Война любви не помеха

Великая Отечественная война…Она обрушилась на советских людей неожиданно, страшным кошмаром. Её жернова беспощадно перемалывали человеческие судьбы не один год.  Современное поколение привыкло думать о войне, как о подвиге миллионов людей. Всё это верно. Но мы забываем, что в войну люди не только совершали подвиги, но и просто жили: встречались, любили и создавали семьи. Рядом, плечом к плечу, наравне  с мужчинами по пыльным дорогам войны прошли и женщины, хотя понятие женщина и война, любовь и война, на первый взгляд, несовместимы.
    Этот рассказ мне хочется посвятить моей замечательной землячке, жительнице Воронежской области,  Микляевой Анастасии Васильевне, её  истории любви на фронте. Насте едва исполнилось восемнадцать лет, как пришла повестка из военкомата. Это был 1942 год.  Её родные, конечно, без восторга отнеслись к тому, что она рвалась на фронт. Все говорили: «Ты что, ненормальная?» А Настя решила, что без неё победы не будет. Вместе с другими девчонками, такими же юными, неискушёнными ни в чём, их отправили в Тамбов. Казалось, жизнь только начиналась. Она была уверена, что её ждало огромное счастье: большая любовь, муж, дети…  Настя даже ни разу не целовалась.  И вдруг война, фронт.  Она понимала, что этого может никогда не случиться. Это ужасно. Прощай, родное  Архангельское, прощайте, мои дорогие родные! Она с болью расставалась с этим привычным миром, понимая, что на фронте всё возможно. Может так случиться, что  она больше сюда уже никогда не вернётся. И Настя внутренне готова была к этому. В Тамбове их всех расформировали, её определили в полковой ветеринарный  лазарет. Настя никогда не ездила верхом на лошади,  вначале неуверенно сидела в седле. И  натирала до крови «мягкие места». Но себя успокаивала: «Ты должна привыкнуть. Ведь мы идём вслед за сражением, и нам не так страшно, как солдатам. Что ты раскисла?»
   
   А  лазареты  находились всего в нескольких километрах от линии фронта.  Невзирая на мощную технику на войне, лошади в ней играли огромную роль. Они шли по военным дорогам там, где застревали машины; они перевозили пушки и другую военную технику. Все обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно эти животные, невозможно было представить командиров без их четвероногих помощников. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Да и советская кавалерия такой урон наносила противнику, что немцы долго не могли опомниться. Большинство лазаретов было также на «конной тяге». По официальным данным, в Советской Армии «служило» около двух миллионов голов лошадей. Более миллиона погибло на полях сражения. Потеря была бы несравненно больше, если бы не чётко организованная ветеринарная служба на фронте. Настя понимала, какую ответственность она несёт, выполняя свой воинский долг перед Родиной. Раненых лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в лазареты. После сражения привозили много раненых животных.  Первое время девушка принимала  и регистрировала их.     Тяжело раненных лошадей врач отправлял  на операцию в хирургическое отделение. А с заболеванием внутренних органов помещали в терапевтическое. Были и инфекционные больные. Настя работала санитаром, перевязывала лошадей. Работы было – тьма. Особенно  первый год её службы, когда  не хватало рабочих рук.  Она  чистила навоз в  конюшнях  и  лошадей. Обязательно  до блеска! А ещё  стирала окровавленные бинты. Это было нелегко для хрупкой молодой  девушки, на руках появлялись кровавые мозоли.  Командир был очень строгий. Он проводил носовым платком по  шерсти лошади. И не дай Бог, если он оказывался грязный. Взыскание получали за это по полной. Никаких поблажек он не давал и  никому.  Дочь Анастасии Васильевны, Татьяна, пишет: «Мама всегда с такой теплотой вспоминала о животных. Особенно тяжело им было после операции. Они, как люди, такими жалобными глазами смотрели на нас. И мы жалели и  выхаживали их много месяцев до полного выздоровления». Так что лошади были окружены такой же заботой и вниманием, как и бойцы. Фронтовой лазарет кочевал от стоянки к стоянке.  И Настя привыкла к верховой езде. Она, как и все, ехала на здоровой лошади, а больную пристёгивала. Верхом на лошади она преодолела расстояние от Тамбова до Вены. Иногда лазарет попадал под бомбёжку. И тогда было очень трудно собирать  в одну горсточку санитарный отряд.
