Охранка. Часть 2

В первой части речь шла о том, как некоторые руководители спецслужб царской России организовывали провокации,  что  самим плодить заговорщиков и бороться с ними, получая награды, звания, должности и признания власть предержащих.

Во второй части расскажу про некоторых провокаторов из числа так называемых революционеров.

Евно Фишелевич Азеф (обычно использовал русифицированную версию – Евгений Филиппович) родился в 1869 году в местечке Лысково Гродненской губернии в бедной еврейской семье. Позже семья переехала в Ростов-на-Дону, где Евно в 1890 году окончил гимназию. В 1892 году, скрываясь от полиции (темная история о краже), бежал в Германию, где стал учиться на инженера-электротехника в Карлсруэ. На какие средства он уехал, учился и жил в Германии, неизвестно. Эсеры его ещё не финансировали, как и полиция.

В 1893 г. молодой человек появляется в Швейцарии, где в общении с политическими эмигрантами показывает себя решительным сторонником террора. Террористические акты он считал основным методом политической «работы». Видимо, чтобы поправить своё материальное положение, Азеф отправил в Департамент полиции Российской империи письмо, где предложил сдавать молодых революционеров. Связи с революционным подпольем Евно Фишелевич наладил ещё в Ростове. Это тогда было модным явлением в среде учащейся молодежи. Полиция решила установить сотрудничество с молодым человеком и положила ему ежемесячное жалованье в 50 рублей. Это были весьма хорошие деньги, так русские рабочие в 1890-х годах в среднем получали 12-16 рублей в месяц. Таким образом Евно Фишелевич одновременно вызвал интерес к себе как со стороны революционеров, так и полиции России.

В следующие шесть лет молодой предатель оперативно отправлял из Германии сведения о членах зарубежных революционных организаций и их деятельности. Тем самым он заработал авторитет в Департаменте полиции. Одновременно он входил в доверие к членам революционного подполья, революционно настроенной молодежи. В 1899 году Евгений Филиппович получил диплом инженера и прибыл в Москву. Он работал по специальности и активно внедрялся в партию социалистов-революционеров (эсеры).

Тогда эта партия, зародившаяся на фундаменте народовольческого движения, была ведущей силой революционного движения в России. В отличие от своих конкурентов из Российской социал-демократической рабочей партии (социал-демократы, будущие большевики и меньшевики), эсеры считали, что главной движущей силой революции будут не рабочие, а крестьяне, которые составляли подавляющую часть аграрной Российской империи. Их главный лозунг: «Земля крестьянам!» Уже после революции 1917 г. его позаимствуют большевики.

Эсеры занимались революционной пропагандой, «воспитанием» крестьян, пытались организовать крестьянские восстания, но самым знаменитым их методом был террор. Путем ликвидации ведущих государственных и военных деятелей Российской империи, самых инициативных и решительных, преданных царскому престолу, революционеры-террористы пытались «раскачать лодку», дестабилизировать ситуацию, вызвать революционный взрыв. Боевая организация эсеров во главе Григорием Гершуни, созданная в 1902 году, совершила более 250 громких терактов. В результате деятельности Боевой организации погибли два министра внутренних дел (Сипягин и Плеве), 33 генерал-губернатора, губернатора и вице-губернатора (включая великого князя Сергея Александровича, губернатора Уфимской губернии Николая Богдановича), 16 градоначальников, 7 генералов и адмиралов и т. д.

Азеф успешно внедрился в партию социалистов-революционеров, вошёл в доверие к лидеру Боевой организации Гершуни и сам стал одним из видных членов партии. С этого времени Евно стал скрывать часть информации от полиции, помогая становлению Боевой организации и занимаясь террором. Он начал двойную игру: продолжал сдавать участников революционного движения и одновременно был одним из «архитекторов» большого террора в России, вскоре – главным.

В апреле 1902 года был убит министр внутренних дел Дмитрий Сипягин, убежденный консерватор и монархист, решительно боровшийся с революционным движением. Вскоре Азеф сообщил полиции об организаторах покушения. После неудачного покушения на обер-прокурора Синода Константина Победоносцева Гершунии и другие члены Боевой организации ушли в подполье. В июне 1902 г. террористы совершили покушение на губернатора Харьковской губернии Ивана Оболенского. Его спасла жена, перехватившая руку стрелявшего террориста. Как последствии стало известно, полиция была заблаговременно предупреждена Евно Азефом о готовящемся покушении, но мер не предприняла.

