Кот и Ангел

Кот и Ангел

Жил-был кот. Серый и большой. Жил он по своим кошачьим меркам довольно долго. Разное бывало в его такой долгой жизни. Но в одном он был счастлив бесконечно. Он жил в доме, и у него была своя любимая хозяйка. Она, бывало, и покричит, и веником помашет. Но она всегда блюла интересы кота, защищала его от недобрых квартирантов, наполняла персональное Мурчиковое ведро свежей водой, покупала любимую им рыбу под названием бычки. А вечерами, высунувшись в окно, громко звала своего кота. И не ложилась спать, пока он не приходил домой. Мурчик, а именно так звали кота, чувствовал себя защищенным, а значит, счастливым котом.
Шли годы. Хозяйка старела, болела, её всё чаще называли бабушка. Дом опустел от квартирантов, стал тёплым и чистым. К бабушке стала приходить соседка Таня, сначала помогать ей, а потом и ухаживать. И Таня, в отличие от съехавших квартирантов, любила и баловала Мурчика, чем очень радовала бабушку. Мурчик тоже принял Таню, даже полюбил её. Он всегда ждал её прихода, а то и приходил в гости во время своих прогулок к ней в огород, часто встречал у ворот и гордо сопровождал по тропинке через сад к дому. Иногда кричал под окнами её дома, сообщая, что ему нужно открыть дверь в дом. И Таня обязательно откликалась на зов и шла впустить кота в его дом.
Жили они так втроём очень хорошо. Мурчик чувствовал себя хозяином дома, любимым его домочадцами. Пожалуй, это были самые счастливые годы в его жизни. Засыпая на подоконнике в кухне под приглушенные голоса бабушки и Тани, Мурчик сладко думал, как же ему повезло. Его не пугала своя собственная старость, которая тоже уже бродила где-то поблизости и нажимала все возможные последние звоночки. Он был, повторимся, защищен и любим. А что еще нужно коту? Разве это не рай земной? Рай! И Мурчик сладко потягивал серые лапы и засыпал.
Но однажды всё это закончилось. Рай вдруг надломился, затрещал и посыпался.
Серым мартовским утром бабушка умерла. Она была уже совсем старенькая и неделю с трудом, с помощью Тани, передвигалась по комнате. И Мурчик всю эту неделю рвался к ней, чтобы поздороваться, промурчать о своей любви, дать ей своих кошачьих сил, чтобы она от него не уходила. Сил его, наверное, не хватило, потому что бабушка умерла в одночасье.
В доме затоптались чужие люди. Их было много и разных. Они приходили, громко говорили, писали протоколы и справки. И уходили. На смену тем заходили новые. Живой человек нередко бывает совсем никому не нужен, а вот умер – и государство начинает бегать, вроде защищая его интересы. Но это не Мурчик так думал -  он прятался в дальний угол за диван и просто боялся, хотя на него никто совсем не обращал внимания. Таня плакала, перебирала бабушкин мелко исписанный блокнот и звонила по всем телефонам. В итоге зашли четверо, переложили бабушку на носилки и вынесли. Мурчик прятался от вдруг наступившей в доме тишины и плакал. А вы разве не знаете, что коты умеют плакать? Может, ещё скажете, что у них нет сердца? Плохо вы знаете котов! Или у вас у самого нет сердца…
Подождав, Мурчик выбрался из укрытия, побродил по пустому дому, зашел в спальню, где под иконами горела свеча. Открылась дверь и вошла Таня. Она забрала кота на кухню, насыпала ему еды, погладила и горько сказала:
- Мурчик! Ушла бабушка! Больше её нет. Ты понимаешь это?
