Владимир Максимов-Регульский Мои размышления

МАКСИМОВ-РЕГУЛЬСКИЙ
Владимир Иванович

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ











Киев
2009






Максимов Владимир Иванович родился в 1934 году в городе Глухове Сумской области. Начинал учиться в средней школе во время войны в Чимкенте (Казахстан). Основное время детства прошло в Днепропетровске, где и окончил среднюю школу. Затем учеба в академии в Калинине (Тверь) и в КВИРТУ в Киеве. Служил в войсках на Кавказе. Адъюнктура, педагогическая и научная деятельность в КВЗРИУ, других вузах и НИИ Киева. В запас ушел в звании полковника, кандидат технических наук, доцент. Таков его жизненный путь.
Стихи начал писать в зрелом возрасте и пишет до сих пор. В древности говорили: «Хорошо мыслит и хороший имеет вкус». Это вполне относится и к творчеству Максимова Владимира Ивановича. Он не может не писать стихи, воспевая вечную любовь, философию жизни, природу, друзей – словом, все, что так волнует богатое воображение. Он не может стоять в стороне от общественной жизни:

Прогнило наше общество.
В верхах одна лишь мразь.
Семейное сообщество
Втоптало знамя в грязь.







МАКСИМОВ
Владимир Иванович


Мои размышления



















Киев
2009
               



                Моему папе
                Максимову
                Ивану Петровичу
                посвящается!










































УДК
ББК

Максимов В.И.
Мои размышления. – К., 2009, с.

В этот сборник вошли стихи, написанные в разные годы и ранее не публиковавшиеся. Они имеют различную тематику от общественно-политической до лирической. В стихах описаны взаимоотношения автора с его начальниками, сослуживцами, друзьями и подругами. Приводятся впечатления его от различных местностей и городов. Уделено внимание размышлениям о жизненных ситуациях и поэтическом творчестве.
Этот сборник стихов предназначен для широкого круга читателей и в первую очередь тем, кому не безразлична судьба нашей Родины.
























                © Максимов В.И.,
                2009





                Поэтом можешь ты не быть,
                но гражданином быть обязан.
                В. Маяковский

Введение
Этот сборник стихов является продолжением сборника автора «Вторая молодость моя» (К., 2000). В предлагаемом читателю новом сборнике собраны стихи, написанные в разные годы и ранее не публиковавшиеся. Они вызывались ситуациями, в которые автор попадал, и людьми, близкими ему по службе, работе и жизни. Все фамилии, упоминаемые здесь, носят реальные люди. Пусть они не будут слишком строги к автору.
Кроме того, включены также стихи, посвященные ему и две песни его юности, которые знают немногие. Последние дороги как память.
Особенно хочется отметить стихи-размышления на общественные темы. Они вызваны болью за развал нашего государства и потерей перспективы в жизни народа.
Вместо заключения приводится стихотворение с вставками прозы «Моя исповедь». В нем сделана попытка показать, что же заставляет поэта писать стихи.


























О моем происхождении

Я, Максимов Владимир Иванович, родился 09 октября 1934 года в городе Глухове Сумской области на Украине. Среднюю школу закончил в 1952 году в Днепропетровске. Киевское высшее инженерное радиотехническое училище окончил в 1956 году. Почти шесть лет прослужил на Кавказе. В 1962 году поступил в адъюнктуру Киевского высшего зенитного ракетного училища, которую закончил в 1965 году. Более 23 лет прослужил в названном училище преподавателем и старшим преподавателем. Доцент, кандидат технических наук, полковник-инженер. После увольнения в запас работал в Киевском политехническом институте и в научно-исследовательских институтах города Киева на научных должностях.
По отцу мы русские, смоленские.
Мой отец Максимов Иван Петрович
родился в 1909 году в селе Демидовка
Глинковского района Смоленской губернии.
Из этих же краев вышел Потемкин,
Фаворит Екатерины Второй.

Возможно кровь Потемкина течет в моих
жилах. Ведь дед мой смоленский был
мужик. Кто знает, где судьба ее носила
и выплеснула на Днепровский брег.

А по семейным маминым преданьям мы
вышли с Подолии.
Моя мама Регульская Евфросинья Михайловна
родилась в 1912 году в городе Каменец-
Подольском Проскуровской губернии (теперь
Хмельницкая область).

В крови моей сплошная каша.
Там подружилися во тьме
Кацап, хохол, армянка наша
И рыцарь Речи на Висле.
Тевтонец тоже был при том
Со своим карающим мечом.

Но все же замечу, что по воспитанию, образованию и образу мыслей я русский. Все другие национальности во мне переварились.

1982 год                Киев
Моим сослуживцам
                Есть такая профессия – Родину защищать.
                Кинофильм «Офицеры».

Инженеры военные – нашей армии цвет.
Высоко Вы держали свой авторитет.
Всегда защищали делу нужный проект.
Не боялись сказать Вы начальникам нет.

Вы ночами не спали – проводили ремонт.
Утром точно сдавали Вы в полет самолет.

И локатор крутился только Вашим умом.
А ракета летела после пуска потом.
Направлялась она на воздушную цель,
Поражая ее после многих петель.

Даже пушка порой не стреляла без Вас.
Всем Вы показали свой высокий класс.
Вы учили людей, все во имя идей,
С ними Вы проводили много дней и ночей.

Но начальство порой забывало о Вас.
Оставались в тени Вы бравых командас.
Оно их отмечало орденами притом.
Вам же доставались лишь медали потом.

Вы не унывали от неблагодарности.
Были и у Вас свои радости.
В памяти остался поиск неисправности,
Что мучила Вас тогда без жалости.

Вы всегда учились жить, творить по-новому,
Отдавая дань времени веселому.
Время это было юности Вашей.
Бурного расцвета страны нашей.

17.02.02 года        Киев







***
Научные работники – прогресса толкачи.
Вы о науке думали порою и в ночи.
Ей ум свой отдавали ну просто за гроши.
Вперед ее толкали всей силою души.

Она ж не подавалась, все ставя перепоны,
Но все же выводила на новые перроны.
А радость доставляли пусть малые успехи,
Порою достигали их просто для потехи.

Обзоры, предисловия и также рефераты,
Они Вас направляли на новые затраты.
Они Вам помогали прорваться через пущу
Чужих идей и помыслов, что было еще гуще.

