Владимир Максимов-Регульский Вторая молодость моя

МАКСИМОВ-РЕГУЛЬСКИЙ
Владимир Иванович















ВТОРАЯ
МОЛОДОСТЬ МОЯ




















Киев
2000
;
УДК 882 (477) – 1
ББК 84.4 Укр-рос 6-5
            М17


Реферат
Максимов В.И. Вторая молодость моя.
Сб. стихотворений. Киев. 2000. 57 с.

В стихах воспевается вечная любовь, философия жизни, патріотизм, природа, друзья. – В авторской редакции.






























 ISBN 966-7116-95-9                В.И. Максимов, 2000
;

Моей маме
Регульской Евфросинье Михайловне
          посвящается
;





Песнею, поэмою, трибуною,
Ничего от близких не тая,
Повторись опять, моя сумбурная
 Юность комсомольская моя.
Пролетай же, время, через трещины,
Постарайся день со днем связать.
Это мной давно уже обещано,
Это я обязан рассказать.
Повторяется юность заново
Очень трогательной, чуть-чуть смешной.
Будто в детском театре занавес
Раскрывается передо мной.
Михаил Светлов
;
ЛИРИКА
Валентине Атрощенко
Мне за тридцать и за сорок,
Но как прежде для души
Так же хочется веселья,
Только вовсе не в тиши.
Чтобы музыка играла,
Чтобы вихрем несся вальс.
И, конечно, для начала
Хоть бы раз увидеть Вас.
Вас, которую не знаю,
Но узнать уже хочу.
Долго думаю, мечтаю,
А представить не могу.
Кто ты будешь и какая?
И в "Славутич" я спешу.
Зал прекрасный.
Вспомнил юность.
Да, давно я не был здесь.
Чувствую себя неловко.
Все коридорами хожу
С кем-то станцевал однажды.
Вновь на танцующих гляжу.
Вот почувствовал спиною:
Двое стали вдруг за мною.
Мелькнуло милое лицо
С овалом под кольцо.
И в душе моей постылой
Что-то екнуло внутри.
Голос внутренний мне шепчет:
- Да глаза же ты протри!
Незаметный метнув взгляд,
Оценил ее наряд. Думаю:
- Я с ней станцую.
Глаз кошу и вижу вдруг,
Что ее уводят в танцевальный круг.
Танец быстрый их уносит.
Мне ее он преподносит.
И за ними я слежу.
Вижу зрелую мадонну.
Я ведь тоже не юнец.
И не думал, что так скоро
Попаду я "под венец".
А мадонна та, танцуя,
Улыбается не мне.
Аккуратная головка
Проплывает как во сне.
Вот вернулася к подруге
И исчезла вдруг в толпе.
Снова вижу ее в круге -
Не везет же просто мне.
Медленно иду по залу,
Пробираясь среди тел.
Себе мыслю:
- Что со мною?
Уж, не уж-то оробел.
Вот подруга. Та скучает.
Здесь нет того,
Кто в ней души не чает.
Моя ж душа
Другой уже отдана.
Вновь появляется она
В зеленом платье,
С бусами на шее,
Веселый взгляд,
Искрится как-то вся.
Играют вальс -
И мы уже танцуем:
Ее рука лежит в моей руке.
1981 г.   Киев


                Валентине Атрощенко
Валентина, Валентина!
В чем причина? Не пойму.
Что ты хочешь, Валентина,
В жизни сделать наяву?
Ты живи как Роксолана,
Не испытывай судьбу.
Не гнала она султана,
А стихи слала ему.
Счастье в детях лишь искала,
И дарила ежегодно по ребеночку тому,
Чтоб продолжить род Османа,
Ненавистный ко всему.
А султана Сулеймана
Занимала как дитя:
Пела песни, танцевала
И дарила ночь шутя.
Жизнь, конечно, изменилась
За прошедшие века.
Но в одном она осталась
Неизменной навсегда.
Ибо в жизни, что б не сталось,
Продолжаться должен род -
И славяне, как и прежде,
Будут мощный наш народ.
Февраль 1981 г.  Киев - Бровары


                Валентине Атрощенко
Чувства часто нас подводят.
Мысли в дебри так заводят,
Что и выбраться нельзя.
Но одно тебе скажу я:
- На рассудок наш холодный,
Положившись как всегда,
Ты не думай, что достигнешь
В жизни счастья для себя.
Счастье наше, что дитя,
То смеется, тут же плачет
И играет в жизнь шутя.
Ну, а горе?
Горе тоже в жизни нужно испытать -
Ибо счастлив ты не будешь,
Не узнав его опять.
                Март 1981 г. Киев - Бровары


Брось меня ты, Валентина,
Ибо сам я не могу.
*  *  *
Вставайте, граф,
Вас ждут давно уж
В Броварах.


Алле Войцеховской
Тепло души и мягкость взгляда
Нашел в лице твоем тогда.
Мне б больше ничего не надо,
Но теплота та не моя.
Твоя улыбка освещала
Широкий круг твоих друзей,
И в нем ты мудро создавала
Пространство теплых летних дней.
Но лето кануло уж в Лету,
А я запомню тот апрель,
Когда впервые в Вашем доме
Открылась предо мною дверь.
Теперь уж осень на дворе
Рисует мягко и пастельно,
А на душе моей предельно
По-прежнему цветет апрель.
Но что весна, мне нужно лето,
Весны прошедшей мне не жаль,
Она давно умчалась вдаль
И не вернешь ее с отлета.
Но лето вновь ко мне вернулось
Теперь на миг. Не навсегда,
Когда ты мягко улыбнулась
Глазами чудными тогда.
Скажи, как миг прекрасный тот
Мне обратить бы в вечность.
Да так, чтоб в бесконечность
Ушла сомненья тень.
                Октябрь 1981 г.     Киев


                Людмиле Пинчук
              Встреча первая
Цветок черниговской земли,
Случайно залетевший в Киев,
Раскинул лепестки свои
На нашей благодатной ниве.
Что ты - цветок, так это точно, -
И взялся за перо я срочно.
Но вот беда: какой цветок?
Я не могу найти сравненья
Для пышного его цветенья.
И посему без сожаленья
Я опишу тебя в стихах
На свой немалый риск и страх.
Покрой одежды модной,
Просторной и свободной,
Скрывал твой дивный стан.
И мне для обозренья
Оставлен капитан.
Та дивная твоя головка
На пышном бюсте восседала,
И ручка белая слегка
Ее изящно подпирала.
Живые карие глаза
Задорно так блестели,
И губки алые горели
На фоне бледного лица.
Трудность первой встречи,
Неловкость и смятенье
Понятны без сомненья.
Но вот на щечках
                просиял румянец,
Исчез тот белый глянец -
И полилась простая речь:
я понял - будет много встреч.
                Ноябрь 1981 г. Киев   

          Встреча вторая
Пред нами на холмах
Блестел наш Киев милый
Тем золотом давно ушедших дней
И никелем сегодняшних свершений.
Как много может сделать добрый гений
Народа нашего, вознесшегося в веках.
Но думал я не о делах великих,
А о простых людских, но небезликих,
Без коих жизнь порою немила.
Как важно, чтоб любовь с тобой была.
Я говорил о киевских высотах,
Церквях, соборах и домах,
А видел лишь перед собой
Совсем не купол золотой:
Жемчужный ряд твоих зубов,
Что быстро взволновал мне кровь.
Блестел в тот пасмурный денек,
А я же был, что тот пенек,
Весь скован и подавлен
И думал, буду я оставлен.
Лишь легкое пожатие руки
На берегу широкой той реки
Вселило мне надежду.
Решил - я подожду.
А губки алые по-прежнему сияли
И много-много обещали.
И я подобно той пчеле
К цветку их устремился,
Помчав по замкнутой петле
На миг остановился.
И голос мне сказал:
- Не тронь!
Она - чужая! Не твоя!
Другой мне вторил с поднебесья
Без всякого там мракобесья:
- Твоя, твоя! Но ставь осаду.
И потому поймал я налету
Тот поцелуй в сиреневом саду

