Как мою пьесу во МХАТе читали

Как мою пьесу во МХАТе читали

В детстве я любил летать на самолетах. И не боялся. Во-первых, папа говорил мне, что АН-2 сядет на любом клочке земли, даже если откажет двигатель, во-вторых, от болтанки меня всегда так тошнило, что я не успевал насладиться страхом. Да и потом, в детстве каждый считает себя условно-бессмертным.

Нынешние самолеты не то. Они тихи, заботливы и коварны, а, если все хорошо, значит, скоро будет плохо. Когда количество ощутимых воздушных ям минимально, всё время в напряжении и ждешь подвоха. Страх обездвиживает не хуже ремня безопасности. Внутренний взор скачет от одного фильма-катастрофы к другому. Спускаешься по трапу счастливый и поседевший. Лучше бы тошнило.

После обманутой смерти даже пригороды Москвы чудесны. Аэроэкспресс въезжает в то, что в провинции можно назвать Прекрасное далёко. Путешествие во времени.

Запах метро кружит голову. Запах юности студенческой. Ощущаешь кайф от знакомых покачиваний, скрежета тормозов и безразличия людей. Удивительно, но тело помнит, как удержаться на ногах без поручня, обгонять на эскалаторе и ловко избегать чужого взгляда.

От гостиницы в восторге. Номер одноместный и в конце коридора. Тринадцатый этаж, 1331. Поразительно, как мне везёт. Я родился 31 числа и абсолютно не верю в магию чисел.

А настоящая магия это вот что. На ресепшене мне сказали, что в стоимость проживания включен завтрак. А организаторы фестиваля, сказали, что никакого завтрака в гостинице быть не должно. Я не спорю, я спускаю по утрам в ресторан и набираю чего хочу и сколько.

Завтракаю обычно не один, с девушками-драматургами Леной и Мартой. Лена, как и я живет на тринадцатом этаже, а Марта на четырнадцатом. Они разные. Лена прилетела из Калининграда, Марта из Питера. Волосы Лены пепельного цвета, короткостриженные, она похожа на одуванчик, когда стаскивает с головы горчичного цвета шапку с помпоном. В первый раз я ее увидел в ярком желтом вязаном жилете. Волосы Марты длинные и темные, одежда черная или темного бардового цвета. Лена говорит размеренно, рассудительно. Марта тороплива, эмоциональна и резка. Шампанское и красное вино.

Марта и Лена умны, красивы и знают про мир современной российской драматургии все. Я их боюсь. Слушаю всё, что они говорят, открыв рот, а говорят они много и интересно.

На первом диспуте драматургов, посвященном будущему театра я их выделил сразу. Их пьесы тоже победили. Если верить организаторам, прислано около ста двадцати пьес по двум направлениям «историческая пьеса» и «русская мечта». Авторов пьес-победителей пригласили в Москву на читки в МХАТ им. Горького. Для постановки читок позвали молодых режиссеров-выпускников.

Стулья расставлены кругом. Рассматривая участников, понял, что у настоящего молодого режиссера должны быть обязательно яркие цветные носки. Девушки-драматурги улыбались, парни-режиссеры, наоборот, предельно серьезны.

Когда я собирался лететь в Москву, у меня возникла проблема. А что надеть? В столице я не был давно и вообще от моды отстал. Что теперь носят участники фестивалей, особенно на всякие диспуты и награждения? Полез в интернет. Там противоречивая информация. С одной стороны всякие костюмы, смокинги, с другой джинсы и джемпера.

Преодолевая свою дремучесть и стыд, пришлось обратиться к организаторам. «Ты свободный художник», - прозвучал ответ. Что ж, я  угадал, все мужчины в джинсах. Один только в спортивного вида серых штанах, желтых кроссовках и бейсболкой на голове (в театре!). Я подумал: «Надеюсь, не он будет ставить читку моей пьесы». Оказалось – именно он, Станислав. Когда нас представили, мы единственные, из пар драматург-режиссер, вскочили со своих мест и пожали друг ругу руки.

