Не существует мелочей!

 (5 класс, 10 лет, 2019г.)   
Беседы с внуком постоянны, в потребность превратились, объединяют нас  духовно. Без духовной связи любой ребенок «сирота», хоть и в семье растет,  накормлен и одет, финансовых проблем не знает.
Опытом делюсь, предлагаю   отрывки из бесед. О чём они? Обо всём. В детских вопросах и ответах не существует мелочей.  Старайтесь вникнуть в суть: это любопытство, желание поделиться новостями, беспокойство или непонимание событий? От внимания и разумных родительских  ответов  зависит   будущее   ребенка.
Характер, мировоззрение, трудолюбие  с первых дней формируются в семье и в той среде, где волей или неволей приходится бывать. В детский сад, школу вы приводите своё родительское подобие с уверенностью, воспитатели и учителя обязаны восполнить то, что в силу каких-то обстоятельств ребенок недополучил у вас.   Конфликты возникают, вам кажется, сын или дочка попали не в ту школу, не в тот класс, с учителем не повезло. Но, в другой школе, в другом классе  недовольства  не исчезнут сами. Школьная программа  учит навыкам  общения, восприятию знаний, готовности к дальнейшему образованию или работе.  Если в тетрадях, дневнике появились двойки, тройки и запестрели замечания, не спешите обвинять учителей. Проблемы появились не сегодня и не вдруг, а следом отставанием плелись. Возможно в нем самом причина,  леность допустил, запутался, восприятием отстал. Нервозность появилась, дерзость, зачесались кулаки. Всё от того, что он себя признать не хочет «побеждённым» или выхода не видит из ситуации которую создал. Кричать, наказывать, искать виновных,   смысла нет. Только в контакте  родитель + учитель, вы сможете пробелы устранить. Не разовыми набегами в школу или посещением редких  родительских собраний  и думами, авось разрулится само. Родитель вправе требовать от школы помощь, но не в позе наблюдателя: - «Я работаю, ещё есть дети, мне некогда, справляйтесь  сами.  Сына (дочку) уважают соседи и друзья и только в школе недовольны…». С соседями, друзьями ребенок ваш обязанностями и  трудом не связан. В школе надобно трудиться, оценку получить не  как-нибудь, а усилием и волей  ЗАРАБОТАТЬ САМОМУ. Вот здесь преграда и «зарыта»!
                ***
         (Беседа перед сном.)
Бабушка, в школе какой предмет  любила?
-Математику, черчение, физику, к остальным предметам ровно относилась . Без практики забылись языки туркменский, молдавский и немецкий, а химию вообще не понимала. Когда училась в институте, преподавателю химии Хахаму (И.О. не помню)  5 раз сдавала я зачет. Позже, событие случилось,   молодая семья, переезжая в дедушкину квартиру, освобождалась от «хламья». Рядом с баком кинули  учебник для вузов «Общая химия». Глинка П.Л. Через год достался мне второй учебник «Неорганическая химия»  В учебники вникала с интересом, понять пыталась, почему в знаниях затор возник? В 19 лет восприятие не созрело или напугана была, студенты говорили, сдать у Хахама невозможно. На него кто-то жалобу состряпал  ректору и в министерство. Пришел на лекцию, долго всматривался в лица и произнес:
-Химия для меня жена и дети, а к жене и детям я не позволю дурно относиться и предавать родных за взятки.
Прошло почти шестьдесят лет, слова  и отношение преподавателя к предмету  запомнились.
-Зачем мне это говоришь? Если  двойку или тройку получил, сам понимаю, не в силу полную работал. С химией  проблем не будет,  она во всем, в земле и в воздухе,  в предметах, в теле тоже. С немецким языком сглупила, сейчас бы с переводом помогла. Я очень знать хочу язык. Танки немецкие,, пушки, машины, самолёты времён войны сравниваю со своими. Немцы техникой опережали. Почему война так затянулась? Нам приходилось догонять,  надумали своё, опередили,  победили.
(Ни разу в присутствии Максима, в нашей семье не  критиковали  педагогический состав. От него не слышали намека, в чём-то учитель виноват. Мнение в семье едино, ты сделал всё, что от тебя зависит?