                *  *  *
Нет, ты - не ангел. Ты - земная.
Землянка милая моя.
И главное, что ты - живая,
Пока еще совсем чужая,
Но, может, будешь и своя.
                Ноябрь 1981 г.    Киев


              Людмилке Пинчук
              Встреча пятая
На черниговской земле - первая
                Сомненья
Зачем за много верст нестись в машине?
Не лучше ль лежа на перине
Мечтать о женщине, которая придет
И за собою поведет.
Но так устроен мир прекрасный,
Что в нем вопрос этот неясный
Решать мужчине довелось.
Так издавна уж повелось.
И вот спустя порядком лет,
Оставивших заметный след,
Я вновь в Чернигове стою
И много здесь я узнаю.
Чудесный город. Сердцу близкий.
Хочу чтоб стал он мне родным,
Таким, как Киев дорогим.
Звонок мой вызвал удивленье:
- Как, ты в Чернигове?
- Да, здесь.
- Надолго?
- Нет, часа лишь на два.
Где встретимся?
- Ты знаешь где...
- Нет не знаю.
- Приди к театру. Предлагаю.
- Хорошо. Бегу.
Театр красив и, я не скрою,
Своей классической красою
Стою, любуюсь им.
Смотрю на мощные колонны.
Коринфский орден здесь застыл.
Цветов прекрасные разводья...
Вдруг слышу за спиной:
- Володя!
О, как умерить мне свой пыл.
Бежит девчоночка ко мне
С моднячей сумкой на ремне,
Что в ней нашел я ?
Сам не знаю,
Но уже давно ее желаю
Узнать поближе - "всю из себя".
Смотрю на небольшие глазки,
Но полные чудесной ласки.
Изящный носик с родинкой -
И потерял я свой покой.
Но все же где-то червь сомненья
Все точит мозг без сожаленья,
Твердит:
- Постой. Ведь есть красивей,
Со станом истинных богинь.
О, как хочу сказать я:
- Сгинь!..
Идем мы городом, друг другу улыбаясь,
Но как теперь я не стараюсь
Я все же думаю:
- Она ли та,
Что мне судьбою суждена?
                1981 г.      Чернигов

                Людмилке Пинчук

Я не помню, что было вчера.
Эти дивные здесь вечера
Так терзают мне душу мою
Словно молодость вижу свою.
Но она безвозвратно ушла,
Все, что было, с собой унесла -
И остался лишь только в мозгу
Светлый луч, что сияет сквозь мглу.
Подойди ты поближе ко мне.
Загляни мне в глаза по весне.
Я хочу, чтоб весна, чтоб весна
В декабре для тебя расцвела.
И она здесь приходит ко мне,
Будто вижу былое во сне.
Помоги мне опять и опять
Мою молодость вновь повторять.
31 декабря 1981 г.
 Автобус Киев - Чернигов

Людмилке Пинчук
Я уж начал тебя забывать.
Но письмо всколыхнуло опять
Страсть в душе при холодном мозгу
Не пойму я себя, не пойму.
Чувства нежные эти мои
Вновь нахлынули как муравьи.
Позови ты меня, позови.
Ну, а ты не звала, не звала -
И любовь потихоньку ушла.

*  *  *
Я уж почти забыл тебя,
Решил любить только себя
И мстить всем женщинам земли
За слезы чистые мои.
И вдруг - письмо твое,
И вновь в груди забилася любовь,
Любовь, забытая почти,
Но все же ты меня прости:
Воскресли прежние мечты -
Вновь предо мною опять ты.

Людмилке Пинчук
О мой источник вдохновенья!
Тебе пишу я в твою даль.
Не признаю свои сомненья -
И потерять тебя мне жаль.
Мне жаль потерянных мгновений
И мной не созданных трудов,
И не пришедших вдохновений,
И ненаписанных стихов.
Мне жаль детей, что не родились
у лучших женщин т меня.
О, как они бы веселились
Все пятеро, меня храня,
И повторить все то стремились,
Что сделал некогда и я!
Мне жаль потерянных напрасно
Тех самых лучших моих дней.
О, как прошли б они прекрасно,
Имей свободу я полней!
Да, те потерянные годы
Не осчастливили меня,
Они - лишенные свободы,
К которой так стремился я.
Свободы творчества земного
На благо всей нашей семьи.
Раскрепощенного, раскрытого, живого,
Открывшего возможности мои.
Я согласился бы с поэтом,
Что много лет тому назад
В сердцах сказал:
"Служить бы рад,
Да вот прислуживаться тошно".
Поэтам тем жилось легко
В своих именьях, пусть скромных,
Где было слуг достаточно проворных.
Но наша жизнь совсем другая штука.
Сам обеспечь: что есть, где спать,
что пить?
Пусть будет то другим наука,
А я же буду вновь служить,
Служить не ради развлечений,
А ради денег и чинов.
И не для самоутверждений,
А лишь бы не менять следов.
Идти след в след одной дорогой,
Пусть непрямой, но только вверх.
И ты меня пока не трогай:
Я не возьму того, что сверх.
Сверх мне отпущено природой,
Сверх мне назначено судьбой,
Сверх мне открыто лишь свободой -
И мне позволено тобой.
Но постигать природы тайны
Никто не может запретить,
На берегах родной Почайны
Хочу науке я служить.
Все отрицательные факты
На пользу людям обратить.
                Январь 1982 г.    Киев

Людмиле Пинчук
Эх Людка, Людка!
Ты со мной играешь.
Но нам игру эту пора кончать.
Хотя сама ты, видимо не знаешь,
Как трудно нить порою оборвать.
Хочу чтоб ты богиней стала,
Чтоб муза петь не перестала.
Воспел бы я тебя, но сам не знаю:
Как петь о том, чего не наблюдаю?
Чудесных форм прекрасные долины,
Холмы и рощицы, овражки, полонины,
Груди высокой плоские вершины.
Всё скрыто от меня под сенью парусины.
Не увлекаясь той причиной,
Хотел увидеть Вас нагой
И загореться не лучиной
А только вольтовой дугой.
Когда увижу я "нагую Маху"?
Иль оборву ту нить с размаху.
Людмилка милая моя,
Любил ли кто тебя, как я?
                Январь 1982 г.    Киев

               *  *  *
Твой наезд на Киев
Всколыхнул мне кровь.
Неужто вновь любовь?
                *  *  *
И я не знаю как мне быть:
Любить тебя иль не любить?
О Людка, я тебя любил!
Тебе всю осень посвятил,
Забросил всех своих подруг,
Но сердце охладело вдруг -
И наступила та зима:
Ты разлучила нас сама.
И я не знаю как мне быть:
Любить тебя иль не любить.
Да Людка, я тебя любил!
Но на любовь я наступил
Кирзовым сапогом совбыта.
Январь 1982 г.    Киев

