Самосуд

  - Есть кто дома ? В раскрытой двери общежития лесоохраны без стука появился худощавый парень с весёлым лицом , одетый в рабочую одежду .

  Небольшое помещение общежития было пристроено к конторе Авиалесоохраны , с отдельным входом и строилось , видимо , как квартира - большая комната и маленькая кухня . Справа от входной двери стояли спаренные самолётные кресла , на одном из них сейчас сидел Саня Авцинов и пил горячий чай из эмалированной кружки . Он встал с улыбкой навстречу гостю , - Есть , есть , заходи ! По тому как они тепло поздоровались , я понял что они давно знакомы , и давно не виделись . Я сидел тут же , напротив входа, за кухонным столом , на котором лежали два журнала радиста , карандаш и телефонная гарнитура . Слева от меня , на холодной печке , стоял динамик из которого постоянно слышался треск радиопомех . Я пользовался тем , что радио рубка находилась за стеной и мои хозяйственные предшественники проделали в этой стенке окошко , просто выпилили кусок бруса , и можно было находясь в общежитии - "дома" , нести службу - "на работе". После принятия ежедневных утренних сводок "Метео" и радиограмм , наступало затишье до вечера и можно было , перекинув в общагу гарнитуру , перенеся журналы для записи , заниматься своими делами - пить чай , готовить обед , беседовать , смотреть потихоньку телевизор и бдить в это время службу .
 
  Гость кивнув на меня спросил : - Новый радист ?
  - Да , - ответил Авцинов ,- Вместо Юрки Полякова . Две недели как устроился , дембель с "ближней воинской " . Даже домой не ездил в отпуск , сразу сюда , на работу . - Пояснил он .
  Пришедший удивлённо вскинул брови и спросил ,- А что так ? По дому , родным , друзьям не соскучился ?
  - По личным мотивам , - ответил я .
  Он понимающе кивнул и спросил Саню , - А где остальные ? В конторе ? Я туда не полез .
  Авцин ответил ему :- Группа в командировке , в Сунтаре , остальные , наверное , в конторе , в домино режутся . КПО маленькое ( класс пожарной опасности ) , никто не летает . А что ты , собственно , хотел ?
  - Вот , стройку затеяли , четверых "мёртвых душ" не хватает , паспорт дашь на часок ? Оформлю пока .
  - Запросто , - ответил Саня , мне сказал ,- Свой достань ! И пошёл доставать документ из чемодана в шкафу .
  Я как-то не торопился , паспорт же важный документ , его нельзя передавать посторонним , об этом так и написано в нём , на последней странице ! Я ничего не понял !
  Выходя из комнаты в кухню , с паспортом , Авцин меня подбодрил ,- Давай , давай , доставай , не бойся !
  Я нехотя пошёл за своим , раз Авцинов без разговора отдал свой паспорт , то наверное знает что делает . Я принёс паспорт , отдал гостю , он развернул его , прочитал и протянул руку :- Николай ! Я в тон ему ответил , пожимая руку :- Василий ! Если б он сказал "Коля!" , я сказал - "Вася! " Это был Коля Нейфельд из Бестяхской геологической партии , которая находилась рядом , через дорогу . Позже , когда я к ним устроился на зимний период , познакомился с ним ближе . Николай спросил , - А где Горя , Исай , Симон ? Ещё двух надо бы ! Авцин ответил ,- Саня Горюшкин в командировке , а эти тут . Новый мой знакомец повернулся ко мне , как самому молодому ,- Сходи , позови их , не хочется у вас рисоваться . Я улыбаясь мотнул отрицательно головой и показал на журналы , мол , работаю , вдруг вызовут ? Саня спокойно сказал , - Сиди - сиди , я позову ,- и вышел на улицу .

