Цфат

Я – путевая мятая тетрадь,
Кочующая в сумках, в чемоданах.
Я – к рюкзакам притёршаяся кладь,
Растрёпанная в их больших карманах.

Я – карандаш, бегущий по строке,
Строке, что через небыль проступает.
Я – ручка в стиснутой задумчиво руке
И кисть, что над бумагой замирает.

Мои сокровища – бессчетных знаков вязь,
Намыл их дождь и вышептал их ветер.
Я – память добрая ущербин и отметин.
Я – мест и мыслей призрачная связь.

Пока болтает бытие в строю,
Кладут в котомку и берут с собою,
Я их храню и ими говорю,
И, ничего не стоя, что-то стою.

О своих пра я знаю очень немного. Например, что была среди бабушкиной родни не то родная, не то двоюродная тётка по прозвищу Хаджийка. Прозвище это она заработала тем, что ещё при царе ездила на полгода в Святую землю Богу молиться. Может, это её молитвами, но век спустя со мной история повторилась, правда, как в том анекдоте: "не в покер, а в преферанс, не "Волгу", а сто рублей, и не выиграл – проиграл". То есть – да, в Святую землю, только не на полгода, а на пару недель, не молиться, а в турпоездку, и не в этом году, а несколько лет назад. Решила, вот, продолжить путеводческие заметки, потому что наконец руки дошли досочинять к фотографиям тексты и даже кое-где вирши. Города и достопримечательности в этом обзоре будут представлены не совсем хронологически последовательно, а так, как мне хочется.
Поехали? Итак...

Цфат

Окна и двери небесного цвета,
Лестниц тенистый расклад, –
Город художников, город секретов,
Имя твоё – Цфат.

В каменной вязи из листьев и линий,
В ритме решёток витых
Кордобы плач по ушедшей святыне,
Гимна субботнего стих.

Книжной премудрости переплетенье,
Улочек каменных спад,
Арки, углы, переходы, ступени, –
Имя твоё – Цфат.

Все повороты дороги – изломы,
Не угадаешь, что ждёт.
Трижды проторенный, трижды знакомый,
Путь в неизвестность ведёт.

Райского сада печальным приветом
Зреет на ветках гранат.
Город художников, город секретов,
Имя твоё – Цфат.

Цфат (Сафед) - город на севере Израиля, один из священных городов, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Расположен в горах Верхней Галилеи, и с этой высоты открываются живописные виды на окрестности. Цфат знал крестоносцев и мусульманских воинов, чуму и резню, взлёты и падения, он также известен как центр мистического учения Каббалы. Сюда в конце XV века переселились философы и мистики из Испании, когда там начались гонения инквизиции – на всех инакомыслящих вообще и на иудеев – в частности.

Среди переселенцев и их потомков был и поэт Шломо Галеби Алкабец, написавший литургический гимн Субботе (священный для иудеев день, день молитв, когда запрещается работать). Сейчас гимн входит в число молитв, читаемых в синагогах в пятницу на закате дня вместе с псалмами царя Давида.
Алкабец был известен и в Европе. Его стихи переводил Гейне. Поэт, как и многие раввины-каббалисты, прославившие Цфат при жизни, продолжает служить городу и после смерти: к могилам знаменитых учителей приезжают паломники и туристы, маршрут довольно популярен как у местных, так и у приезжих, а значит, помогает развитию города.

Другой популярный бренд – художники. В ХХ веке здесь появились художественные мастерские и галереи, которые создали Цфату славу города художников. Туристов водят на улицу, состоящую из небольших галерей, лавок и лавочек с картинами, витражами, скульптурами и всевозможным декоративно-прикладным творчеством. Иногда можно увидеть творческих людей за работой. Такой своеобразный Монмартр в патриархальном городке.

Окна, двери, ворота зданий в Цфате часто голубого цвета: считается, что цвет неба отгоняет злых духов. Такая традиция есть у арабов, возможно, еврейские поселенцы её привезли из Испании, которая долгое время была частью Халифата, тем более, что другими популярными оберегами служат "рука Фатимы" или Хамса и ключ Давида, такие, как на Вратах Правосудия в Альгамбре, в резиденции Назаридов. А может быть, мода на голубой появилась и позже, во времена господства Османской империи, когда город был населён арабами.

В настоящее время арабы покинули Цфат, население, в основном, еврейское. Довольно много выходцев из бывшего СССР. Не редкость – ортодоксальные иудеи, носящие традиционную одежду, регулярно посещающие старинные синагоги, известные и даже знаменитые в иудейском мире.
Синагоги, впрочем, могут посещать и туристы, принадлежащие к другим конфессиям (что и сделали мы), конечно, в свободное от богослужений и собраний время.


Рецензии