                *  *  *
Узнал я много женщин на своем веку,
 Но до сих пор хочу кричать "ку-ку-ре-ку!".
Платил любовью им и золотом платил,
Но, видно, до конца их вовсе не любил.
Не уступал их просьбам и мольбам -
И вновь пускался я на поиск новых дам.
 Искал, искал и вновь искал
Похожую на ту, что в жизни потерял.
Любил глазами я как истинный мужчина -
И, видно, в том была причина
Моей несбывшейся большой любви.
Не проходи ты мимо. Позови.
                Февраль 1982 г.    Киев

                Тане Татариновой
Краса той северной природы,
Что осветляет даже воды
Озер прекрасных голубых
Тех вологодских, не иных,
В дверном проеме появилась
И сразу быстро удалилась
В тот миг, когда я в дом вошел.
Решил:
- Красавицу нашел!
Хозяйка радостно встречает,
Хозяин грубостью ласкает.
Все очень мило здесь у них,
Уже давно почти родных.
 Вот, наконец, и нас представили.
На стол уж водочку поставили.
И полилась, как у соседа,,
Простая русская беседа...
Так повелося на Руси
Огонь тепла ты не гаси,
А разжигай его застольем
Широким, радостным привольем.
Ничто людей так не сближает,
Как тесный круг вокруг стола.
В друзья всяк мигом попадает
И хочет видеть их всегда.
Как пышно жизнь тогда цветет.
 Ну, просто самый высший класс:
 Кто с нами не пьет -
Тот против нас.
Веселье, милое веселье
Снимает сразу напряженье.
И сбрасываешь все с себя,
Что сковывало так тебя.
Как хорошо в часы такие,
Совсем скажу Вам неплохие,
 Попеть, попрыгать, поплясать,
Себя друзьям сполна отдать.
Но мы в тот вечер не плясали,
Мы тихо-мирно выпивали.
Друзья несли святую чушь,
Но и о деле говорили:
- А ни поехать ли нам в глушь?
- В ту самую, где некогда мы были.
Но ехать в глушь я не хотел.
Я только на тебя смотрел.
Смотрел с опаской, осторожно,
Чтоб не спугнуть, не ранить, если можно.
Что принесешь ты мне? Не знаю.
Иль будет мир подобен раю.
Иль вновь, в который раз подряд,
Разочаруюсь - и в наряд.
Потом я проводил тебя.
Мы шли друг друга не касаясь,
Как будто чуда опасаясь,
Меня ты об руку взяла,
К своему дому повела
И на прощанье подала
Мне ручку нежную свою.
Но был я вовсе не в раю,
А на земле той нашей грешной,
Родной, любимой безутешной,
Что нас родила и возьмет,
В себя когда-то заберет.
И видел я перед собой
Земное чудо, что порой
Нам открывается, друг мой.
Но ты еще им не была,
Хотя уже вовсю цвела.
Глаза светились как кристаллы,
Бирюзовые искры  в меня метали.
Улыбка, тонкая, простая,
Совсем бесхитростная такая,
Меня манила и звала,
Да и о многом говорила.
Речь чисто русская лилась,
И вся сама как-то светилась.
А мягкий светлый лен волос,
Волнуясь, задавал вопрос.
Я вспомнил девушку другую
В кино игравшую колдунью.
В самом деле, ты ею была,
Что так меня увлекла.
Я ж, не задумываясь, жил
И по теченью тихо плыл.
Ты перевернула жизнь мою -
И хочется мне быть в строю.
Февраль 1982 г.   Киев

                *  *  *
Да, много женщин я встречал.
Чуть было вовсе не пропал.
И говорили они мне
Совсем, совсем наедине,
Что любят только лишь меня,
Тем может быть меня маня.
Но я их вовсе не любил,
Я только время проводил,
Был подлецом иль не был ним -
Судить об этом только им.
Но я искал, искал лишь ту
Что потерял не на лету,
А в жизни будничной, простой,
Совсем не натуральной
Метро, тролейбусно-трамвайной.
                Февраль 1982 г.    Киев


                *  *  *
Но как найти то, что хотел?
Как наверстать мне юности пробел?
Не сделав пробы, не узнаешь злата.
А как проверить крепость своего булата?
Вот я и ставил пробы, где хотел,
Хоть и бывало, что потел.
Февраль 1982 г.   Киев


               Моим подругам
Я не знаю кому позвонить,
Как же можно на свете так жить,
Все скитаясь с квартиры в квартиру,
Растеряв свою бедную лиру?
Где же ты, половина моя?
И найду ли тебя вовсе я?
Сколько бедных сердец я разбил.
Для тебя я их всех погубил.
Погубил ли? Иль может был мил?
Просто я их не сильно любил?
Ну и пусть же простят все меня -
Без любви той не жил вовсе я.
Все ж оставил я каждой частицу себя,
Пусть ее не так сильно любя.
                2 марта 1982 г.
                Спортзал КВЗРИУ   Киев

        Людмилке Пинчук
Мне крик души твоей понятен.
Он даже кажется приятен.
Ведь думают же обо мне
В святой черниговской земле.
А думу думая свою,
Меня толкают вновь к перу.
И вдохновенье тут явилось,
И сердце радостно забилось.
Оно забилось как дитя,
Но удержалось нехотя
Холодной мрачной головой,
А долг опять поднял свой вой
И снова верх он взял,
И чувствам волю не давал.
Их непассивно загонял
В прокрустовые рамки
Морали нашей - жесткой лямки.
И как-то сердце не качалось,
Все по-прежнему осталось.
Как долго это может длиться?
Когда же все тут прояснится?
Иль кто-то третий тут явится?


      Людмилке Пинчук
Спасибо, Людка, что ты есть,
Что ты живешь и дышишь.
Не уронила свою честь,
Но многого не слышишь.
Ты не услышала меня
В том январе печальном.
Ты не услышала меня
В том ноябре прощальном.
Тебя я в этом не виню,
Причина здесь другая -
И на Октябрьской авеню
Взгрустни, меня ругая.
Но почему-то мне сейчас
Прощаться нет желанья -
И оставляю все как есть,
Не приложив старанья.


Людмилке Пинчук
Письмо твое я получил
И вновь задуматься решил:
Но почему всю жизнь свою
Я чувствам воли не даю.
Не то я делаю,
Что хочется мне делать.
Пора бы мне не упускать,
Но упускаю я опять.
О, сколько можно повторять:
- Остановись, мгновенье!
Вот твое везенье!
Погиб во мне поэт.
Погиб во мне писатель.
Что ж ты хотел,
О мой создатель,
С меня вылепить во тьме?
И все куда-то я иду,
Стихи слагаю на ходу.
Не все я сделал в этом мире.
Мне хочется, чтоб круг был шире
Моих потомков и трудов,
Чтоб было много моих вдов.
И снится мне порой вразброд
Детей внебрачных хоровод
И лавры Казановы.
Проблемы эти все не новы.
Но Казанова хитрым был,
Детей своих он не кормил.
Как много женщин без детей
Проводят время своих дней.
Собачек водят погулять,
А не вернуться ли опять
К отброшенному многоженству?
В угоду нашему потомству
Фамильи наши сохранить
И род славянский укрепить.
Да, что ханжами быть!
Любовниц нам не утаить,
А им бы женами смотреть
И все права на то иметь.
Сейчас же все идет к тому
По мненью, и не только моему,
Что скоро наш славянский мир
Раздавит без войны Ротмир.
Да, славянские жены обленились,
А азиаты в поход мирный устремились,
Подняв рождаемость свою,
Идут полки их не в строю
Заселят Таврию мою.
О сестры, братья, Вы поймите:
Детей в утробах не губите.
Ноябрь 1983 г.     Киев


