Лингвистические особенности поэзии Ю. Шкуты
19 декабря 2019 года исполняется 80 лет со дня рождения Ю.К. Шкуты, поэта, фотохудожника, члена Союза писателей России, автора сборников стихов «Серебристой кисти взлёт», «Белый звон», «Творчество», «Огни рябиновых созвездий», «Полыхали в небе зори», «Века суета», «Я родился в России» и др.
Юрий Кириллович Шкута относится к плеяде творческих людей, которых в 60-е годы прошлого, 20 столетия, назвали «физиками-лириками». Его основной производственной деятельностью стала математика. А математика, как известно, наука точная, не терпящая противоречий. Математический язык сух, строг, лаконичен, точен, но это язык, на котором говорит сама природа. И неслучайно, поэтому, природа во всех её проявлениях стала предметом многих творческих находок Ю.К. Шкуты. Вспомним его альбомы фотографий, щедро описанные высоким поэтическим слогом: «Дивные сказы КМА: научно-поэтическое эссе» или «Мир прекрасных красок дня: стихи для детей младшего школьного возраста».
С помощью математики можно составить целостное представление о мире, к чему, собственно, и устремляются творческие порывы Ю. Шкуты. Математика сходна с философией, которая не чужда нашему автору. Заметим, что мир знает многих математиков, известных в качестве философов. Например, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт или Платон. Но и сама литература, в частности поэзия, немыслима без философии. Именно философия делает литературные произведения, особенно стихи, глубокими, а мысли, заложенные в них – высокими и неожиданно прекрасными. Л.Н. Толстой, всемирно известный русский писатель, считал, что наука и искусство тесно связаны между собой, также как лёгкие и сердце. А Альберт Эйнштейн, указывал, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии». Своей производственной деятельностью и творчеством Ю. Шкута показал эту взаимосвязь. «Наука и искусство взаимосвязаны, говорит он корреспонденту «Белгородских известий» О. Муштаевой, поскольку творчество в науке и творчество в искусстве естественны, а логика, анализ и рассуждение о сути явлений и вещей помогают вскрыть глубины».
Эту мысль мы прослеживаем в творческих работах Ю. Шкуты. Математический склад ума не мешает ему быть гуманитарием высокой пробы. Более того, его стихи не просто лиричны, они математически выверены: ни одного лишнего звука, ни одной лишней буквы. Рассмотрим это на примере стихотворения «Я родился в России», давшего название сборнику стихов, который напечатан в ЗАО «Белгородская областная типография» в 2016 году. Приведём его полностью.
Я РОДИЛСЯ В РОССИИ
Я родился в низовьях Кубани,
Я родился в верховьях Оки,
И туманы ко мне табунами
Наплывали, как духи легки.
Я родился в степях Украины,
У зелёного зеркала вод.
Там рассветные краски малины
Проникали и в сердце и под.
Я родился на скалах Кавказа
Там, где Терек изведал печаль.
Полюбил эти руны-рассказы,
Принял тысячелетий печать.
Я родился в стране семигласной,
В каждом хуторе рос и дворе.
Я родился на счастье согласный,
Только кто-то забыл обо мне.
Я родился, стократно родился,
Был и солнцем рождён и луной,
Но любви материнской напился
Навсегда у России одной.
Я родился в России, России,
Где не струны-лучи, а персты,
Где века и людей оросили
Голубые цветы высоты.
Я родился в России, России,
Где, надеюсь, родишься и ты.
Стихотворение «Я родился в России» воспринимается как некая исповедь человека, который размышляет о своей жизни. И неважно, где именно он родился, кем был рождён солнцем или луной. Главное это место его рождения Россия с её необъятными просторами и разнообразием культур. В начале стихотворения, в первых трёх строфах преобладают повествовательные тона. С четвёртой строфы нарастает экспрессия («стократно родился», «… родился на счастье согласный / Только кто-то забыл обо мне»), «Но любви материнской напился / Навсегда у России одной»). Автор не уточняет, кто именно забыл о нём. Видимо, это был Создатель. Но для него это уже неважно. Он обрёл материнскую любовь у России и за это ей благодарен. В шестой строфе, экспрессия подчёркивается повторением слова «Россия» дважды «Я родился в России, России». Здесь звучит тревожная нотка о судьбе России, которая веками испытывала стресс от противоречий («Где не струны-лучи, а персты»), но заканчивается стихотворение надеждой на лучший для России исход истории. В седьмой короткой строфе он обращается к своему потомку «… где, надеюсь, родишься и ты».