Кот хмуро муркнул, немного поел и стал смотреть на Таню. Она была здесь, рядом, и жизнь кота  стала как-то налаживаться. Таня ходила по дому, убирала, говорила по телефону. Потом еще раз подсыпала Мурчику еды, погладила его и ушла. У нее ведь свой дом. А у Мурчика свой! Оставшись один, кот бродил по дому, потом лёг на бабушкино кресло и закрыл глаза. Он вроде как спал, а на самом деле вернулся в ту, предыдущую, жизнь, в которой была бабушка. Она гладила кота, и прикосновение её было лёгкое-лёгкое, почти неслышное. Потому что бабушка вдруг стала Ангелом, и видеть, и ощущать её мог только кот. Убаюканный ангельской лаской, кот уснул. Он понял, что теперь ему надо чаще спать, чтобы ангел-бабушка вновь приходил к нему.
Через день дом вдруг снова наполнился чужими людьми. Кот заметался. Ангела не было, его спугнули громкие голоса. И Мурчик забился под хозяйкину кровать. А потом он услышал знакомый голос, который ласково его звал. Это была дочь хозяйки. Она жила очень далеко и последние пять лет приезжала зимой на два месяца, чтобы побыть со старенькой мамой. Мурчика она обожала, покупала чесалки, заботливо вычесывала по три раза на день, разговаривала с ним, снимала на телефон его проказы. И Мурчик платил ей самой нежной кошачьей признательностью, переживал и скучал, когда она уезжала. Наверное, можно было бы сказать, что он её любил. Но это, по его мнению, было бы нечестно по отношению к старой хозяйки. Поэтому он сам себе говорил: «Я ей признателен, потому что она любит меня и любимых мною людей: бабушку и Таню».  Это был честный компромисс, и так можно было молодую хозяйку втихаря тоже любить.
Когда Мурчик бросился на её зов, на морде его отпечаталась такая радость, что женщина обняла кота и заплакала:
- Осиротели мы с тобой, котик! Ты сирота – и я сирота! Ушла наша бабушка…
Кот преданно смотрел на неё и радовался. Постепенно его земной рай начал строиться заново. Ему в эти секунды показалось, что и ангел присутствует за плечом новой хозяйки. А что? Разве она не станет его любимой хозяйкой? Ведь она уже приехала, она здесь!
А потом снова ходили люди, плакала молодая хозяйка, на веранду внесли гроб с телом бабушки. Кто-то плакал, кто-то смахивал слёзы. Соседи томились во дворе. Ждали священника. И всё это действо заливало яркое мартовское солнце. По дорожке прошел священник в чёрном. Мурчик знал его, он приходил к бабушке, ласково слушал её, а уходя, обязательно гладил кота, удивляясь его размерам и богатой серой шубе. Это был добрый священник. Но вот и вынесли гроб за ворота. И это уже навсегда. Люди, тихо разговаривая, потянулись на улицу, где начали рассаживаться по машинам и в автобус. Дом закрыли. Стало тихо. Мурчик вылез из-под кресла, прошел на кухню. Там на стуле бабушки сидел Ангел.
- Ты здесь? – удивился Мурчик. – Но они  же вынесли тебя в гробу, я видел.
- Не меня, - грустно сказал ангел. – Тело моё. А душа теперь этому телу не принадлежит.
- А разве они этого не знают?
- Знают. Но люди до последнего цепляются за всё материальное. И отдают столько почестей телу, которое уже ничего не значит. И для ушедшего в первую очередь. Они прощаются с тем, что было частью их жизни, и страстно желают запечатлеть эту земную бренность в своей памяти.
- А почему ты не полетел с ними?
- Я знаю, что там будет. Они все будут оплакивать моё тело и бросать горсти земли на гроб.
- Странно как у них, людей…
- Да, люди довольно странные. Котики лучше.
Ангел погладил Мурчика с невесомой нежностью по спине. Мурчик закрыл глаза и заснул. И снова ему снилась бабушка и слышался её голос. Мурчик был снова счастлив.
Ангел грустно улыбнулся спящему коту и переместился на кладбище. Чтобы искренне скорбящие почувствовали присутствие той, о ком они так горько плакали. Встрепанным воробьём сел он на отставленный в сторону крест и тихо чирикнул: Я здесь!
Вечером Мурчик и хозяйка остались в доме одни. Она слушала тишину дома и плакала тихими горькими слезами. Мурчик лежал рядом на широком подоконнике и время от времени громко мурчал. Она гладила его и снова плакала.