Для родителей заметка, недовольство школой в привычку входит, мешает восприятию знаний. В будущем негативом отразится на вас,  не школу будет обвинять, а скажет, вы не додали и не доучили. Дети в семье защиту ищут, но надо помнить, в них срабатывает природный инстинкт манипулятора - обвинять всех, а не себя.

                ***
На слова, хватит лентяйничать, начни уроки выполнять, внук отвечает:
-Лентяйство, бабушка, наука и очень трудный труд. Ваши  надо, надо, учи, учи, мне думать не дают.   Школьная программа, школьная программа! Я знаю, ты в ней не причём. Амёбы, туфельки и тина, они загадили пруды. Я искупался и чесался. Сравнить их можно с энциклопедией, что вы мне подарили? Какой богатый материал, на размышления наводит. На моё место стань, и за меня сдай ВПР. Ладно, не переживай, выучу, а ты подскажешь, где  эту тину и амёбу на полигоне  применю. Сама с пастели сразу не встаёшь, командуешь себе, раз, два, три и ждёшь, когда оглохшая нога мозги услышит. Раскачка это и у меня такая же раскачка. Командую себе, ну сядь учить, давай, вперёд, завоевать программу надо! (вздох затяжной и выдох)
В 5 классе, Максим воспринимал биологию, как тяжелейший  предмет. Не доходило,    амёба, туфелька,  тина, вирусы, грибы, природный цикл… это  буковки - лоцманы в азбуке, ведущие  нас в удивительный мир БИОЛОГИИ, в котором  существуем мы и все живое на планете.
Нынче, в 6 классе  проснулся интерес, дополнительные статьи  читает в интернете. Впервые маму попросил купить в пакетах семена и землю, желание явилось проследить за выростом, как выразился внук -  научно. Купили.
Поведала о семье Вавиловых, братьях Сергее и Николае будущих ученых, академиков  всемирного значения. В школьные годы Николай физикой увлекался, Сергей ботаникой, а жизнь им поднесла иное. Николай Иванович Вавилов генетик, создал уникальную коллекцию – фонд культурных семян всех континентов. По стоимости в наше время превышающий золотой запас России и триллионы долларов. По сути, коллекция самая большая ценность в России. В годы войны, сотрудники института (имени Н.И. Вавилова), страдая от голода, сохранили  генофонд. Когда-то я собирала в папку под названием «Н. И. Вавилов, биолог, великий труженик СССР» любую информацию, журнальные, газетные статьи и миром внутренним понимала, последние годы жизни, несправедливый трагический уход в тюрьме, умышлено скрывали от народа.  Всему своё время для восприятия знаний, я  познакомлю внука с Н. И. Вавиловым, спасшим человечество от голодной смерти. С уникальной способностью ученого обобщать и излагать свои труды с заделом на далёкое будущее.
 В некоторых странах  и ныне отмечают праздник «День памяти Н.И. Вавилова». В Эфиопии после нескольких суховейных лет погиб засухоустойчивый сорт пшеницы. Когда-то,  собранные Н.И. Вавиловым семена  возродили,  передали  голодающему эфиопскому народу.
                ***
(Отвлечения в процессе выполнения   домашнего задания.)
 -Мой мозг устроен  как-то странно. К примеру,  в левой части школа, посередине ты и мама, а в правой части - я  хозяин. И там, где я, открытий много! Представим море, бой идёт, в корабль  или подлодку попал снаряд или внутри пожар, само взорвалось. И всё!  Погибли люди, поврежденные и  целые куски на дно ложатся. Это непорядок! Я бы подлодки строил из самостоятельных отсеков, как космические челноки, с учетом герметичности всей лодки. Что бы  себя обслуживать могли и  бой вели. При надобности отсек отстегивается  и пристегивается, от безопасности зависит. Враг думает, подлодку уничтожил,  локатор показал, на дне лежит. Вдруг на экране видят, происходит чудо, целые отсеки соединились и выпускают в них ракеты. Момент защиты упустили.
Для отсеков придумать надо, как с помощью магнита и воды, менять структуру материала, что бы всплывало тело или погружалось, не как сегодня, а иначе. Такого материала нет,  в уме пока. Здесь (стучит пальцем по голове) мне знаний высших не хватает.
                ***
  Океанская вода на месте не стоит, в движении всегда. Как у людей свои законы, так у воды свои   умы.
-У воды  умы?
