Исилькуль, 1936 год, солнечное затмение

Документальное эссе

Категория: 6 +

Я не устану читать и писать об Исилькуле. Мне многое в нём интересно, особенно история и география. И сейчас у меня есть возможность немного осветить одну из малоизвестных его страниц, используя  неопубликованные архивные документы.
19 июня 1936 года и в Омской области, и во многих других городах СССР и в некоторых странах Евразии наблюдалось полное солнечное затмение. Это было очень важное событие для всего учёного мира, и для его наблюдения все советские обсерватории направили экспедиции. В Омск для наблюдения солнечной кроны поехала экспедиция Пулковской обсерватории под руководством астронома И.А. Балановского. Вели в Омске астрономические исследования и англичане. В «Омской правде» был анонсирован так же приезд профессора Л.А. Кулика [1, 2], знаменитого благодаря экспедиции к Тунгусскому метеориту, но в итоге он наблюдал затмение в Оренбургской области [3, с. 209].
В силу ограниченности ресурсов, техники, а так же сомнений по поводу облачности, Омское общество краеведения призвало к наблюдениям всех желающих. Материалы о предстоящем затмении с подробными инструкциями публиковались не только в «Омской правде» [4], но и в районных газетах. Возможно, такая заметка была и в Исилькульской газете «Социалистическое строительство». (К сожалению, точно сказать нельзя, так как экземпляры этой газеты не сохранились).  Наблюдателей было достаточно много, и в Омском историческом архиве хранится большое дело писем, зарисовок и даже фотографий, пришедших от них в общество краеведения.
Изучить всё это у нас нет ни времени, ни возможности, а потому ограничимся лишь двумя небольшими записками, сделанными жителями города Исилькуля. Они различны по жанру, но, как мне кажется, наглядно представляют не только само затмение, но и дух того времени, и неподдельный интерес авторов ко всему удивительному и необычному.
 Начнём мы с данных метеорологической станции Исилькуля:
«Солнечное затмение началось 8 ч. 10 м. местного солнечного времени, полное 9 ч. 19 м. 45 с. Конец полного затмения 9 ч. 22 мин. Конец всего затмения: 10 ч. 33 м. С начала и до полного затмения были введены наблюдения над тем[перату]рой воздуха, давлением атмосферы и ветром, а так же и над животными. Наблюдения дали: Тем[перату]ра воздуха в будке мало изменилась в сторону понижения, тем[перату]ра на почве понизилась на 4°, давление без изменения, ветер устойчивый северного направления с небольшим усилением после половины закрытия солнца до полного затмения. Из животных: коровы вели себя до полного затмения спокойно, лишь только куры за 10 мин. до закрытия начали прятаться в сараи, птицы скворцы, чёрные галки с криком перелетали с дерева на дерево. В момент полного затмения коровы издавали небольшое мычание и некоторые легли, птицы, спрятавшись на деревья, кричали. По опросу жителей, видавших затмение первый раз, чувствовали себя неприятно, некоторые увлекались красотой неба у горизонта! С начала и до полного затмения небо было покрыто перистой [следующее слово написано неразборчиво – прим. В.Д.] облачностью и редкими кучевыми облаками на юго-западе. Перисто-слоистая облачность не изменялась, но кучевые облака, по мере закрытия солнца, вершины их оседали, основания растекались и быстро перешли в высоко кучевые. После полного открытия появилась значительная кучевая облачность». Дата составления записки - 20 июля 1936 года, автор - заведующий метеостанцией Исилькуль; подпись сделана неразборчиво [5, л. 93].
Но не все наблюдатели ограничивались простой констатацией фактов, были и лирические зарисовки в виде коротких рассказов, среди которых особой художественностью отличается рассказ исилькульского школьника Николая Поберея. Приведём его полностью, без сокращений:
«Солнце ласково и радостно заглядывало в окно моей комнаты. Воробьи звонко чирикали на крыше, тоже весело и привлекательно. Утро. Я проснулся. Несколько раз сладко зевнул, потянулся в постели и открыл глаза. Солнечный зайчик, отразившись от стекла, ласкаясь, играл на моём лице. Я продолжал лежать. Вдруг мой взгляд остановился на часах. Они почему-то стояли, но уже было восемь. Я испугался: ведь сегодня затмение… сколько сейчас время?.. Может быть одиннадцать?.. И я лежу… Как мне не стыдно будет перед товарищами, когда они будут восхищаться этим замечательным явлением природы? Что я им буду говорить? Подстрекаемый этим страхом я с лихорадочной быстротой привёл себя в порядок и стремглав побежал в школу.
«Сколько время?!» - спросил я у уборщицы, задыхаясь от бега. «Полдевятого», - спокойно ответила старушка. Ага!... Я от радости не мог больше ничего сказать, только свободней вздохнул.
Значит я не опоздал, значит я счастлив в этом отношении – думал я, идя в сад. Собрались ребята. Все как один вооружены чёрными эластичными ленточками, сквозь которые было видно солнце в виде красного диска. С нетерпением ожидали начало затмения. Вот уже осталось пять минут, потом две, а спустя ещё пять минут, ребята обрадовано выкрикивали. Уже началось. Вот посмотрите! Уже началось. И действительно красный диск солнца уже не представлял круг, а словно от него кто-то отрезал краешек с правой стороны. Потом этот ущерб постепенно делался всё больше и больше и дальше имело вид серпа. А как изменилась погода. Холодный ветер подул со всех сторон, не имея определённого направления. В воздухе чувствовалась вечерняя пора и даже небо приняло вечерний вид. Только птицы, с отчаяньем распевали свои песни, словно предчувствуя какое-то великое изменение в природе. Прохладно. Мы сидим в кустах школьного сада. Несколько раз принимались играть, баловаться, хохотать, но теперь не до того, всё внимание было обращено на солнце. Ветер слегка колышет ветки на деревьях и от этого издаётся приятный шелест листвы. С запада нагоняется сумрак. Постепенно темнеет. Небо стало чистое только изредка виднеются перистые облака. Вдруг солнечные лучи исчезли. Сделалось темно, как обычно бывает тёмной ночью. Птицы все утихли. Тишина… даже мы все говорили шёпотом, как бы опасаясь, чего-нибудь. Перед нашими глазами открылось великолепное зрелище природы. Вместо солнца всплыл тёмный круг луны, а из под него вырвалось свечение в виде серебристых отростков. Получилась звезда неправильной формы. «А как хорошо», - глядя на небо, прошептал я. «Да, замечательно», - подтвердил мой сосед. «Я согласен сидеть вот здесь и смотреть целый час на это зрелище, если бы оно было!», - воскликнул я. Потом все утихли. Сделалось жутко. Жуть нагоняет непривычная дневная темнота. А если посмотреть вокруг: везде на горизонте горит зарево дня. «Ребята, полезем на школу!», - сказав это, я что есть силы помчался к лестнице. Несмотря, что до конца осталась минута, я успел взобраться на двухэтажное здание. Но мало было радости: скоро всё кончилось. Всё ж таки мне пришлось увидеть замечательную картину, вверху над головой чистое, голубое небо, на востоке, где-то далеко, далеко лучезарной пеленой стелятся облака, наплывали фиолетовые облака с жёлтыми переливами. Всё это так хорошо естественно разукрашено приятными, нежными красками, так бы и смотрел всё время, не отрывая взгляда. Моё внимание было так приковано к наблюдению, что я даже не слыхал посторонних звуков, каких-то человеческих голосов, шипенье и свистки паровозов. За четверть минуты мне многое кое-что не пришлось рассмотреть, только когда я взглянул с высоты на село Исилькуль, то все домики в темноте принимали какой-то убогий, сонный вид.
Скоро кончится… Надо торопиться… последний раз устремил упорный взгляд на затмение, но пронзительные лучи солнца, прорвавшись из-за тёмной луны, брызнули мне прямо в лицо, заставив меня отвернуться в сторону. «Зачем так скоро?» - почти что закричал я и машинально ещё раз посмотрел на облака, но они уже потеряли свою краску, она быстро растаяла в лучах солнца. Двухминутная ночь пришла к концу» [5, лл. 116-117].
Лично мне в этом рассказике интересно не столько само затмение, сколько описание Исилькуля тех лет: голубое небо, сад, свистки паровозов, двухэтажная школа (скорее всего, нынешняя Исилькульская СОШ №173), старушка-уборщица…
И, хотя всё это очень кратко, буквально в двух словах, но очень дорого сердцу, словно ты на мгновение оказался там, в 1936 году, рядом с ватагой исилькульских мальчишек, и смотришь вместе с ними куда-то вдаль.