Ангел сидел у другого конца стола и молчал.
- Разве она тебя не видит? – обратился к ангелу Мурчик.
- Нет. Живые не могут видеть ангелов. Они просто знают, что мы есть.
- А я? Почему я тебя вижу? Я ведь живой!
- Котикам и детям открыта такая возможность, потому что душа у них чистая, не испорченная!
- Но ведь есть злые дети и злые коты!
- Это не их вина! Их такими делает человек!
- Как жаль, что она тебя не видит! Иначе бы она так горько не плакала!
- Пусть поплачет. Это сейчас нужно ей. Этими тихими слезами она омывает свою душу, очищает от забытых обид и непониманий, и тем самым прощается со мной.
- А ты теперь всегда будешь здесь, со мной, в доме?
- Эти девять дней я всё время буду здесь. А потом тоже буду рядом и с тобой, и с ней, и с теми, кто меня любил и помнит. И только после сорока дней уйду далеко. Туда, где меня уже ждут!
- Куда?
- На небо. В рай.
- Разве есть ещё рай? Зачем ты ушла? Ведь у нас был свой рай, земной!
- На земле рая не бывает, есть только его иллюзия. Вам, котикам, это не понятно, потому что это человеческие понятия. А человеческие понятия определяются Божьей волей.
- Это сложно! Я просто тебе поверю. А я тоже однажды уйду на небо к тебе?
- Однажды я тебя позову, и ты побежишь по радуге, потом по мягким облачкам. И мы будем вместе с тобой гулять по этим белым облачкам. Они мягкие и пушистые! И там будет много котиков и собачек со своими ушедшими хозяевами.
- И там будет Муха, наш пёс, который ушел прошлой зимой?
- Конечно! Мы с ним уже встретились! Он передавал тебе привет.
- Знаешь, а мне даже хочется туда, это даже не страшно, если мы там будем вместе!
- Спи!
Успокоенный кот уснул.
Утром рано, услышав, что хозяйка прошла на кухню, Мурчик со всех лап побежал за ней. Ха, побежал – это громко сказано! Он последний год бегал степенно, покачивая крутыми боками.
- Мяу, - поздоровался он и запрыгнул на кухонный широкий подоконник, где была и его столовая, и чесальная, и спальная.
- Мурченок! Ласковый мой мальчик!
Скажет тоже, мальчик! Мурчик прошелся по подоконнику туда и сюда, чтобы она оценила, какой он большой и красивый. Хозяйка насыпала ему хрустиков, погладила и пошла ставить чайник. Он хрустел, уложив практически серую усатую морду в глубокую плошку. Она сидела за столом, пила кофе и смотрела на кота.
- Что же мы будем делать, Мурчик? Как будем строить твою жизнь?
Кот не вслушивался в её слова, он бы их и не понял. Но он услышал растерянные и озабоченные нотки в ее голосе. Это его смутило. Он поднял морду от миски и заглянул ей в глаза. Они были очень грустные. Мурчик боднул её руку, которой она погладила его. Она почесала его за ушком, он замурчал. Словно хотел сказать: ну, что ты переживаешь, хозяйка! Разве нам будет плохо вдвоём? Я люблю тебя, ты любишь меня! И снова принялся есть.
Прошло несколько дней. И однажды на кухню пришла Таня. Они пили с хозяйкой чай, о чём-то говорили. В один из моментов хозяйка воскликнула:
- Мне надо уезжать! И делаю это с тяжелым сердцем! Когда подумаю, что кот останется в доме совсем один, сердце просто разрывается! Мне пишут друзья из Минска, что готовы устроить Мурчика в добрые руки, волнуются друзья из Владикавказа и Хабаровска. Но это в принципе нереально! Во-первых, подготовка всех документов и делание всех нужных прививок требует время и денег. Ни того, ни другого у меня просто нет.
- Ну, а что? Я буду приходить, давать ему кушать, впускать и выпускать.