Журналы, книжки толстые и тонкие тоже
Сводили Вас с ума, на что ж это похоже.
Статьи, заявки первые – родные Ваши дети
Порою Вас затягивали в прочные клети.

Проверкою работы были эксперименты.
Здесь Вы испытали прекрасные моменты,
Когда реализовали свои идеи тоже
И просто наблюдали, на что они похожи.

А серости бездумные – научные пираты
Все силы направляли они на плагиаты,
А Вам напоминали, что Вы в тиски зажаты,
Порою оставляли Вас даже без зарплаты.

Но Вы не унывали – линию держали
Того, что Вы хотели, с нею достигали.
Она ж прямою не была, ломалась иногда
И была частью нужного Вашего труда.

21.02.02 года                Киев









Марчику А.В.

Полуротный, полувзводный –
Кафедральный командир.
Как ученый он бесплодный,
Не поможет тут аир.
Но всегда в почете ходит
Кафедральный командир.
Всем работу он находит,
Загрузил бы ею мир.
А работа та такая,
что дает наш командир,
В общем даже непростая,
Долго думал командир,
Бестолковая, дурная,
Удивился бы весь мир.
И вот этот-то чудак
В жизни гонит один брак.
Напридумал столько дел,
Что от них сам поседел.
Не переделать их всех нам,
Хоть ты тресни пополам.
Вот и топчемся на месте,
Как буксует паровоз,
Шуму много, пару воз
И вращаются колеса
Без какого-либо спроса.
Кругом скрежет, визг металла
И все ради только бала.
Чтоб начальство похвалило.
Да и в праздник не забыло.
И подарок подарило.
Ну, пускай хотя бы мыло.
Пусть отмоется от грязи,
Что забрызгался он в связи,
Поливая ею их,
Подчиненных «дорогих».
И зачем такой полив?
Что к нему бы шел прилив.
Прилив славы и почета.
В том его лишь вся забота.

Октябрь 1982 год                Киев

Суслову Ю.Б.

Хвалить себя он сильно любит,
А вот других всегда осудит.
Следить за всеми он готов
И видит в том свой новый зов.
Его бы хлебом не кормить,
А дай контроль бы проводить,
В суде б ему позаседать,
Свою собаку поласкать.
Он часто может повторять,
Что честный он, правдивый,
Такой хороший и трудолюбивый.
Но словно пес тот шелудивый,
Везде во все свой нос сует,
И все интриги он плетет.
Всем он хочет доказать
Свою порядочность опять.
Со временем своим он «не считается»
И потому по городу мотается
Не только в выходной и библиотечный день,
Но и в будни ездить ему тож не лень.
Вот так средь бела дня он исчезает,
По суткам где-то пропадает,
Видно, что-то выбивает или собирает.
Он самый ярый коллекционер,
Хотя еще не пенсионер.
Собирает он книги, марки, монеты,
Дарим для коллекции эти куплеты.
Вступил в кооперативный он гараж,
Но вот беда не выбил первый он этаж
И шум поднял на весь кооператив,
Увидев там один лишь негатив.
Квартиру сыну он купил,
Машину во время сменил,
Приобрел дачу-огород
О, все в один и тот же год.
В придачу орден получил
И был начальнику он мил.
Чтоб увеличить свои проценты,
Выбивает он доцента.
Опять он в грудь себе стучит
И ни минуты не молчит.
Кто о честности своей так много говорит,
Он видно здорово горит.
Что ж дал он для народа
И за что ему награда,
И за что такой почет?
Не простой ли тут просчет?
Да кто же он такой, лисица или грач?
Нет, он самый натуральный рвач.
Узнали ль Вы его портрет?
Да, да, наш будущий доцент.

Октябрь 1983 года                Киев



































Начинающему преподавателю

Заседание кафедры идет.
Начальник нудным голосом «поет».
Сидим мы, его слушаем,
Порой друг друга кушаем,
«Здоровый» наш коллектив
Делится на пассив и актив,
Пассивные больше помалкивают,
Активные часто позявкивают.
Выступать должны они обязательно,
Ибо их не взлюбят основательно.
Чаще будешь выступать,
Чаще будут отмечать,
Может даже выдвигать.
Ну, а если мыслей нет,
Не насилуй свой портрет,
Повторяй ты слово в слово
Мысль начальника родного.
Поддержал его ты слова
Будет вновь тебе обнова.
Вот так толчем мы воду в ступе
И много лет сидим мы в купе.
Не ждем от друг друга радости,
Хоть как-то избежать гадости.
А она порой преподносится,
Так что кулак вход просится
С такими благими намерениями.
Нет, не прикрыть ее даже прениями.
Опять сидим мы на собраниях.
Порой молчим на заседаниях.
Грустим о потерянном времени.
Не избежать нам этого бремени.
Все пишем, пишем протоколы,
В работе же одни проколы.
Обучаемых на кафедре не видно,
Вот почему нам так обидно,
Проблема нас одна волнует:
Почему курсант наш и в ус не дует.
Сидит, куняет на занятиях,
Не разбираясь даже в понятиях.
Но, если преподаватель ставит ему двойку,
То получает хорошую головомойку.

Декабрь 1983 год                Киев
РАЗМЫШЛЕНИЯ

Изобретателю

Ты родословную ведешь
От любопытной обезьяны,
Что в голове искала вошь,
В руке ж нашла изъяны.
А как хотелось ей достать
Высоко висящие бананы.

Тогда-то палку взяла,
Над собою занесла
И сбила те бананы.
То было первое
Изобретение ее.
А дальше все.
Пошел прогресс
Аж до космических небес.

18 января 1985 года                Киев
























***
Весть черная нас всех ошеломила.
С Чернобыля на Киев принеслась.
Жизнь нашу быстро изменила.
Атомная станция взорвалась.


Преступники о славе лишь мечтали.
Людей окрестностей в расчет не принимали.

