От автора
Основано оно было ещё при царице Екатерине II сосланными из центральной России на Кавказ молоканами или штундами, как называла их православная церковь. Эта религиозная секта возникла в России в 60-х годах XVIII века. Молокане отказались от православного обряда – от икон, святых, священников, крещения младенцев, православной храмовой рутины. Они проповедывали нравственное самоусовершенствование.
Молокане подвергались гонениям церковной иерархии и властей – их ссылали на юг России, на Кавказ. Многие вынуждены были покидать Родину, уезжая в Канаду, Северную и Южную Америку.
Почему их называют молоканами? На этот счёт существует несколько версий. По одной из них – православные называли их молоканами за то, что члены секты пили в пост молоко, по другой – название молокане они получили в связи с поселением на реке Молочной в Мелитопольской губернии. Сами же они считают, что название молокане связано с тем, что своё учение они основывают на Слове Божьем, – «чистом словесном молоке». Молокане жили и держались обособленно, не сообщаясь с инаковерующими. На своих богослужениях молокане обычно читают нараспев Послания Св. Апостолов и поют речитативом псалмы, – очень проникновенно и красиво. Сами они называют себя духовными молоканами.
Молокане говорят на народном русском языке, – в нём много слов, оборотов, фонетических особенностей живого, разговорного русского языка, сохранившегося с давних пор. Как-то, читая книгу Ивана Бунина о русской деревне прошлого века в средней полосе России я был поражён сходством языка деревенских людей того времени с языком, на котором говорили молокане, проживающие на Кавказе в середи-не XX века.
Язык этот необыкновенно образный, выразительный, сочный, обладающий убой-ной силой, – сатирический заряд его подобен динамиту.
Впервые я побывал в Ивановке вместе с мамой во время Великой Отечественной войны, когда мне было лет пять.
Впечатления от деревенского быта, знакомства с новыми людьми, ивановский говор, нравственные устои деревни – впечатались в детскую память на всю жизнь.
Житель большого города, я был немало удивлён тем, что при встрече на улице даже с незнакомыми людьми в деревне надо здороваться.За всё время пребывания в Ивановке я не видел ни одного курящего или пьяного человека. Ругателей и сквернословов среди ивановцев также не было.
Жили они уединённо, не смешиваясь с аборигенами и сохраняя сложившийся ис-стари деревенский уклад жизни: честность, трудолюбие, трезвость,чистоплотность, уважение к старшим, почитание родителей. И, конечно же, свой язык – напевный, образный самобытный, в огранке деревенского юмора. Ивановцы говорили, словно пели: Чаво, – маво; слух сюды; я чё ж говорю и т.п.
Внешне ивановцы выглядели очень колоритно – рослые, крепкие, голубоглазые, румяные – кровь с молоком. Старейшины носили белые окладистые бороды, пользовались почётом и уважением.А молоканки были всегда одеты в традиционную деревенскую одежду – кофты, длинные юбки и красивые вышитые фартуки.
Несколько эпизодов о той поездке в военное время запечатлелись в моей дет-ской памяти. Позже они смешались с калейдоскопом других ивановских картинок, которые часто вспоминались в нашем родстве.
Посреди деревни, как обычно, находился большой пруд, в котором летом постоянно купались мальчишки. По периметру площади располагались сельсовет, контора правления колхоза, «Маслопром», школа и «фершалский пункт», – как его называли ивановцы.
Напротив сельсовета стоял небольшой памятник Ленину. Районный художник изваял вождя в традиционной позе с вытянутой рукой. Возможно из-за нехватки средств, гипсовую фигурку отлили очень малой, ростом с подростка, и водрузили на невысокий пьедестал.Выглядел памятник довольно жалко – одной рукой вождь мирового пролетариата крепко сжимал кепчонку, а другой энергичным жестом указывал ивановцам путь в коммунистическую Утопию. Древнегреческий философ Платон в своем трактате «Государство» слово Утопия использовал в значении «место, которо-го нет». Вот куда указывал Ильич путь ивановцам и другим народам земли. Правда ивановцы его дирекшен - «светлый путь» в никуда раскусили уже давно.
Вождь стоял в центре села, не пользуясь, впрочем, особым вниманием со сто-роны ивановцев и сельских властей, потому что в Ивановке отродясь не проводи-лись митинги и демонстрации, а тем паче парады. И вот в наш приезд произошло чрезвычайное происшествие, взбудоражевшее всю деревню.
А произошло вот что: поздней ночью неизвестные напали на товарища Ленина, и, – я чё ж говорю, не взяв у него даже пролетарскую кепку, сделали вождю усек-новение головы.Утром, когда первые лучи восходящего солнца осветили центральную площадь села, обитатели Ивановки к своему ужасу увидели обезглавленную фигуру вождя мировой революции, а усекновенная голова с бородёнкой клинушком, закати-лась в кусты и лежала в деревенской пыли.
Все были напуганы возможными последствиями дерзкого нападения на идола. Особенно переполошились местные власти. Председатель сельсовета со помошники забегали, заметались по селу, в результате чего на обезглавленную фигуру вождя вскоре надели белое покрывало, укрыв следы невиданного в истории села преступле-ния. А к вечеру местный умелец-штукатур закрепил с помощью цемента главу там, где и надлежало ей быть в соответствии с художественными канонами социалистичес-кого реализма.
Сельчане боялись приезда НКВД, допросов и возможных репрессий. Чем это дело закончилось, – мы не знали, так как в скором времени оставили гостеприим-ную Ивановку и возвратились домой.
Много лет спустя, где-то уже в начале 80-х годов, накануне горбачев-ской «катастройки», мы с мамой вновь посетили Ивановку. Под впечатлением воспо-минаний сорокалетней давности мы пошли на край села, куда из долины поднимались легендарные «вилюшки» – серпантин горной дороги, круто взбиравшейся на горное плато, где располагалась Ивановка. Далеко-далеко внизу, аж дух захватывало, вид-нелись речка, дорога вдоль неё и мусульманские селенья с густой зеленью высоких деревьев.
«Ивановские картинки» родились под впечатлением рассказов, которые я слы-шал от мамы, её сестры тети Кати и их тёти Марии Ивановны Серебренниковой, а также от непосредственных контактов с жителями Ивановки во время непродолжи-тельных посещений этого молоканского села.
Короткие рассказы были полны самобытного ивановского юмора и восхититель-ного по образности языка. Я, как мог, постарался воспроизвести и запечатлеть в «Ивановских картинках» эти сохранившиеся в памяти образцы народного творчес-тва.
В советское время Ивановка была образцовым процветающим селом, имела кол-хоз миллионер, который возглавлял председатель - герой социалистического труда. Ивановка была однородна по национальному составу – по желанию ивановцев в их селе негласно никого из мусульманских жителей не прописывали и все жили дружно.
После распада Советского Союза многие жители Ивановки, продав свои дома, уехали на историческую родину - в Россию.
Многие современные ивановцы даже не знают фольклора своих предков, их говор и нравы.
Жаль это, и печально становится на душе. И потому мне особенно сильно захо-телось сохранить ивановские зарисовки прежней яркой, колоритной жизни молокан-ской общины на Кавказе. Я просто нарисовал картинки быта жителей села Ивановка, используя палитру живого, оригинального языка молоканской деревни и тонкого юмора, присущего обитателям этого славянского островка, окружённого мусульман-ским миром, и сохранившим своё своеобразие в течение более чем двух сотен лет.
Свидетельство о публикации №220022502150