- Во-вторых, кот уже не молод, и всю свою жизнь прожил в этом доме. Это его территория. И ему было бы очень тяжело вдруг оказаться совсем в другом месте. Тянуть кота через границу на поезде, потом на автобусе. Это огромный стресс!
- Да пусть живёт! Ты же дом продавать не хочешь?
- Нет! Я в эти дни почувствовала, что хочу сюда вернуться! Но это несколько лет пройдет, не меньше.
- Я же говорю, что я буду следить за Мурчиком. Еды ты накупила…
- А как же зимой?
Мурчик давно уже прислушивался, поводя чутко ушами. Он понял, что разговор был о нём. И разговор, по-видимому, важный для хозяйки.
- Таня! Ты ведь любишь Мурчика, он к тебе привязан! Не могла бы ты взять его к себе?
Таня резко вскинула голову и сказала:
- Нет! Я не люблю, чтобы в доме был кот!
Это было сказано так резко и неожиданно, что сердце у хозяйки заныло. Она не ожидала такого ответа. И бабушка всегда была уверена, что, если что, Мурчик точно уж будет присмотрен. Значит, о консервации дома не может быть и речи! Кот остаётся в доме. Когда Таня ушла, хозяйка гладила Мурчика и тихо сказала:
- Я не ожидала такого! Но у меня язык не поворачивается сказать «предала» о человеке, который столько для бабушки сделал. Конечно, это была её работа, я ей платила деньги, и не всегда была довольна. Но она ухаживала за бабушкой с такой любовью, делала это сердечно и по доброму! Ну, Мурчик, что я тебя убеждаю! Ты же знаешь, какая Таня добрая. Не хочет брать в дом к себе, значит, есть причина. Пусть будет так! Мы же с тобой её понимаем и прощаем?
Она смотрела в его зеленые глаза, словно очень хотела найти в них подтверждение тому, что сама себе говорила вслух. Она уговаривала не кота, она уговаривала себя. А кот беспокойно и громко тарахтел-мурчал. Ему почему то не нравился этот разговор.
Утром хозяйке неожиданно позвонил риэлтор. И она сказала:
- Приезжайте! Для меня идея сдачи дома новая, но, если вы меня убедите, мы придем к соглашению.
И в эту ночь впервые к ней во сне пришла бабушка. Она ничего не говорила, она просто помогала дочери убирать дом. И это была та последняя точка, которой так не доставало в уже принятом решении. Единственном решении, которое позволяло коту остаться в доме.
А уже на следующий день хозяйка ходила по дому и перебирала вещи, снимала фотографии и картины. Мурчик настороженно следил за ней с дивана. Потом пришла какая-то полная моложавая тётка. Они с хозяйкой обходили дом, негромко обговаривая возможную сдачу дома. Увидев на диване Мурчика, тётка умилилась:
- Какой котик!
- Это и есть основная причина, почему я готова рассмотреть вариант сдачи дома. Условие номер один и жирным текстом: кот должен остаться в доме. Не на веранде, не во дворе, а в доме! То есть сюда могут зайти только те люди, которые любят животных, и в частности котиков.
- Я поняла! Это возможно. Так мы и будем ориентироваться. Пусть ваш доверенный человек проследит за этим.
- Это Таня, соседка. Она и будет моим и Мурчиковым доверенным лицом.
- Тогда по рукам?
- Ответ я дам утром.
А вечером она опять плакала и ходила по дому, молилась в спальне у бабушки, где каждое утро и вечер зажигала у икон свечу. Мурчик следил за ней прищуренными глазами. А ночью, когда она спала, к нему пришел Ангел.
- Я не понимаю, - пожаловался ему Мурчик, - чего она такая беспокойная!
- У неё далеко-далеко есть котик, и он сейчас очень болен. Она боится, что он умрет, пока она здесь. Он выздоровеет, но она-то этого не знает!
- Наверное, бедный котик думает, что его предали! Там котик, здесь я. Разве ей нужно выбирать?
- В жизни всегда приходится выбирать. Между плохим и хорошим. Между добром и злом. Между любовью и долгом. Между желаниями и возможностями. И не всегда этот выбор успокаивает сердце!
