КЕМ БЫТЬ? Продолжение

        В РИЖСКОЙ МТС

Пока ехал видел как природа "увядает" с юга к северу и с запада к востоку. Если в Баку природа была в полном расцвете, то в  Челябинске лес еще не зеленел. Только начали проклевываться  березовые почки.15 мая я был в Челябинске. Потом приехал в  Караси. Оставил чемодан и поехал в Курган .В облсельхозуправлении мне  предложили несколько мест. Я выбрал Рижскую МТС. Прямо из Кургана  доехал до Шумихи, потом на попутной машине проехал полдороги до  Карачелки. До Риги оставалось 20-25 км. Пошел дальше пешком. Вошел  в  Ригу около 9 часов вечера. Дошел до конторы МТС. На замке. Дальше -  столовая. Кричат, что столовая уже не работает. Но я  упросил, меня  накормили. Вышел из столовой. Куда податься? В церковном  клубе  идет кино "Великий воин Албании Скандербег". Пошел в кино. В полной темноте вышел на улицу и пошел. Слышу двое мужчин разговаривают, поминая МТС. Я к ним. Один из них, узнав что я приехал в МТС, взял  меня к себе. Это был техник-строитель  МТС  Кондрашов  Алексей  Андреевич. Другим был председатель  тамошнего  колхоза  "Заветы  Ильича" Хохлов Григорий Тимофеевич. В 6 утра за Кондрашовым заехал  директор МТС Салаутин Марк Михайлович. Узнав про меня, он и меня взял  в машину. Мы ездили по полям и, наконец, приехали в Травянку, где  бригада из МТС  занималась  стрижкой  колхозных  овец. Директор  сказал, что это теперь будет мое хозяйство и оставил меня  там. Стригли электрическими машинками от  небольшого  генератора, вращаемого бензиновым движком ЗИД-3,5.Я обслуживал движок и  точил  ножи  от машинок. Но я приехал без вещей и без оформления. Стрижка скоро закончилась, я приехал в контору МТС и отпросился на два дня  съездить в Караси за чемоданом.

Доехал я до разъезда Сладкое и  пошел в  Караси. Иду  почти по лесной заросшей тропе. Навстречу мне едет  полуторка  без номеров. Я посторонился, пропустив ее. Она проехала мимо меня и  остановилась. Я оглянулся. От машины ко мне идет незнакомый мне  мужчина, подходит и спрашивает, не Каравдин  ли  я  Павел. Я  кивнул, он протягивает мне руку, на которой не хватало  нескольких  пальцев. По этому признаку я узнал, что это был мастер с кирзавода Ушаков Петр Павлович. Он предложил мне ехать с ними. Я залез в кузов и мы  поехали на разъезд встречать техрука с Кургана. Не  встретили, опоздали к поезду и поехали обратно. Километра через два попадается  нам деревушка. Одно из отделений совхоза "8 марта". В этой деревушке мы и встретили техрука. Встречу, нужно отметить. Поехали на центральную усадьбу совхоза.  Там оказался "сабантуй". Праздник по случаю  окончания посевной. Все  жители  пировали  в  лесу. Мы  подъехали  туда же, купили водки и отметили встречу .Шофер пил  с  нами. Подходит  к нам пьяненький мужчина и просит нас отвезти его в Клопову, а он за это по дороге в Сладких Карасях купил литр водки. Утром я проснулся в деревенской избе у матери. Быстро собрал чемодан и  отправился в обратный путь. От Шумихи на этот раз я ехал с бензовозом Галкинской МТС (или Стариковской?).Она находилась  в  селе  Стариково, но называлась, кажется,Галкинской. Там я  пошел  на  почту, чтобы позвонить в свою МТС. На почте был старинный телефонный аппарат  с маленькой ручкой, которую нужно было крутить, чтобы послать вызов. Я докрутился до того, что ручка отвалилась(вывернулся  винтик).Отремонтировал ручку и все-таки дозвонился. Ночевал я  в  Стариково  у бухгалтера МТС и на следующий день за мной пришла машина.

   Пока мне не  было  другой  работы, я  знакомясь  с  территорией МТС, обнаружил новые, но не собранные стогометатели. Я  обратился  к главному инженеру с просьбой дать мне  пару  рабочих  для  сборки стогометателей. Главный обрадовался, что  нашелся  ему  помощник. Мы стали собирать. Через пару  дней  первый  стогометатель  был  собран, Это была весьма примитивная конструкция, навешимая  на  примитивный же трактор с железными колесами. Собирали мы по  приложеной инструкции. Народ сбежался смотреть новую технику. Включился в  работу и комсомольский прожектор. На следующий день был вывешен листок, в котором было написано, что по вине главного инженера и механика Каравдина до сих пор  не собраны стогометатели. Справедлива, оказалась поговорка, что при социализме инициатива наказуема.

