Таганрог, пионерлагерь, август 1945 г

 
Письма из первого послевоенного лета. Написанные ребёнком в регионе, где совсем недавно гремели кровопролитные бои. Где разрушено почти всё, что люди создавали многие годы. Обычные бытовые письма – тогда такие писали миллионы. Сохранились – единицы. Посмотрите на них из нашего времени – из тричетвертивекового «прекрасного далёка».

Эти письма писал я, 12-летний пионер, который всего год назад вернулся из эвакуации в полуразрушенный Ростов-на-Дону, где у нас не осталось ничего – ни дома, ни вещей. Мальчишка, которому довелось увидеть бомбёжки, бегство масс людей от войны, голод, холод, нищету и горе. Для которого всё это было обыденной жизнью. Другой жизни он ещё не знал. Отец ещё в армии. Письма адресованы маме.

Пионерлагерь «Красный десант» находился на территории одноимённого санатория в 20 км западнее Таганрога, на берегу мелководного Азовского моря.

Эти письма сохранила моя мама. Низкий поклон ей за это. Спустя 75 лет они стали одними из документов, характеризующих тогдашний быт. И они достойны того, чтобы их обнародовали.

Пять коротких писем. Четыре из них – на секретках. Многие ли помнят, что это такое? Уже не «треуголки», но ещё не обычные письма в конвертах. Я и сам не сразу вспомнил это слово – «секретки». Вездесущий интернет его знает и даже приводит примеры картинок. Кто-то улыбнётся: в августе на секретках, поздравляющих с Новым годом. Да не было у нас других! Спасибо, что хоть такие были. Написаны карандашом – спасибо, что хотя бы карандаши были. Не повезёшь же в лагерь ученическую ручку с чернильницей… Одно письмо – на открытке с текстом гимна Советского Союза. Многие ли помнят слова этого гимна? На всех – штамп «Просмотрено военной цензурой». Ещё шла война с Японией. На секретках штамп «Доплатить 30 коп.» – марок у меня с собой не было, а где их купишь в пионерлагере? Два почтовых штампа, оба Ростова-на-Дону – почтамта и 11 отделения связи. Пионерлагерь принадлежал ростовской организации, и письма отправляли из Ростовского почтамта.

Выписки из писем:

«9 августа 1945 г. В Таганроге мы часа 3 ждали машину. Как только мы приехали, нас сразу повели в баню, потом на обед. После обеда нас разбили на отряды и звенья. Мы с Аликом попали в 1 отряд, 2 звено. Потом нам указали наши койки. Койка Алика рядом с моей. У меня осталось 110 р., я их сдал старшей пионервожатой.
Кормят здесь прилично. Завтрак: пшённая каша, омлет и чай; обед: щи, пшённая каша, жердёлы; ужин: белый хлеб, каша, пирог с курагой, чай.

11 августа 1945 г. Вчера нас взвешивали. Представь себе – целых 44 кг 200 г. А ты говорила, что похудею!
Вчера у нас уже было полное исполнение лагерного режима: подъем в 7 ч., зарядка, в 8 – завтрак, с 11 до 12.30 на море, в 2.30 обед (обычно он опаздывает), с 4.30 до 5.30 час отдыха, в 5.30 полдник, в 8 ч. ужин, в 9 ч. сон. Вчера была хорошая погода, и мы купались два раза: в 11 ч. и после полдника.

15 августа 1945 г. На днях у нас было открытие лагеря. Был костёр и торжественная линейка. Сегодня перед зарядкой нам сообщили радостную весть: капитуляция Японии. Война продолжалась всего 6 дней!
Порядки здесь строгие. Двоих уже выгнали из лагеря за хулиганство. Малышам здесь не нравится – 6 человек уже увезли домой. Может же дуракам стукнуть в голову!

16 августа 1945 г. Здесь много фруктов, дынь и арбузов. Вчера мы с одним мальчиком на пару купили большой арбуз за 10 руб. Арбуз спелый.

20 августа 1945 г. Сегодня в наш лагерь пришла большая пачка писем, и среди них мне не было ни одного письма. Мамочка, у меня есть к тебе предложение: давай я уеду отсюда числа 29-30-го. Все ребята из нашего отряда в это время уезжают, а с малышами я не останусь. Да и в школу неудобно опаздывать. Если ты не хочешь, чтобы я ехал один (до Таганрога меня довезут, посадят в поезд, а там один), то приезжай за мной».

Уже не помню: кажется, школьников привезли в Ростов централизованно, чтобы в школу не опоздали. К самостоятельности мне было не привыкать.

Детский санаторий «Красный десант» на том же месте существует поныне. Конечно, не сравнить его с тем, в котором мы были – новые корпуса, обустроенная территория. Один из лучших на Азовском море.


Рецензии