Лингвистические особенности поэзии Ю. Шкуты

Лингвистические особенности поэтического творчества Ю. Шкуты на примере стихотворения «Я родился в России»


19 декабря 2019 года исполняется 80 лет со дня рождения Ю.К. Шкуты, поэта, фотохудожника, члена Союза писателей России, автора сборников стихов «Серебристой кисти взлёт», «Белый звон», «Творчество», «Огни рябиновых созвездий», «Полыхали в небе зори», «Века суета», «Я родился в России» и др.


Юрий Кириллович Шкута относится к плеяде творческих людей, которых в 60-е годы прошлого, 20 столетия, назвали «физиками-лириками». Его основной производственной деятельностью стала математика. А математика, как известно, наука точная, не терпящая противоречий. Математический язык сух, строг, лаконичен, точен, но это язык, на котором говорит сама природа. И неслучайно, поэтому, природа во всех её проявлениях стала предметом многих творческих находок Ю.К. Шкуты. Вспомним его альбомы фотографий, щедро описанные высоким поэтическим слогом: «Дивные сказы КМА: научно-поэтическое эссе» или «Мир прекрасных красок дня: стихи для детей младшего школьного возраста».

С помощью математики можно составить целостное представление о мире, к чему, собственно, и устремляются творческие порывы Ю. Шкуты. Математика сходна с философией, которая не чужда нашему автору. Заметим, что мир знает многих математиков, известных в качестве философов. Например, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт или Платон. Но и сама литература, в частности поэзия, немыслима без философии. Именно философия делает литературные произведения, особенно стихи, глубокими, а мысли, заложенные в них – высокими и неожиданно прекрасными. Л.Н. Толстой, всемирно известный русский писатель, считал, что наука и искусство тесно связаны между собой, также как лёгкие и сердце. А Альберт Эйнштейн, указывал, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии». Своей производственной деятельностью и творчеством Ю. Шкута показал эту взаимосвязь. «Наука и искусство взаимосвязаны, говорит он корреспонденту «Белгородских известий» О. Муштаевой, поскольку творчество в науке и творчество в искусстве естественны, а логика, анализ и рассуждение о сути явлений и вещей помогают вскрыть глубины».

Эту мысль мы прослеживаем в творческих работах Ю. Шкуты. Математический склад ума не мешает ему быть гуманитарием высокой пробы. Более того, его стихи не просто лиричны, они математически выверены: ни одного лишнего звука, ни одной лишней буквы. Рассмотрим это на примере стихотворения «Я родился в России», давшего название сборнику стихов, который напечатан в ЗАО «Белгородская областная типография» в 2016 году. Приведём его полностью.

Я РОДИЛСЯ В РОССИИ
Я родился в низовьях Кубани,
Я родился в верховьях Оки,
И туманы ко мне табунами
Наплывали, как духи легки.

Я родился в степях Украины,
У зелёного зеркала вод.
Там рассветные краски малины
Проникали и в сердце и под.

Я родился на скалах Кавказа
Там, где Терек изведал печаль.
Полюбил эти руны-рассказы,
Принял тысячелетий печать.

Я родился в стране семигласной,
В каждом хуторе рос и дворе.
Я родился на счастье согласный,
Только кто-то забыл обо мне.

Я родился, стократно родился,
Был и солнцем рождён и луной,
Но любви материнской напился
Навсегда у России одной.

Я родился в России, России,
Где не струны-лучи, а персты,
Где века и людей оросили
Голубые цветы высоты.

Я родился в России, России,
Где, надеюсь, родишься и ты.