28 апреля 1986 года                Киев


































МЕСТАМ И ГОРОДАМ, ГДЕ Я БЫВАЛ

Воскресенке

В Киеве на Воскресенке есть озеро глубокое.
Озеро глубокое. Радуга-дуга.
Тополя над озером вряд стоят высокие,
Отражаясь в нем словно череда.
В тихую погоду гладь воды зеркальная.
Ночью в ней купаются свечки-огоньки
От окон деревеньки, нашей Воскресенки.
При погоде ветреной гладь воды волнуется.
Свечки превращаются в веники порой.
По утрам над озером стелятся туманы,
Покрывая озеро белой пеленой.
Оно  просыпается вместе с Воскресенкой.
Жизнь здесь начинается раннею порой.
Люди заозерные путь свой сокращают.
Люди-плоскодонки в этом помогают.
Смотришь-ненасмотришься на картину дивную.
Из тумана белого лодка появляется.
Будто наяву сказка проявляется.
В плоскодонке девушка стройная стоит.
По озеру медленно лодка скользит.
Одним веслом плавно гребет молодка.
Вот и в берег носом уткнулась лодка.
Теперь движенья девушки быстры.
На песчаный берег она сходит.
Весло уж спрятано в кусты.
Где привязать лодку находит
И вверх по косогору бежит.
Все это наша Воскресенка,
Что словно белая пенка,
Выплеснулась из Днепра.

1970 год                Киев










Ленинграду – Петербургу

На свете много городов,
Себя покрывших вечной славой,
Проживших тысячи годов
В истории той величавой.
Но этот город молодой,

Что над широкою Невой
Раскинул стройные кварталы,
Не знал еще былой опалы
Как Киев, Новгород, Москва.

Нога врага здесь не ступала
С дня основания его.
Под стенами она стояла
И отступила от него.

Здесь духа русского величье
На каждом чувствуешь шагу.
Прекрасное твое обличье.
Его забыть я не могу.

Здесь строки Пушкина
Преследуют меня
И я, как верный сын Авроры,
Ее одну в душе любя,

Твержу их сам, помимо воли.
«Люблю тебя Петра творенье».

Июль 1986 года            Ленинград, Теплоход «Юрий Долгорукий»












Тбилиси

Тбилиси, Манглиси, Дамниси
И прочие там Кутаиси.
Цители, Кварели, Ткварчели.
О, как Вы мне все надоели!
Устал я меж Вами скитаться,
Но некуда больше податься.
И все же люблю Вас как прежде.
В любви пребываю, в надежде.
В надежде опять к Вам вернуться.
В Ваш быт с головой окунуться.
Услышать гортанный Ваш говор.
Шашлык и вино подаст повар.
И он же положит мне кинзы.
Не буду я видеть той кирзы.
А буду лишь слушать Ваш шорох.
Моторы гремят словно порох.
Вот так просыпается город.
И вновь уже слышу тот говор.

1981 год                Тбилиси























***
Давно уже нужно побриться.
Хотел в серной бане помыться,
Где некогда Толстой купался
И о величии сокрушался.
Теперь источник перекрыли
И этого меня лишили.
Все говорят его отдали
Больным, чтоб здоровее стали.
Но всем давно уже известно,
Что все закрытое интересно.

1981 год                Тбилиси
































***
Джон жоли, Ткебули, Ткемали.
Меня Вы к себе приковали.
Пишу я с плохим настроеньем,
Но все же борюсь с озареньем.
Душа моя тихо так стонет.
А сердце по-прежнему ноет.
И нет мне нигде уж покоя.
Как кровь разогнать от застоя?
А хочется мне, чтоб свободно дышалось.
И в жизни хорошего больше осталось.
Хотелось любить молодую.
О ней я так видно тоскую.

1981 год                Тбилиси


Одиночество в большом городе.
Это страшно! Это хуже, чем одиночество
в пустыне.

























Белой Церкви!

Когда-то спокойствием меня своим ты поражала.
И лишь под гусеницами танков земля дрожала,
Когда стальная рать с парада киевского возвращалась.
Теперь такого больше не осталось.
Здесь некогда я счастлив был.
И отдыхал душой и телом.
Сейчас же я тут занят делом.
Радон твой силы должен мне умножить.
И вновь захочется свободно жить.
Хожу по городу. Смотрю, что изменилось.
Окрасом осени листва уже покрылась.
А в парке Богдан задумавшись сидит
И на танцующих глядит.
Где были лебеди, осталась только лодка.
Но по-прежнему манит Музейная горка.
Да парк «Александрия» зовет к себе.
Мне вновь напоминает о тебе.

1985 год                Белая Церковь
























Львову

О, чудный, милый сердцу Львов!
Моя последняя любовь,
Что в жизни мне еще досталась.
Душа моя тебе отдалась.
Да, опоздал к тебе я вновь.
Не видел пращуров кровь,
Что бились здесь между собой,
Идя порой в священный бой.
С чьей стороны он правый был?
Но потихоньку пыл остыл.
Соединились все во мне
И вижу их вновь как во сне.
Врагами были все они,
Но гены их в моей крови.
Поляк, русин, армянин
И немца пунктуальный сын.
Собрались там, чтоб вместе жить
И всеми силами дружить.
Но победил во мне русин.
Да, русского отца я сын!
Я русский по призванию
И данному мне образованию.

26 января 1985 года                Поезд «Львов-Киев»
 



 


 











Кавказу

Теперь же я от Ваших глаз
Поеду прямо на Кавказ.
И вновь Кавказ передо мною
Встанет могучею стеною.
Быть может за этой стеною
Отдушину для себя открою.
Избавлюсь я от заседаний
И надоевших мне собраний.
Там молодость прошла моя,
Что до сих пор волнует так меня.
Тогда я вслед за Лермонтовым
Был сослан на Кавказ,
Не натворив в Киеве никаких проказ.

11 декабря 1985 года                Киев




























***

Вот вновь я за стеной Кавказа
Стремлюсь на Юг, на Ереван.
Не удержуся от рассказа.
О том, увижу ль я Севан?
В вагоне речь разноязыкая,
Хоть необычная, но близкая.
Здесь грузины и армяне
Собрались, как на поляне.
Из них грузинов выделяю.
С улыбкой юность вспоминаю.
Слова знакомые ловлю
Грузинского гортанного звучанья.
Ищу в памяти их значенья:
Гамарджоба, бичо, гого, каргия.
А перед глазами селенья мелькают
И молодость мою напоминают.
Ведь здесь она прошла
И счастье мне несла.
Очамчири, Лагодехи, Цители Цкаро, Цнорис Цхали
Чего мы в жизни не искали,
Оно само ко мне пришло
И вдохновенье принесло.