В основе стихосложения лежит четверостишие с мужскими рифмами в первой и третьей строке и женскими рифмами во второй и четвёртой строке. Признаками мужской рифмы являются ударения на последнем слоге, а женской – на предпоследнем. Первая и третья строки: Куба`ни - табуна`ми (жен.), вторая и четвёртая строки: Оки` - легки` (муж), Украи`ны - мали`ны (жен.), во`д - по`д (муж.).
Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению, когда первые две строки констатируют совершившийся факт, а вторые две строки раскрывают его сущность. Например, во второй строфе первые две строки звучат следующим образом: «Я родился в степях Украины, / У зелёного зеркала вод». Вторые две строчки как бы отвечают на вопрос: «Ну и что? – «Там рассветные краски малины / Проникали и в сердце и под».
В целом ритмика стиха спокойная, плавная, напоминающая течение реки на просторе. С точки зрения силлабо-тонического анализа, можно заметить, что сочетание ударных (сильных) долей и безударных (слабых) долей напоминает классический амфибрахий с открытой слабой долей в конце первой строки и также открытой, но сильной, как бы усечённой долей в конце второй строки:
Я-ро-дил -ся-в ни-зовь-ях-Ку-ба-ни,
; ; / ; ; / ; ; / ;
Я - ро-дил-ся- в вер-ховь-ях-О-ки,
; ; / ; ; / ; ; /
И-ту-ма-ны-ко-мне-та-бу-на-ми
; ; / ; ; / ; ; / ;
На-плы-ва-ли,-как-ду-хи-лег-ки.
; ; / ; ; / ; ; /
Исследуя фонетический уровень стихотворения, находим, что для придания бо`льшей музыкальности и выразительности автор использует приём аллитерации согласных звуков, т.е. применяет слова с одинаковыми согласными звуками, усиливая их звучание в тексте. Транскрипция текста показывает, что довольно часто повторяются следующие согласные звуки:
звук [б] <…> Кубани <…> забыл <…> Был ([б] ассоциация с большой величиной, вызывает чувство величественности и значимости темы);
звук [д] … родился <…> духи <…> в сердце и под <…> изведал <…> Навсегда у России одной (этот звук, придаёт тексту динамичность, побуждает к движению, действию);
звук [з] <…> в низовьях <…> зелёного зеркала вод… <…> на скалах Кавказа <…> изведал <…> рассказы (благодаря этому звуку, мы слышим звонкость, завершённость мысли);
звук [л] <…> родился <…> на скалах <…> изведал <…> Наплывали <…> легки <…> зелёного зеркала <…> Проникали <…> на скалах <…> изведал печаль <…> Полюбил <…> Принял <…> семигласной <…> забыл <…> Был и солнцем рождён и луной <…> любви материнской напился (наличие звука [л] в таком количестве выдаёт душу, открытую для любви, говорит о любви автора к своей Родине, к месту его рождения);
звук [н] <…> в низовьях Кубани <…> туманы ко мне табунами Проникали <…> солнцем рождён и луной <…> Но любви материнской напился / Навсегда у России одной (звук [н] олицетворяет нежность, усиливает главную мысль о принадлежности автора к России);
звук [р] <…> рассветные краски <…> руны-рассказы <…> В каждом хуторе рос и дворе <…> Я родился, стократно родился (этот энергетически насыщенный звук, придаёт стихотворению мощное мажорное звучание);
звук [с] родился <…> в степях <…> рассветные краски <…> сердце <…> тысячелетий печать <…> в стране семигласной <…> рос <…> на счастье согласный <…> стократно <…> материнской <…> напился <…> Навсегда у России (наличие звука [с] передаёт плавность, спокойствие, силу энергии);
звук [т] … туманы <…> табунами… <…> в степях <…> Там рассветные <…> эти <…> тысячелетий печать <…> хуторе <…> счастье <…> Только кто-то <…> стократно (звук [т] выдаёт силу, чувство уверенности автора, его твердости и убеждённости, в том, о чём он пишет);
звук [х] <…> духи <…> в степях <…> на скалах <…> хуторе (этот звук ; эго автора. Присутствуя даже в небольшом количестве, он подчёркивает личностно окрашенное звучание произведения).