    Здесь, в лазарете, Настя познакомилась с ветеринарным врачом, хирургом Ткаченко Семёном Петровичем  с Украины.  Он  оперировал  раненых лошадей, очень уставал, и Настя не могла на него не обратить внимания. Семён был молод, красив,  высокого роста, статен. Его карие жгучие глаза, казалось, проникали в самые потаённые уголки Настиного сердца. Брови, как два крыла. А до густой шапки чёрных волос ей так хотелось дотронуться руками.  Женщины и на войне оставались женщинами. Она заботилась о врачах, иногда выполняла поручение повара и кормила их обедом,  если случалась минутка свободного времени. Порой Настя чувствовала на себе пристальный взгляд Семёна, робела и быстро отводила глаза в сторону. « Он такой умный, взрослый и недоступный. А я кто? Обыкновенная деревенская девчонка»,- думала она. Но они нравились друг другу. Это была её первая любовь… «Может, и единственная. Кто знает?»- думала Настя.
     Однако женщина всегда  чувствует, когда нравится кому-то.  А когда война, чувствуешь по- настоящему, особенно, когда любишь. Каждый знал, что ты можешь любить сейчас. В мирной жизни всё по-другому. Мне кажется, у фронтовой любви не было сегодня, завтра. Уж  если они любили, то любили по-настоящему. Неискренности там не могло быть, потому что она могла  закончиться могильным холмом.     Настя вышла на улицу. После тяжёлого рабочего дня она устала. Был разгар лета. Скрипнула дверь, Настя  оглянулась: перед ней стоял Семён. «Ты здесь? - спросил он.- А я посмотрел - тебя нигде нет. Вот и решил подышать свежим воздухом».  Она вся зарделась, опустила голову. Ну, никак не ожидала она его здесь увидеть. Он взял её за руку и смотрел на неё…смотрел…такими глазами…Настя растерялась… И такая любовь на неё нахлынула… Она давно это чувствовала,  постоянно о нём думала, но боялась встретиться с ним взглядом, боялась выдать свои чувства. «Вы меня совсем смутили»,- проговорила она и покраснела.  Семён улыбнулся и сказал: « В твоих глазах можно просто утонуть. Почему они у тебя постоянно улыбаются?» А шоколадного цвета глаза её искрились.  И когда он обнял её  и поцеловал, у неё закружилась голова. Она на минуту забыла, что кругом война... На фронте любовь была как бы запрещённой. И если узнавал командир, то одного из влюблённых переводили в другую часть. Поэтому любовь на фронте  хранили и берегли. Когда гибнут тысячи людей, счастье  двоих было такое хрупкое…Но жизнь оказывалась сильнее и войны, и армейских уставов.  По словам дочери, Анастасия Васильевна вспоминала: «Если бы не любовь, я бы не выжила. Любовь меня  спасла на фронте».
   В свободные минуты он носил ей цветы, угощал чаем, сахаром. Подарил как-то немецкую шоколадку. Настя её не ела, берегла,  месяц носила в кармане.  Семён  думал: « Я влюбился, как мальчишка. И я не могу без неё  жить, дышать. Я хочу оградить её от войны, от всего этого ужаса». Он за ней долго и красиво ухаживал.  А когда Насте стала тесна армейская юбка и обозначился живот, в лазарете поняли, что отношения у них глубокие и намерения серьёзные. Оставаясь наедине с собой, Семён мысленно писал письмо своей жене, несмотря на то, что его семья без вести пропала:
- Анечка, родная, ты  меня прости за всё, о чём я хочу тебе написать. В мирной жизни мы, конечно, были вместе, мы любили друг друга. Я тебя уважал, я и сейчас тебя уважаю. Но как это ни жаль, но я должен быть честным с тобой. Прошло много времени с тех пор, как началась война. Я тебе ничего не писал, но будет лучше, если я перед тобой покаюсь: я больше к тебе не вернусь. У меня имеется жена, которую я люблю сильнее всего на свете, за которую я всё отдам, что у меня имеется. И она меня так же  любит, сильнее, чем ты. Поэтому я прошу: за меня не волнуйся и не мешай мне жить. Анечка, я на тебя не сержусь. Прости меня. Далее ты можешь спросить меня насчёт детей. Я не отказываюсь от них. Всё то, что от меня положено, я буду платить. Ты можешь, конечно, назвать меня подлецом и сукиным сыном. И ты будешь права. Но без любви я не могу жить. Прости. Желаю тебе счастья и здоровья. Семён.