Стихотворение «Я родился в России» воспринимается как некая исповедь человека, который размышляет о своей жизни. И неважно, где именно он родился, кем был рождён солнцем или луной. Главное это место его рождения Россия с её необъятными просторами и разнообразием культур. В начале стихотворения, в первых трёх строфах преобладают повествовательные тона. С четвёртой строфы нарастает экспрессия («стократно родился», «… родился на счастье согласный / Только кто-то забыл обо мне»), «Но любви материнской напился / Навсегда у России одной»). Автор не уточняет, кто именно забыл о нём. Видимо, это был Создатель. Но для него это уже неважно. Он обрёл материнскую любовь у России и за это ей благодарен. В шестой строфе, экспрессия подчёркивается повторением слова «Россия» дважды «Я родился в России, России». Здесь звучит тревожная нотка о судьбе России, которая веками испытывала стресс от противоречий («Где не струны-лучи, а персты»), но заканчивается стихотворение надеждой на лучший для России исход истории. В седьмой короткой строфе он обращается к своему потомку «… где, надеюсь, родишься и ты».

В основе стихосложения лежит четверостишие с мужскими рифмами в первой и третьей строке и женскими рифмами во второй и четвёртой строке. Признаками мужской рифмы являются ударения на последнем слоге, а женской – на предпоследнем. Первая и третья строки: Куба`ни - табуна`ми (жен.), вторая и четвёртая строки: Оки` - легки` (муж), Украи`ны - мали`ны (жен.), во`д - по`д (муж.).
Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению, когда первые две строки констатируют совершившийся факт, а вторые две строки раскрывают его сущность. Например, во второй строфе первые две строки звучат следующим образом: «Я родился в степях Украины, / У зелёного зеркала вод». Вторые две строчки как бы отвечают на вопрос: «Ну и что? – «Там рассветные краски малины / Проникали и в сердце и под».

В целом ритмика стиха спокойная, плавная, напоминающая течение реки на просторе. С точки зрения силлабо-тонического анализа, можно заметить, что сочетание ударных (сильных) долей и безударных (слабых) долей напоминает классический амфибрахий с открытой слабой долей в конце первой строки и также открытой, но сильной, как бы усечённой долей в конце второй строки:

Я-ро-дил -ся-в ни-зовь-ях-Ку-ба-ни,
;   ;   /   ;   ;   /   ;   ;   /   ;
Я - ро-дил-ся- в вер-ховь-ях-О-ки,
;   ;   /   ;   ;   /   ;   ;   /
И-ту-ма-ны-ко-мне-та-бу-на-ми
;  ;  /  ;   ;   /   ;   ;   /   ;
На-плы-ва-ли,-как-ду-хи-лег-ки.
;    ;   /   ;   ;   /   ;   ;   /

Исследуя фонетический уровень стихотворения, находим, что для придания бо`льшей музыкальности и выразительности автор использует приём аллитерации согласных звуков, т.е. применяет слова с одинаковыми согласными звуками, усиливая их звучание в тексте. Транскрипция текста показывает, что довольно часто повторяются следующие согласные звуки:
звук [б] <…> Кубани <…> забыл <…> Был ([б] ассоциация с большой величиной, вызывает чувство величественности и значимости темы);
звук [д] … родился <…> духи <…> в сердце и под <…> изведал <…> Навсегда у России одной (этот звук, придаёт тексту динамичность, побуждает к движению, действию);
звук [з] <…> в низовьях <…> зелёного зеркала вод… <…> на скалах Кавказа <…> изведал <…> рассказы (благодаря этому звуку, мы слышим звонкость, завершённость мысли);
звук [л] <…> родился <…> на скалах <…> изведал <…> Наплывали <…> легки <…> зелёного зеркала <…> Проникали <…> на скалах <…> изведал печаль <…> Полюбил <…> Принял <…> семигласной <…> забыл <…> Был и солнцем рождён и луной <…> любви материнской напился (наличие звука [л] в таком количестве выдаёт душу, открытую для любви, говорит о любви автора к своей Родине, к месту его рождения);
звук [н] <…> в низовьях Кубани <…> туманы ко мне табунами Проникали <…> солнцем рождён и луной <…> Но любви материнской напился / Навсегда у России одной (звук [н] олицетворяет нежность, усиливает главную мысль о принадлежности автора к России);
звук [р] <…> рассветные краски <…> руны-рассказы <…> В каждом хуторе рос и дворе <…> Я родился, стократно родился (этот энергетически насыщенный звук, придаёт стихотворению мощное мажорное звучание);
звук [с] родился <…> в степях <…> рассветные краски <…> сердце <…> тысячелетий печать <…> в стране семигласной <…> рос <…> на счастье согласный <…> стократно <…> материнской <…> напился <…> Навсегда у России (наличие звука [с] передаёт плавность, спокойствие, силу энергии);
звук [т] … туманы <…> табунами… <…> в степях <…> Там рассветные <…> эти <…> тысячелетий печать <…> хуторе <…> счастье <…> Только кто-то <…> стократно (звук [т] выдаёт силу, чувство уверенности автора, его твердости и убеждённости, в том, о чём он пишет);
звук [х] <…> духи <…> в степях <…> на скалах <…> хуторе (этот звук ; эго автора. Присутствуя даже в небольшом количестве, он подчёркивает личностно окрашенное звучание произведения).
Любое произведение, а поэтическое особенно, нуждается в ассонансах, гласных звуках, придающих тексту певучесть, благозвучность и духовность. В особенности это относится к звукам:
звук [а] – открытый, объединяющий собой другие звуки, придающий общее звучание отдельным элементам текста (в тексте стихотворения звук [а] применяется 35 раз);
звук [у], втягивает звуки в общее созвучие, увеличивает проницаемость мысли в тексте, податливость, протяжность, уклончивость и грусть (в тексте стихотворения 8 таких звуков);
звук [о], развивает мысль, совершенствует её в пределах выбранной темы (в тексте 35 звуков [о], что говорит о высоком полёте мысли). И, конечно, авторское [Я], в полной мере обозначающее отдачу, излучение собственной энергии, посыл личного, некой духовной сущности.

