Режиссерский талант и такт дорогого стоят! Пиковая

  Режиссерский талант и такт дорогого стоят!
"Пиковая дама", опера Чайковского, 20 февраля 2020 года, премьера, Латвийская Национальная опера, Рига.

Вчера, 20 февраля, Владислав Сулимский, ведущий баритон Мариинского театра, спел графа Томского в особой премьере "Пиковой дамы" в Риге. Для меня этот выдающийся баритон, солист Мариинского театра,  в любом спектакле служит главной притягательной силой.
Грандиозная премьера! Чудесный спектакль! Замечательные голоса! А Томский - просто неподражаемо хорош!  Как всегда у Владислава Сулимского, вокальный и драматический образ - словно законченная миниатюра, точно вписанная в полотно всего спектакля!
Этой оперой Чайковского  в Латвийской Национальной опере отметили годовщину смерти ее бывшего директора и режиссера Андрийса Жагарса. Его брат, Юрис Жагарс, нынешний художественный  руководитель театра, возобновил одну из лучших русских опер на сцене оперного театра в латвийской столице в постановке Андрийса Жагарса. Для этого театра она и была сделана в 2005 году. Интересно, что на пресс-конференции, состоявшейся за два дня до премьеры, Юрис Жагарс нынешний художественный руководитель Латвийской оперы подчеркнул, что возобновление лучшей работы талантливого режиссера было бы невозможно, без желания отдать ему заслуженную дань уважения.
И действительно, главное, что радует и восхищает в этом спектакле - это талантливое режиссерское воплощение великой оперы Чайковского. Несмотря на вольности трактовки и полусовременно-вневременной антураж, перед нами предстает опера именно Чайковского, а не какая-нибудь отсебятина, в которой от произведения великого композитора остается только музыка, название да имена героев. А тут бережное сценическое прочтение оперы, внимание и уважение к музыкальным особенностям произведения, понимание эмоционального строя и культурного кода русской оперы и литературы. Ведь "Пикавая дама" - двойной шедевр. Чайковский и Пушкин, два колосса русской культуры!
И не важно, что кое-где в спектакле возникают первомайские лозунги на  транспарантах, словно герои собрались на демонстрацию, уборщицы со швабрами и ведрами, раскладушки, телевизоры, фотоаппараты, игровые автоматы, стулья, как в кинотеатрах, намеки на малиновые пиджаки новых русских из лихих девяностых, люди в современных одеждах.  Они не просто не мешают восприятию оперы,  а напротив, подчеркивают ее русский колорит. Ведь все это - безобидные российско-советские символы, маркеры своего времени и места. И они тонут в обилии правильных акцентов эпохи Пушкина и Чайковского - скульптуры Летнего сада, высокие французские окна до пола, фраки, длинные платья, парики, дворцовые интерьеры. И ряжеными здесь не кажется никто, независимо от некоторой фантасмогоричности картинки, где блестящие лосины, футболки, женские брючные костюмы соседствуют с фраками и платьями с фижмами, а современные танцы в стиле  "танцую как хочу" исполняются под вполне себе не модерновую музыку. Это воспринимается милыми шуточками режиссера, который хорошо осознает, с каким оперным творением имеет дело и не хлопает по плечу великих! Удивительное чувство меры, такта и уважения к воплощаемому материалу ощущается в каждом решении постановщика, в каждом движении персонажей, в каждой мизансцене. Это и есть режиссерский талант, режиссерская культура и благородство! Скорее всего талант и Андрийса Жагарса, и его брата Юриса Жагарса, который не скопировал, а творчески воссоздал, "отредактировал" прежний спектакль, сделанный 15 лет назад, и явил нам достойное восхищения действо.
И главное - в нем не переиначены, не искажены, не выхолощены, не извращены до неузнаваемости идеи, чувства, понятия людей времени Пушкина-Чайковского.
Скорее вкрапления современных атрибутов  помогают понять их универсальность, вневременную значимость, объединяющую силу, нерушимую общность.
Яркий, динамичный, эмоциональный, прекрасный спектакль!
"Пиковая дама" - непростая опера для исполнителей. Хороших Германов можно по пальцам пересчитать. Сергей Поляков явно входит в их число. Яркий, выразительный голос, убедительная актерская игра, эмоциональная насыщенность образа. Знаменитая ария "Прости, небесное созданье" заставляла ощутить настоящую бурю эмоций. А финал оперы просто повергал в транс. Ужас происходящего почти парализовывал.
Партия Лизы тоже требует от исполнителя совершенного владения голосом. Украинская сопрано  Анна Бондаренко - прекрасная Лиза, нежная, порывистая, ранимая. И вокально очень достойная.
Владислав Сулимский  в роли графа Томского в очередной раз показал свойственную ему доскональную проработанность роли. Совершенный вокал, завораживающий голос, полностью послушный своему хозяину, точная мимика, достойная съемки крупным планом, замечательная пластика движений, умение шутить даже в серьезных ролях и притягательное благородство певческой и актерской культуры - вот, что делает каждую роль Владислава  Сулимского, даже самую заезженную, выдающимся явлением,  значительным событием, которое, по возможности, надо видеть. Настоящий шедевр - это знаменитая ария о трех картах. Спекталь в спектакле! Мощь голоса, интрига истории, выявленная фразировкой и модуляцией,  красноречивая мимика умелого рассказчика, души компании, знающего, как завладеть вниманием, заинтриговать и напугать, иезуитская вкрадчивость! От этого у слушателя холодок по спине и душ мурашек, верный признак неординарности исполнительского мастрерства певца! А песенку про девОчек и сучочки Владислав Сулимский выдает просто гениально! С разными коленцами и уморительными жестами. Во время этой миниатюры так весело, что невольно сдерживаешься, чтобы громко  не смеяться над этими фривольностями и солеными шуточками, столь ценимыми в мужских компаниях. Перефразируя Пушкина, от этого хочется воскликнуть: "Ай, да Томский, ай, да сукин сын!"
А еще в опере была отменная Графиня (Илона Багеле). Ворчливая, раздраженная, суровая, самовластная, в огромной шубе до пят. И мечтательная, если речь заходит идет о идет о @ о прошлом. Ее французкая песенка была исполнена чувств и почти что неги. Графиня пластично двигалась под ее мелодию, голос звучал тягуче и выразительно. Отличное меццо-сопрано!
Хороший голос был и у исполнительницы роли Полины - Занды Шведе. Бархатистое звучное меццо.
В опере хорошо обыграны музыкальные "картинки". Под военный марш ходят строевым шагом кадеты. Под гимн императрице - выходит мисс Петербург (у каждого времени свои кумиры!). Гроза гремит и сверкают молнии под музыкальную бурю. Словом, режиссер и сценограф понимают толк в визуализации музыки.
Отличный был дирижер - Мартинс Озолиньш, прекрасно звучал оркестр, хорош был и хор!
Немного озадачили выбранные режиссером виды смерти его героев. Графиня умирает от хлопкА вскрытой ею же бутылки шампанского, Герман принимает яд, Лиза убегает с пистолетом. Впрочем, это ни на что не влияет.
Все равно "Пиковая дама" на сцене  Латвийской Национальной оперы - это настоящий Чайковский и Пушкин!
Овации после спектакля были долгие и бурные. Море цветов получили певцы! И восторженных криков "Браво!"
Следующий спектакль с тем же составом исполнителей состоится уже завтра, 22 февраля.


Рецензии