  Коля сел в самолётное кресло , развалясь в нём как дома , я понял что он тут свой человек и знает многих наших . Понимая , что я здесь новый человек и видимо вспомнив , как я нехотя доставал свой паспорт , он попробовал мне объяснить ,- Да тут половина законов не работает ! Не то что на материке ! Народа мало , а делать надо , так что вроде не официально , но начальство знает и не мешает . Им главное , чтоб работа была сделана !

  Тут вернулся Саня и с ним Коля Симонов и Витя Исаев , они тепло поздоровались с бестяхским , похоже давно не виделись и вышли из общежития . Я спросил Авцинова ,- Зачем ему наши документы понадобились ? Он налил себе чаю и усевшись в кресле начал подробно растолковывать :- Надо строить , например дом . Подписывается под это дело бригада из бестяхских шесть - семь человек , а фонд заработной платы в смете рассчитан на десятерых , так чтоб выбрать все деньги набирают "мёртвых душ".
 - А что , эти шестеро не могут сами все деньги выбрать ? - спросил я .
 - Ха ! - усмехнулся мой собеседник ,- советскую власть не надуешь ! Чтоб люди не получали слишком много , в расчётах зарплаты есть ограничение , каждый рубль который свыше 300 , идёт голый - без северного коэффициента и надбавок . Считай -
 на 300 заработанных по нарядам рублей добавляются северный коэффициент , тут в Жиганске он 0,8 , то есть ещё 80% от трёхсот , а в Бестяхсктой партии - единица ! То есть ещё триста !
 - А почему у них единица , а в посёлке меньше ?
 - Так - геология ! У них свои расчёты ! Вот , - продолжал он ,- и плюс у каждого свои северные надбавки от 1 до 8 , это зависит от северного стажа , то бишь ещё от трёхсот рублей до 80% может увеличиться ! Ты все два года на севере в армии ? спросил он .
 - Да - , я ответил ,- у меня и справка есть из штаба полка , выдали , я её отдал шефу , когда сюда устраивался .
 - Ну вот , значит у тебя к окладу радиста будут добавлять 40% . - Саня поставил пустую кружку на стол ,- а тристапервый рубль идёт уже без ничего - голышом . А если они устроят на работу "мёртвые души" , то на их каждые триста рублей будут начислять коэффициент . Понял ?
 - Чего тут не понять ?- произнёс я , прикидывая в уме сколько это будет . Вслух сказал ,- Это 300 и триста бестяхский коэффициент , будет 600 , и плюс 80% - надбавки , выходит 240 , итого 840 на руки ? - удивился я .
 - Где-то 120 рублей отними , - сказал Саня ,- подоходный налог вычти .
 - 720 получается ! В месяц ! Ого ! - восхитился я ,- это за месяц можно купить мотоцикл с коляской ? "Иж" с коляской около 600 рублей стоит ! Я вспомнил как до армии работал токарем на заводе , получал 200 рублей , и считался завидным женихом . Мать , из-за больных ног , ушла из школы в инженеры и получала 160 в месяц .
 - Начальство про это знает и идёт на это , чтоб задание было сделано . За Уралом почему в деревнях председатель набирает армян-узбеков на стройку ? Да потому что они ему "отстёгивают" с получки , да ещё материалами делятся ! А с местными так не прошло бы !
 Авцинов был из деревни родом , поэтому знал эту "химию".
 - А северные надбавки почему на "мёртвых душ" не распространяются ?- спросил я заинтересованно .
 - Почему ? Выплатят , если будет справка ! Только какой начальник её тебе даст ? На двух работах одновременно работать нельзя - закон ! А здесь можно , если без надбавок . Вон , Саня Горюшкин зиму в Бестяхской токарем работает , тут в Лесоохране получает и там без надбавок . А Витя Исаев на отопительный сезон берёт пару котельных , ходит с одной на другую , и там ещё получает - три работы !