18 декабря 1985 года           Поезд «Киев – Тбилиси»



















***
Кавказ суровый и прекрасный!
Люблю тебя я в день ненастный,
В день солнечный тебя люблю
За величавую красу твою.
Хоть родился в другом краю,
Но бескорыстная любовь
Давно волнует мою кровь.
Так тридцать с лишним лет назад
На фоне каменных громад
Впервые море увидал
И душу я тебе отдал.

19 декабря 1985 года              Поезд «Киев – Тбилиси»































Тирасполю

Суворов, первый меч России,
В Тирасполе на площади стоит
И смотрит в дали голубые,
К себе детей даже манит.
Коня к Днестру он пригнал.
И с криком грозным: «Стой!»
Войска свои остановил
Вверх поднятой рукой.
Казармы здесь построили
И Белые, и Красные.
Труды тогда их были
Совсем уж ненапрасные.
Теперь он в бронзе на коне,
Взбежавшем на скалу извне,
Поднявшись в стременах стоит,
Вперед на Юг по-прежнему глядит.

1986 год                Тирасполь

























Из моего детства
Плохо батареи грели.
Долго я нежусь в постели.
Нужно вставать, а не хочется.
Кто о тепле позаботится?
В школу идти уже пора.
Сырость несет со двора.
Дождь моросит за окном.
Грязно повсюду кругом.
Полна канава воды.
Вот нашей жизни плоды.
Водой залит соседний дом.
Я обхожу его кругом.
Как люди только в нем живут?
Вокруг него сплошной запруд.

1950 год             Днепропетровск




























Раздумье

Одиночество

Проблема одиночества в толпе
Меня давно интересовала.
Но смысл ее открыть себе
Мне мыслей не хватало.
Вокруг тебя люди снуют,
Они по делам своим идут.
Им до тебя нет дела.
Тебя обходят смело.
Да, одинок я, как и прежде,
Но все ж пребываю в надежде
Найти тот объект поклоненья,
Чтоб не было больше сомненья,
С кем разделить время.
Но нет такой близкой души.
Вот и мучаюсь в тиши.
Такой я видно человек.
Так проживаю свой век.
Но все же иногда что-то нападает.
Тогда мне хорошо и одному бывает.
Люблю я порой одиночество.
Хотя уж прошло и отрочество.
Здесь сам себе противоречу.
Но хочется тебе пойти навстречу,
И вместе вдвоем нам скитаться,
Чтобы совсем не расставаться.
Вот так я спорю сам с собой.
Порой иду в кромешный бой.
Из этих споров с самим собой
Рождается поэзия.

1981 год                Тбилиси











Размышления
Что-то в жизни моей не идет.
Гасится скорость движения вперед.
Видно близок новый поворот,
А за ним лишь неизвестный брод.

Задуманная книга не пишется.
Начатый ремонт квартиры не делается.
Купленная дача не строится.
Машина и та плохо заводится.

В душе сумятица, смешение понятий.
Все видно от обилия занятий.
На службе неизвестность полная.
Хоть цель моя даже очень скромная.

Ее пока я не достиг.
Где же тот прекрасный миг?
Давно заявок на изобретения не посылал.
Идеи скудные лишь просто записал.

Статьи еще выходят –
Прошлых лет труды.
Да начал «глохнуть» я,
А что там впереди?!

Хочется забыться, закрыться.
Уйти от людей,
Только б не лишиться всех своих идей.

Уехать бы в гостиницу.
Побыть там одному.
О жизни там задуматься.
Приятно самому.

Но мест в той гостинице нет.
А в окнах погашен уж свет.
Куда же мне направиться?
Кто поведет меня?

Как трудно с проблемой справиться
Без поводыря.

1986 год                Киев
К народу русскому

Вставайте, русские, проснитесь!
От сна скорее пробудитесь!
Державу Вашу рушат.
Вас пропагандой душат.

Вы в шоке пребываете.
О чем теперь мечтаете?
Вас предали «вожди» свободы.
Вас предали «друзья» народы.

Теперь Вы нацменьшинства.
Не сыщешь больше свинства.
Вы русская диаспора
В республиках Союза,
Порою прав лишенная,
Для многих лишь обуза.

Сейчас Вы все обречены
На прозябанье жалкое.
Причины здесь обнажены.
Нужно лишь сердце жаркое.

Ведь госязыковый закон
Лишил Вас языка родного.
А сколько будет перепон
Для парня молодого.

Останется ему одно –
С лопатою на стройку.
Так он опустится на дно,
Кляня ту перестройку.

Народ великий и могучий,
Неужто будешь просто кучей
Разобщенных областей?
Не стыдно ль пращуров костей?

1991 год                Киев





На распутьи

Опять стоишь ты на распутьи.
Не знаешь вновь, куда идти.
Хотел одни ты сбросить путы.
Обрел ты новые в пути.

Совсем не ясно, что же лучше?
Одна идея иль другая.
От них себя оберегая,
Живешь, не ожидая рая,
А просто тихо выживая.

Так большинство живет сейчас,
Замкнувшись в своем малом мире.
Все собирая прозапас,
Не отдавая себя лире.

А лира дремлет где-то рядом.
Ее не приглашают на дом.
Ее забыли, обошли.
Она осталася в пыли.

И рукопись уже не продается.
Издатель покупается порой.
Как сильно у поэта сердце бьется,
Когда он видит своих мыслей строй.

Построившись, стоят они рядами
Печатных букв на белом том плацу.
Их командиры всегда с нами.
Строчка – шеренга на боевом посту.

Прямолинейность – вот удел поэтов,
За что наказывали их не раз.
Пусть будут все они согреты
Теплом народа в этот смутный час.

2000 год                Киев







Только время вечно
                Мне уже двадцать лет, а еще так
                мало сделано для бессмертия.
                Цезарь

Вопрос: Что горит в звездах? Почему они так долго
                горят и не гаснут?
Ответ:     Поляков А.М. сказал: «В звездах горит время. А оно вечно».

Тысячелетия сгорели в звездах.
Может даже миллиарды лет.
А почему нам не считать все в веснах?
Никто не может дать на то ответ.

Весной природа оживает.
К свершеньям новым нас зовет.
И каждый что-то ощущает.
Куда-то вновь его несет.

