Освенцим. Из воспоминаний заключённого Смирнова

О лагерях смерти, унёсших миллионы людей, написано много. Но никогда полностью не будут описаны страдания людей, которым пришлось пройти этот ад. Людей, переживших фашистские застенки и лагеря смерти, остались единицы. И мы, уже старшее поколение, всегда должны помнить об этом и правдиво рассказывать то, что мы слышали от людей, переживших войну, выживших в лагерях смерти. Не склонивших головы, мужественно боролись и дожили до Победы. Донесли нам правду о той жестокой, страшной войне.

Это был тысяча девятьсот пятьдесят девятый год. Я учился в ПТУ города Новосибирска на слесаря по ремонту промышленного оборудования. В те годы профессионально - технические училища только стали создаваться. Школ ФЗУ уже не было, но ремесленные училища по прежнему оставались основной формой обучения и пополнения заводов и фабрик молодыми специалистами рабочих профессий.

Заместитель директора училища по воспитательной работе,  во время обеденного перерыва сообщила нам, что сегодня состоится встреча с одним из руководителей подпольной группы узников немецкого концентрационного лагеря смерти Освенцим. Нам, пятнадцатилетним подросткам представлялась возможность увидеть и услышать рассказ одного из узников. Мы пропустить такое не могли, и в указанное время сидели в Ленинской комнате.

Он появился как-то незаметно. В простом, серого цвета костюме, невысокого роста, хдощавый. Сел за столик перед нами и внимательно посмотрел на нас. Что он тогда подумал, осталось для нас тайной. Возможно, он вспомнил себя подростком в тяжёлые для Страны двадцатые годы, а может увидел в нас новое поколение, которое никогда не столкнётся с теми трудностями военного времени, которые пришлось пережить его поколению.

Перед собой он положил папку с фотографиями, прокашлялся и тихим голосом начал свой рассказ о пребывании в лагере смерти Освенцим. Мне трудно сейчас вспомнить всё, о чём тогда рассказал нам Смирнов, но отдельные моменты всё же сохранились у меня в памяти.

Заключённые концлагеря размещались в холодных, неотопляемых бараках. Построенные для военнопленных, они не имели элемантарных удобств. Спали на нарах,вповалку на жёстких досках, пропахших и пропитанных кровью. Многие, измученные голодом и постоянными побоями, утром уже не просыпались. Озверевшие  надзиратели криками и палками поднимали утром измождённых людей и заставляли убирать трупы умерших. Пережив день, люди не знали, останутся ли они живы завтра.

Кто-то смирившись с своим безвыходным положением, готовился к смерти, поскольку вытерпеть все ужасы не хватало сил. Но в числе узников были люди, которые не смирились со своим положением. Они искали выход, потому, что знали, помочь им никто не сможет и надяться можно только на самих себя.  Но каков он этот выход? Никто не знал. Смирнов уже около полугода находился в числе узников Освенцима, многих знал в лицо. Однако о борьбе с фашистами в условиях концлагеря имел весьма смутное представление.

Во время время работ, на которые выгоняли голодных и ослабевших узников, он случайно познакомился с одним из узников, в разодранной армейской гимнастёрке, рядом оказавшимся с ним в колонне. Разговорились, потом ещё несколько раз встречались с ним, когда вечером возвращалась в барак. Прошло около трёх недель и Смирнов от него услышал, что он знает людей, которые готовы бороться с фашистами даже в этих, нечеловеческих условиях. И готов познакомить его с ними. Вскоре это знакомство состоялось.

Вначале в группе было всего несколько человек. Подбор вели осторожно, так как одно неосторожное слово и всем грозила неминуемая смерть. Собирались тайно, незаметно для надзирателей. Вечером надзиратели боялись оставаться в бараках и, заперев барак, уходили пьянствовать. Это было самое удобное время.

Гланой задачей, которю ставили участники сопротивления, была задача оказания помощи ослабевшим товарищам и донесения правды до всех заключённых о победах Советской армии. Разгром немцев под Москвой, поражение  под Сталинградом и пленение армии Паулюса, нужно было донести до заключённых, поднять их дух, чтобы они   были готовыми взяться за оружие, если это понадобится.

Но как это можно было сделать, никто не знал. Неожиданно, один в группе заявил, что правду можно услышать, если будет свой радиоприёмник. Эту мысль поддержали все, но никто не знал, каким образом можно его достать в условиях лагерного режима. В группе оказался военнопленный , который признался, что он раньше работал радистом. Все устремили на него взгляд и ждали, что он скажет. После долгого молчания тот заявил,что смог бы собрать радиоприёмник, если  было бы из чего.

Сколько стоило трудов собрать портативный радиоприёмник в концлагере, описать невозможно. Собирали отдельные детали, которые находили, где только можно было, проносили их в барак рискуя собственной жизнью. Вскоре приёмник был собран, заработал. Сводки о боевы действиях Советской Армии стали слушать регулярно. Заключённым стала поступать инфомация Совинфорбюро от участников группы. Передавали её друг другу устно, опасаясь провокаторов и стукачей.

Встал вопрос, где хранить радиоприёмник? Кто-то предложил хранить радиоприёмник в мусорном ведре, оно постоянно стояло у двери. Эту мысль одобрили все, потму что знали,  немцы постоянно обыскивали заключённых на улице, а в отсутствие заключённых, перетряхивали весь барак. Когда в бараке появлялись надзиратели, чтобы произвести обыск и проверить места сна и одежду, кто-нибудь  из заключённых, под предлогом вынесения мусора, брал ведро с мусором, и выходил мимо стоявшего в дверях надзирателя с радиоприёмником на улицу. Немцы до самого освобождения концлалеря, так и не смогли определить источник получения информации.

Данные о разгроме немцев, с появлением радиоприёмника, стали регулярно передаваться всем заключённым. Попытки немцев с помощью провокаторов узнать где хранится радтоприёмник, ни к чему не привели. Провокаторов и доносчиков быстро вычисляли, и убирали.

Смирнов был освобождён вместе с другим узниками войсками Советской Армии. Он чудом выжил. В первую очередь зтому способствовала дружба Советских людей: несгибаемая сила духа и вера в Победу Совеского народа.
 Несколько раз Смирнов прерывал свой рассказ. Сказывалось пребывание в концлагере, в результате которого появились первые симптомы запущенной болезни. Десятки фотографий, которые он принёс с собой, дополнили картину ужасов, которые пережил этот обычный, с виду неприметный человек.

В зале стояла гробовая тишина. Может быть в тот момент мы впервые узнали правду о войне, об ужасах конлагерей, где были умершвлены и сожжены миллионы людей, которую тогда ещё не показывали в фильмах.


Рецензии
Конечно, встречи с участниками событий всегда интересны и познавательны. Особенно, если это не официальное мероприятие, организованное должностями лицами, а просто беседа . У меня было несколько таких бесед с узником нескольких концлагерей. Я частично отразил это в своём рассказе http://www.proza.ru/2014/03/07/576.
С уважением

Владимир Шаповал   12.03.2020 12:42     Заявить о нарушении