От сохи про стихи 4

О, рифмы!

   Если писать без рифм, то зачем вообще писать стихи?..

   Я считаю, что чем больше удельный вес рифм в стихах, тем более он стих, тем дальше он от прозы. Арсенал различных рифм обширен. Об этом уйма информации в интернете. Применение внутристрочной, межстрочной, межстрофной, иных рифм облагораживают стихи, наполняют их созвучиями, делают песеннее.

   Первое, чем грешат начинающие – это глагольные рифмы. Ну если одна-две глагольных на 5 строф – куда ни шло… Однако, когда стих весь на глагольных, тут уж не до смеха. Да ещё если рифмы типа:
   пришёл - нашёл
   ушла – пошла - и даже это ПОШЛА не от слова ПОШЛОСТЬ

   другое дело глагольные рифмы:
   не стало – листала
   открывать – окрылять
   устала - листала

   Использование (в решающих количествах) простых глагольных рифм – «низкий класс, не чистая работа».

   С самого начала своих писанин я поставил себе за правило – отказаться от глагольных и вообще от «однополых» рифм. Под однополыми подразумеваю рифмы, составленные из одних и тех же частей речи. Существительное – существительное, местоимение – местоимение, прилагательное-прилагательное и т. п.  Следовательно, писать лучше на «разнополых» рифмах и «опускаться» до «однополых», только когда по-иному уже никак… не хватает умения.

   Возможно, кто-то скажет, что это не главное, мол, поэтика важней… Соглашусь, но я шёл от стихосложения т. к. к поэтам себя не причисляю. По моей логике – сначала нужно овладеть инструментарием, и только потом…

   Часто встречаю стихи, в которых строки оформлены так, что рифмы стоят не в каждой строке, а через одну. В подобных творениях, видимо, как бы, невидимо для автора, длинная строка разбивается надвое. Что неумолимо приближает стихи к прозе из-за того, что уменьшается удельный вес рифм. 

   В идеале писать стихи на особосозвучных рифмах, но таких немного, и многие из них затёрты до дыр. Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Можно, например, сближать строки с более созвучными и разудалять строки с менее созвучными. Это хорошо воплощается при кольцевой(опоясывающей) рифмовке. Первая и четвёртая строка с рифмами похуже, вторая-третья с рифмами получше. Если применить межстрофную рифмовку, то некачественные рифмы разнести ещё дальше по стиху.
 
   Кроме того, русский язык даёт замечательную возможность конструировать составные рифмы. Вот тут, как мне представляется, пределы не очерчены до сих пор. Вспомните тексты песен Митяева. Даже если бы он написал только одну песню «Одноклассница», - уверен, что песня запомнилась бы из-за составной, созвучной, богатой рифмы:

   «ГДЕ-ТО, на затерянном ОСТРОВЕ,
   ГДЕ ЛЕТО прячет мокрых СТРЕКОЗ В ТРАВЕ»
   Тут прописными я выделил слова, принимающие участие в рифмовке. У меня заведён и постоянно пополняется словарь «интересных рифм». Ведение такого словаря само по себе занятие интересное и полезное. Ну вот навскидку несколько примеров:

   все вишни – Всевышний
   вымаливаю – в эмалевую
   ветер рану – ветерану
   глаз зелёных – разделённых

   Многие великие подчёркивали значение рифмы:

- Рифма – поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт).
- В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато (Шаламов).

   Интересно, но часто стихи «следуют» за рифмой. Возможно, это непрофессионально, но так случается, если не писать стихи, как прозу – по заранее заготовленному плану или держа сюжет в голове.

   В заключение хотелось бы указать на несколько моментов, которыми я руководствуюсь:

- уклоняться от глагольной рифмы;
- не допускать однокоренных слов;
- стараться использовать «разнополые» рифмы;
- чаще использовать составные созвучные рифмы;
- если же стихи на бедных рифмах – то от начала и до конца. Если на созвучных, то от начала и до конца. Разнобой в этом смысле (как по мне) не идёт на пользу;
- использовать межстрочную, межстрофную, внутреннюю рифмовку;
- пробовать рифмовать не только окончания строк, но и их начала;
- ловить себя на стремлении рифмовать строки целиком;
- экспериментировать с сочетаниями мужской, женской, дактилической рифм;
- экспериментировать с сочетаниями смежной, перекрёстной, кольцевой рифмовок.

   Важно помнить, что рифма в почёте осталась только у нас, в русской школе поэзии! В остальном мире произошла глобализация поэзии, и доминирует верлибр.

Часть 3 - http://www.proza.ru/2020/02/24/1168           часть 5 –

25/02/2020               


Рецензии