Однажды женщина-кадровичка заметила, что у  меня  нет  трудовой книжки и предложила мне выписать ее, но я  отказался. Потом  директор сказал мне, что пришло письмо из Баку с требованием взыскать с меня 300 рублей и спросил, что делать. Я ответил, чтобы удержали эти деньги из моей зарплаты и послали в  Баку. Через  некоторое  время моя трудовая книжка пришла в МТС.

Тогда было время "великих хрущевских реформ".В зоне МТС  находились 4 колхоза. Я был назначен механиком по механизации трудоемких процессов в животноводстве. Я должен был ездить по колхозам  и как-то облегчать труд животноводов. Но колхозы не имели ни  проектов, ни денег. В первое знакомство с колхозом в деревне  Назарово я обратил внимание на мельницу. Она приводилась в работу от ДВС  через ременную передачу. Но в деревне не было токарного станка и деревянные шкивы страшно били. Я сделал им новые шкивы и  привез. Все сделал бесплатно. На свалке металлолома подобрал подходящие ступицы. Между ними болтами стянул доски и обточил. Получились  отличные шкивы. Точил, конечно, токарь, которому я выписывал наряды на работу, нормировщик расценивал. Но никто не интересовался куда и для  чего делаются детали.

Вообще-то  полагалось  зарабатывать  деньги  в  колхозах   для МТС. Стрижку овец они, конечно, оплачивали. Но вот другие  дела...  В колхозе на свиноферме был колодец  откуда  ведром  доставали  воду. Председатель  колхоза, купивший  в  сельхозтехнике  ручной  насос, просит меня установить его на колодец. Я организую бригаду более или менее постоянную из трех мужчин, не занятых в сельском хозяйстве и едем в колхоз "механизировать" подачу воды. Колхоз  платит зарплату моим рабочим. Для МТС в подобном случае  нет  никакой выгоды. Механизаторы зарабатывали  только  в  период  полевых  работ. Комбайнеры же зарабатывали только на  уборке  хлеба. В  другое время они были без работы и искали любую возможность подработать. Из них-то и формировались временные бригады, например, для  стрижки овец.

   По плану реформ в Курганской области  планировалось  построить некоторое количество машино-тракторных  мастерских  (МТМ)  в  тех МТС, где их не было или они были очень плохи. В Рижской МТС  такого строительства не  предполагалось. Директор  МТС  энергичный  инженер-автомобилист из Челябинска захотел  построить  новую  мастерскую, Достал типовой проект, добился землеотвода на  высоком  месте на восточном краю села и строительство началось. Как? По его  рассказам, он ездил в Челябинск, ходил по многим  кабинетам, выпрашивая 5 вагонов бутового камня на фундамент. Везде отказывали. Предлагали отвести место для добычи камня силами МТС. Но это была непосильная задача для МТС. Потом он догадался подойти на карьере к  кладовщику. Тот сказал, что за 100 рублей отправит платформу с камнем  куда угодно. И взял с директора 500 рублей. Через некоторое время  пришли в Шумиху 5 платформ с бутовым камнем. В конце рабочего дня  мобилизовали добровольцев из ИТР и повезли в Шумиху. Там мы  разгрузили платформы.

   Копали траншею под  фундамент. Копали  вручную. Каждому  копщику нужно было вырыть по три метра. Копал и я свои  три  метра. Сначала легко снимался дерн  с  травянным  покровом. Потом  пошел  твердый орешник, который без лома и кирки  не  поддавался. Главный  инженер МТС Грахов взял себе самый трудный участок на дороге. И  с  трудом долбил ее сверху. Но он знал суть дела. Удалив твердый  слой  сверху, дальше он копал лопатой. Век живи,век  учись. В  готовую  канаву выгружали бутовый камень, возившийся из Шумихи  машинами. И  залили фундамент. В это же время начали строить кирпичный  завод, рядом  с новой МТМ.Я заливал фундамент для  кирпичного  пресса. Но, не  имея опыта, я пожалел цемент и фундамент долго не схватывался.

   Пригласили из Карасей по моему предложению кирпичного  мастера Ушакова Петра Павловича. Но дело никак не  шло. Глиняный  брус  из пресса шел с рваными углами. Деревянный мундштук с железной обшивкой с подачей воды для смазки бруса был сделан по чертежам, но дело не шло. Оказалось, что есть "ноу хау",. которого мы не  знали. Привезли другого мастера из Мишкино. Тот нарезал уголков  из  консервных банок, вставил их в углы мундштука и брус пошел. Стали  резать кирпич. Потом уже после меня кирпичный завод достроили и он  работал еще 7 лет, а потом его забросили, потому что  требовал  слишком много дров. Командовал этим кирзаводом  Кондрашов  Алексей  Андреевич - мой первый знакомец в Риге.