Литература:
1. Приезд профессора Кулика. // «Омская правда», 1936, 10 июня, №132 (443), с. 4.
2. К приезду профессора Кулика. // «Омская правда», 1936, 15 июня, №137 (448), с. 4.
3. Кулик-Павский В.А. Жизнь без легенд: Леонид Алексеевич Кулик: Хроника жизни. – Волгоград: ООО «Принт», 2003. – 304 с.
4. Завтра полное солнечное затмение. // «Омская правда», 1936, 18 июня, №140 (451), с. 4.
5. Документы комиссии по солнечному затмению: вырезки из газет, статьи, зарисовки солнечного затмения 19 июня 1936 года, фотоснимки, переписка о наблюдении солнечного затмения. // ГИАОО, Ф. 1074, оп. 1, д. 107, лл. 93, 116, 117.

Схема района солнечного затмения с комментарием – из газеты «Омская правда», 1936 год, 12 июня, №140 (445), с. 4.

22-23 февраля 2020 года.

О судьбе Николая Поберея в годы Великой Отечественной войны можно прочитать в эссе:
"Омский строитель - железнодорожник Николай Поберей" по ссылке http://proza.ru/2021/03/09/139
"Н.А. Поберей в Книге Памяти" по ссылке http://proza.ru/2021/03/24/191

Полный список публикаций автора по ссылке http://www.proza.ru/avtor/demits


Рецензии