Осваивая космос
Нет, я не летал в космос, и не строил космические корабли. Но кое-какое отношение к полётам в космос имею. А начну я с сентября 1974 года, с того момента, как пошёл на работу после окончания ХИРЭ. Меня приняли инженером отдела 100 Харьковского завода электроаппаратуры (ХЗЭА). Начальник КБ, в котором я работал, Лисиченко и руководитель группы Донец относились ко мне хорошо. Лисиченко даже пытался «выбить» мне зарплату 110 руб., но отдел кадров возражал, так, что моя зарплата составила только 100 руб. Моим единственным заданием, которое я выполнял, работая в отделе, было сопровождение серийного изготовления изделия «Ротор». Может, покажется странным, но ХЗЭА был серийным заводом, где изготавливались изделия по чертежам московских и других КБ. Причём, даже в единственном экземпляре они производились по серийной технологии. Мне удалось за время моей работы познакомиться со всей цепочкой серийного процесса производства, от изучения документации и подготовки производства, до сдачи изделия заказчику. В дальнейшем, этот опыт мне пригодился. Однако, инженером мне пришлось работать недолго. Уже через 8 месяцев я был избран в комитет комсомола завода заместителем секретаря комитета комсомола. С этого момента моя жизнь стала делиться на отрезки, длиной по три года. Примерно, каждые три года мне приходилось менять работу, сферу деятельности, или круг обязанностей. К концу своей трудовой деятельности это имело место даже тогда, когда я работал сам на себя или на своём предприятии. Но, об этом, позднее.
После того, как я в 1981 году демобилизовался из рядов вооруженных сил, я поступил работать инженером в Харьковский филиал Московского приборостроительного конструкторского бюро «Восход» (ХФ МПКБ «Восход»). До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю начальника КБ Николая Погорельцева, начальника второго отделения Анатолия Шехтмана и Виталия Прошкина, в разное время начальника отделения и отдела. Во время работы в ХФ МПКБ «Восход» мне пришлось участвовать в разработке аппаратуры контроля для систем пилотажно-навигационного оборудования космического корабля «Буран» под названием КПА СВСП. Это были приборы системы воздушных сигналов корабля. Замечу, что время тогда было весёлое. То один Генеральный секретарь партии умрёт, то другой. То деньги на проект выделят, то приостанавливают. Постоянно менялась концепция проекта. Изменялась и идеология работы строенных дублированных систем управления аппаратурой. Всё это приводило к постоянным корректировкам и наших приборов. В состав нашей аппаратуры входили такие блоки, как БКСИ, БИК, БЗК, ГД и др. Огромное, (около 100 штук) количество различных кабелей. Мне пришлось полностью от ТЗ до приёмки ПЗ разрабатывать и сопровождать блок коммутации и сигнализации исправности (БКСИ). Он был главным в системе и определял порядок контроля систем самолёта. Руководство по эксплуатации и другие документы десятками раз менялись и согласовывались с различными московскими КБ.
Мне приходилось неделями не выезжать из Москвы. Иногда дома не был по месяцу. Помимо МПКБ «Восход» (Ныне АО "Аэроприбор-Восход") постоянно надо было работать в КБ Глеба Лозино-Лозинского, в «столице мировой космонавтики» Подлипках, с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» Сергея Королёва и другими смежниками. Работа была очень интересная. Согласовывалось всё. Особенно, мне было поучительно защищать аппаратуру корабля «от дурака». Убирать неоднозначности в РЭ, переформатировать лицевые панели приборов. Однажды, когда всё уже было почти согласовано, поступило требование внести в РЭ 25 кг. спирта на год. Без этого, нам не подписывали документ о приёмке изделия. Пришлось срочно извещением изменять РЭ. Правда, больше 900 гр. я не написал. Все изменения должны были быть подтверждены нормами и нормативами. Но, прошло. Аппаратура поехала на Байконур. Правда, уже без меня.
А мой ведущий инженер В.Ф. Прошкин съездил на Байконур, и наградой за работу ему был автомобиль «Жигули». Наградили орденами и руководство КБ. Жалко, что тот полёт «Бурана» был последним. Эра успехов российской космонавтики подходила к концу.
В период работы в КБ мне приходилось ездить и на серийные заводы, где производились изделия, разрабатываемые в КБ. Основными заводами были Московский приборостроительный завод №2 и Ульяновский приборостроительный завод. Вспоминаю поездки в Ульяновск. Чтобы передача документации происходила быстрее руководитель группы инженеров, который отвечал за передачу документации, Ганапольский Юрий Матвеевич всегда просил всех купить в Харькове варёную колбасу. Она была лучшим подарком для сотрудников, копирующих и принимающих документацию. В свободное время, я, конечно, посетил и музей В.И.Ленина. Как новый, в огромном здании, так и его дом, в котором, по преданию, он рос.
Период 1982-1986 года был весьма турбулентный. В это время меня избрали заместителем секретаря парторганизации ХФ МПКБ "Восход". А на партийном олимпе почти каждый год менялись Генеральные Секретари ЦК КПСС. Умерли Брежнев, Андропов, Черненко. Мы даже привыкли к тому, как надо организовывать прощание с вождями. Проводы Черненко в нашем коллективе мне вообще пришлось организовывать самому. Было видно, как нарастает напряженность между СССР и США. Война в Афганистане высасывала ресурсы из страны. Надо было что-то решать.
Приход Горбачёва на должность Генсека привёл к тому, что стали усиливать кадрами райкомы партии. Ну, и вспомнили обо мне. Позарившись на возможную квартиру, я в 1986 году перешел в райком и стал работать инструктором отдела агитации и пропаганды, где занимался контрпропагандой. Правда, квартиры там я так и не получил. Слишком много было других начальников и желающих получить квартиру.
Свидетельство о публикации №220022500944