью. Я понял, что римские дела с гладиаторами – это цветочки по сравнению с российскими вариантами, которые теперь можно наблюдать в Москве…
   Консультировал Юрия Стоскова реальный тренер московского бойцовского клуба. Виктор Мережко не из гротескного бреда выудил сцены бойцовских поединков. Главный герой фильма сначала отказывался участвовать в этих поединках. Но после некоторых моральных колебаний он соглашается стать бойцом клуба. За победу в первом поединке он получает полторы тысячи баксов…
Хозяин клуба, роль которого играл Юрий Стосков, говорит провинциалу, что через десяток боёв у него не будет никаких финансовых проблем - он станет обеспеченным человеком. И квартира у него будет в Москве, и тачка, и всё, что угодно… Как тут не поддаться соблазну? Разумеется, покалечить в поединке могут, кости поломать. Ну и что? Кости – срастутся…
- Так вы играете в этом фильме роль отрицательного персонажа? – спросил я.
- Я не делал его отрицательным, - признался Юрий Викторович. – И не играл его  с неким звериным оскалом. В моём представлении – это обычный человек, который по-своему старается жить в нынешнем страшном мире. Мы ведь сегодня немало видим людей, с которыми раньше дружили, общались, а теперь жизнь их поставила в такие ситуации, что они, мягко говоря, стали черствее и прагматичнее… На мой взгляд, сегодня многие люди утратили такие качества, как доброта, взаимовыручка, которые лично я всегда считал чуть ли не главными чертами характера русского человека. Мы сегодня, к сожалению, утрачиваем многие христианские вещи… И теперь, с присущим российским перебором, стараемся думать только о личной выгоде, о деньгах… Вот я и старался играть своего персонажа нормальным человеком, который содержит бойцовский клуб. Так он зарабатывает сегодня деньги…
    Дочери хозяина клуба Маше (её роль исполнила Александра Флоринская) понравился ещё не тронутый столичным цинизмом Паша. Она  с гневом говорит отцу:
- Но он же станет калекой!.. Через год он станет идиотом!..
    Отец ей спокойно возражает:
- Ну и что? Это – его путь. Он сам его избрал…
    Главная героиня фильма Екатерина Ломовая неожиданно оказывается в богемной среде московских интеллектуалов. Волей случая она знакомится с известным телеведущим Дмитрием Дибровым, с импозантным кинодраматургом Виктором Мережко, который играет роль фланирующего светского льва, известного всей Москве. Его покидает одна из ветреных поклонниц, и он просит Дмитрия Диброва уступить ему провинциалку. Дибров уступает… И Виктор Мережко становится опекуном симпатичной провинциальной девочки. Она живёт с ним в его роскошной «берлоге», изредка вспоминая любимого мальчика из Бугровска, с которым приехала в манящую их Москву. Катя  предпочитает воспользоваться новым протеже для поступления в театральный вуз.
    Однажды Мережко приводит её посмотреть на мальчиков, которые ведут «бои без правил». И она видит на ринге Пашу, которого на её глазах калечат так, что ему потребовалась «скорая помощь».
  В финале картины два молодых героя возвращаются в Бугровск. Катя помогает Павлу сойти с тросточкой на перрон станции провинциального города. Героиня поддерживает покалеченного телом, но не духом любимого. Так что же: гори, златоглавая, синим пламенем, а мы устроим свою жизнь в родном Бугровске?
    Юрий Стосков сказал мне, что у картины было несколько финалов. Но остановились авторы на многоточии. И главный герой в конце сериала роняет фразу, что, мол, в следующем году они сделают вторую попытку покорить Москву...

Есть люди, которые излучают сияние
При общении с народным артистом России Юрием Стосковым я ощущал, что от него исходит некое радужное сияние. Нимба вокруг его головы не наблюдалось, а сияние, на мой взгляд, – излучалось. Это происходило не только на сцене Ногинского областного драматического театра (с 2012 года - Московский областной театр драмы и комедии), которому Юрий Викторович был беззаветно предан более полувека. Это ощущалось и в реальной жизни, при интервью с актёром и даже случайных с ним встречах, подобной нашей встрече в пригородной электричке. 