Проанализировав текст на уровне фонетики, можно сделать вывод о том, что преобладание согласных звуков [б], [д], [л], [н], и гласных звуков [а], [о], [у], [я] помогает автору передать свои чувства и эмоции, вызванные необъятностью просторов Родины и радостью за свою принадлежность именно к этой стране.

Большое символическое значение имеют цветовые образы. Например, «Зелёное зеркало вод» – метафора. Зелёный цвет – это цвет жизни, развития. Автор подчёркивает, что он родился именно для жизни. Слово «зеленый» в начале стихотворения придаёт его ритмике покой и гармонию, внушает мысль о безмятежности и защите на просторах родной страны. Эту безмятежность подчеркивает и малиновый цвет («…рассветные краски малины…»), который также символизирует любовь к жизни, и доступность, достижимость желаемого. Дополнением к цветовой гамме стал и голубой цвет, олицетворяющий духовность, возвышенность. Поэт усилил это впечатление ещё и словом «высота»: «… века и людей оросили / Голубые цветы высоты». Цветовые образы создали прекрасную картину возвышенного, гармоничного начала России, как страны, где родиться великое счастье и не менее великая, удача. Россия имея, богатейшую историю, накладывает своеобразный целомудренный и творческий отпечаток на весь жизненный путь своих сынов и дочерей.
Эмоциональность и экспрессию придают и гиперболы. Их в стихотворении  несколько: Я родился в стране семигласной, / В каждом хуторе рос и дворе», «Я родился, стократно родился, / Был и солнцем рождён и луной…». Гипербола «семигласной» помогла автору одним словом охарактеризовать многоязычность родной страны, её многонациональность и многоликость. «В каждом хуторе рос и дворе» передаёт принадлежность автора к сообществу ему подобных сыновей и дочерей необъятной Родины. «Стократно» родился. Каждое рождение – открытие мира. Словом «стократно» автор подчёркивает свою неуёмную жажду познаний, открытий, обновлений. И каждое новое открытие мира – это как новое рождение. «Был и солнцем рождён и луной», т.е. он приходится сыном свету, который одинаково относится как к теплому дню, так и к прохладной ночи. Эта гипербола в некоторой степени характеризует сущностный образ самого автора, который излучает свет всей своей деятельностью, находит в мире яркие вспышки прекрасного в, казалось бы, обыденных вещах.

