Лопань

Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Мне повезло. Я всю жизнь мечтал жить на берегу реки. И эта река была за забором нашего дома. Уже в 10 метрах от забора текла река Лопань. Речка небольшая. Когда я был маленький, в некоторых местах, летом, её можно было легко перейти вброд.  Недалеко от  нашего дома на речке в то время был полуостров. Здесь был небольшой пляж, вернее, зелёная лужайка, на которой народ мог посидеть, и оставить свои вещи, когда хотелось искупаться. До 1963 года речка было шириной метров 10. На дне грязи и мула по-колено.  А когда ниже по течению открывали плотину, то открывалось дно, а речка превращалась в ручей. Летом мы всегда радовались, когда спускали воду. В черном муле мы с удовольствием ловили вьюнов. Часто, уже перед тем, как реку почистили, я с Виталиком Забаренко, моим соседом, любил таскать бредень и пытался ловить рыбу.  Раза три нам удалось из этой мутной воды выловить пару карасей и язя.

Весной Лопань разливалась. Она затапливала часть Ивановки и Павловки. Это была беда. Взрослые загораживали канавы и ручейки, которые впадали в реку, но ничего не помогало. Ситуация поменялась только после того, как построили водохранилище: Алексеевский гидропарк. Мы его называли «Сортировка». Водохранилище было в трёх километрах от нашего дома. Здесь я ловил рыбу. Попадались не только уклейки, краснопёрки, плотва, но и линки. После того, как закончили рыть водохранилище, земснаряд перебрался в реку и прочистил ещё три километра до нашего дома. Река стала глубокая, чистая, а ширина увеличилась до 30 метров, а глубина была до 3-4 метров. Тогда власти города грозили, что по реке пустят корабли. Думаю, что это был маниловский проект. Хотя, на речке возле нашего дома мне один раз удалось увидеть харьковское судно «Ласточка», как она добралась до нас, я не понимал, так как в центре города Лопань никто не чистил.

Чистка дна реки привела к тому, что замечательные маленькие озёра, которые были на территории Ивановки, были засыпаны песком. А там чего только не водилось! Особенно, мне нравилось наблюдать за тритонами.

На Ивановке был завод по производству каких-то емкостей. Там мальчишки воровали чаны, спускали их на воду и плавали по реке. В отсутствие лодок эти чаны и автомобильные камеры были любимым средством передвижения по реке. 

После того, как речку прочистили, в ней появилось очень много рыбы. Уклеек мне приходилось ловить по четыре штуки за один заброс удочки. Попадались пескари, горчаки, плотва, окунь. Однажды мы с братом поймали даже карпа. А соседские мужики любили в половодье ловить щук. Были и катастрофические события. Раза три я был свидетелем мора рыбы. В воду поступала какая-то отрава. Кто её спускал, мне не было ясно. Но выше по течению находился танкоремонтный завод и завод пищевых кислот. В это время больно было смотреть, когда по реке плыла дохлая рыба.

Прямо за нашим забором люди сделали пляж. Года три на него собирались любители покупаться со всей Павловки. Постепенно река заиливалась, зарастала камышом и уже не привлекала людей. Да, и я после того, как окончил институт, уже не купался в ней. А ведь во время учёбы в институте река была моим любимым местом проведения свободного времени. Особенно, привлекал Алексеевский гидропарк. Здесь я даже готовился к экзаменам.

Хотя, мне всё время не хватало того, чтобы поплавать по речке. Возле нашего дома была лодочная станция ХГУ. Мой брат даже занимался греблей на байдарке. Но, мне не довелось. Только, спустя пятьдесят лет, мне теперь ежегодно удаётся поплавать на лодке, но это уже не Лопань, а Северский Донец.


Рецензии