  Когда я ещё служил в армии , тут в Жиганске , уже тогда думал остаться здесь поработать . Подсчитал , что за пару лет смогу скопить 2-3 тысячи , чтоб купить себе самое необходимое из одежды и для своего увлечения - музыки . Решил даже в отпуск положенный не ездить , на то было две веских причины . Первая - основная - у меня перед самым призывом в армию один за другим умерли горячо любимые старики - дед и бабушка , это были крепкие якоря привязывающие меня к дому . Будь они живы , я бы без всяких раздумий вернулся в родной город , чтоб видеть их ! Второй причиной была моя девушка , в которую я был влюблён по уши , а как она в меня не знаю , но мы переписывались все два года службы , только о любви напрямую не говорили . Но часто и долго гуляли вместе , бывало за полночь , ходили в кино , театр и познакомились с родными друг друга . Она была яркой красавицей , солнечной и весёлой , похожей на артистку Варлей в "Кавказской пленнице" , а я - так себе , третий сорт , который ещё , слава богу , не брак . Но ей было со мной интересней , чем с другими из многочисленной армии её воздыхателей . Её родня мне говорила :" Тебе не кажется , что ты зря за ней ухаживаешь ?" Я им отвечал словами песни :- " Я не красивый может быть наружно , зато душой красив наверняка !" Своим родным на замечание :- " Не по себе сук рубишь !" Отвечал -" Плох тот солдат ..." и далее по тексту . В армии когда все хвастались своими подругами на гражданке и показывали фотографии , мне не верили и говорили , что я фотку из журнала "Советский экран" перепечатал . Можно было ехать домой и возможно наша дружба завершилась как водится свадьбой , но я реально смотрел на вещи и решил , что даже в самом лучше исходе дела , я через 5 - 7 лет буду или подкаблучником или рогоносцем , что меня не устраивало в обоих вариантах . Скорее всего я её боялся , по неопытности в амурных делах . Поэтому решил остаться на севере , чтоб забыть её и заодно денег на привольную жизнь заработать . А подруга ? Что подруга ? Вокруг неё всегда увивались разнокалиберные парни , поэтому она долго в девках не засидится . Поэтому и решил остаться . Написал об этом матери , она не возражала .

  Вечером того же дня пришёл Коля Нейфельд и вернул все четыре паспорта .

  Время летело быстро и незаметно , как всегда бывает , когда много интересной работы и масса новых впечатлений . В отделении меня приняли хорошо , а в общаге был как младший брат . В свободное время , пожаров в то лето было мало и то маленькие , мы ходили вместе в клуб в кино , на рыбалку , за грибами . Особенно я сошёлся с Саней Авциновым , он был старше меня на шесть лет , он меня всегда опекал , учил , подсказывал . У него была привычка по утрам делать зарядку и он всегда будил меня за час до работы , и мы вместе занимались - одному ему , видимо , наскучило , бегали кроссы по лесу , боксировали , турник , футбол , волейбол - рядом с отделением была небольшая спортивная площадка . С ним вдвоём построили простенький душ , с покрашенным "Кузбасслаком" , чтоб солнцем нагревалась вода , бензобаком , и как здорово было в жару , или утренней пробежки ополоснуться прохладной водой ! Другие двое обитателей общежития занимались по вечерам другими хобби , Саня Горюшкин шел к подруге , а Шура Айсин увлекался "литроболом" у кого-нибудь из своих многочисленных знакомых . В конце июля я получил неожиданно письмо от подруги , где она писала , что хочет ко мне приехать - я перепугался не на шутку ! Тут были знакомые мне ребята , которым я уступал по всем качествам и конечно она бы увлеклась кем-нибудь из них , да хоть тот же Авцинов - красавец , богатырь . А я бы что , ходил бы вокруг неё кругами и слюни пускал ? Ну уж , нет уж ! Дипломатично ответил ей в письме - " если розу пересадить в мерзлоту она погибнет ", и различными намёками дал понять , что этого лучше не делать . Это были наши последние письма друг другу ...