В мае 1903 года был убит губернатор Уфимской губернии Николай Богданович, который получил печальную известность после подавления забастовки рабочих в Златоусте (тогда погибли десятки человек, включая женщин и детей). Гершуни скрывался в Киеве и Азеф выдал его полиции. Военно-окружной суд в Петербурге приговорил Гершуни к смертной казни, но она была заменена пожизненным заключением. Сначала он сидел в Шлиссельбургской тюрьме, затем на каторге в Восточной Сибири. В 1906 г. ему как ценному кадру «пятой колонны» организовали побег, из Владивостока перебросили в Японию, а оттуда в США. Интересно, что Гершуни до самой смерти в 1908 г. считал, что Азеф невиновен и даже хотел приехать в Россию и вместе с ним убить императора Николая II.

Главой Боевой организации и продолжателем дела Гершуни стал Азеф. Он вывел организацию на новый уровень: отказался от огнестрельного оружия, заменил его на бомбы. Изготовлением взрывных устройств занимались в Швейцарии, где было создано несколько лабораторий. Стоит отметить, что тыловыми базами российской «пятой колонны» были Швейцария, Франция, Англия и США. То есть настоящими хозяевами «русского» революционного движения была т. н. «мировая закулиса» — «финансовый интернационал», который любыми средствами пытался уничтожить русское самодержавие и Российское государство.

Также Азеф укрепил дисциплину, усилил секретность, отделив Боевую организацию от общепартийной среды. Главный провокатор говорил: «…при большой распространенности провокации в организациях массового характера общение с ними для боевого дела будет гибельно…» И он знал, что говорит. Улучшилась подготовка к терактам: теперь за объектами атак вели предварительную слежку. Наблюдатели, изготовители оружия и террористы-бомбисты были разделены, не должны были знать друг друга.

Заместителем Азефа стал бежавший из вологодской ссылки в Швейцарию талантливый революционер-террорист Борис Савинков. Костяк организации составляли молодые люди, часто студенты-недоучки, убежденные в своем деле. Подготовку к терактам вели во Франции и Швейцарии, там же скрывались после покушений. Активные революционеры-террористы могли долгое время жить без работы, отдыхать, всё оплачивалось. Такая деятельность требовала серьёзных финансовых вливаний, но проблем со средствами террористы не испытывали. В их активной деятельности были заинтересованы хозяева Запада. Мощная машина эсеровского террора была отлично профинансирована.

Кроме того, террористы получили полную свободу перемещений. После каждого дела они легко уезжали в Швейцарию, Францию или Англию, там же проводили совещания. Они свободно перемещались по европейским столицам и по городам России. Они имели первоклассные документы, паспорта, настоящие и не российские. Из этого же источника и оружие, динамит. В итоге довольно небольшая группа фанатиков-террористов (несколько десятков активных членов) держала в страхе целую империю.

Евно Фишелевич прославился громкими операциями. В июле 1904 года был взорван в Петербурге министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, который решительно боролся с революционным движением. В феврале 1905 года погиб от бомбы московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович. В июне 1905 года застрелен московский градоначальник генерал Павел Шувалов. После этого полиция активизировала свою деятельность, были арестованы многие активные члены террористической организации. За упадком Боевой организации также стоял Азеф.

Однако после подавления Декабрьского восстания в Москве Боевая организация была восстановлена. В декабре и апреле 1906 г. были совершены покушения на московского генерал-губернатора Фёдора Дубасова (его ранили); в августе 1906 года убит убежденный монархист, командир лейб-гвардии Семёновского полка (с ним он давил восстание в Москве), генерал Георгий Мин; в декабре 1906 года застрелили петербургского градоначальника Владимира фон дер Лауница. В декабре 1906 года убит главный военный прокурор России и начальник Главного военно-судного управления, генерал-лейтенант Владимир Петрович Павлов. Он был инициатором закона о военно-полевых судах, который позволил сбить волну революционного террора в России.

Среди жертв Евно Азефа был и другой знаменитый провокатор – Гапон. Эсеры узнали о его сотрудничестве с вице-директором Департамента полиции Петром Рачковским и приговорили к смерти. Акцию должен был выполнить товарищ Гапона эсер Петр Рутенберг. В марте 1906 года убийцы задушили бывшего священника.