             *  *  *
Но все мои мечты
Не стоят красоты
Общения с любимой,
Одной-единственной,
Неповторимой.
Но кто она, поди узнай.
Поди попробуй угадай.
Вот так прожив уж много лет
И не узнал я тот секрет.
И до сих пор не знаю я,
Кто ж будет та судьба моя?
Как пред тобою не винюсь,
Но все ж, наверное, женюсь,
И много вдов я не оставлю.
Детей, возможно же, прибавлю.
Жениться надо не спеша,
Но почему болит душа,
О ком тоскует и рыдает,
Как будто что-то вспоминает.
Ноябрь 1983 г.Киев

                Евгению
Детей любил и не любил,
Но почему-то им был мил.
Тянулись все они ко мне,
А я держался в стороне.
Теперь настал тот самый день,
Когда нельзя сидеть как пень.
Решать мне нужно поскорее -
И чем быстрее, тем вернее.
Сейчас совсем я не пойму:
Люблю его иль не люблю.
Не потому, что он чужой,
А потому, что он - не мой.
Хотелось бы еще своих иметь,
На них бы сил не пожалеть.
                Ноябрь 1983 г.    Киев

                Людмилке Пинчук
Я ждал разгромного письма.
Сжимала сердце та тесьма.
Взамен открытку получил,
Но кто меня уж "не лечил".
Ты лишь писала: "Извини".
Сама ж осталася в тени.
Да, мудро поступила ты,
Отбросив все мои мечты.
Лишив оружия меня,
Но вновь по-прежнему маня,
Ты закрывала то окно,
Забыв о форточке давно.
Давно оставленной тобой
На всякий случай тот лихой.
Да, форточка нужна мне та,
Она отдушина-мечта.
Мечта, плывущая во сне,
Что лишь бывает по весне.
Но на дворе трещит мороз,
Что старый Новый год привез,
И потому мечта остыла.
Видно, ты меня забыла.
Забыла, как года два тому назад
Приехал к Вам я невпопад.
И как на кухне ты сидела,
Соломкой сладкою хрустела,
С хитринкой на меня глядела,
Будто вовсе нет уж дела.
Была та встреча переломной
В нашей дружбе неуемной.
                14 января 1984 г.   Киев

                *  *  *
Меня опять что-то гнетет.
Мне снятся ночи напролет,
Подруги бывшие мои,
Что проводили со мной дни
И так осталися в тени.
Не насладившись красотой,
Я отрывался от одной -
И уж в объятиях другой.
Но оставался я немой
К их просьбам, планам и мольбам.
Так я покинул много дам.
Но часто думал на рассвете
О той, которой нет на свете.
Но к прошлому возврата нет.
А я ищу тот новый след,
Который вывел бы меня
На ложе чудного огня.
Но потерялся где-то он.
Кругом снегов недвижных сон,
И я бреду по ним один.
Не знаю, где тот господин.
Тот случай, милый, добрый мой,
Он выводил меня на бой
За счастье личное мое,
Что становилось и твое.
                18 февраля 1984 г. Киев

                *  *  *
Мне надо думать.
Думать ль мне?
Потребность думать
Есть во мне.
Но как мне думать
И о ком?
О ком мне думать
Перед сном.
О думы трудные мои,
Ко мне вернулись в эти дни.
И мысль, как прежде, бьет ключом.
И мне то горе нипочем.
Но вновь сомнения мои
Меня одолевают,
И уходящие те дни
Тревогой наполняют.
И откровенным хочу быть.
Насколько это сложно!
И вновь любить, любить, любить -
Пока еще возможно.
                Апрель 1984 г.    Киев

                *  *  *
Я не писал.
Не сочинял.
И стих не шел.
Не шло, не шло.
Но вот однажды
Утром встал -
И словно прорвало.
Апрель 1984 г.    Киев

                *  *  *
Теряю дни. Уходят годы -
И нет уже былой свободы.

                *  *  *
Люблю тебя моя квартира.
Ты - мой причал, ты - мой приют.
Здесь я создал себе полмира.
Здесь тени юности живут.
Август 1984 г.      Киев,
                Бульвар Перова, дом 40-а, кв. 1

                *  *  *
Пишу я Вам простой доклад.
И, несмотря на Ваш оклад,
Я понимаю, что Вы - клад.
Пусть не всегда и будет лад,
Но с Вами я готов хоть в ад.

                Оленьке Гришко
Всю жизнь свою тебя любя,
Теша надеждою себя,
Твердил уж много раз подряд,
Порой бывало невпопад,
Тебе о чувстве том моем.
И все ж теперь мы не вдвоем.
Тебя я знаю много лет,
Они оставили свой след.
Так, тридцать лет тому назад
Там, где шумел зеленый сад,
Тот сад, что дед твой основал,
Тебя впервые увидал:
Ребенка милого в садке
С детьми игравшего в песке.
Купальник, ножки, ручки, глазки.
Не думал я, что словно в сказке
Года промчатся по салазкам.
И вот уже готова к ласкам
Девчонка милая лицом,
Что увлекается кольцом.
Кольцо вокруг нее летает,
Ее фигурку обнимает.
И совершенные те формы,
Достигшие той лучшей нормы,
Волнуют кровь мою младую -
И я стремлюсь весь к поцелую.
А сердце просто замирает,
И что-то к ней меня толкает.
Она ж по-прежнему сияет.
Кольцо вокруг нее летает.
Так хула-хуп она крутила,
Меня же с толку чуть не сбила.
Потом, когда в снежки играли,
Твою мы брошку потеряли.
И вновь зажжен твоим я взглядом,
А были мы совсем уж рядом.
Но тут нашел я брошь в снегу,
Миг тот забыть я не могу.
То было двадцать лет назад.
Я был тогда уже женат.
А чтобы чувство не развилось,
Чтоб слез другой тогда не лилось,
У вас я долго не бывал.
И так тебя я потерял.
Потом ты замужем была.
О! Буйно все же ты цвела.
Боялся я твоей красы,
Хоть уже не было косы.
Все ж вслед за Пушкиным твердил:
О Ольга! Я тебя любил…
Твердил себе, идя ботсадом
Понад красным тем фасадом,
И сам краснел от дум своих,
Как можно все ж любить двоих?
То было десять лет назад.
Я был по-прежнему женат.
Но к платонической любви
Тянулись чувства все мои.
Рассудок хладный их глушил,
И сам себя тогда сушил.
Судьбе угодно было вновь
Вернуть свободу и любовь.
Но, видно, не был я готов,
Под тяжестью своих годов
К скачку в неведомый мне мир,
Где жил тогда и мой кумир.
Твоя подруга постаралась.
Моя любовь со мной осталась
Не разветвленной как всегда
И приглушенной как тогда…
                21 января 1984 г.   Киев

                *  *  *
Тагора в детстве не читал.
Но о подруге уж мечтал
И сочинил свой идеал
Из головы одной соседки,
А бюст другой соседки взял.
С тех пор везде его искал.
Нашёл.
И четверть века счастлив был
Правдиво, искренне любил.
Когда же я один остался,
То вновь искать подругу стал.
О! Где я только не болтался,
Но от погони я устал,
И идеальной не нашел,
И даже по рукам пошел.
Так, не найдя тогда одной,
Любил любовью роковой
Двух самых близких мне подруг.
И вот задумался я вдруг:
Но как двоих можно любить
В одно и то же время?
Возможно ль душу разделить
И испытать то бремя?
Так что же есть тогда любовь?
И в чем ее секрет?
Нет, не раскрыл его я вновь
В те сорок девять лет.
А сколько мне еще любить?
Кому мне счастье подарить?
Сплошные тут вопросы.
Но торопиться нужно мне
Пока блестят те росы,
А уж Восток горит в огне -
И вновь идут покосы,
Да, утро быстро то пройдет.
Моя коса домой пойдет.
Второе утро моей жизни!
Вторая молодость моя!
Да! Благодарен я отчизне.
Пусть все кипит вокруг меня.
И вот с тех пор люблю двоих -
Не идеальных, а земных.
22 мая 1984 г.     Киев

