Конфета

   У нас дома конфет не было. Один только раз случилось так, что на трудодни выдали вместо сахара конфеты "подушечки". Они были без бумажных обёрток и все почти слипшиеся. Но для нас это был праздник! В день выдавала нам мама по одной конфете. И никакие уговоры не действовали, чтобы получить вторую. Братику шёл третий годик. Ему иногда давали и по две конфетки, но я не обижалась: маленьким сладость нужна. Так говорила мама.
   
   Отец считался грамотным человеком и его в колхозе назначили бригадиром полеводческой бригады (до войны он окончил четыре класса, а средняя школа была "семилеткой"). В колхозе в то время денег не платили: давали на трудодни картошку, зерно, иногда сахар, но чаще - заменитель сахара. Зерно возили на мельницу, мололи муку и пекли хлеб. Отец вернулся с войны израненный, часто лежал в больнице. Мама шесть классов успела окончить до войны, в каждом классе получала грамоты за учёбу. Она хотела учить детишек, но все планы разрушила война. Мама, как могла, управлялась сама в доме и в поле, и с нами, малолетними. Её просили поработать в колхозе, когда остро не хватало рабочих рук (в основном весной и осенью) - и тогда она оставляла нас под присмотром старушки-соседки бабы Маси.

   Времена были тяжёлые для многих. Жила впроголодь и наша семья. Я уже осенью готовилась идти в школу, а идти не было в чём. И мы собирали с мамой ягоду чернику, а потом я носила её продавать на железнодорожную станцию. Когда поезд "Вильнюс-Полоцк" делал остановку на станции, люди выходили из вагонов на перрон и многие покупали у меня стаканчик ягоды. Обычно я домой возвращалась уже с пустой трёхлитровой жестяной банкой.
   
   Железнодорожная станция находилась от нас в трёх километрах. Идти к ней нужно было через поле, потом лесочком мимо кладбища, а потом уже гравийной дорогой. Я никогда не боялась кладбища, особенно с тех пор, когда там появилась могила дедушки. Всегда заходила туда, чтобы оставить на могиле горсточку ягод. Сидела на холмике и рассказывала дедушке, как живому, о своих детских удачах и неудачах.
   
   На железнодорожной станции был буфет. В буфет я заходила посмотреть на конфеты, перед тем, как возвращаться домой. Мне очень хотелось купить хоть одну конфетку в яркой обёртке, но я твёрдо знала, что этого делать нельзя. И я только покрепче прижимала к себе кармашек, в котором лежали деньги, чтобы, не дай Бог!, не потерять. Однажды продавщица этого буфета подарила мне настоящую конфету в настоящей блестящей обёртке. Как раз из тех, на которые я всё время приходила смотреть. Это было счастье! Мне тут же захотелось её развернуть и попробовать. Чуть-чуть... Я поблагодарила продавщицу, а конфету спрятала в кармашек на платьице, перешитом мамой из её юбки в цветочек. Шла радостно домой и думала только о подаренной мне конфете. Останавливалась, вынимала из кармашка и рассматривала её.

   Мимо кладбища пройти я не могла: надо же дедушке рассказать о таком замечательном подарке, чтобы и он порадовался за меня.
   
   Я зашла на кладбище, положила конфету на могильный холмик. Она просто сказочно сияла в своей цветной блестящей обёртке! Долго любовалась ею, а потом ушла. Это для дедушки!
   
   Мама сказала, что я всё сделала правильно - и у меня обязательно будет много конфет и ещё много всего хорошего.
   
   Конфеты мне снились ночью. Все они были в разноцветных блестящих обёртках...


Рецензии