Коронный рассказ. К 100-летию Ф. Абрамова

САМАЯ БОГАТАЯ НЕВЕСТА
- Я самая богатая невеста была, вот ей-богушки! В дом к мужику привезли – вся деревня сбежалась. Все в рвани, в обносках – о, господи, глаза бы не глядели. Сорок шестой год, сам знаешь, каково после войны. А я-то, как царевна, разодета. Платье шёлково, рубаха белая с кружевами, рукава лентами перевязаны, янтари, цепи серебряные на груди, на ногах полусапожки на высоком каблуку, со скрипом.
Ну, ну, ахают все, для этой девки и войны не было! А родни-то со мной понаехало! Один стол приставили, другой –- все мало!
У свекровы-покойницы глаза на лоб вылезли – чем и угощать? А родня – один достаёт полбуханки, другой – пол-литру, третья – картофельник... Сознательные! Со своими хлебами, со своим вином приехали.
А как кончился пир-то, я и гола осталась. Да, в одной юбочке, в какой и на работу ходила, и праздники справляла. Не понимаешь? Не отгадать загадки? Да меня в складчину в своей деревне одели. Кто чего мог принёс. Время-то, сам знаешь, какое было. О первом годе после войны. Вот после пира-то меня и раздели, как новогоднюю ёлочку после праздников.
Люди опять ахают да охают, а Окуля Ваньки Павлова, век не забуду, на матюк: «Ладно, Пашка, – это мужику-то моему, – хоть тебе не надо путаться в нарядах».

Фёдор Абрамов

***
Удивительный всё-таки народ – женщины. Глянет иная в глаза с таким вызовом, что нипочем уже не сможешь пройти мимо, – обязательно заговоришь.
Именно из такой породы оказалась Александра Андреевна Клопова, героиня опубликованного выше рассказа, жительница села Веркола Пинежского района. Село это – родина писателя Фёдора Абрамова, день рождения которого приходится на эти февральские дни.

***

Земля наша людьми удивительными богата, как и во времена, когда жил писатель; да и новых, достойных пера, народилось-понаехало на Пинегу немало. Однако Александра Андреевна не из тех, кого минуешь.
Видно было, как нужно ей поговорить-повспоминать былое и как рада она новому, несведущему собеседнику.
Стояли последние мартовские морозы, а в зимней избушке Клоповой было жарко, как на южном пляже. Хозяйка сидела на диване за рукоделием и, не отрываясь от работы, кивнула мне на табурет.
Я присела напротив и уставилась на быстро снующие её пальцы с вязанием. Из-под них спускалась-рождалась весёлая разноцветная варежка. Во мне, не умеющей держать в руках спицы, это умение вызывает искреннее восхищение и зависть. А тут ещё такой яркий, замысловатый – явно продуманный до мелочей – рисунок!
- А гляди-ко, что я тебе покажу!
Александра Андреевна готовно поднялась с дивана и вывалила на кровать из корзины с десяток парных своих изделий, из которых ни одно не повторяло другое. У меня аж взныло в груди, и я, проохавшись, вытащила Клопову на улицу, чтобы сфотографировать её с рукавичками. Мы надели по одной из каждой пары на штакетины забора и подождали, когда проглянет из-за туч солнце. Однако сыпанул лёгкий крупный снег, я решила, что так будет не хуже, и щёлкнула затвором. (На снимке потом проявились летящие снежинки).

Едва мы вернулись в дом, Андреевна принялась пояснять;
- Так вот целые дни и вяжу. У меня ведь три дочи, три зятя да внуков орава, и всем надо! Ко мне кто когда ни придёт, я всё за делом. И как, говорят, тебе не лихо?! А я не могу сидеть сложа руки. Под телевизор и вяжу, вяжу... С детства труд въелся.
Дети и внуки – это удивительно... Зато уж и горя хлебнёшь через них наибольшего. Первым-то у Александры Андреевны сын был, он сёстрам дорожку, говорит, торил – после уж они завыскакивали. И вот надо же – умер недавно. Её уж всяко готовили, чтобы сообщить горькую весть, а всё одно не уготовили – упала в обморок. И все сорок дней потом не в себе была.
Пока передо мной об этом несчастье вспоминала, всё смахивала слезы ребром ладони, а они текли, не спрашивали... Я даже за блокнот взяться не посмела, растворённая в сочувствии.
Зато едва улыбка вновь посетила лицо Андреевны, я вцепилась в ручку и уже не выпускала её. После дорогого сына ещё ведь трёх дочерей родила Клопова. И вот об этих родах и был, похоже, её коронный рассказ.
- Мне с Таней-то легче всех было. Пошла я к медичке жаловаться на ноги, что болят. Она меня и поворотила – они, дескать, у тебя всю осень болят, ступай! Бабёнка тут была – говорит, может, она рожать будет, это я, значит. Медичка и взвилась: «Чё рожать? У ей ещё рано!» А я и правда только одну неделю в декрете ходила. Вот и пошла домой ни с чем. Иду, а меня и прихватило по дороге! Едва до избы добрела, да скорей по лесенке в горницу.Только заскочила, а девка-то у меня и плюх на пол! Я оглядываюсь – чего выпало? А тут раскладуха поперёк пола стояла – девка у меня под неё и закатилась. Я её за руку али за ногу подтянула и положила на кровать. А бабушка, слышу, тряпки ищет и спрашивает: «За медичкой сбегать?»  Я говорю: «Хошь побегай, а не хошь – не нать. Я уж готова!» Вот так. А через два дня пришла медичка, говорит – в больницу надо ехать. Это, значит, ей для отчёту надо, будто я в больнице родила. Ну, и отвёз меня муж на лошади. Да только намёрзлись там – не топлено было. Через два дня вернулись назад.