-Вода уже готовою была, когда явился человек. Старше  на миллионы лет, учила пользоваться ею. Человек   потребляет её всюду  в производстве и в быту. Мусор и химикаты  сбрасывает  в воду. Если бы вода была стоячей и очищаться не умела, нас окружало бы болото.
Ученые мысли выдвигают, лед в Антарктиде по составу тысячелетней памятью владеет, примеры всякие приводят.   На месте погибших кораблей приборы улавливают звуки, что это, они  не знают. Удивительное то, что некоторые звуки схожи! Мне бы хотелось, что бы вода прощание погибших сохранила. А может быть, сигналит людям, здесь ваши корабли лежат.  С водою надо крепко подружиться, технически не  всё узнали. Согласен с теми, кто считает, вода – главнейший продукт Земли.

 Ещё открытие одно. Представим, под обшивкой у подлодки магнитный  плюс, а снизу минус. Если на них направить однозарядные магнитные пучки, лодка сама в движение придет. Вариант не главный, запасной. Главный какой? Правильно подумала, ледоходы и подлодки энергию из атома берут.
                ***
-Открытий много в голове, но места для работы нет.     Сколько стоит моторчик для машинки,  знаешь? А я полазил в интернете,  узнал,  они сдурели. Зато во снах, мечтах всё под руками и я творю, что захочу! Привиделся мне шланг намотанный на стержень, как на катушку проводки. Внутри магнитная обшивка, пускатель -  капсула с начинкой, пыльный магнитный порошок с графитом, добавляю третью смесь под надписью «секретно». Включаю электричество. Порошок освободиться хочет от обшивки, ищет свой родной заряд, несется по виткам и увлекает воду до развилки. Его в своё  отверстие направил, еще для пусков пригодится. Воду в своё, струя пробила щит напротив, такою сильною была. Я стал считать витки, ты разбудила меня в школу.
                ***
-У тебя есть удивление от жизни? У меня есть. Когда был маленький, ты подарила компас, я сразу же стекло разбил, хотел узнать, почему стрелка вертится на север. Я прятал стрелку в темноте, морозил в холодильнике, в детсад, на озеро носил, клеем в плену держал на юге. В любом месте и всегда она не предавала север.
 Помнишь, я стрелку потерял и плакал, а ты сказала, не горюй, взяла иголку, намагнитила её, устроила  мне самодельный компас. Ему я тоже удивлялся. А у тебя какие удивления?
- От дома нашего на расстоянии нескольких кварталов,  находилась небольшая церковь с колокольней.  Из какого-то темного подвала, спасаясь  непонятно от кого, я птицею взмывала в небо, летела к церкви. Передать словами невозможно ту невесомость и неописуемую радость. Засыпая, просила,  сон миленький, приснись  полётом! Детство ушло,  полёты прекратились, а память через десятилетия сберегла ощущение похожее на чудо. 
Мама моя, прабабушка твоя, до дня последнего  во снах летала. Мой брат Руслан в армии служил, однажды ночью мама  застонала. Я подскочила к ней, спросила, что случилось? Она ответила, я видела Руслана, взрыв, его и друга Василия  в госпиталь свезли. От брата              пришло спокойное письмо. Мама, я  здоров, служу, нас переводят в другую часть, куда, не знаем. Через  месяцы, чья-то рука  с двери цепочку сняла, на пороге стоял  худущий, с перекошенным лицом, шмыгающий носом мужчина. Спрашиваю, вам кого? Я брата не узнала! Голос мамин, проходи, Русланчик! Он пытался объясниться с мамой, она в ответ, я знаю всё, во снах к тебе летала.
Тем чувствам, что испытала в детских снах, я удивляюсь и сегодня.
                ***
 (Беседа перед сном)
В четвертом классе  хорошист обозвал дурилой, когда неправильно решил. А я его спросил, что знает он про войну нулевую. Смеялся, сказал, такой войны не существует. Пытался объяснить, нулевая война это проба сил по разделу  господства, поиск новых колоний и подготовка к первой мировой. Простил его за смех и братьев близнецов простил. Они анализы сдавали, врачи  сказали с кровью непорядок, питание надо изменить. Вопрос задал, у вас железа не хватает?  Меня дибилом обозвали, смеялись, мы, что  гвозди должны есть и вилки грызть? Тогда я понял, не надо обижаться, если кричат и обзывают, значит, не хватает знаний, значит, впереди поймут.