Любое произведение, а поэтическое особенно, нуждается в ассонансах, гласных звуках, придающих тексту певучесть, благозвучность и духовность. В особенности это относится к звукам:
звук [а] – открытый, объединяющий собой другие звуки, придающий общее звучание отдельным элементам текста (в тексте стихотворения звук [а] применяется 35 раз);
звук [у], втягивает звуки в общее созвучие, увеличивает проницаемость мысли в тексте, податливость, протяжность, уклончивость и грусть (в тексте стихотворения 8 таких звуков);
звук [о], развивает мысль, совершенствует её в пределах выбранной темы (в тексте 35 звуков [о], что говорит о высоком полёте мысли). И, конечно, авторское [Я], в полной мере обозначающее отдачу, излучение собственной энергии, посыл личного, некой духовной сущности.
Проанализировав текст на уровне фонетики, можно сделать вывод о том, что преобладание согласных звуков [б], [д], [л], [н], и гласных звуков [а], [о], [у], [я] помогает автору передать свои чувства и эмоции, вызванные необъятностью просторов Родины и радостью за свою принадлежность именно к этой стране.
Большое символическое значение имеют цветовые образы. Например, «Зелёное зеркало вод» – метафора. Зелёный цвет – это цвет жизни, развития. Автор подчёркивает, что он родился именно для жизни. Слово «зеленый» в начале стихотворения придаёт его ритмике покой и гармонию, внушает мысль о безмятежности и защите на просторах родной страны. Эту безмятежность подчеркивает и малиновый цвет («…рассветные краски малины…»), который также символизирует любовь к жизни, и доступность, достижимость желаемого. Дополнением к цветовой гамме стал и голубой цвет, олицетворяющий духовность, возвышенность. Поэт усилил это впечатление ещё и словом «высота»: «… века и людей оросили / Голубые цветы высоты». Цветовые образы создали прекрасную картину возвышенного, гармоничного начала России, как страны, где родиться великое счастье и не менее великая, удача. Россия имея, богатейшую историю, накладывает своеобразный целомудренный и творческий отпечаток на весь жизненный путь своих сынов и дочерей.
Эмоциональность и экспрессию придают и гиперболы. Их в стихотворении несколько: Я родился в стране семигласной, / В каждом хуторе рос и дворе», «Я родился, стократно родился, / Был и солнцем рождён и луной…». Гипербола «семигласной» помогла автору одним словом охарактеризовать многоязычность родной страны, её многонациональность и многоликость. «В каждом хуторе рос и дворе» передаёт принадлежность автора к сообществу ему подобных сыновей и дочерей необъятной Родины. «Стократно» родился. Каждое рождение – открытие мира. Словом «стократно» автор подчёркивает свою неуёмную жажду познаний, открытий, обновлений. И каждое новое открытие мира – это как новое рождение. «Был и солнцем рождён и луной», т.е. он приходится сыном свету, который одинаково относится как к теплому дню, так и к прохладной ночи. Эта гипербола в некоторой степени характеризует сущностный образ самого автора, который излучает свет всей своей деятельностью, находит в мире яркие вспышки прекрасного в, казалось бы, обыденных вещах.
