Датская литература
С начала четырнадцатого века на датском языке создается "Рифмованная датская хроника". Со шведского языка переводятся французские рыцарские романы. Начинается расцвет народной баллады, на которых заметен налет рыцарской литературы.
В шеснадцатом веке литературная жизнь в Дании стала более оживленной в связи с Реформацией и появлением книгопечатания. Первая книга на датском языке вышла в свет в 1495 году.
"Отец датской литературы" Кристьерн Педерсен (1480-1554) перевел на датский язык Библию, создав основу для дальнейшего развития датского языка. В 16 веке получила развитие сатирическая литература ("Разговор между кузнецом Педером и крестьянином Адспером").
В конце 16 века расцветает религиозная поэзия (Т. Кинго). В начале 17 века начинают играть большую роль ренессансные течения, заметны влияния итальянского и голландского гуманизма, а позже - французского классицизма. В художественной литературе был известен А.К. Арребо, который пользовался александрийским стихом. Большое развитие получила научная литература - Н. Стенсен, О. Ремер и др. Датские и скандинавские литературные памятники публикуют А. Ведель и П. Сюв.
В начале восемнадцатого века в Данию проникают идеи Просвещения - книги Л. Хольберга, которые заложили основы современной датской литературы. Признание получили его комедии, где он использовал традиции Мольера и итальянские комедии дель арте. В комедиях автор высмеивал дворянскую спесь, ростовщичество и подражание французским нравам ("Йеппе с горы", "Педер Порс", "Подземное странствие Николая Клима",1741 г.)
В середине 18 века преобладающими жанрами являются сатира и комедия, идиллия и поверхностная лирика. Морализующие и бытописательные произведения пользуются большим спросом. Сентиментализм тоже имел место в литературной жизни Дании (Х.А. Брорсон - лирика религиозного содержания). В семидесятые годы становится популярной эмоциональная лирика А. Стуба. Радикальная и политическая сатира, и публицистика появляется в датской литературе в конце 18 в. (П. А. Хейберг, М. Брун).
В начале 19 века в литературе стал господствовать романтизм (Х. Стеффенс). Писатели этого времени интересуются и национальной стариной, где романтические влияния тесно соприкасаются с традициями руссоизма и сентиментализма (А. Эленшлегер, поэма "Золотые рога", 1801). Этот писатель в трагедии "Пальнатоке" (1807) показал картину надвигающегося на древнескандинавский мир феодализма. Более всего драматична пьеса автора "Ярл Хокон" (1807), рисующая языческий мир древнего Севера. Влияние немецкой натурфилософии видно в творчестве А. В. Шака Штаффельда и Й. К. Хаука. В датской романтической литературе 19 века выступали черты идилличности. Эти черты хорошо видны в творчестве С.С. Бликера и К. Винтера. Реалистические черты начинают преобладать в творчестве К.В. Бреда ("Драматические сцены").
В тридцатые годы важными жанрами в датской литературе становятся водевиль и комедия (Х. Херц, Т. Оверскоу). Сохраняя романтические черты, Х. Херц создает драму "Дочь короля Рене", сюжет которой лежит в основе оперы П. И. Чайковского "Иоланта". О "повседневной жизни" этого времени рассказывают книги Т. К. Гюллембурга. В 30-х годах создает свои первые сказки Х. К. Андерсен. Однако Андерсен был не только великолепным сказочником, но его перу принадлежат романы - "Импровизатор" (1835) и "Только скрипач" (1837).
В датской литературе 50-60-х гг. господствуют позднеромантические веяния. В 70-е годы в литературе происходит резкое разделение реалистического и романтического направлений - чувствовалось влияние пораженческой войны 1864 г. с Пруссией и Австрией (Х. Драхман, С. Шандорф). В 80-х годах в датской литературе начинают преобладать декадентские тенденции. Некоторые художники свои реалистические и антиреалистические тенденции совмещают. Программа "искусства для искусства" становится главенствующей в их творчестве (Г. Брандес, Драхман). Г. Банг в романе "Безнадежные поколения" выразил ощущение обреченности. На позиции символизма на рубеже 90-х гг. становится поэт Й. Йергенсен. К этому направлению присоединяется и Х. Кидде.
В начале 20 века нарастает волна реалистической литературы (Понтоппидан, роман "Счастливчик Пер"; К. Ларсен, К. Микаэлис).