За 53 года беззаветной службы в ногинском театре Юрий Стосков сыграл более ста ролей в пьесах Шекспира, Мольера, Брехта, Бернарда Шоу, Гольдони, Островского, Зорина, Арбузова, Володина, Вампилова, Шукшина, Мдивани, Горина и других классиков и современных драматургов. В его творческой биографии и богатой актёрской палитре более сорока ролей в художественных и телевизионных фильмах. Он снимался в художественных и телевизионных фильмах «Возмездие», «Зима в раю», «Привал странников», «Серые волки», «Парадиз», «Капкан», «Всегда говори «всегда», «КГБ в смокинге», «Тайны дворцовых переворотов», «Сыщик без лицензии», «Смерть шпионам», «Марш Турецкого», «Возвращение Турецкого», «Манна небесная» и в других. Ему по плечу были и роли, в которых он играл людей в погонах - министра КГБ Юрия Андропова,  генерала ФСБ Зубкова, генерала-лейтенанта ГРУ Тихонова, полковника в отставке Егора Моргунова и роли, где ему приходилось играть мирных граждан – бывшего сотрудника МВД, зэка, а потом босса, президента некого международного Фонда Артёма Эдуардовича, председателя совхоза на пенсии  Феликса Корыткова и других колоритных персонажей.    
Кстати, дорогу в кино перед Стосковым открыла работа над спектаклем «Дым Отечества» по произведениям Константина Симонова, театральную  инсценировку и постановку которого осуществил ногинский актёр и режиссёр Теодор Лондон. На генеральной репетиции этого спектакля присутствовал Константин Симонов. Ему так понравилась работа Юрия Стоскова в главной роли Шурки, что известный поэ, автор романа «Живые и мёртвые» даже прослезился. И когда в 1966 году на «Мосфильме» была запущена в производство экранизация романа Симонова «Солдатами не рождаются», автор предложил режиссёру фильма Александру Столперу взять на роль комиссара полка Левашова Юрия Стоскова. Так «с лёгкой руки» Константина Симонова Юрий Стосков вписался в отечественный кинематограф. В этом фильме он играл в одной компании вместе с такими именитыми актёрами как Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Юрий Визбор. Судьба сводила его на одной съёмочной площадке с Юрием Соломиным, Александром Абдуловым, Фёдором Бондарчуком, Игорем Лифановым, Оксаной Фандерой и другими известными актёрами. И многие из них с искренней доброжелательностью вспоминают о своей совместной работе со Стосковым.               
   

Актёр с большой буквы
Юрий Стосков родился в Москве, в семье инженера-строителя. Его мама – Мария Исаевна – работала преподавателем музыки в одной из московских школ. Их семья проживала в центре столицы в доме на улице Петровка, 30.    
- Когда фашисты вплотную подошли к столице, мне было десять лет, - вспоминал Юрий Викторович в одном из своих интервью. - Вместе с мальчишками-сверстниками я дежурил на крышах домов во время бомбёжек. Мы сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, рискуя свалиться вниз. Но об этом никто просто не думал. Фашистская моторазведка – уже у водного стадиона… Москва ощетинилась противотанковыми ежами. Ополченцы пытались противостоять профессиональной армии. Мы, школьники, – тоже в общем строю… В нашей коммунальной квартире забыли про все раздоры. Мы поняли, что нуждаемся в поддержке друг друга. Нам надо не просто выстоять, а победить! Наверное, война – пик концентрации гражданского общества… Ночью как-то проснулся, и шум мне на улице чудится. Будто кто-то по ней движется. А какое движение в комендантский час? – делился со мной своими воспоминаниями Юрий Стосков. – Подошёл к окну и вижу, как по  Страстному бульвару вереница крытых машин движется и колонна идёт. Сначала опешил. Неужели, думаю, немцы? Присмотрелся – наши! В белых полушубках, зимних шапках, в маскировочных халатах. И ружья у них на плечах  – длинные, противотанковые…   
   Ещё до начала Великой Отечественной войны отец Стоскова отправился на Дальний Восток на строительство железнодорожного пути. Как нитка за иголкой, за мужем последовала и его жена, а Юрий остался в Москве на попечении бабушки Полины. В 1943 году бабушка умерла. Мария Стоскова срочно возвратилась в Москву за сыном. И хотя 12-летний Юрий не хотел покидать столицу, мама всё же увезла его с собой в Комсомольск-на-Амуре. Оттуда семья переехала к новому назначения отца в Улан-Удэ. Юрий увлекался спортом – играл за юношескую команду по футболу и хоккею. Другим его страстным увлечением стала фотография. Он даже лелеял мечту о поступлении на операторский факультет ВГИКа. 