- Как же было просто и хорошо раньше, когда ты ещё был бабушкой. Моей любимой хозяйкой! И как всё трудно сейчас.  А вернуться ты не можешь?
- Нет, малыш! Оттуда, где я сейчас, не возвращаются. Но всё будет хорошо! Спи!
Утром кот долго и преданно смотрел в заплаканные глаза хозяйки, тёрся о её руку, громко мурчал! Он хотел ей сказать, что знает о беде с её котиком, и что он выздоровеет, обязательно выздоровеет. Ведь так сказал Ангел! Но самое главное, что он хотел ей сказать, было другое. Он кричал ей всем своим маленьким кошачьим сердцем: «Не уезжай! Не оставляй меня одного! Ты единственная сейчас, кто по-настоящему меня любит и кому моя судьба не безразлична! Все остальные, кто всегда целовал меня, ласкал, спокойно вышли за дверь и забыли обо мне. Да, у каждого своя жизнь! Но ведь и я живой котик!» Он словно пытался повлиять на её выбор. И сердце её разрывалось. Разве объяснишь коту, как всё в жизни сложно, когда вся жизнь построена на потерях и на выборе! Человеку можно было бы найти красивые и правильные слова! А что скажешь безмолвному коту? Хотя он всё и так понимает. Мурчик словно что-то прочитал в её глазах. Понуро опустив голову, он ушел на диван. И больше в её сторону не смотрел. Она его предала! Ну и что, что у неё своя жизнь и свой кот. Она подарила надежду, и она же её разбила!
В тот же день она уехала. Мурчик нехотя вышел навстречу Тане, что пришла его покормить. Вышел во двор, пощурился на солнце и тут же вернулся в дом, словно понимая, что теперь он не может уходить от дома, никто уже не будет его вечером звать. В доме, кроме него, Мурчика, теперь никого нет!
Ночью Мурчик снова плакал.
- Бабушка, - горько звал он во сне, - зови меня на облачки! Зачем мне здесь быть, если ты ушла, Таня не захотела, а она не смогла? Она ведь всё-таки уехала.
- Но у тебя есть Таня!
- У Тани свой дом. И она меня туда не хочет!
- А у тебя, Мурчик, есть свой дом! Разве ты хотел бы из него уехать?
- Нет! Это моё место! Вся моя жизнь прошла здесь.
- В этот дом придут люди. Они будут к тебе добры.
- А если не будут?
- Значит, их никто в дом не пустит!
- Зачем ты ушла? Всё так горько изменилось. Я теперь не чувствую себя защищённым. Мне плохо…
- Я знаю. Но есть вещи, которые мы изменить не можем. Мы можем только их принять.
- Она меня бросила! А я так её готов был любить!
- Она уехала в свой дом и в свою жизнь.
- Разве нельзя было ей остаться в моём доме? Ведь люди такие большие и сильные!
- Нет, Мурчик, люди очень слабые и зависят от сотни условностей и обстоятельств. Я была такой же. Теперь мне гораздо лучше! Я свободна. Я – ангел!
- Что же я буду делать?
- Жить, Мурчик, жить! А еще часто спать и видеть меня во сне. Встречать Таню. Она всё равно тебя любит, хоть и не так, как нам бы хотелось! Радуйся её ласкам, они искренние.
- А ты что будешь делать?
- Просить Боженьку, чтобы к тебе в дом зашли добрые люди. И ты был бы здесь не одинок! Чтобы они любили тебя, а ты бы благодарно мурчал им в ответ на ласку. Всем ведь хочется любви и ласки, правда, малыш?
- А она что будет делать?
- Любить тебя, постоянно звонить, беспокоиться и бесконечно желать тебе тепла и ласки.
- Как у людей всё сложно!
- Сложно, Мурчик, сложно. Лучше быть Ангелом!
- Забери меня, Ангел!
- Я всегда могу это сделать! Но давай попробуем жить!
А через неделю в дом вошли квартиранты. И началась для Мурчика новая жизнь в своем старом доме…


Рецензии