Всё это время в Департаменте полиции и не подозревали, что за крупнейшими покушениями и убийствами стоит «инженер Раскин» (так Азефа именовали в полицейских документах). Евно Фишелевич продолжал исправно снабжать полицию важной информацией, сдавал революционеров, но умалчивал об акциях, где он сам играл видную или ведущую роль. Раскин умело готовил операции. Часть он вёл в тайне от полиции, чтобы они удались и громкие дела создали ему непоколебимый авторитет в партии и во всём революционном движении. Его просто обожали. Поэтому до самого последнего момента Раскин был вне подозрений. Как может быть провокатором человек, который чуть ли не лично устранил Плеве и великого князя Сергея Александровича!? Другую часть операций великий провокатор сдавал полиции, и никаких подозрений не было и там. С 1905 года он начал сдавать собственных товарищей, членов террористической организации, которых сам учил террору. Евно выдал полиции группу, которая готовила покушение на царя, и сообщил о плане взрыва в Госсовете. За это Азеф получал огромную зарплату – 500 рублей в месяц (сравнимо с генеральским жалованьем), а в конце карьеры – до 1000  рублей.

До 1908 года Евно Фишелевичу мастерки удавалось скрывать свою сущность. Так, в 1906 г. сотрудник Департамента полиции Л. П. Меньшиков сообщил эсерам о наличии в руководстве партии двух осведомителей полиции. Комиссия партии сделала вывод, что предатель — эсер Николай Татаров. Он действительно был агентом охранки, и по его информации были арестованы члены Боевой организации, которые готовили покушение на товарища (так тогда называли заместителей министра) министра внутренних дел, главу полиции и корпуса жандармов Дмитрия Трепова. Но подозрения падали и на Азефа. Однако авторитет Евно Азефа был в это время непререкаем, и эсеры, не поверив утверждениям Татарова, что предатель не он, а Азеф, поверили Раскину. Руководителю Боевой организации удалось свалить всю вину на Татарова, и добиться его ликвидации.

Возможно, он и дальше мог водить за нос полицию и свою партию, если бы его не вывел на чистую воду бывший народоволец, публицист и издатель Владимир Бурцев. В 1906 году он получил данные, что в партии эсеров есть агент-провокатор по имени Раскин. Изучив всю доступную информацию, ранее полученные и отвергнутые эсерами улики, публицист пришёл к выводу, что Раскин — это Азеф. Осенью 1908 года Бурцев провёл встречу с бывшим главой Департамента полиции Алексеем Лопухиным. Впечатленные тем, что творил Азеф, будучи тайным агентом полиции, Лопухин подтвердил, что Раскин — это Евно Фишелевич.

На внутрипартийном разбирательстве Центрального комитета партии социалистов-революционеров Бурцев представил все факты, включая показания Лопухина. В январе 1909 г. Азефа-Раскина приговорили к смертной казни. Однако он сбежал в Германию, где жил спокойной жизнью бюргера. Играл в казино, тратил огромные суммы. Азеф всегда любил красивую жизнь: дорогие рестораны и женщины. Только с началом мировой войны у него начались проблемы. Германские власти «зачищали» потенциальную «пятую колонну», и Евно Азеф с 1915 по 1917 гг. сидел в тюрьме. Умер в апреле 1918 года.

Почему эсеры, которые совершили ряд крупных терактов, убивающие князей, губернаторов, градоначальников, адмиралов и генералов, не убили обычного германского бюргера? Были средства, люди, отлично отлаженная методика подготовки и реализации операций. Ответ, видимо, в том, что Азеф-Раскин выполнял волю хозяев Запада. Это был типичный двойной агент иностранных спецслужб. Свою задачу он выполнил на отлично. В России ускоренными темпами создали мощную революционную партию, развернули масштабный террор, отработали методику погружения страны в смуту, управляемый хаос. Устранили самых преданных русскому престолу, лично царю государственных деятелей, на которых можно было положиться в условиях новой революции. Департамент полиции был успешно дезинформирован и дискредитирован, его деятельность парализована. Поэтому Евно Азефу дали спокойно жить, он свою задачу выполнил.

Умер Азеф практически в нищете в той же Германии 24 апреля 1918 года от почечной недостаточности, навсегда оставшись в памяти, как предатель и провокатор.