Человека занимала вечность.
К бессмертию стремился он.
И не смотря на всю свою беспечность,
Хотел попасть он в пантеон.

Прошли тысячелетия.
Вновь новое столетие
Обрушилось на нас
И давит, как палас.

Но мы не вечны, к сожаленью,
Здесь места нет тому сомненью,
Что наслаждалося веками,
Так позаботимся мы сами.

Прославим же себя делами,
А может даже и стихами.
Стихи – это душа поэта,
Любовью вечною согрета.

Она летает все вокруг
И на лист ложится вдруг.
Строкою ровной как стрела,
Что поразила там орла.

Но каждый все же помнит,
Порою думая в тиши,
Духовность есть, но нет души,
И никуда она не отлетает,
Когда дыханье замирает.
Никто еще того не знает.

Душу сознанье заменяет.
Его не стало, нет души.
Она тотчас же умирает.
Тогда уж больше не спеши.

Отцы святые говорят,
Что смерть побеждена.
Везде о том они твердят.
Лишь ты поверь сполна.

Но почему же люди мрут?
От нас уходят навсегда.
Неужто первые нам врут,
Надеждой на бессмертие маня?

У них задача – удержать
Народ в повиновении
И наказаньем запугать,
Не дав душе сомненья.

Веками все тонко продумано
В системе устрашения:
Будешь хорошим – попадешь в рай,
Плохим – в ад. Выбирай.

Но что означает хороший?
Каким должен быть плохой?
За этим туманом с порошей,
Нам неизвестно порой.

Все относительно в мире
И недоступно даже мере.
Критерии часто неопределенны.
У всех лишь глаза воспалены.

А тот, кто их установил,
С нами посоветоваться забыл.
Вот и живем мы во мраке.
Часто решаем все в драке.

2001 год                Киев










































Куда уходит время

Победа над смертью одержана
В легендах, сказках, сказаниях.
Она там красиво повержена
Героями в их славных деяниях.

Человек со своим воображением
Много чего понавыдумывал.
Полет в небесах с воскрешанием,
Чудесных свершений вал.

А время хоть и вечно,
Для нас небесконечно.
Оно при жизни лишь течет,
А дальше вовсе не пойдет.

Но тратим мы его легко.
Особенно в младую пору.
Как медленно оно тогда текло,
Не подчиняясь нашему задору.

Вот бесконечно долго тянется урок.
И хочется скорей на перемену.
Но время не заготовишь впрок.
Оно же не простит тебе измену.

Куда время уходит навсегда?
Никто того не знает.
Ему б задуматься тогда,
А он все забывает.

2001 год                Киев












Открытая душа

Жизнь наблюдая со своих позиций,
Пришел я к выводу без лишних композиций.
Хоть часто говорит народ,
Порою даже все в разброд:

«Открытая душа –
Всем она хороша».
Но в жизни все бывает иначе,
И это отметить нужно тем паче.

Идешь к человеку с открытой душой –
Натыкаешься на кулак большой.
Когда же делаешь маневр обходной,
К морали нашей непригодный,

Юлишь, интригуешь, смеешься,
Смотришь чего-то добьешься.
Того, что хотел получить,
Без всей этой подлости жить.

2001 год                Киев






















Мои поздравления сотрудникам

Владимиру Георгиевичу Тугаю

Сегодня отмечаем твой полуюбилей.
Для этого не думая, полнее всем налей.
Мы выпьем все за здравие, чтоб был ты нам здоров,
И пусть всегда по-прежнему играет в жилах кровь.
Играть ты очень любишь, с компьютером в обнимку,
А может быть погубишь ты не одну блондинку.
Но белую королеву на шахматной доске,
Которая стремится поближе быть к тебе,
Держи на расстоянии, не подпускай к себе.
Ты помни и гордись тем, что черный ты король
И выполняй ты смело отведенную роль.
И благодарны будут твои ученики,
Когда они постигнут победы у доски.
Борись ты с бюрократами, что свет тебе закрыли,
Но помни, что они о нас давно уже забыли.
Пусть скромность не в почете,
А на работе упорство победит,
И Слава – дама капризная к тебе вновь поспешит.

02.10.2000 г.                Киев






















                Женщинам можно позволить
                выбрыкивать, но ненадолго
                Федоренко В.А.

Жанне Ковш

Нам феномен ее известен.
Он даже как-то интересен.
Живет работой вся она.
Лишь просыпается от сна,
А мысли все уж на работе.
Одна из первых. Вся в заботе.
И работа ее любит,
А может даже и погубит.
Но чтобы не было беды,
И хватало всем еды
Нам стол накрыть нужно помочь,
Тогда и беды уйдут прочь.
Пусть все устроится как лучше,
И жизнь пойдет спокойней, тише.
А все плохое все забудут.
Родные, близкие пусть ждут.
Не математикой единой,
В голове неукротимой,
Жизнь потихонечку течет,
И счастье в дом ее придет.

28.03.2001 г.                Киев

















Александру Петровичу Новикову

В апреле много родилось великих,
Оставивших в истории свой след,
Но много родилось и небезликих,
Простых вершителей побед.

Без Вас бы не было свершений,
Которыми гордится белый свет.
Ваш добродушный милый гений
Привел Вас на высокий парапет.

Вы скромный труженик научного прогресса,
Пусть не бежит за Вами пресса.
Но дело двигается Вами лишь вперед,
И с Вами, может, и отдел пойдет.

Успехов пожелать мы Вам хотели,
Но больше написать мы не сумели.
Пусть все по плану Вашему идет
И в жизни еще много повезет.

24 апреля 2001 года                Киев





















Мирославе Теодосиевне Черешнюк!

Два хороших, добрых слова
В имени ее слились.
В них заложена основа,
Они в делах отозвались.

Характер женский, не сварливый,
Спокойный – выдержка во всем.
Взгляд теплый, мягкий, не спесивый –
Не утонуть бы в нем.

Видно в этом есть секрет –
По доброте ей равных нет.

Поздравить мы ее собрались,
Хорошей жизни пожелать.
Вот, может, плохо мы старались,
Нас надо чаще вдохновлять?!

Желаем мы большого счастья
Твоей семье, тебе самой.
Пусть стороной пройдут ненастья,
А радость пусть взрастет горой.

Пусть радует тебя работа:
Программы «на-гора» давай.
И будет лишь одна забота –
Собрать в саду весь урожай.