Широту и высокий полёт поэтической мысли обеспечивают сравнения. «И туманы ко мне табунами / Наплывали, как духи легки». Казалось бы несовместимые сущности: легкие плавающие туманы, и тяжелая поступь табунов. Но сравнение с табунами придаёт образу туманов некую огромность, неизбежность, властность, нарастание, высокую скорость наплыва. И вот эта «табунная» экспрессия тут же сглаживается новым лёгким сравнением «как духи легки». Такие переходы от тяжелого и огромного объекта к легким субстанциям характерны не только для анализируемого нами стихотворения, но они вообще свойственны творческой и лексической манере Ю. Шкуты.

Проанализировав текст с точки зрения морфологии, получаем следующее соотношение частей речи: глагол – 22 (19,8%), местоимение – 12 (10,8%), из них 10 –личные, имя существительное – 42 (37,8%), частица – 13 (11,7%), союз – 7 (6,3%), предлог – 12 (10,8%), наречие – 4 (3,6%), имя прилагательное – 6 (5,4%). Как видим, в «полотне» стихотворения преобладают имена существительные. Их использование придаёт стихотворению образность, предметность, определённость, некую монументальность. К существительным легче подбирается рифма и это дополнительная фора для легкости восприятия текста.

Поэзия – это, прежде всего, художественные образы, которые придают поэтическому произведению оригинальность, неповторимый почерк. Так происходит и в стихотворении «Я родился в России». В стихотворении наблюдается особый вид морфемики и словообразования, который отличает его от других подобных произведений. Через всё поэтическое полотно проходит группа однокоренных слов с корнем «род»: «родился» (10 раз), «рождён» (1 раз), «родишься» (1 раз). Обобщая тематический образный фон, автор использует сквозной повтор синтаксической конструкции, анафору («Я родился…»), таким образом, определяя свою принадлежность к огромной стране под названием Россия, где непрерывно, «стократно» происходят процессы рождения, знакомства с миром. И не важно, в каком именно месте России он родился, это всё она, Россия-мать, её необъятные дали, с разнообразной, но родной природой, с материнской любовью («…любви материнской напился / … у России одной»). Это симметричный повтор (анафора), вполне оправдан. Повтор однокоренных слов в данном случае соответствует смыслу стихотворения, той цели, ради которой оно было написано. Используя этот приём, автор заявляет, что он действительно родился, и не просто родился, но состоялся как человек, как гражданин именно благодаря месту своего рождения.
Синтаксис стихотворения отличается наличием сложных предложений с придаточными предложениями образа действия. Автор использует повтор синтаксической конструкции «Я родился», анафору, определяя взаимосвязь между фактом рождения и действиями природы («наплывали туманы», «века и людей оросили / Голубые цветы высоты»), а также действия самого автора («Полюбил эти руны-рассказы, принял тысячелетий печать», «… любви материнской напился»).

Завершая лексический анализ стихотворения Ю. Шкуты «Я родился в России», заметим, что это образец высокой поэзии, где нет лишних слов или звуков. Вся цветовая и звуковая палитра поэтического произведения направлена на раскрытие основной идеи, тематически выверена, и в полной мере соответствует духу, стилю и образу самого автора.

Использованная литература

1. Верёвкин, А.Б. История и философия математики (учебно-метод. пособие для аспирантов) [Текст] / А.Б. Верёвкин. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 82 с.
2. Кеваева, М.Н. Звуковая палитра поэтического текста [Электронный ресурс] / М.Н. Кеваева // Современные научные исследования и инновации : электронный научно-практ. журнал. – Режим доступа. – 2019. – 3 дек. – Загл. с экрана.
3. Муштаева, О. Там, где мысль, образ, ассоциации… [Текст] / О. Муштаева // Белг. известия. – 2012. – 1 авг.
4. Ткаченко, О. Совместить несовместимое или как наука и искусство уживаются в одном человеке [Электронный ресурс] // 1766172/. – Режим доступа. – 2019. – 3 дек. – Загл. с экрана.
5. Шкута, Ю.К. Я родился в России [Текст] / Ю.К. Шкута. ; Белгород : ЗАО «Белгородская областная типография», 2016. – 140 с.


Рецензии