А с Галей меня ночью прихватило. Я пришла в медпункт, а там ещё одна женщина веркольская. Так тяжело рожала, все губы искусала! А я пришла, хожу, жду, а рубашку мне дали коротеньку. Она и увидь из-под неё – у тебя, говорит, уж головка в родах, легь ты! Я только сунулась, а девка у меня пырх – и опять нету. Лежит, меня пинает. Замёрзли уж, а никто не идёт. Медичка, слышь, печку топила, через два часа только пришла. А девка уж ножонки соскоблила, так ёрзала. Ну, присыпала она ей стрептоцидом, меня отругала почто-то... А с той женщиной, что тоже тогда рожала, как встретимся, всё скажет она: «Ой, тебе краса рожать-то! Кабы мне так!»

А Райка у меня смешнее всех родилась.Ночью я пришла к санитарке, стучуся. Дедушка её открыл и говорит – не топлено, мол, в больнице-то. Ну, а мне чего? Мне рожать пора! Прихватила я Нину, санитарку, и едва дошли, как родила. Она бегает вокруг, чуть не плачет – не знаю, мол, как у тебя ребёнка-то прибрать. А я говорю – унеси хоть, пока я тут мокрая. Ну, она унесла и кричит: парень у тебя! Ладно, думаю, хорошо, что парень.Утром медичка пришла, обработала его.По деревне слух разнёсся, что сын у меня. Два дня прошло, Нина просится домой сбегать, деток проведать. А чего меня караулить? Иди, говорю. Ну, потом дитя моё заплакало. А в больнице никого больше, я и встала к нему. Тряпки-то размотала – и глаза протираю: нет у парня колокольчика-то! Что такое? Кабы несколько ребятишек лежало, я бы решила, что перепутала, а то ведь одна я рожала-то. Давай опять искать в пелёнках – не отвалился ли? Едва Нину назад дождалась и говорю: беда ведь у нас, парень-то мой... раскололся!

Вот тут, признаться, во время рассказа я не выдержала и захохотала до слез – это ж представить только надо!
А позднее стало мне интересно: неужели эту историю в своё время не слышал от Андреевны покойный Фёдор Александрович Абрамов? Ведь говаривал же с нею не раз и даже записал прелестный рассказик о том, как она выходила замуж, назвав его «Самая богатая невеста». Быть может, не дошло у них в общении до столь интимной темы, поскольку на неё с женщинами всё-таки проще разговаривать? Вот и досталась эта история мне, хотя, сознаюсь, не первой. За шесть лет до меня записала её моя однокурсница Людмила Егорова, автор недавно вышедшей в Архангельске книги «Пинежские зарисовки». Но прочитала я про то, как «парень раскололся», уже дома, после того, как услышала историю из уст Андреевны.
Поведала она мне и про то, как летом навещают её здесь, в Верколе, дети и внуки, как живут все в огромном двухэтажном доме, каких немало в селе, – каждое семейство в своей просторной горнице.
 - А как писатель-то умер, так у меня по пятнадцать человек тут жили, – показывала она свои хоромы. – Много народу приезжало! А вот тут и он по полу у меня босиком ходил. Хочу, говорит, по деревянному босиком, люблю, как деревом пахнет... Я веником поветь замашу, чтобы чисто, он и ходит. Остановится, думает чего-то... А ещё за молоком ко мне ходили с женой. Андреевна, кричит, бывало, ты где? Я ещё, помню, ему морошки как-то поставила – ешь досыта! Вот уж он доволен был. Да и шаньги мои не раз едал...

Знаем мы, что не только молоком да шанежками одарила Фёдора Абрамова Александра Андреевна Клопова. Перечитайте сегодня один из ярчайших монологов из цикла «Трава-мурава» – про неё. А заодно и другие его книги – рассказы, повести, романы. И вы вспомните-поймёте, почему народ наш, несмотря ни на что, ещё жив. И – будет жив. Несмотря ни на что!

«Красный Север», 26 февраля 1998 года


Рецензии
Нина, дорогая, как же ты хорошо пишешь. Как работаешь над словом, подбирая точные выражения, будто душой пишешь. Не будто, а точно, душой.
С уважением,

Галина Козловская   20.10.2020 18:31     Заявить о нарушении
Галенька, радость моя! Рада видеть и слышать тебя, да еще довольную мной. Хотя заслуги это давние, из активного времени. Теперь всё больше старое приходится цифровать. Но здорово, что оно актуально.
Ещё бы почитать собраться дорогих своих друзей! Деньки бегут, дела-долги творческие копятся... Пусть всех нас подольше не покидают силы!

Нина Веселова   20.10.2020 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.