Когда мы выпускались из начальных классов, шары пускали, предупредили надо заказать мечту. Дети свою мечту кричали, а я  в себе её храню. Сильно великая мечта, тебе сказал, для остальных секретна. О ней не думал никогда, а с этим шариком явилась.
-Боженьке сказал, спасибо?
Да, много, много раз.
                ***
Внук фантазер, расскажет выдумку, если не забуду, запишу.  На записи наткнусь, напомню. Он отвечает:
-Сто раз я говорил, могу забыть почистить зубы, ищу второй носок всегда, тетрадь забуду или книгу, но, в той части мозга, где хозяин - я, память, на посту  всегда!  Если просто так лежу или хожу туда – сюда, это не леньтяйство, а продолжение важных мыслей! Труд, ты, поняла меня? И потом, мозг за меня сам отдых просит. Пошёл гулять, слышишь, в домофон  сигналят.
                ***
Стал учиться лучше, даже хвалят. Сама сказала, сдвиги есть. Русский язык! Правила знаю, а применяю, сам себя ругаю.
-Я заикаться начинаю, когда читаю твои ляпы,  как к ним относятся учителя?
-У них орудие одно,  двойка, тройка, замечание запишут. Шанс  дают, исправить можно и это очень хорошо! Даже если два, три раза будем пересдавать,  всё равно выучим урок. Шансом добились своего, 
(Классного руководителя мы сами попросили  записывать в дневник огрехи. Дневник, тетради это мостик между родителями и школой. Где сам справляется, а где поможем.)

     Максим переселенец. Из-за переезда поменял четыре школы. Осваивается, участвует в олимпиадах по истории.  Устные ответы, больше четверки и пятерки, а в письменных работах пробелы надо восполнять. Максим учился в русскоговорящем лицее, запас словесный упрощён в сравнении с Российской школой.  Однажды, получив по диктанту двойку, «объяснился», я не успеваю  бывший русский сразу сравнить с русским, что изучаем мы сегодня. Здесь много новых слов и правил. Говоришь, от невнимания ошибки, неправда, мне от внимания даже жарко. Мысли  и руки не успевают за диктовкой. Родной мой русский трудней, чем прошлый иностранный. Из-за него страдают все предметы. Я не могу быстро вязать слова, они от мыслей отстают.  Всё равно, победа есть, я перестал бояться ошибаться!
 С другой стороны, в домашних записях, где оформляет характеристики военной техники, с оригиналом неторопливо сверяет несколько раз, что непонятно, ищет в словарях или в интернете. Придираюсь,  можешь же работать без ошибок! Отвечает, здесь ошибаться мне нельзя и ни кому нельзя,  погибнут люди.
В наших отношениях бывают срывы. Пришёл из школы в два часа, поел. На пол карту расстелил, из шкафа вытащил с десяток книг, улегся рядом,  листает,  на карту смотрит, помечает. Уроками не пахнет вовсе, а время тикает, ношусь туда – сюда, напоминаю, мама закончила работу, ты за уроки не садился. Подскакивает и кричит:
-Ты мне мешаешь, не видишь, у меня работа, иди на кухню чай согрей, или ложись и отдыхай, или смотри свой телевизор!
Помощь предлагаю.
-Сам не разобрался, я наработался, устал. Отдохну, не трогай  книги на полу, продолжу завтра.
Уснул, проснулся в десять вечера. Напомнила, уроки ждут. Тупо на меня взглянул и попросил:
-Разбуди утром в шесть.
                ***
  Насчет меня, люблю его, какой он есть. Внук - друг, помощник по хозяйству, советчик,  информатор новостей и УПРЯМЕЦ,  бывает, рожки выставляет. На днях прошу:
-Картофель, лук, морковь и сахар на исходе, сбегай в магазин.
Отвечает:
-Проверил, хватит на два  дня. Завтра приду из школы, не раздеваясь, в магазин схожу. Не обижайся, сегодня точно не пойду. 
Весь вечер перебирал в коробках  свое бумажное перевезённое добро. Дневник нашёл  - 4 «в» класс  (первый год обучения в российской школе), произнес:
-Из-за тебя я столько трясся, убийца детства моего. Деткам сохраню, скажу, всё в этой жизни исправимо, двойки, тройки ерунда, бояться ничего не надо!


Рецензии