   В 1990 году 28 декабря я побывал в Риге. Ночевал я в  тот  последний приезд тоже у Алексея  Андреевича. Он  и  рассказал  мне  о судьбе новой МТМ и кирпичного завода. В деревнях нет  общественного транспорта. На работу обычно ходят пешком. До  новой  МТМ  нужно идти с одного края села около 5 километров. Старая же МТМ находится в центре села. До нее идти вполовину меньше. Волевой выбор  месторасположения объекта лишил его перспективы. МТМ стоит никому  не нужная. Кем-то используется как склад. В селе  построено  несколько кирпичных зданий, в том числе школа и клуб, переделанный из церкви. Возле клуба стоит зачем-то танк.
             

          ДЕТСКАЯ КОЛОНИЯ

16 июня 1956 года я приехал в Челябинск. Прописал меня  к  себе Качесов Павел Иванович - двоюродный брат моей матери. Он имел комнату и жил один, так как развелся со своей первой женой  Капитолиной Алексеевной. Вовка Качесов тоже поработал в МТС  Варгашинского района и вперед меня приехал в Челябинск, где жили его мать с братом Калистратом (Николаем). Он работал в Детской колонии  конструктором отдела главного механика. И позвал меня туда  же. Макаренковская романтика меня заинтересовала и я пошел устраиваться на  работу в колонию. Я  хотел  работать  механиком, но  главный  инженер Б.Головачев уговорил меня поработать две недели мастером литейки, на время отпуска ее начальника Улатова. Была одна вагранка и плац. Несколько формовщиков формовали на плацу детали, потом плавили чугун в вагранке и заливали формы. Поработал я там две недели и  пошел механиком. В первый мой день главный механик капитан  Осколков Виктор Васильевич послал меня на участок разобраться с  фрезеровщиком Сырейщиковым, который чего-то бузит, не хочет работать. Я  нашел Сырейщиков, представился и спросил в чем дело. Сырейщиков спросил меня, знаю ли я диференциальное  и  интегральное  исчисление. Я сказал, что немного знаю. Сырейщиков говорит, что не зная этого  исчисления невозможно нарезать звездочку. Звездочку нужно было нарезать по одному зубу на зубофрезерном станке. Я  разъединил  гитару обкатки, нарезал два или три зуба и предложил Сырейщикову  продолжать в том же духе. Он продолжил.   Вскоре Улатов пошел на пенсию, и меня снова  уговорили  командовать литейкой. Литья катастрофически не хватало. После каждой плавки ОТК браковал ряд деталей. Но в конце месяца весь брак шел в обработку. Я предложил организовать вторую смену. Приняли трех мужчин для разливки чугуна. Формовщики днем  формовали, заливщики  вечером заливали. Но заливщики нуждались в брезентовой  спецовке, а  числились они не заливщиками, которым роба было не положена. Что делать?
Я выписал на себя три комплекта дежурной спецодежды. Через год она стала лохмотьями. Мои попытки списать ее были безуспешными. Тогда я обратился к кладовщику Грише. Он сказал, чтобы я принес лохмотья  и бросил их в кучу. И Гриша подписал мне бумагу. Дела решаются не  на небесах, а на грешной земле.

Однажды приехал ко мне татарин на телеге, на которой лежал  чугунный лом. Прими. Как? Подпишешь мне бумажку. Я взвесил лом и  подписал. Потом он еще раза два привозил лом. А потом предложил подписать приемку девяноста тонн лома. За каждую тонну он обещал заплатить по 600 рублей. Я отказался. После Нового года был партийно-хозяйственный актив, на котором главный бухгалтер сказал, что на  колонию навесили 90  тонн  чугунного  лома, за  который  нужно  платить. Татарин, видимо, нашел кого-то, кто ему подписал. Я, конечно, промолчал. Потом я понял, что происходило. Местами существовали  приемные пункты металолома. Но лома поступало мало. На заготовку лома отпускались деньги и план. Заготовитель выполнял план, делясь деньгами с тем, кто подписывал ему приемку лома.Мне никогда не нужно было много денег, а только на житье-бытье. Если тогда не было потребности и в холодильнике, ни в стиральной машине, ни в автомобиле,так как их и многое другое купить было очень трудно. Так зачем мне мешок краденных денег?

В Челябинске я живу с 1956 г. Окончил политехнический институт,работал на разных заводах большей частью конструктором.Я любил решать технические задачи. Как-то мне дали чертеж детали, для которой нужно было спроектировать кондуктор для сверления двух деталей. На чертеже было требование,чтобы эта деталь сверлилась на одном кондукторе с двумя сопряженными деталями. Я спрашиваю про эти детали. Оказывается,для них уже спроектированы самостоятельные кондукторы. Не могли один кондуктор придумать и главный технолог разрешил.Я подумал и решил задачу.За эти годы я побывал в номенклатуре и аспирантуре и ушел из них по собственному желанию. А попутно увлекся научными проблемами. Нашел причину кризиса физики, но
не "пущает" меня в науку консервативное большинство. Если кому интересна моя жизнь,читайте еще мои "Дела технические".

 

               


Рецензии
Не "пущают", Павел Александрович, и не пустят, ибо Вы им принесёте смерть, да ещё и позор.

Хомуций   25.02.2020 21:08     Заявить о нарушении