Поначалу многие уткнулись в смартфоны. Желая как-то выделиться, я открыл бумажную записную книжку и достал карандаш. Через минуту заметил, что треть участников достала записные бумажные книжки и карандаши.

Все говорили умные и правильные вещи, но я всё время терял нить разговора. Пытался собрать лоскутки мыслей воедино и не мог. Имена, примеры, клиповое мышление, сложность, простота, будущее театра, драматургии, задачи режиссеров и драматургов, нюансы их взаимодействия. Попросили высказаться меня. Я понес околесицу, перескакивая с пятого на десятое, всё хотел остановиться, но не мог. Хотел стройно логично начать с начала, стал повторяться, хотел избежать повторений, перескочил вперед, разорвалась логика. Фиаско.

Гуляли по московским улицам. В Москве масленичный фестиваль. Бульвары в огнях и всяких инсталляциях. Пили кофе и сидр. Вообще за эти дни столько кофе выпито! Но голова не болела ни разу и давление не поднималось. Не то, что дома.

Станислав звал на репетицию. Я отказался. Боюсь разочароваться, и, еще, - повлиять на результат. Я не хочу долго мучиться, если это будет плохо. Плохой спектакль должен оглушать как выстрел, а не задолбать, как тяжелый рок от соседей за полночь.

Вечером скромно открылся фестиваль мультимедийным поэтическим спектаклем Елены Исаевой. Я люблю ее стихи. Я их полюбил, даже не зная, кто автор, в начале девяностых, прочел подборку в «Юности». Слушал и боролся со сном. Встал я в шесть, вылетел в девять, прилетел в Москву в десять (разница в четыре часа на восток). Спектакль начался в восемь. Хорошо со сцены взбадривали саксофон и ударные. А где-то сбоку спал какой-то пожилой поэт. Прямо альтер эго.

Я злился на него, как можно спать, когда Исаева читает со сцены. На злости и джазе продержался. А потом на фуршете, нас представили, меня, Лену и Марту этому спящему седому фавну. «Как вам спектакль?» - спросили коварные мы. «Неплохо, неплохо», - сказал поэт не моргнув глазом.

На следующий день  читка двух пьес. В три «Мангровая роща». На сцене много светильников, дачная атмосфера. Две семьи и один друг, живут вместе, пьют, разводят змей, подкалывают друг друга, ревнуют, спят, неведомым образом оказываются в Африке, где делают все тоже самое, потом снова, через намеками намеченный портал перемещаются обратно под Питер, но в их жизни мало что происходит, кроме загадочного убийства в конце, которое ничего не меняет. Настоящая русская мечта: путешествовать мгновенно в теплые страны, ничего не делать, болтать и пить.

Меня поразил язык. Легкость, шутки. А так же отсутствие развития характеров и истории. Хотя, может, так и надо про «русскую мечту». Может, я плохой драматург. А скорее: никакой. Я зритель. Я люблю театр. Смотреть и слушать. Если бы за это платили, я бы не делал больше ничего. Обидно и прекрасно.

На читку пришел мой друг актер и режиссер Амаду с женой Галей. Только он перепутал день. Моя читка была на следующий. Ничего, зато пообщались. Пьесы, пьесы, ему нужны хорошие пьесы и сценарии. Режиссеры, режиссеры, мне нужны хорошие режиссеры и театры.

А потом вторая пьеса, тяжелая читка на два часа. Что-то пошло не так, актеры, кажется сами устали читать. Зрители устали слушать. Неподвижность, язык и действительность восемнадцатого века. В отведенное время не уложились, а в соседнем зале началось представление, звуки долетали оттуда и актеров уже совсем не было слышно. Стало страшно, что на моей читке будет то же самое. Читка происходила на сцене №11.

Я боялся посмотреть в программу фестиваля. Только бы моя пьеса представлялась на другой сцене, молился я, не здесь, ни за что. В этот зал выходят два лифта, приезжают ничего не подозревающие люди, сбоку коридор, по которому периодически проходят сотрудники театра. Наконец, решился, заглянул в программу. Моя читка на сцене 11.