Первая мировая война по-своему была отображена в датской литературе - Э. Беннелюкке - сборник "Пламя и молодость"; Ф. Нюгор противопоставлял мировой войне идиллическую жизнь в Дании. Наиболее ярким выразителем настроений "потерянного поколения" считался поэт-экспрессионист Т. Кристенсен (сборник "Мечты пирата", 1920). Другой поэт - О. Гельстед, тоже выступил с осуждением войны и "американизации" жизни (сборник "Рекламный корабль", 1922). Пути преодоления одиночества искал в своем творчестве поэт П. ла Кур (сборник "третий день", 1928). Писатель-реалист М. Андерсен-Нексе в своем романе "Дитте - дитя человеческое" (1921) создал образ многострадальной женщины.
В 30-е годы в датской литературе резко проявились два направления: первое возглавлял К. Мунк, последователь Ф. Ницше, противопоставлявший массам сильную личность (пьесы "Идеалист", "Кардинал и король" (1929)); второе возглавлял М. Андерсен-Нексе, представитель реализма (писатели-реалисты - К. Соя, Л. Фишер, Х. Браннер). В манере символизма трактует общественную тематику К. Абелль ("Исчезнувшая мелодия"(1935)). О жизни населения Гренландии пишет П. Фрейхен ("Эскимос", "Моя гренландская молодость" (1936)).
В 50-е годы для многих литераторов характерны настроения усталости и разочарования. Поэты, особенно молодые, сочиняют стихи, увлекаясь "музыкой слова" (О. Сарвиг). Представители реалистического направления в датской литературе призывают к борьбе за мир (произведения Кирка, Шерфига, Гельстеда, Нексе). После 50-х гг. в датской литературе появилось много талантливых писателей - К. Беккер, К. Сеннербюпишет, Х. Вульф, Т. Дитлевсен и др.
АНДЕРСЕН
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875) - знаменитый датский писатель. Родился в семье сапожника. Его творчество явило чудесный сплав романтической фантазии с реальной обыденной жизнью. Он наделял сказку способностью вторгаться в сферы современной ему жизни. Его сказка способна привлекать читателей всех возрастов. В сказке "Соловей" в которой китайский император живой природе предпочитает поющую игрушку, завершается тем, что смерть отогнать от постели умирающего императора удается только живому соловью. В сказке "Снежная королева" горячее сердце Герды, растапливает холод равнодушия и эгоизма. Злую сатиру в сказке "новое платье короля" Андерсен направляет против ложных авторитетов, угодничества и подхалимства.
Отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева": «…В большом городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удаётся отгородить себе хоть маленькое местечко для садика, и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик побольше цветочного горшка. Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в мансардах смежных домов. Кровли домов почти сходились, а под выступами кровель шло по водосточному жёлобу, приходившемуся как раз под окошком каждой мансарды. Стоило, таким образом, шагнуть из какого-нибудь окошка на жёлоб, и можно было очутиться у окна соседей…»
ЯКОБСЕН
Йене Петер Якобсен (1847-1885) - датский поэт и прозаик. Родился в купеческой семье. Окончил Копенгагенский университет - биолог; стал популяризатором дарвинизма. В литературе он стремился преодолеть романтизм путем углубления психологизма и импрессионизма как средств художественной выразительности. Литературоведы считают, что главное произведение Якобсена "Нильс Люне" написано в манере повести притчи, в которой видны черты лирического дневника. Перед главным героем романа встает проблема переоценки ценностей как условие духовного формирования личности. Поиск новых идеалов после разрыва с религией в среде интеллигенции, "воспитание чувств" в любви составляют содержание этого произведения. Душевные качества Нильса Люне ярко раскрываются в отношениях с Фениморой Клауди и в столкновениях с жизнью провинциальной Дании того времени.
Роман "Фру Мария Груббе"(1876) переносит читателя в 17 век, где автор показал необычную судьбу своей героини. Любовь юной Марии к рыцарю и герою кончилась трагически, и ее мужем стал другой человек. Жизнь под властью корыстолюбивого отца лишила девушку нравственных сил, не оставила светлых надежд. Однако душевную молодость ей возвращает любовь простого батрака Серена, в браке с которым она находит свое счастье.
БАНГ
Германг Банг (1857-1912) - датский писатель, критик и театральный деятель. Лучшим его произведениям присущи острота постановки социальных и психологических проблем - рассказы "Шарло Дюпон", "Четыре черта", "Фрекен Кайя", "Воронье". В романе "У дороги" (1886) автор раскрыл тему неудавшейся, напрасно прожитой жизни, трагической женской судьбы.
«Снежная королева» Лист 1
«Снежная королева» Лист 2
«Снежная королева» Лист 3
«Снежная королева» Лист 4
Свидетельство о публикации №220022601300