Пусть будет мир, а миру – слава!
Тебя мы славим, Мирослава!
И наш наказ тебе: всегда,
Еще на долгие года,
Здоровье, радость и любовь
Пусть разгоняют в жилах кровь!


Киев






Мирославе Теодосиевне Черешнюк

Слава, слава! Мирославе!
Теодосиевне хвала!
Расцветай в своей судьбе.
Чтоб всегда такой была
Доброй, шумной и веселой.
И улыбка чтоб цвела.
Мудрой, вдумчивой, задорной.
За собой ты нас вела
По дороге трудной, славной.
Прекрасной женщиной была.
А компьютер – он мужчина,
Пусть высокого даже чина,
Подчиняется тебе –
Нашей фрунзенской звезде.
Ты его так приручила,
Что программа позабыла,
Кем составлена она
Не без лучшего зерна.
Подчинилась и смирилась
Со своею участью тогда.
Хоть и женщиной была.
Ты же ею так крутила.
Видно в этом твоя сила.


Киев

















Виктору Павловичу Осадченко

Наш Виктор –
Хитер бобер.
Умеет он со всеми ладить,
Что хочется его погладить.

Пусть же будет он здоров
И наломает много дров.
А в каменном нашем лесу
Выдержит даже осу,
Что хочет его укусить.
Ей тоже хочется жить.

Но когда она кусает,
То жало свое теряет
И тут же сразу погибает,
Хотя того и не знает.

Бобер же пилит свое древо.
Не забывает и про чрево.
Плотину – дом уже построил
И жизнь свою он обустроил.
Пусть живет в нем там богато.
Выпьем за него ребята.

Киев


















Владимиру Алексеевичу Федоренко

Посмотреть сегодня нужно
Всем нам очень даже дружно
Просто так, со стороны,
Все черты сейчас видны.
Шестьдесят прожитых лет
Пролетели словно птица,
И оставили свой след
Даже на его ресницах.
Этап важный и серьезный,
Даже может быть и грозный.
Чтоб его пройти успешно,
Подведем итоги спешно.
Недостатки опускаем.
Ведь они всегда же есть,
Мы их просто не замечаем.
Не затронем его честь.
А достоинства всегда хорошо видны,
Их увидишь, несомненно, даже со спины.
Седина его овала
Говорит, что дней немало
На работе он провел
(До конца чтоб НИР довел!).
Стройный, быстрый, обходительный,
Даже где-то как-то бдительный.
Терпеливый и упорный,
Вычищает он дух сорный.
Весь подтянут как казак,
Хоть сегодня на госзнак.
Карандаш он точит тонко,
Говорит совсем незвонко.
Всех он нас объединяет
И работой загружает.
В голове видно не пусто,
Не с руки ему покой.
И домой бежит он шустро
На свидание с землей.
Таковы наши итоги,
А писали мы – не боги.
Пожелаем ему дружно
И здоровья – это нужно,
Процветанья и любви,
Ты зови ее, зови!!!
24 сентября 2001 года               Автобус «Киев-Евминка»
Наташе Дячук!!!

Отцвели в саду деревья,
Лист и завязь зеленеют,
Только малая клубничка
Вся цветами розовеет.
В эти майские денечки,
Когда все вокруг буяет,
Родилась Наташа наша.
Вся она сейчас сияет,
Словно маленький цветочек,
Кожа нежная белеет.
Щечки розами покрылись,
Глазки широко раскрылись,
А головка вся чернеет.
Ресницы, брови дополняют
Этот перечень достоинств
И весну напоминают,
Что ушла от нас к закату.
Да, сегодня мы собрались
Все за праздничным столом.
Нужно Натали поздравить,
Отметить лучшее притом.
Пожелать ей счастья дружно
В этом мире непростом,
Чтобы было бы, что вспомнить
И не пожалеть потом.
Быть успешней во всем лучшем:
И в учебе, и в работе,
А любовь придет нежданно,
Будешь вся тогда в заботе.

Май 2002 года                Киев












К юбилею сестры Оли

Звалась ты в детстве просто Лелей.
Теперь для всех же стала Олей.
Капризною была тогда.
Нам попадало иногда
За то, что обижали,
Но все ж тебя мы обожали.
И в школу провожали.
Красивой девочкой была.
Как прекрасно ты цвела.
И за собою всех вела.
Училася всегда примерно
И танцевала неприменно
Лезгинку – танец зажигательный
В Дворце культуры основательно.
В рубашке шелковой отца
Носилась по сцене без конца.
И вот уж школа позади.
Что там будет впереди?
Хотела стать тогда врачом,
Но видно не судьба
Тебе лечить людей потом.
А дальше институт.
Студенткой шустрою была.
Училась хорошо. Во всем примерна,
Красива, весела.
Но вот уже в руках диплом,
И ты  – ученый агроном.
Затем жена и мать.
А время шло тогда невспять.
Прошла в трудах аспирантура.
Защита бурною была.
Ты кандидат наук и ассистент,
Затем доцент и зам.декана.
Везде при деле и в заботах.
Всегда на людях и в почете.
Отзывчива, добра, мила.
Своих родных не забывала.
Всегда им помогала
И даже выручала.
За все тебя благодарим.
Добро в душе мы сохраним.
В день Юбилея твоего
Желаем счастья, любви, успехов.
Чтоб не было плохих забот.
Пусть жизнь как сказочка течет!

15.09.08 года                Киев









































Игорю Кушеловскому (Изе Трайбману)

Спасибо Игорь, что собрал нас
В сей непростой для жизни час.
Сейчас так мало места веселью.
Часто все объясняется ленью.
Хочешь видеть наши улыбки.
И даже простишь нам ошибки.

Ты  – вечный труженик прогресса.
Жаль, что забыла о тебе пресса.
Спокойный, выдержанный, смелый.
Конечно, не во всем умелый.
Но обязательность твоя
Достойна подражания.

Вспомни нашу академию.
Ходили по Калинину в строю.
Мечтали стать тыловиками.
Но нам мечты те поломали.
И вот мы в Киеве стоим.
Так здесь историю творим.

Грызем гранит науки.
Нет места здесь для скуки.
Совсем не понимая порой,
Кем мы будем с тобой.
А что такое радиолокация?
Это вовсе не белая акация.