Георгий Гапон — священник, политический деятель, организатор шествия, которое завершилось массовым расстрелам рабочих, вошедшим в историю под названием "Кровавое воскресенье". О том, кем на самом деле был этот человек - провокатором, двойным агентом или искренним революционером - однозначно сказать нельзя. В биографии священника Гапона много противоречивых фактов

Он происходил из зажиточной крестьянской семьи. Родился Георгий Гапон в 1870 году в Полтавской губернии. Возможно, предки его были запорожскими казаками. По крайней мере, такова семейная традиция Гапонов. Сама фамилия происходит от имени Агафон. В ранние годы будущий священник помогал родителям: пас телят, овец, свиней. С детства был очень религиозен, любил слушать истории о святых, способных творить чудеса. Окончив сельскую школу, Георгий, по совету местного священника, поступил в духовное училище. Здесь он стал одним из лучших учеников. Однако дисциплин, которые входили в программу, ему было явно недостаточно. 

В училище будущий священник Гапон познакомился с антимилитаристом Иваном Трегубовым, который заразил его любовью к запрещенной литературе, а именно к книгам Льва Толстого.

После окончания училища Георгий поступил в духовную семинарию. Теперь он уже открыто высказывал толстовские идеи, что привело к конфликту с преподавателями. Был исключен незадолго до получения диплома. После окончания семинарии подрабатывал частными уроками.

Гапон в 1894 году женился на дочери состоятельного купца. Вскоре после женитьбы решил принять духовный сан, и эту идею одобрил епископ Иларион. В 1894-м Гапон стал дьяконом. В том же году получил должность священника церкви в одной из деревень Полтавской губернии, в которой было очень мало прихожан. Здесь открылся истинный талант Георгия Гапона. Священник читал проповеди, на которые стекалось множество народа. Он мгновенно приобрел популярность не только в своей деревне, но и в соседних. Он не занимался пустословием. Священник Гапон согласовывал свою жизнь с христианским учением - помогал беднякам, безвозмездно совершал духовные требы. Популярность среди прихожан вызвала зависть священников из соседних церквей. Они обвиняли Гапона в похищении паствы. Он их - в лицемерии и фарисействе. Санкт-Петербург В 1898 году умерла жена Гапона. Детей священник оставил у родственников, сам же уехал в Санкт-Петербург – поступать в духовную академию. И на этот раз ему помог епископ Иларион. Но проучившись два года, Гапон понял, что знания, которые он получает в академии, не дают ответов на главные вопросы. Тогда уже он мечтал служить народу. Гапон забросил учебу, уехал в Крым, долго размышлял над тем, не уйти ли в монахи. Однако в этот период познакомился с художником и литераторам Василием Верещагиным, который посоветовал ему работать на благо народа и сбросить рясу. Общественная деятельность Рясу священника Гапон не сбросил. Духовный сан не мешал заниматься общественной деятельностью, к которой он приступил по возвращении в Санкт-Петербург. Он начал участвовать в различных благотворительных мероприятиях, много проповедовал. Его слушателями стали рабочие, положение которых в начале XX века оставалось очень тяжелым. Это были представители самого незащищенного социального слоя: работа по 11 часов в день, сверхурочные, мизерная зарплата, невозможность высказывать свое мнение. Митинги, демонстрации, протесты - все это было запрещено законом. И вдруг появился священник Гапон, который читал простые понятные проповеди, проникающее прямо в сердце. Послушать его собиралось множество людей. Число человек в церкви порой достигало двух тысяч. Организации рабочих Священник Гапон имел отношение к зубатовским организациям. Что это за объединения? В конце XIX столетия в России создавались рабочие организации, находящиеся под контролем полиции. Таким образом осуществлялась профилактика революционных настроений.

Сергей Зубатов был чиновником департамента полиции. Пока он контролировал рабочее движение, Гапон был ограничен в действиях, он не мог свободно высказывать свои идеи. Но после того как Зубатова сняли с должности, священник начал двойную игру. Его отныне никто не контролировал.