Широту и высокий полёт поэтической мысли обеспечивают сравнения. «И туманы ко мне табунами / Наплывали, как духи легки». Казалось бы несовместимые сущности: легкие плавающие туманы, и тяжелая поступь табунов. Но сравнение с табунами придаёт образу туманов некую огромность, неизбежность, властность, нарастание, высокую скорость наплыва. И вот эта «табунная» экспрессия тут же сглаживается новым лёгким сравнением «как духи легки». Такие переходы от тяжелого и огромного объекта к легким субстанциям характерны не только для анализируемого нами стихотворения, но они вообще свойственны творческой и лексической манере Ю. Шкуты.
Проанализировав текст с точки зрения морфологии, получаем следующее соотношение частей речи: глагол – 22 (19,8%), местоимение – 12 (10,8%), из них 10 –личные, имя существительное – 42 (37,8%), частица – 13 (11,7%), союз – 7 (6,3%), предлог – 12 (10,8%), наречие – 4 (3,6%), имя прилагательное – 6 (5,4%). Как видим, в «полотне» стихотворения преобладают имена существительные. Их использование придаёт стихотворению образность, предметность, определённость, некую монументальность. К существительным легче подбирается рифма и это дополнительная фора для легкости восприятия текста.
Поэзия – это, прежде всего, художественные образы, которые придают поэтическому произведению оригинальность, неповторимый почерк. Так происходит и в стихотворении «Я родился в России». В стихотворении наблюдается особый вид морфемики и словообразования, который отличает его от других подобных произведений. Через всё поэтическое полотно проходит группа однокоренных слов с корнем «род»: «родился» (10 раз), «рождён» (1 раз), «родишься» (1 раз). Обобщая тематический образный фон, автор использует сквозной повтор синтаксической конструкции, анафору («Я родился…»), таким образом, определяя свою принадлежность к огромной стране под названием Россия, где непрерывно, «стократно» происходят процессы рождения, знакомства с миром. И не важно, в каком именно месте России он родился, это всё она, Россия-мать, её необъятные дали, с разнообразной, но родной природой, с материнской любовью («…любви материнской напился / … у России одной»). Это симметричный повтор (анафора), вполне оправдан. Повтор однокоренных слов в данном случае соответствует смыслу стихотворения, той цели, ради которой оно было написано. Используя этот приём, автор заявляет, что он действительно родился, и не просто родился, но состоялся как человек, как гражданин именно благодаря месту своего рождения.
Синтаксис стихотворения отличается наличием сложных предложений с придаточными предложениями образа действия. Автор использует повтор синтаксической конструкции «Я родился», анафору, определяя взаимосвязь между фактом рождения и действиями природы («наплывали туманы», «века и людей оросили / Голубые цветы высоты»), а также действия самого автора («Полюбил эти руны-рассказы, принял тысячелетий печать», «… любви материнской напился»).
Завершая лексический анализ стихотворения Ю. Шкуты «Я родился в России», заметим, что это образец высокой поэзии, где нет лишних слов или звуков. Вся цветовая и звуковая палитра поэтического произведения направлена на раскрытие основной идеи, тематически выверена, и в полной мере соответствует духу, стилю и образу самого автора.
Использованная литература
1. Верёвкин, А.Б. История и философия математики (учебно-метод. пособие для аспирантов) [Текст] / А.Б. Верёвкин. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 82 с.
2. Кеваева, М.Н. Звуковая палитра поэтического текста [Электронный ресурс] / М.Н. Кеваева // Современные научные исследования и инновации : электронный научно-практ. журнал. – Режим доступа. – 2019. – 3 дек. – Загл. с экрана.
3. Муштаева, О. Там, где мысль, образ, ассоциации… [Текст] / О. Муштаева // Белг. известия. – 2012. – 1 авг.
4. Ткаченко, О. Совместить несовместимое или как наука и искусство уживаются в одном человеке [Электронный ресурс] // 1766172/. – Режим доступа. – 2019. – 3 дек. – Загл. с экрана.
5. Шкута, Ю.К. Я родился в России [Текст] / Ю.К. Шкута. ; Белгород : ЗАО «Белгородская областная типография», 2016. – 140 с.
Свидетельство о публикации №220022401851