Понятия о том мы не имели,
Но уверенно двигались к цели.
Постичь ее нам нужно,
Причем всегда все дружно.
Лекции, практические, лабораторки –
Вот где не избегали мы порки.

Хотя преподаватели наши,
Еще тоже мало ели каши,
Были также молодыми,
Но мы уверенно шли за ними.
Зачеты и экзамены сдавали,
А вечерами распевали:

«Жил поживал один сапог кирзовой кожи
И на другие сапоги точь-в-точь похожий».
Потом на страже неба Родины стояли,
И жены нас порой уже не ждали.
Но все же к ним мы возвращались
И в жизнь гражданскую включались.

Все пролетело, как миг один,
И вот ты просто гражданин.
Вспомнил юную мечту
И стал на хозяйственном посту.
А что такое коммунхоз?
Работы там ведь целый воз.

Но ты успешно с ней справляешься
И даже в начальники отдела выдвигаешься.
Однако в жизни так случается,
Что и эта работа с тобой распрощается.
Теперь уж вольный гражданин,
Но помни, что такой ты не один.

С Юбилеем поздравляем!
Счастья мы тебе желаем.
Будь всегда веселым и здоровым.
Трудись под жениным покровом.
Всегда большой тебе любви.
Не забывай ее. Зови!

18 октября 2008 года         Киев

















Стихи Бориса Давыдовича Солганика, посвященные автору,
Владимиру Ивановичу Максимову

На берегу реки Десна
Седой полковник сад растит.
А на душе его Весна:
Ведь Симоненко победит!
На всех не хватит? Ничего.
Еще посадим!
- А кого? – спросила бабушка хромая.
- Вот доживем, бабуль, до мая,
А там женюсь, женюсь, женюсь...
На революции, - вздыхая
Сказал Володя отдыхая.
- Копай!- Земля та Украина.
- Копай!- Хохол и друг грузина.

Киев



























Владимиру Ивановичу Максимову

На стихотворный твой «пирог»
Я отозвался так, как мог.


Песнею, поэмою, трибуною.
Ничего от близких не тая.
Повторил ты молодость сумбурную,
И сейчас не спит душа твоя.

Ты гусар, и этим в общем сказано,
Что без дам не можешь засыпать.
Хоть в мечтах, хоть в снах своих несвязанных.
Женщин любишь, хочешь другом стать.

Лирика дорогою пустынною,
В летний зной напоит всех друзей.
Твоим детям с гордостью наивною
Силы даст вперед идти смелей.

Заразил Светлов своею песнею
Твою душу, обновил тебя.
Вот и пел ты дамам оду лестную…
Твой Солганик. Вспоминай меня.

30 августа 2000 года             Киев


















Песни слушателей (курсантов)
Военной Академии тыла и снабжения (ВАТС) и Киевского высшего инженерного радиотехнического училища (КВИРТУ)

Сердце

Чье-то сердце загрустило.
- Усилов!
Знать оно любить хотело.
- Тело!
Залилось оно тоскою.
Вслед за войском полетело.

Припев: Для тебя, моя родная,
               Эта песенка простая.
               Я влюблен, и ты, быть может,
               Потеряла сердце тоже.

Шел солдат своей дорогой.
Шел он лесом. Шел он полем.
Сердце девичье приметил.
Положил в походный ранец
И пошел сквозь дождь и ветер.

Припев.
 
Но солдат всегда смеялся.
Забывал свое он горе.
У него в походном ранце
Сердце билося другое.

Припев.

И теперь от боя к бою.
Я ношу его с собою.

Припев.

1952-1953 годы                Калинин (Тверь) 







Сапог

Мы пели Вам, мы пели Вам
Про нравы дам, про нравы дам.
И эти песни Вам, конечно, надоели.
Теперь для Вас споем сейчас
Такую песню, такую песню,
Что давно уже не пели.

Давным-давно, давным-давно,
Вам все равно, Вам все равно.
Жил-поживал один сапог кирзовой кожи.
И был сапог тот одинок
И на другие сапоги точь-в-точь похожий.
И был сапог тот одинок
И на другие сапоги точь-в-точь похожий.

Однажды он, однажды он
В кафе-салон, в кафе-салон
В своей кирзовой амуниции явился.
Но вот беда. О, да, да, да!
Увидел там он босоножку и влюбился.
Но вот беда. О, да, да, да!
Увидел там он босоножку и влюбился.

В любви своей, в любви своей
Подходит к ней, подходит к ней
И говорит, едва оправившись от скрипа:
«Царица фей! О, будь моей!
Я от любви дрожу как будто после гриппа».
«Царица фей! О, будь моей!
Я от любви дрожу как будто после гриппа».

Она в ответ, она в ответ
Сказала нет, сказала нет.
«Хочу я жить роскошно
И вращаться в свете.
А ты, сапог, что дать мне мог?
Лишь на твой каблук налипшие окурки.
А ты, сапог, что дать мне мог?
Лишь на твой каблук налипшие окурки».

Мы пели Вам, мы пели Вам
Про нравы дам, про нравы дам.
И эти песни Вам, конечно, надоели.
Теперь для Вас споем сейчас
Такую песню, такую песню,
Что давно уже не пели.

1953-1956 годы           Киев







































Больница

Какие уж сутки не спит вся больница.
Идет непрерывная схватка с бедой.
Подайте тампоны, младая сестрица.
А Вы, врач усталый, идите домой.
И вновь спецмашины несутся с больными.
Ну что загрустили, мой добрый доцент?
А следом за ними идут санитары
И мальчиков наших ведут в туалет.
Моча побежала теплой струею.
Отходят уж газы, а стула все нет.
О, как это больно! От Вас я не скрою,
Когда спазм сжимает раны просвет.
А сколько здесь было бессонных ночей?
Лежишь целыми днями к капельнице привязанный.
Мечтаешь о том, чтобы все это закончилось поскорей.
Подумать лишь только. Ты всем этим связанный.
Ждешь, когда в бутылке закончится раствор.
И мучает только тяжелый запор.
Сестрички с ног сбились, больным помогая.
Проходят обходы толпою врачей.
Их слушаешь ты, не все понимая,
Но хочется верить в них все же сильней.