  В середине августа , в конце рабочего дня , у нас снова появился Коля Нейфельд . Все были на облёте , пожаров не обнаружили и их "кукурузник" уже шёл на посадку в аэропорту , я был один . Николай поздоровался и спросил : - Ты что один ?
 - Да .
 - А где все , где Авцинов ?
 - В порту , только сели . Через часок будут .
 - А тебе ещё долго работать ? - Спросил он после небольшой паузы . Он явно был недоволен , что я один в общежитии .
 - Минут 5 , максимум 20 . Зырянку , Батагай уже отпустили , значит скоро нас отпустят . - Постарался объяснить ,- Нас База отпускает с севера на юг , сейчас нас должны , потом Сангары , чем ближе к Якутску , тем позже отпускают с работы , вдруг Центральная База людей в командировку запросит .

 Тут в подтверждение моих слов из динамика донеслись мои позывные :- Блуза-4 ,Блуза-4 ! - и позывные Базы - Бюро ! Я схватил микрофон , включил связь , ответил : - Бюро ! Блуза-4 на приёме ! Поднял палец , показывая Николаю чтоб подождал .
 - Блуза-4 , как дела ? - Донеслось из динамика .
 - Всё в порядке ! Ни пожаров , ни происшествий . -Ответил я Якутску .
 - Хорошо !- ответила База . - Вы свободны , до свидания , конец связи .
 - Вас понял ! Всего доброго , до завтра ! Конец связи .- произнёс я в микрофон и облегчённо откинулся в кресле . - Ну всё ,- сказал я Николаю ,- на сегодня работа окончена . А что ты хотел ?
 - Паспорт бери , пойдём деньги получишь , пока касса открыта ! - Ошарашил он .
Я глаза выпучил ,- Какие деньги ? Я думал вы там без нас всё решите и сделаете ! И почему я ?
 - Авцин через час будет !- С беспокойством начал объяснять гость,- Исаю и Симону надо за паспортом до дому топать ! А ты тут и паспорт у тебя в общаге , кто ж ещё ? А надо скорее пока касса открыта и деньги есть ! Давай !
 Я сунул микрофон и динамик через оконце в стене в радио рубку . Достал из пиджака в шкафу паспорт , взял "бортжурналы" , ключи от рубки и выходя с Николаем во двор , предупредил его , что надо зайти в контору , сказать шефу что рабочий день закончился . Дверь в общежитие закинул снаружи на крючок , мы часто не закрывали её на ключ , пока есть в конторе люди . Многие заходили после работы попить чаю , поговорить или позвать на рыбалку . Когда видели , что в комнатах нас нет , сидели и ждали , уходя запирали на крючок , зная что мы где-то рядом и скоро вернёмся . Бестяхская была рядом и я не думал , что получение денег займёт много времени .

  По дороге у меня возник вопрос , я спросил Николая : - Что мне там делать-то надо ?
 - Я скажу , что ты бригадир и получишь за всех сразу !
 - Какой я бригадир ? - Удивился я ,- Такой молодой и бригадир ?
 - Им всё равно , лишь бы подпись была !
У меня возник ещё вопрос : - А как подписываться , сваей фамилией или как ?
 - Да как угодно ,- отвечал он ,- только не крестиком ! Видно , что у него было хорошее настроение , в предчувствии получения денег . Я решил ставить везде свою подпись , так всегда делали наши старшие группы , в лесоохране , когда получали командировочные на всю группу . Если что , пусть ко мне обращаются , разъясню .