                *  *  *
Цветы любимым я дарил
Всегда, но с неохотой.
Ведь срезан тот цветок уж был
Совсем с другой заботой.
Их веником простым считал,
Что выбросят с охотой.
Лишь он чуть-чуть увял,
И уж летит в простой отвал.
Да, дивное творение природы,
Что, взор лаская, на земле растет,
Засохнет, хоть меняй ты трижды воды,
Своего потомства вновь не принесет.
Оно отрезано от матери-земли,
Его на муки люди обрекли
В угоду прихоти простой
Капризной дамы молодой.
Один лишь каменный цветок
Я подарил навечно
Той, что любил, любил как мог,
Отнюдь не скоротечно.
                22 мая 1984 г.     Киев



                *  *  *
Да, не люблю я поздравлять
Своих родных и близких.
Открытки штампами писать
И телеграммы посылать
Без знаков препинания.
В душе тогда одни стенания.
Они лишь ее сушат,
Струю живую душат.
И телефон я не люблю
С его скрипящим звуком.
Не вызывать меня молю
Средь ночи грубым стуком.
Люблю я письма получать,
Хоть не всегда люблю писать.
Но если вдохновение пришло,
То хочется излить все на бумаге,
Что в той душе моей произошло
И чем я занят был в своей ватаге.
Но встретиться всегда приятно мне,
И видеть я тебя всегда хочу,
И нежно слушать в тишине.
Да, да, совсем я этим не шучу.
                22 мая 1984 г.  Киев
                *  *  *
Мне хочется отдать Вам все,
Что заложили во мне предки
И сверх способностей моих.
Пусть гении бывают редки.
Но что-то изнутри толкает их.
Толкает к творчеству простому,
Общедоступному, земному.
Все гениальное и просто, и изящно.
Не гений я, но есть во мне желанья
Оставить о себе воспоминанья
И след свой в жизни проложить,
Пусть он поможет людям жить.
Да, он не будет гениально прост и прям,
Но может проведет их мимо черных ям.
И в нашем деле, трудном, непростом
Пусть будет небольшим мостом
К дороге светлой и прямой,
Проложенной другой рукой.

                *  *  *
Мысль - это лишь сырое тесто,
Что выпечь надо, превратив в слова,
А это не всегда бывает просто,
И от того кружится голова.
Слова делами обернутся.
Придется здорово прогнуться,
Пусть окруженье будет дуться,
Когда-то же они проснутся
Друзья, любимые,
Сотрудники, родные.
                24 августа 1984 г.  Киев
                *  *  *
Мне пятьдесят -
И я не свят.
Работник скромный от науки.
Пусть не открыл я термояд,
И не слышны фанфар тех звуки,
Но ей служить всегда был рад,
Отдать ей голову и руки.
Она же стороной прошла,
Прекрасной, милой амазонкой.
И за собою позвала,
Обвив лишь паутиной тонкой,
А аромат ее манил
Меня как запах девы милой,
Но я себя все ж разделил,
Отдавшись педагогике сварливой.
                9 октября 1984 г. Киев


                Людмилке Пинчук
Мой последний наезд на Чернигов,
Скоротечный как молнии блеск,
Мне оставил в душе много мигов
Их прекрасных как утренний всплеск.
Всплеск зари над вершиной кургана,
Над покрытой туманом долиной.
Словно выстрел системы Нагана
Скоротечный, блестящий малиной.
Тогда мы много говорили,
Припомнив небыли и были.
Один лишь помню разговор
И вижу в нем не только вздор.
Когда ж о детях рассказал,
Тобой интересоваться стал:
- Достигнув возраста Христова
Ты ведь по-прежнему здорова.
И почему бы, не шутя,
Иметь тебе свое дитя?
- С детьми пока я подожду,
А уж надумаю - рожу.
И ты сказала, не шутя:
- Коль захочу иметь дитя,
Рожу я только от тебя,
Тебя по-прежнему любя.
Я молча выслушал обет
И дал тебе такой совет.
Сказал тебе я:
- Торопись,
Мои года стремятся ввысь.
И коль отпущено судьбой
Иметь ребенка нам с тобой,
То надо с этим не тянуть,
Чтоб палку ту не перегнуть.
Успеть бы внуков поласкать
И научить бы их скакать
Пусть не на розовом коне,
Что мчится в утренней заре,
А лишь на прутике верхом
По мокрой травке босиком.
В тот миг я так тебя любил,
А может быть боготворил.
Но я ошибку допустил
Что вновь тебя я отпустил.
И все же, видно, счастлив был,
Что по теченью я поплыл.
                3  сентября - 5 ноября  1984 г.
                Киев
            *  *  *
Я долго думал, как назвать
Кусок подсохшего болота,
Что разрешили мне копать,
Была б на то моя охота.
Что б я не думал, не писал,
Что б только землю я бросал
Когда ж бросаю эту землю.
То никому уже не внемлю.
Вот так рублю я дерн лопатой,
Его срезая с травой немятой, -
И целина та поддается,
И покрывало ее рвется.
Земля же голой остается,
Как женщина она смеется
Улыбкой глины и песка.
Но вновь зеленая тоска
Меня порой одолевает
И к вечности опять взывает.
Мне видятся в работе трудной
Картины жизни моей блудной.
Вот женщину я раздеваю
И платье черное снимаю.
Земля как девушка скромна,
Идет навстречу мне она,
И хочет полностью отдаться,
Но не может не сопротивляться,
И даже просто так кусаться
Своими оводами, осами
И режет руки мои косами
Травы болотной и сухой.
Да, тот болотный сухостой,
Что порох он готов к горенью,
Помеха нашему боренью,
Уж полыхнул однажды он.
Огонь людьми был окружен.
В болотной чаще изначальной
Горел костер тот величальный.
В том очищающем огне
Все исчезало как во сне.
Лишь слышен веток слабый треск,
Да языков цветастых блеск.
Все также пламени того,
Что выше роста моего.
Оно же лижет уже ввысь,
Тогда ты только берегись!
Жива стена та золотая,
Все на своем пути глотая,
Несется быстро по болоту,
Ему давая позолоту.
А инфракрасный пепла жар,
Что довершает тот пожар,
Приятно греет наши лица,
Но хочется скорей умыться.
А дым травы, младой, зеленой,
Огнем пожара опаленной,
Глаза нам режет, даже жжет,
И завершает все полет
Листочков пепла серебристого -
И нет уже тепла лучистого.
Вновь я рублю тот дерн лопатой,
Как режу на куски пирог,
Да будет та трава помятой!
Кто б в этом мне еще помог?
Корнями вверх ее бросаю.
О, если б двинуть землю мог!
И черноземом присыпаю.
Растет, растет кургана рог.
Вдруг закружилась надо мною
Армада агрессивных ос.
И каждая летит стрелою
Все норовит ужалить в нос.
А я, мотая головою,
Стремглав взбираюсь под откос.
И, отбиваясь лишь рукою,
Мгновенно ноги тут унес.
Когда же осы отлетели.
И я остался невредим,
Мною желанья овладели
Пойти опять во след лишь им.
С откоса быстро я спускаюсь,
Назад готовый драпануть,
На поиск тут же отправляюсь,
Как бы ос мне не спугнуть.
Здесь, за кустом травы высокой,
Что я пытался уж рубить,
В большой той кочке одинокой
Осиное гнездо должно наверно быть.
Когда же кочку обошел,
То со стороны болота
Нору большую в ней нашел:
Вот новая забота!
В гнезде осином было мирно.
Осы влетали-вылетали.
И, постояв тихонько, смирно,
Я удалился весь в печали.  -
Мне стало жаль их рушить дом,
Как много ведь земли кругом.
С тех пор кусок подсохшего болота,
Что разрешили мне копать,
Была б на то моя охота,
"Гнездом осиным" стал именовать.
22 октября 1984 г.
Киев - Озерщина