январь 2009 года                Киевский военный госпиталь               



















Вместо заключения

Моя исповедь

Исповедь мне хотелось написать стихами, но не все мои мысли рифмуются. Поэтому скомпонирую их вперемежку, выразив стихами и прозой.
Зачем пишу я? Сам не знаю.
Потребность в этом ощущаю.
Познал и испытал я на себе
Все то, что двигает поэтом
И сообщаю Вам при этом
Так откровенно на земле.
Прежде всего, это неудовлетворенные возвышенные чувства:
Любовь неразделенная.
Любовь незавершенная.
Любовь бескорыстная.
Стремление помочь людям.
Предостеречь их от необдуманных поступков.
Указать им путь движения вперед.
Это и низменные чувства: обида, злость, ненависть,
зависть, гнев, но только не безразличие.
Это тщеславие. Стремление обеспечить себе бессмертие.
Чтобы о тебе помнили потомки.
Порой просто занять чем-то свой мозг в период вынужденного безделья.
Наличие свободного времени – обязательное условие рождения стихов.
Наконец, попытка заработать денег. Хотя на поэзии много не заработаешь.
Хотелось мне свободным быть.
Все отрицательные факты
На пользу людям обратить.
Пусть небольшие будут акты,
Но их по-прежнему творить.
Из планов юности шальной
И сверх способностей моих,
Что заложили во мне предки.
Пусть гении бывают редки,
И сам ты их не понимаешь.
Но, а куплеты ты слагаешь.
Итак, не гений я. А жаль!
Тогда б с тобой умчался вдаль.
Но мне так хочется порой
Себя частичку здесь оставить.
Я нехороший. Я плохой.
С своей прогнившею душой.
Какой народ, таков и я –
Так говорю я Вам друзья.
Известно всем давным-давно,
Что сок прогнивший есть вино.
А если душа наша не гниет,
То значит, она и не живет.
Должна бродить моя душа.
Тогда она лишь хороша,
И выпускать стихи в наш мир.
И будешь ты тогда кумир
Для тех, кто за тобой идет.
Она их к действию зовет.
Итак, хочу свой след оставить.
Пусть здесь на земле.
Для тех, кто будет тогда править.
Пусть вспоминают обо мне.
Я не артист. Конечно, нет.
Поэтом стать пытался,
На этом и попался.
Другого выхода мне нет.
Отдать свои творения
Читают пусть меня, не гения.
Любовь в крови нашей живет.
Когда мы любим, все страдаем
И к творчеству себя толкаем,
Как будто кто-то нас зовет.
Поэт всегда интеллигент.
Он все теряет свой момент.
Хапуга вмиг его поймал
И тут-то куш себе сорвал.
От тоски и безделья при наличии свободного времени рождаются стихи.
Тоска! Зеленая тоска!
И жизнь моя, что та доска
Шершавая, вся плоская
Тихо плывет, неброская.
Какими чертами должны обладать стихи? Прежде всего, нести в себе какую-то мысль, идею, содержание.
Быть звучными. Певучими. Чтобы их строки рифмовались и легко читались. Быть краткими.
Краткость –– сестра таланта.
Все талантливое – просто.
Но как достигнуть простоты?
Для смертного всегда непросто.
Чтоб быть достойным красоты
И жить себе лет под сто.

И как когда-то сам Христос,
Я предан был учениками.
Но до него я не дорос.
Решил – пусть мучаются сами.
Ученья тоже не создал.
Хотя и был на то запал.
Куда я растратил дивные годы?
Они унеслись как вешние воды.
Мне очень жаль, что все так получилось.
Но жизнь моя считаю, что сложилась.
Советскому Союзу я хорошо служил.
И службой той, при этом, дорожил.
Хотя и недолюбливал порой.
Но за отчизну был готов идти на бой.
Прогнило наше общество.
В верхах одна лишь мразь.
Семейное сообщество
Втоптало знамя в грязь.

Февраль 2009 года                Киев

























Содержание

Введение ……………………………………………………………………
О моем происхождении ……………………………………………………
Моим сослуживцам ………………………………………………………..
Научные работники – прогресса толкачи ………………………………..
Марчику А.В. ………………………………………………………………
Суслову Ю.Б. ………………………………………………………………
Начинающему преподавателю ……………………………………………
Размышления
Изобретателю ………………………………………………………………
Весть черная нас всех ошеломила .……………………………………….
Местам и городам, где я бывал
Воскресенке ………………………………………………………………..
Ленинграду-Петербургу …………………………………………………..
Тбилиси ……………………………………………………………………
Давно уже нужно побриться …………………………………………….
Джон жоли, Ткебули, Ткемали ………………………………………….
Белой Церкви ……………………………………………………………..
Львову ……………………………………………………………………..
Кавказу …………………………………………………………………….
Вот вновь я за стеной Кавказа ……………………………………………
Кавказ суровый и прекрасный! …………………………………………..
Тирасполю …………………………………………………………………
Из моего детства …………………………………………………………..
Раздумье
Одиночество ……………………………………………………………….
Размышления ……………….……………………………………………..
К народу русскому ………………………………………………………..
На распутье ………………………………………………………………..
Только время вечно ……………………………………………………….
Куда уходит время ………………………………………………………...
Открытая душа …………………………………………………………….
Мои поздравления сотрудникам
Владимиру Георгиевичу Тугаю …………………………………………..
Жанне Ковш ……………………………………………………………….
Александру Петровичу Новикову ……………………………………….
Мирославе Теодосиевне Черешнюк …………………………………….
Мирославе Теодосиевне Черешнюк …………………………………….
Виктору Павловичу Осадченко ………………………………………….
Владимиру Алексеевичу Федоренко …………………………………….
Наташе Дячук!!!.…………………………………………………………..
К юбилею сестры Оли …………………………………………………….
Игорю Кушеловскому (Изе Трайбману)…………………………………
Стихи Бориса Давыдовича Солганика, посвященные автору, Владимиру
Ивановичу Максимову ……………………………………………………..
Владимиру Ивановичу Максимову ………………………………………..
Песни слушателей (курсантов) Военной академии тыла и снабжения
(ВАТС) и Киевского высшего инженерного радиотехнического училища
(КВИРТУ)
Сердце ……………………………………………………………………..
Сапог ………………………………………………………………………
Больница ………………………………………………………………………
Вместо заключения. Моя исповедь ………………………………………..



 





         


Рецензии