  Пройдя по длинному коридору конторы Бестяхской , с кабинетами по сторонам , в его конце , мы подошли к окошечку кассы и Николай представил меня бригадиром и отошёл . "Мёртвых душ" в ведомости было шесть человек , я за них расписался своей росписью и мне выдали 3200 рублей с мелочью , пачками десяток , пятёрок и рублёвых ! Ого , я такие деньги видел и держал в первый раз в жизни ! Окошко кассы закрылось , я обернулся ... Николая не было , ни рядом , ни в коридоре ! Подумал что он вышел на улицу " в целях конспирации" , рассовал деньги по карманам и вышел из конторы . Каково же было моё удивление , когда я его и там не нашёл ! Зашёл за левый угол здания , там за щелястым забором находился гараж партии , а дальше лес - его нет ! Заглянул за правый угол , возле конторы стоял вагончик - радиорубка Бестяхской , дальше жилые дома геологов - Николая нет и там ! Вернулся к дверям конторы и стал ждать , надеясь , что он зашёл в какой-нибудь кабинет в управе .

  Как говорил шукшинский герой :" Деньги ляжку жгут !" Пачки денег в карманах палили мне бёдра с обоих сторон ! Внезапно маленькая случайная мысль , наматывая на себя слова и смысл , сформировалась в идею - " Паспорт же при себе , можно свалить по тихому , в аэропорт и "гудбай"! Это же как раз та сумма о которой мечтал ! Думал за год-два , а тут за лето! Давай , лети к подруге , авось не хватятся тебя и не найдут !" Блин ! Я даже испугался, что у меня такое в голове родилось ! Испугался и удивился тому , что у меня вообще способна возникнуть такая мысль ! Неужели я такая сволочь ?! Что за чертовщина ? Сплюнул три раза через левое плечо и огляделся , в надежде увидеть беса или того кто мне эту дурь внушает . До сих пор я считал себя честным человеком и совесть моя была чисто как первый снег , а если я сумел до этого додуматься , неужели во мне есть какое-то дерьмо , не много , самая малость , но которое при удобных обстоятельствах может разрастись и вылиться в мысль , способную заставить меня свернуть на кривую дорожку ? Тут же с обидой подумал - Где же носит этого Колю ? Куда он мог уйти ?

 Тут же , нехотя вспомнилось моё первое и последнее воровство в жизни , которое , к счастью для меня , окончилось без большого позора . Но стыд , жгучий и горький , который испытал тогда , в детстве , накрыл меня сейчас с прежней тяжестью ...