                *  *  *
Тех, кто мучает нас, добиваемся мы.
Забывая о тех, кто нас любит.
И порой, не достигнув желанной мечты,
Мы томимся. И это нас губит.
                11 сентября 1984 г.  Киев
                *  *  *
Душа рвалась, звала, страдала,
Когда ты мимо проезжала.
                17 декабря 1984 г.  Киев
                *  *  *
О женщины!
Везде Вы преуспели,
Эмансипация на деле,
Чего так здорово хотели,
Все достиженья на пределе.
Раскрепощенными уж стали,
Навешали на Вас медали
В куреньи тоже не отстали.
Права свои Вы не отдали.
И выпиваете Вы в баре.
Не отстаете Вы в еде.
Командуете на базаре.
И нужно Вам успеть везде.
Деньгами всеми завладели.
Установили Вы контроль.
И держите нас в черном теле.
И нравится Вам эта роль.
В работе Вы настырней нас.
Стремитесь Вы к вершинам знанья.
А достиженья просто "класс"
На трудной той тропе познанья.
Так женщина свободной стала.
Мужчина ж был закрепощен.
Зато рождаемость упала.
Орел наш должен быть прощен.
Не размножается в неволе.
Клеткой законов огражден,
Мужчина думает о воле,
Когда не будет побежден.
Он вспомнит тот природы зов:
"Заботься о количестве!"
И клич совсем не будет нов
Во всем его величестве.
Так общество все женским стало.
Мужскую славу потеряло.
Если и дальше все так сохранить -
Лет через сто не будет кого хоронить.
                03 мая 1985 г. Киев

                *  *  *
Как-то спросили милых женщин:
"В чем видят счастие они?"
Двадцатилетняя, не моргнув, ответила:
"В любви!
В любви единственной навек,
До гробовой доски.
Чтоб разлучить никто не мог,
Чтоб не было тоски".
Тридцатилетняя, подумав, ответила:
"В успехе!"
Ведь создан для нее весь мир.
Успех сопутствует потехе.
И муж ей больше не кумир.
Да и поклонник не к помехе.
Сорокалетняя:
"В спокойствии!"
И уж насытившись любовью,
И уж познавши тот успех,
Сорокалетняя мадонна
Хочет спокойствия для всех.
Пятидесятилетняя:
"В уваженьи!"
Шестидесятилетняя:
"В поклоненьи!"
                25 мая 1985 г.         Киев

                Нине Гусаровой
Ты величава как царица,
Хотя простая ты девица.
А стройность линий всех твоих
Поражала не одних.
Зеленый свет широких глаз
Свободный путь открыл для нас
К любви волшебной и большой,
Прекрасной, дивной, непростой.
А губы свежие твои,
Что цвет имеют от крови,
Волнуют в моих жилах кровь -
И просыпается любовь.
А я как будто сам не свой
И чувствую, что я уж твой.
Твой вечный пленник и должник,
А сердце испускает крик
Души плененной, но счастливой,
К любовным чувствам неленивой.
Но руки хладные твои
Так нежно по лицу скользили,
Что чувства пылкие мои
Они немного охладили.
И я ослабил свой напор.
Мне показалось, что забор
Возник высокий между нами,
И я уткнулся меж холмами
Твоей насыщенной груди.
Все думал: "Что же впереди?"
А, отклонившись, я увидел
Твоей улыбки мягкий тон.
О! Как себя я ненавидел
В ушах стоял какой-то звон.
Но зубы белые блеснули,
Свет белой ночи отразив,
Они по сердцу полоснули,
Меня навек уж погубив.
И вновь твои глаза манили,
В свои ты сети все влекла.
Но чтоб не очень мы спешили
Опять рукою провела
Мне по горячему лицу.
И было то на поле Марса,
А не в каком-нибудь лесу.
Хотел сказать: "Роди мне барса".
Пред нами дуб рос в том саду,
Высокий, молодой, кудрявый,
Не может быть, чтоб на беду.
Он - символ мощи величавой,
И я решил, что здесь начну
Осаду крепости твоей,
Здесь, на земле его корней.
И вот к себе тебя я гну.
Тут крепость мне врата открыла,
Дары бесценные дала,
И поцелуй соединила,
И губы с языком слила.
Долго затем белой ночью бродили.
В городе этом мосты разводили.
Начало развода мы не заметили,
Видно, глазами друг в друга метили.
Вокруг нас какие-то люди ходили
Тоже смотрели, как мосты разводили.
                25 июня - 1 июля 1986 г.
                Теплоход "Юрий Долгорукий"
                г. Ленинград

                Нине Гусаровой
Дверь отворилась -
Ты явилась:
Картина дивная открылась.
Стоит Людмила предо мною,
Как будто бы сама собою.
Так поражен был я тобою.
Под сердцем что-то защемило.
Я вспомнил то, что было мило.
То платье черное меня сразило,
А ты ей вовсе не была:
Тебя мать Ниною звала.
Но в облике ее ты в сердце мне вошла.
Виденье тут же испарилось,
Как за тобою дверь закрылась.
А сердце быстро так забилось,
И слезы хлынули из глаз,
И плакал я один за нас.
Тебя ж увлек веселый час.
В душе же было тяжело -
Все прошлое во мне жило,
Вот где оно меня нашло.
Картины прошлого открылись,
Как сильно мы тогда любились,
Хотя порою не мирились.
Вот по Тбилиси мы гуляем.
В театре вместе восседаем.
А платье черное вдвоем снимаем
В гостинице той кэчевской холодной,
Как жизнь была тогда свободной.
В объятьях милой, нежной, родной.
Но к прошлому возврата нет.
Так почему чрез столько лет
Я образ милой увидал?
И душу я тебе отдал.
Меня ты быстро увлекла,
Наверно, ведьмою была.
В том черном платье ты строга и статна.
И, глядя на тебя, влюбился безвозвратно.
28 июня 1986 г.      река Волга
 Теплоход "Юрий Долгорукий"