    Война уже давно перекатилась через  границу. Среди обслуживающего персонала Настя  считалась  грамотной. Она закончила семь классов. И служила  теперь аптекарем в лазарете. Она всё время вела диалог с собой: счастлива ли она? Пожалуй, да, счастлива. Но имеет ли она право на такое счастье, ведь кругом столько горя и слёз?! И всё-таки  она хотела  быть желанной и любимой. « Ведь мы ничего дурного не делаем с Семёном.  Мы просто жить не можем друг без друга»,- не переставала она оправдываться.  Девушка так погрузилась в себя, что очнулась, когда постучали в дверь: «Настя, чего ты медлишь? Отпускай скорее лекарства, Орлику пора делать переливание крови». Она засуетилась. Ей уже трудно стало выполнять некоторую работу.
      Лазарет теперь стал передвигаться товарным поездом…  В Вене они жили некоторое время. Здесь  Настя  и родила своего первенца Олега в феврале 1946 года, уже после окончания войны. Семён её встречал у дверей госпиталя после родов.  Он принёс ей детскую одежду для малыша. Где он её взял – неизвестно. Когда Настя появилась с новорождённым на руках, он не мог отвести от неё глаз. Кажется, что она не изменилась. Такой же  взгляд родных  невинных глаз, густые волнистые  волосы оттеняли бледный цвет лица. Её полные губы расплылись в доброй улыбке. Но, в то же время, в ней появилось что-то женственное, миловидное, что сразу привлекло его внимание. «Настя, ты  по-прежнему хороша и обаятельна. Как я счастлив! Спасибо тебе, родная, за сына!»- проговорил Семён. Она вся светилась . « Смотри, Сеня, какой красавец у нас родился. Как мы его назовём?» - «А ты как думаешь? Придумай сама. Я в этом не разбираюсь» - «А давай  назовём Олегом? Ты не против?»- «Ну, что ты, Настя? Красивое имя».
     Он помогал ухаживать за сыном. Вставал по ночам. Для своей Насти  он старался заказать одежду у  австрийских  портних, очень хотел, чтобы  она  выглядела красиво. Ведь на войне Семён  никогда её не видел в платье.  И когда они приехали в Архангельское, местные портнихи снимали фасон с её нарядов. Семён был внимателен к ней, что вызывало недоумение и зависть у местных жителей. А мать Насти говорила: «Дура ты, Настя, дура! Зачем такого красивого мужика полюбила? Он будет многим нужен. Что тебе останется?» Дочь смеялась: «И мне что-нибудь да останется». Они были счастливы. Но недолго. Из Ивано-Франковска  пришло известие, что семья Семёна  нашлась, была в эвакуации. Настя затосковала.
- Сеня, нам надо поговорить,- сказала  она, волнуясь.-
 Ты должен уехать к своей семье.
-Но у меня здесь семья. И я люблю вас. Нет, я никуда от вас не поеду. Не гони меня, Настя.
-У тебя там два сына. Ты там нужнее. А я Олега подниму одна.
-Я никуда не поеду,- категорично заявил Семён.
Настя мучительно переживала возможное расставание.  Она понимала, что не имеет права разрушать его семью. Дети там  тоже были рождены в любви. Как его убедить? И придумала. Она собралась с духом и тихо сказала: «Уезжай, Семён, я тебя не люблю». – « Неправда, я тебе не верю!» - проговорил он глухо. Эти слова его больно ранили. Он очень обиделся. Но  гордость захлестнула его. И он начал  собраться. На прощанье Семён её попросил: «Настя, если тебе будет плохо, напиши мне. Ну, хоть намекни, и я приеду. Я тебя безумно люблю». После его отъезда Анастасия не могла найти себе места, она будто окаменела, замкнулась и две недели лежала, не проронив ни слова. А ночами рыдала в подушку, чтобы никто не слышал. Она вырастила красавца-сына, который был поразительно похож на отца. Война не помешала им встретиться и полюбить друг друга, а мирное время разлучило. Так бывает. Но это уже другая история…
   Любовь – очень ёмкое понятие. Оно включает в себя  множество разных оттенков. Любовь между мужчиной и женщиной есть яркое проявление жизни. Несмотря на ужасы войны и угрозу смерти, любовь жила, как мимолётный поцелуй, как воспоминание о любимых и ожидание, как мечта и тоска, как последнее письмо перед боем, как военно-полевой роман, который случился у Семёна и Насти. И в своём произведении  я стремилась рассказать историю любви двух замечательных людей, честных, добрых, горячо любивших друг друга и свою Родину, достойных памяти и уважения.
   Февраль, 2020 год. 
   
               


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.