Однако в нашу судьбу нередко вмешивается Его величество случай и ведёт её по иной земной стезе, предназначенной для того или иного человека. Однажды, уже после возвращения семьи в Москву, Юрий шёл по улице Неглинной мимо известного Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре. Ради любопытства заглянул внутрь училища, а там шли прослушивания абитуриентов, мечтающих стать артистами. Юрий решил испытать свои способности и неожиданно для себя, преодолев огромный конкурс, был зачислен на актёрский курс, который тогда набирал Константин Эдуардович Зубов. Однокурсниками Юрия Стоскова стали Игорь Кириллов, Эльза Леждей, Геннадий Воропаев, Тигран Давыдов, Всеволод Платов и другие впоследствии известные театральные актёры и личности. На одном курсе с ним училась и Тамара Гаврилова, которая уже в студенческие годы стала его женой.
В 1955 году в Москве, на сцене Малого академического театра, проходили гастроли Тамбовского областного театра имени А.В. Луначарского. Его главный режиссёр Владимир Галицкий решил посмотреть дипломные работы выпускников Щепкинского театрального училища. Ему так приглянулись Юрий Стосков и Тамара Гаврилова, что он пригласил их в свою труппу. Супружеская пара согласилась переехать в Тамбов, где Галицкий сразу же дал Юрию и Тамаре главные роли в постановке спектакля «Враги» по пьесе Максима Горького. А роль Нины Снижко в спектакле «Барабанщица» по пьесе Афанасия Салынского принесла Тамаре Гавриловой ошеломительный успех. Об этой её работе написали журнал «Театральная жизнь» и другие центральные СМИ. Она получила приглашение сразу от трёх театров – из родного Баку, Воронежа и Вильнюса. Тамара Сергеевна выбрала Вильнюсский театр русской драмы и переехала в столицу Литвы. Там молодой актрисе дали однокомнатную квартиру и предложили интересные роли сразу в четырёх спектаклях.
Юрий Стосков поехать с супругой в Вильнюс не мог. Серьёзно заболел его отец, и он вынужден был вернуться в Москву. Однокурсница Стоскова по Щепкинскому училищу Вера Абозовик в 1960 году показывалась в Ногинском драматическом театре и попросила Юрия Викторовича подыграть ей в показываемой сцене. Он согласился и так понравился на этом показе тогдашнему главному режиссёру  Андрею Муату, что тот предложил ему вступить в труппу ногинского театра. И с 1960 года Юрий Стосков стал актёром Ногинского областного драматического театра. Он сыграл на его сцене столько ведущих ролей, что их все, пожалуй, и не перечислить. Это спектакли «Проводы белых ночей» по пьесе Веры Пановой, «Бедность не порок» по комедии Александра Островского, «День Рождения Терезы» по пьесе Георгия Мдивани, «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова, «Хозяйка гостиницы» по комедии Карло Гальдони, «Варшавская мелодия» по мелодраме Леонида Зорина, «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова, «Провинциальные анекдоты» по комедии Александра Вампилова, «Характеры» по пьесе Василия Шукшина, «Проделки Ханумы» по комедии Авксентия Цагарели, «Трёхгрошовая опера» по пьесе Бертольда Брехта, «Кин IV» по трагикомедии Григория Горина и многие другие. 