                Ниночке Гусаровой
Ах Нина, Нина, Ниночка!
Бесценный ангел мой.
Моя ты половиночка -
Возьми меня с собой.
Ты говоришь: "Поехали".
Но в голосе тревога.
Ты говоришь: "К Тирасполю
Ведет одна дорога".
Но я все понимаю:
Сейчас то невозможно.
Ведь будет нам в Тирасполе
Невероятно сложно.
Ты будущее наше
С собою увези,
И станешь еще краше
Ты для меня в связи...
Из Киева ты вывези
Подарок дивный мой,
Держи его на привязи,
И буду вечно твой.
Прошу тебя, родная,
Чтоб не было разлуки,
Меня не забывая,
Возьми все в свои руки.
Возьми не рассуждая,
Не думая про муки.
В себе все сохраняя,
Меня же на поруки.
На память лишь оставь мне
Зеленых глаз цветенье,
Фигурки стройненькой виденье,
Улыбки милой озаренье,
Дыханья ровного движенье,
Мягких рук твоих скольженье.
Груди прекрасной колыханье
И мокрых губ твоих лобзанье.
Мне хватит этой дивной красоты,
Ты не убей моей мечты.
Все это, словно, наважденье
В тумане скрылось от меня
В закате прожитого дня.
В окно вагона я смотрел,
Видел милое лицо,
Но задержать я не посмел,
Когда ты вышла на крыльцо.
И я как раб прикованный
Не смог себя найти.
Вот так стою я скованный,
Не сбиться бы с пути.
Простые дети мы природы -
На нас надеются народы.
25 августа 1986 г. г.Киев


                Люсе Ганзюк
Ведь каждый день я проезжаю мимо
Любимого центрального кольца.
Меня влечет, влечет неумолимо
Под арку серого крыльца.
Январь 1988 г.  Киев


                Аннушке Максимовой
               Колыбельная
ЕСЛИ ТОЛЬКО хочешь спать,
Ты ложись-ка на кровать.
Сон придет и найдет
Аннушку в кроватке.
Спи, Анютка, сладко, сладко,
Баюшки-баю, у…у!
Сон летает над кроваткой,
Песенку тебе спою.
Будут сладко-сладко спать
Зеленые глазки,
Губки сосочку сосать,
Ожидая ласки.
Спи, мой ангел, мой цветок,
Девочка родная.
Ты, как утренний поток,
Вся уж золотая.
                01 марта 1988 г.     Киев

                Леночке Пшеничной

Я люблю тебя, Лена,
Горячо, откровенно
И хочу быть с тобою всегда,
Да... да. Да... да.
Но судьба наша такая,
Трудности нам создавая,
Вновь готовит разлуку -
Дай скорее мне руку.
И тепло ощущая, ;
Обо всем забывая,
Унесемся туда,
Где проходят года,
Словно цепь тех мгновений,
Дорогих откровений,
Что нужны нам тогда
И останутся с нами всегда.
Но, прошлое отодвигая,
Зазвучит эта песня простая
Как гимн двух сердец,
Что нашлись наконец, наконец.
                03 января 1998 г.       Киев

                Лене Пшеничной
Зачем ты мучаешь меня?
 Я не виновен пред тобою.
Смиренно голову склоня,
Смотрю в глаза твои с любовью.
                07 января 1998 г.
                Поезд Москва - Вологда


                *  *  *
Я на крыльях к тебе полечу
Все, что хочешь, тебе я прощу.
08 января 1998 г.
Поезд Москва - Киев
         Елене Пшеничной 
Ты искренности моей не оценила
Видно, меня ты просто не любила.
Зачем к себе ты допустила?
Надежду мне ты подарила.
И тот подарок я принял
Как дар судьбы. Ему я внял
Но видно, поздно понял я,
Твою природу хороня.
Ты думала совсем уж о другом,
Не о любви, а просто о земном.
Так искренне душой любя
Не мог возвысить я тебя
До тех вершин любви прекрасной,
Что становилась так опасной
Для хладного расчета твоего,
Лишив меня покоя моего.
Меня сводила ты с ума -
Сама ж осталась холодна,
Мечтая о покое тихом
В кругу гипотетической семьи,
Отвергнув чувства все мои.
Но я надежду не терял.
Мне голос внутренний сказал:
- Прерви ты диалог тяжелый.
Пусть случай, он - хороший малый,
Все трудные вопросы разрешит,
Она к тебе вновь заспешит.
21 января 1998 г. Киев

                Елене Пшеничной
Ты сказала:
-Позвоню я днями.
Значит, мы рассталися друзьями.
Дни прошли, но ты не позвонила,
Видно, что совсем уж не любила.
Так зачем же встречалась не любя?
Как теперь мне думать про тебя?
Кто ты есть на самом деле?
Что внутри там в твоем теле?
Есть ли женщина с душою
Или щебень со скалою?
Ты рассыпаешься как щебень иногда,
То как скала бываешь ты тверда.
Я твердости твоей завидую тогда.
Не быть таким мне твердым никогда.
Легко живется твердым всем.
Сомнения не мучают совсем.
Решенья однозначны и круты.
С людьми Вы расправляетесь на "ты".
Но твердость обернется против Вас
Все так же повторится в тот же час,
Когда захочется быть мягкой
И податливой такой,
Услышите Вы твердый оклик: "Стой!"
Вас остановят силою тогда.
Податливость исчезнет без следа.
И одиночество. То, видно, Ваш удел.
И не надейтесь Вы на новый передел.
      25 января 1998 г.    Киев

                Ирине Павловне
Стремительно Десна неслась.
 Мы в воду медленно входили.
 Я справа плыл, тобой любуясь.
О чем тогда мы говорили?

Хотелось мне прикрыть тебя
От уносящего потока
И удержать возле себя,
Чтоб не было так одиноко.

Искрилось как-то все вокруг,
На волнах "зайчики" играли,
Кусты надежною стеной
От глаз чужих нас прикрывали.


На берег вместе выходили.
И рядом на песке стояли
Капли крупные воды
Вниз по тебе сбегали.

Их путь я проследил,
Телом твоим любуясь.
Тем самым я себя добил,
Судьбе лишь повинуясь.

Твой еще девичий стан
Не тронуло время жестокое.
Будет ли у нас роман?
Да, это прошлое совсем недалекое.

Мысли в голове крутились,
Внутри меня что-то горело.
Хотелось, чтоб они носились,
И все мгновенно потемнело.

Мне надо что-то предпринять,
Но что - не знаю я опять.
 Огонь тот вспыхнул как-то вдруг,
И закрутилось все вокруг.

Решение пришло мгновенно -
И, изловчась попеременно,
Поцеловал тебя я в губы,
В груди моей запели трубы.

Но ты, картинно возмутясь,
И деликатно отстранясь,
Читать нотации взялась,
Меня ругая на откосе

Об этом нужном нам вопросе,
И речь твоя плавно лилась.
Я молча слушал монолог
 И думал: "Это - лишь пролог"

Хотел сказать тебе:
"Постой. Вопрос-то это - непростой.
Его природа подарила,
Ответ же дать его забыла.

Так люди много тысяч лет
Пытаются найти ответ.
Но многозначно то решенье,
И вновь рожденное поколенье

Его по-своему решает
И тут же сразу забывает.
А сколько "рыцарей пера"
Чернильных стержней исписали.\

Труды их даром не пропали -
Ответ нам получить пора".

Потом мой дом мы посетили.
Не помню, что тогда мы пили,
 Но ты отметила всерьез:
"Как чисто вымыты стаканы".

Мне только не хватало слез,
Так были отношенья странны,
А дом ты быстро осмотрела,
И все заметить уж успела.

Кровать моя железная,
Хоть никелем покрытая,
Тебе не подошла.
И тихо мирно ты ушла.

В тот теплый летний день
Остался в доме я как пень.
Не смог тебя я удержать
К себе всей силою прижать.