Настал день моей пьесы. Меня пришли поддержать Таня, друг по фейсбуку, и Виолетта, когда-то мы вместе занимались танцами, ну и Марта с Леной. Мы много говорили, но всё как сквозь туман. Словно я знал какую-то страшную тайну, ну, например, что вечером умру, а им не сказал. Я благодарен всем, если бы не они, я, может быть, вообще не пошел бы на читку из страха.

В зале не густо. Зрители сидели, уткнувшись в смартфоны и планшеты. Я понял, что так будет весь спектакль. И каждый раз, когда я буду видеть эту картину, свет гаджетов будет резать не только глаза, но и сердце. Хотел сесть поближе, но мои подруги устроились в последнем ряду, ну и я с ними. Я пришел к стадии смирения. Полтора часа и всё закончится. Можно будет немного повыть в подушку в гостинице.

Актеры вышли на сцену. И тут началось. Это была не читка. Почти спектакль. Я не верил, что это я сочинил. Не помешала даже репетиция самарского оркестра на основной сцене. Даже музыканты с медными трубами приехавшие на лифте и громко говорившие между собой. В спектакле была своя музыка, даже спецэффекты и костюмы. Как бережно обошелся с моим текстом режиссер. Как с новорожденным ребенком, актеры словно передавали его друг другу из рук в руки. Какие же они молодцы. Каждому захотелось подарить по пьесе с ними в главной роли.

Артисты-то известные. Я потом спросил у Станислава, как ему удалось уговорить их играть в читке незнакомого автора. А он ответил: «Во-первых, хорошая пьеса, во-вторых, хорошая пьеса, в третьих…»

Я испугался еще больше. Мне так понравилось, что я подумал, вот начнется обсуждение и полетят пух и перья. А у меня не будет сил возразить. Но, кажется, всем понравилось. Елена Исаева вручила диплом победителя конкурса.

Страх, вечный. В самолете, на сцене, за сценой. Плохо – страшно, хорошо – еще страшней. Мне не страшно только, когда я пишу. Поэтому ничего не остается, сочинять истории и записывать, или наблюдать и стучать по клавишам.

© Сергей Решетнев


Рецензии
Ну и где ваши пьесы, Андрей Решетнев? В Москве примерно 15 ивестных всей России театров, хоть в одном из них идет ваша пиеса? Все ориентируются либо на заштатных иностранных авторов, либо на пятерку отечественных мэтров. И это в Москве, где всегда любили театр, где любили ставить острые спектакли на злободневные, животрепещущие темы. Теперь на сцене или секс под всяким соусом, или старинный водевиль, или иностранщина со своими проблемами, не имеющими абсолютно никакого отношения к нашей действительности.Культура в целом умирает и театр в частности. Я написал комедию на современном материале. Понес ее в местный театр. На меня ополчились, как на явление демона в храм. "Идите в самодеятельные коллективы. У нас высокое искусство". Пошел искать самодеятельных. Раньше в каждом доме культуры, в каждом клубе существовал театральный кружок. Теперь почти все дома культуры позакрывались из-за отсутствия финансирования. Пошел к отдел культуры города, попросил назвать хотя бы один самодеятельный театральный кружок. Ни одного! В областном центре -- 300 тысяч населения! Вот вам и читка. В одном селе удалось уговорить начать репетиции, но дела идут туго. Вряд ли дойдет дело до постановки. А у вас как? Расскажите.Думаю, нечто подобное. Яцук И.

Яцук Иван   27.02.2020 23:51     Заявить о нарушении
Андрей? Думаю вас отшили, потому что вы совершили подобную или еще какую бестактность. Пишете мне письмо и даже не замечаете, как меня зовут. Великодушие, сопосбность радоваться за другого, тоже не ваше. Но я всё же дам вам дельный совет: ищите в интернете конкурсы драматургов, их немало, отправляйте ваши пьесы, стремитесь попасть на семинары, и, при должном старании и толике таланта вас заметят. Удачи!

Сергей Решетнев   28.02.2020 00:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.