 В самом начале второго класса , в конце последнего урока , наша учительница показала нам диковинку , для того времени , шариковую авторучку с красной пастой , которую ей привёз из Москвы кто-то из бывших учеников , чтоб она ставила ею отметки . Мы в то время писали чернилами перьевыми ручками , которые необходимо было постоянно макать в чернильницу , а у взрослых были авторучки , которые тоже приходилось время от времени заправлять чернилами . Учительница передала невиданную вещицу по рядам . Все ребята удивлялись и громко восхищались этим чудом , чиркая по бумажке ожидая что вот сейчас кончится красная линия , но ручка писала без конца и след от неё не прерывался ! Тогда ученики передавали ручку на следующую парту и обернувшись смотрели ожидая , может у них "чернила" кончатся ? Но ручка как волшебная писала и чертила линию без конца . Когда прозвенел звонок , учительница разрешила , тем кто посмотрел ручку , собирать портфель и идти домой . Я хоть учился хорошо , но почему-то сидел в конце первого ряда и один , на парте . Ко мне удивительная ручка попала к последнему , когда остальной класс уже укладывал портфели и постепенно выходили из класса , проходя мимо учительского стола прощаясь с преподавателем . Я попробовал ручку на промокашке , след от ручки не растекался как от чернил , потрогал пальцем , она не пачкалась как перьевая ручка ! Но больше всего мне понравилось то , что она была изготовлена из красной блестящей пластмассы и внутри корпуса  в прозрачном стекле была видна Спасская башня с маленькой красной звездочкой ! Не знаю и не помню , что на меня нашло ,но я почувствовал , что прямо сейчас тут умру , если эта восхитительная красота не будет моей ! Я оглянулся - от учительницы меня закрывали одноклассники собиравшиеся и уходящие домой , мелькавшие перед учительским столом . Я со всей возможной скоростью собрал свои школьные причиндалы , сунул красивую чужую ручку на дно портфеля и вдоль стенки выскользнул из класса . Бегом скатился по лестнице и стрелой выскочил на улицу . Сердце ликовало - во ! какая зыканская ручка у меня есть ! Ни у кого такой нет ! Сентябрьское солнце отдавало долги за летние дождливые дни , золотились листья на берёзах и тополях , каплями крови грозди рябины сияли меж багровых листьев , я был счастлив !
  Родители на работе , брат в садике - дома никого ! Прибежал во двор , взбежал к себе на пятый этаж и сразу , не переодеваясь начал рисовать новой ручкой войнушку в чистой тетрадке , танки самолёты , взрывы , ручка писала , не кончалась ! Звёздочка на Спасской башне мне подмигивала весёлой искоркой ! За пару часов я изрисовал мелкими батальными сценками всю тетрадь , все двенадцать листов ! Сначала рисовал всё красной ручкой , потом решил , что так не правильно , красивее будет если танки , самолёты и солдат рисовать чернилами , а взрывы , выстрелы , звёздочки и кровь - красной новой ручкой . Сколько я у немцев кровищи выпустил ! Верещагин бы обзавидовался ! В конце довольный засунул изрисованную тетрадку в стопку чистых , чтоб её никто не увидел , ручку на дно портфеля и почувствовал , что проголодался . Быстренько намазал сливочным маслом три куска белого батона , посыпал их сахарным песком и с молоком из треугольного пакета с аппетитом съел . Потом сел делать уроки перьевой ручкой макая её в чернильницу-непроливашку . Перед приходом родителей с работы , я достал красивую ручку и пошёл на улицу, спрятал ручку в наш с братом , тайник под обломком железобетонной плиты , торчащей из земли ,где мы хранили наши "богатства" - цветные стёклышки , разноцветные золотинки от конфет и "бриллианты"- стекляшки из бижутерии , которые хранились в круглой жестяной баночке из под монпансье , с нарисованным на крышке дедом Морозом .  Когда ложился вечером счастливый спать , то не думал и не подозревал , что завтрашний день будет для меня одним из самых трудных позорных за всё детство , и запомню я его на всю оставшуюся жизнь .
  Утром , по дороге в школу , проходя мимо тайника улыбнулся приятным воспоминаниям . На первом же уроке , наша классная руководитель , Валентина Ефимовна , спросила :- Ребята , вчера ручку вам давала поглядеть , мне её не вернули , не знаете где она ? Я покраснел и молчал . После недолгих разговоров одноклассников , выяснили , что я был последним кто её разглядывал . Учительница спросила меня :- Вася , у тебя ручка ? Я встал и честно ответил :- Нет . Тогда Валентина Ефимовна , понимая моё состояние , спросила , :- Может ты её дома оставил ? Я молчал и краснел , думая сознаться или врать напрополую . Она мне помогла решить эту дилемму , сказала спокойно:- Сходи , принеси . Я вышел из-за парты , из класса , из школы и бегом кинулся к тайнику . Достав ручку , зажав её в руке , также бегом вернулся . Мне хотелось быстрее от неё избавиться , она будто жгла мне руку . Я вошёл в класс , молча положил ручку на стол и без разрешения пошёл на своё место . Учительница , как будто ничего не произошло , продолжила урок . Как я ей благодарен , моей первой учительнице , что не стала комментировать , обсуждать мой поступок ! Весь учебный год я чувствовал какое-то неудобство в разговорах с одноклассниками , хотя никто , про этот эпизод с ручкой , не напоминал . Но я испытал большое облегчение , когда в следующий , третий класс , меня родители перевели в другую школу , ближе к дому . Но эти чувства - страх , стыд , мучения совести сохранил навсегда !

 Продолжение будет позже .


Рецензии