В полицию он предоставлял сведения, согласно которым, в среде рабочих нет и намека на революционные настроения. Сам же читал проповеди, в которых все громче слышны были нотки протеста против чиновников и фабрикантов. Так продолжалось несколько лет. Вплоть до 1905 года. Георгий Гапон обладал редким талантом оратора. Рабочие не просто ему верили – они видели в нем чуть ли не мессию, способного сделать их счастливыми. Он помогал нуждающимся деньгами, которые ему не удавалось раздобыть у чиновников и фабрикантов. Гапон способен был вызвать доверие у любого человека - и рабочего, и полицейского, и владельца завода. С представителями пролетариата священник разговаривал на их языке. Иногда его речи, как утверждали современники, вызывали у рабочих состояние почти мистического экстаза. Даже в краткой биографии священника Гапона упоминаются события, произошедшее 9 января 1905 года. Что предшествовало мирному митингу, завершившему кровопролитием? –

6 января Георгия Гапон произнес перед рабочими пламенная речь. Он говорил о том, что между рабочим и царем - чиновники, фабриканты и прочие кровопийцы. Он призывал обратиться непосредственно к правителю.

Священник Гапон составил петицию в красноречивом церковном стиле. От имени народа он обращался к царю с просьбой помочь, а именно утвердить так называемую программу пяти. Он призывал вывести народ из нищеты, невежества, гнета чиновников. Петиция завершалась словами "пусть жизнь наша станет жертвой для России". Эта фраза говорит о том, что Гапон понимал, чем может завершиться шествие к царскому дворцу. Кроме того, если в речи, которую священник прочитал 6 января, присутствовала надежда на то, что правитель услышит мольбы рабочих, то спустя уже два дня и он, и его приближенные мало в это верили. Все чаще он стал произносить фразу: "Если он не подпишет петицию, то у нас больше нет царя".
Священник Гапон и Кровавое воскресенье
Накануне шествия царь получил письмо от организатора предстоящего шествия. Отреагировал он на это послание приказом арестовать Гапона, что сделать оказалось не так просто. Священник чуть ли не круглосуточно был окружен фанатично преданными рабочими. Для того чтоб его задержать, нужно было принести в жертву не менее десяти полицейских. Безусловно, Гапон был не единственным организатором этого мероприятия. Историки полагают, что это была тщательно спланированная акция. Но именно Гапон составил петицию. Именно он повел несколько сот рабочих 9 января к Дворцовой площади, понимая, что шествие закончится кровопролитием. При этом он призывал взять с собой жен, детей.

В этом мирном митинге приняли участие около 140 тысяч человек. Рабочие были безоружны, но у Дворцовой площади их ожидало войско, которое открыло огонь. Николай II и не думал рассматривать петицию. Более того, в тот день он находился в Царском Селе.

9 января погибло несколько сотен тысяч человек. Авторитет царя был окончательно подорван. Народ многое мог ему простить, но только не массовое убийство безоружных. К тому же среди погибших в Кровавое воскресенье были женщины и дети. Гапон был ранен. После разгона шествия несколько рабочих и эсер Рутенберг отвезли его на квартиру к Максиму Горькому.

После расстрела демонстрации священник Гапон скинул рясу, сбрил бороду и уехал в Женеву - тогдашний центр русских революционеров. Об организаторе шествия к царю знала к тому времени вся Европа. И социал-демократы, и эсеры мечтали заполучить в свои ряды человека, способного руководить рабочим движением. В умении влиять на толпу ему равных не было. В Швейцарии Георгий Гапон встречался с революционерами, представителями различных партий. Но стать членом одной из организаций он не спешил. Лидер рабочего движения считал, что в России должна свершиться революция, но только он может стать ее организатором. По словам современников, это была личность, обладающая редким самолюбием, энергией и уверенностью в себе. За границей Гапон встречался с Владимиром Лениным. Он был человеком, тесно связанным с рабочими массами, а потому будущий вождь тщательно готовился к разговору с ним. В мае 1905 года Гапон все же вступил в партию эсеров. Однако его не ввели в центральный комитет и не посвятили в конспиративные дела. Это возмутило бывшего священника, и он порвал с эсерами.
Убийство
В начале 1906 года Гапон вернулся в Петербург. К тому времени события Первой русской революции были уже в разгаре, и он в этом сыграл не последнюю роль. Однако предводитель священник-революционер был убит 28 марта. Информация о его смерти появилась в газетах только в середине апреля. Его тело было найдено в загородном доме, принадлежавшем эсеру Петру Рутенбергу. Он и был убийцей лидера петербургских рабочих.

Рутенберг признался в убийстве Гапона. Объяснил он свой поступок продажностью и предательством бывшего священника. Однако есть версия, что обвинение Гапона в двойной игре подстроил Евно Азеф — офицер полиции и один из предводителей эсеров. Именно этот человек в действительности был провокатором и предателем.


Рецензии