В 1961 году супруга Юрия Стоскова приехала из Вильнюса навестить мужа в Ногинске. Тамаре Сергеевне понравился наш подмосковный город, репертуар ногинского театра и его главный режиссёр Андрей Муат. Она вняла уговорам мужа и променяла столицу Литвы и Вильнюсский театр русской драмы на житие, бытие и работу в ногинском театре и никогда об этом не жалела. Вместе с мужем она была задействована во многих репертуарных спектаклях и местные поклонники театра не случайно называли их семейную пару «звёздным дуэтом». Старожилы города помнят о том, каким невиданным успехом у театральной публики пользовался спектакль по мелодраме Леонида Зорина «Варшавская мелодия», в котором Юрий Стосков и Тамара Гаврилова блистательно исполняли главные роли. Их последней совместной работой на ногинской сцене стал спектакль по пьесе Рея Куни «Люкс №13».
В спектаклях, где главные роли играл Юрий Стосков, у него не было дублёров. И после его смерти из репертуара ногинского театра были исключены такие прекрасные спектакли как «Кин IV», где Стосков играл Эдмунда Кина, и «Люкс № 13», где он создал очаровательный образ Ричарда Уилли. Заменить Стоскова в этих спектаклях оказалось некем.               
Несмотря на востребованность в кино, Юрий Стосков всегда отдавал приоритет своей театральной работе и иногда даже отказывался от предлагаемых ему ролей в легковесных телесериалах. Он никогда не подводил театр и выходил на сцену, даже будучи не вполне здоровым и когда температурил. Он не пропускал репетиций и для молодёжи являлся примером самоотверженного служения театральному искусству. К тому же он долгое время возглавлял художественный совет театра, на заседаниях которого мог быть для своих коллег строгим, но всегда объективным и справедливым критиком. 
- Театр для меня всё! – утверждал он в одном из своих интервью. – Это храм, где я обязан говорить людям правду, искать тот язык, который должен дойти до сердца каждого зрителя.
Много сил отдавал Юрий Стосков и популяризации Богородского края, который стал для него родным. Он участвовал во многих торжественных мероприятиях, посвящённых Дню города и другим праздничным датам. Он любил общаться с журналистами, озвучивал документальные фильмы на Ногинском телевидении, выступал по городскому радио, читал на нём рассказы местных литераторов, включая и мои прозаические опусы. 
Узами искренней дружбы он был связан с тогдашним главой Ногинского района Владимиром Лаптевым. 
- Если бы не Лаптев, - заявил мне однажды Юрий Стосков, - то нашего театра уже могло бы и не быть. Именно Владимир Николаевич помог нам удержать театр на плаву в лихие девяностые годы.
Владимир Лаптев после кончины Юрия Стоскова хлопотал о том, чтобы возле театра был  воздвигнут памятник  народному артисту России. И через год после смерти Стоскова памятник ему у парадного входа  в театр был установлен.   
В последние годы жизни Юрий Стосков чувствовал себя неважно. Давал о себе знать и обострившийся у актёра диабет и другие болезненные хмари. Но Юрий Викторович старался им не поддаваться и не только регулярно появлялся на сцене в репертуарных спектаклях, где был занят, но и  репетировал роль священника в предстоящей премьере трагикомедии Григория Горина «Поминальная молитва», которую ставил в ногинском театре приглашённый из Штутгарта театральный режиссёр Михаил Рыбак.
Накануне этой премьеры член Союза писателей России Николай Гладышев взял у Юрия Стоскова интервью, которое оказалось для актёра последним. Юрий Викторович после их беседы пожаловался писателю и журналисту на своё, увы, пошатнувшееся здоровье. Тот стал его успокаивать: мол, всё наладится со здоровьем, и мы ещё не раз увидим вас на ногинской сцене.
Юрий Викторович устало отреагировал:
- Ресурс мой, увы, уже исчерпан. Я это чувствую… А знаешь, Николай, как умирать обидно?..       
14 ноября 2013 года Юрия Викторовича Стоскова не стало. Премьера «Поминальной молитвы» прошла в театре на девятый день после его смерти.
24.01.2020
На снимке: памятник народному артисту России Юрию Стоскову на ногинском городском кладбище.
Фото Дмитрия ВОРОНКОВА


Рецензии