Но в сердце ты моем осталась,
Вошла туда ты навсегда.
И как бы там не получалось,
Любовь ко мне пришла тогда.
                Июль 1999 г.   Рожны - Киев




ПЕСНИ ТУРИСТОВ


                *  *  *
Прощайте, родные, прощайте, друзья!
Ведь жить без туризма совсем нам нельзя.
Но мы не из тех, кто лишь в горы идет,
Мы те, кто по речке так тихо плывет.
Спешим мы куда-то, бежим по реке,
И все догоняем, что от нас вдалеке.
Плывем и мечтаем: "Когда же? Когда.
Нас всех приласкает речная вода?"
Начальник наш Миша нас всех запугал,
Что тонус на несколько суток упал.
Вот так на корме мы под солнцем сидим,
С тоскою на берег уныло глядим.
Но мы не сдаемся и смотрим вперед,
Все ждем, когда дивное время придет
Зеленой и теплой стоянки приход.
Но только причалим к стоянке зеленой,
Она нас встречает водою холодной.
И вот уж на берег сбегает народ,
На землю ступила босая нога.
Вдали же желтеют соломы стога.
Все манят к себе, но вода мне милей -
И мнется трава под одеждой твоей.
Вода уж совсем обнимает тебя,
Так мило ласкает и гладит любя.
Мы - дети природы, и ей мы верны.
Мы любим просторы родимой страны.
О, как же чудесно так плыть по реке
И видеть все то, что от нас вдалеке!
Прекрасные дивные эти места,
Их нам открывает речная вода.
По глади зеленой скользит теплоход,
На палубах сонный гуляет народ.
А наша задача - прогнать этот сон,
Пусть песни поют и развеется он.
22 июня 1986 г.   река Волга.
 Теплоход "Юрий Долгорукий"
(Стихи поются на мотив песни "Гренада")

                *  *  *
Не альпинисты, не походники -
И сожалений в этом нет, так нет.
А мы - туристы-теплоходники, да!
И с теплохода шлем привет.
Не откажите нам в любезности
Прослушать наши голоса, слегка.
А то погибнут в неизвестности, да!
Талант и наша красота, красота.
Мы проходили по той местности
И шлюзовались иногда слегка.
На глубину такую, милая ты,
Не опускалась никогда. Да. Да.
Трепал нам кудри ветер Вытегры
Онего гнал нам облака,
И шли дожди без всякой выгоды,
Корма пустела лишь тогда.
Кораблик наш плывет, качается,
Глядя на эти чудеса. Да. Да.
Начальник наш порой ругается,
Услышав наши голоса.
Мы эту дружбу нашу крепкую
Ведь не забудем никогда. Да. Да.
И теплоходную походную
Споем с усердием всегда, да, всегда.
23 июня 1986 г.     река Волга
 Теплоход "Юрий Долгорукий"
 (Стихи поются на мотив песни
 "Не кочегары мы, не плотники.

                Нине Гусаровой
 ПЕСНЯ БАБЫ-ЯГИ
Мы - веселые бабешки,
 Натуральные бабы-ешки.
На метлу свою мы сели
И за Вами полетели.
Тихоход мы Ваш догнали
С Вами вместе загорали.
А догнать его не трудно,
Лишь бы было здесь не нудно.
Ведь ползет он как Тортила,
Скорость тут совсем немила.
Да й метла наша такая,
Все на свете догоняя,
Принесла нас вот сюда,
Где, возможно, без труда
Жить привольно и богато,
По теченью плыть куда-то.
Все заботы и тревоги
Пусть отстанут по дороге.
Но забыли мы другую
Функцию метлы простую.
Ведь метла должна мести,
А не только лишь нести.
Выметать всю нечисть злую -
Камарилию блатную,
Чтоб на палубах и в трюмах
Было чисто и светло.
Чтобы зависть, скуку, подлость
Свежим ветром унесло.
Пусть на нашем теплоходе
Все дружны будут в походе.

                28 июня 1986 г.     река Волга
                Теплоход "Юрий Долгорукий"

                *  *  *
Куда бы мы не плавали,
В Кижи ли, Валаам ли,
От берега до берега, вперед.
Под нами был наш теплоход.
Поем мы песню:
Знает турист,
Что речник не так речит.
Море, река -
 Вот дорога речника.
Его смелость не раз
Выручала в трудный час,
Даже в тумане подчас.
Наш серьезный капитан,
Что ведет нас сквозь туман,
Он отдал такой приказ,
Запугавши сильно нас,
Чтобы мы послушны были
И с водой бы не шутили.
Днем его совсем не видно -
Отдыхает капитан.
Теплоход идет стабильно,
И не страшен нам таран
Капитан наш ночью
 Не смыкает глаз.
Видели воочью
В рубке и не раз.
Днем по палубе
И по мосткам
Капитанская дочка идет.
Капитанская дочка,
На душе моей точка,
Куда она нас приведет?
01 июля 1986 г.
Теплоход "Юрий Долгорукий"

                *  *  *
Туманы клубились долинами.
Я ехал дорогой лесной,
И шли грибники все с корзинами,
С пустыми, как прежде, домой.
Но что погнало их в холодный
 И мрачный осенний наш лес,
На поиск такой же бесплодный,
Уж не попутал ли бес.
                Сентябрь 1985 г. Броварской лес


                ***
Но поиск! Всегда он прекрасен,
Хоть и бывает бесплодным.
Часто порою опасен,
Не назовешь его модным.
Пусть даже просто напрасен,
Все ж недоступен холодным.
Октябрь 1986 г.   Киев
;

МОИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ



                Люсе Максимовой
В этот день, весенний, светлый,
Пробуждения природы,
Когда сами и не хочешь,
Льются сладостные оды.
Нашу МАМУ поздравляем,
Счастья в жизни ей желаем,
Чтобы радость и здоровье
Были спутником всегда.
А успехи на работе
Шли, как в арагонской хате,
Отражаясь и сверкая,
Точно радуга простая.
14 апреля 1978 г.        Киев
 В день двадцатилетия
Моего сына Александра

                Сергею

Играй, Сергей, свою игру.
Пусть с нею жизнь твоя идет,
Но помни, что одна игра
Тебя к добру не приведет.
Ищи себя не только в ней -
Себя в работе не жалей.
В ней больше смысла,
чем в игре.
Вставай же рано на заре.
Не бойся в грязь ты окунуться,
Пусть все другие содрогнутся
От дерзости твоих свершений -
С тобой же будет добрый гений
                25 июня 1986 г.      река Волга




                Оле Майбороде
Проза жизни нам знакома,
Ее не спрячешь от профкома,
Но весной даже профком
Освежает ветерком.
Этот ветер, светлый, чистый,
И лучистый, и искристый,
Принесла в профком она -
 Наша Алексеевна.
И пошел народ гурьбой
В наш спокойный, затишной,
Темный, чистый, небогатый
Класс четыреста десятый.
Видно, любят нашу Олю
Все, включая даже Толю.
Возникает тут вопрос:
Не остаться ль без старлаба?
Потому, что у профкома
Тоже сильная рука.
И поднимет нашу Олю
На вершину профолимпа
Ее собственная нимфа.
И не будет уж вопроса -
 Мы увидим только боса.
А пройдет немного лет,
Жизнь оставит новый след.
И войдем мы в профсоюз
Без каких-либо обуз.
Потому, что в профсоюзе
Будем с Олей мы в союзе.
                1976 г.        Киев
                Жанне Ковш
Богата знаниями Жанна
Затмит любого Дон Жуана.
Жаль, что высокие стремленья
Пропадут здесь без сомненья.
                1999 г. Киев
                Аленке Мусатовой
Пятнадцать лет! Пятнадцать лет!
Весьма торжественная дата, -
Так некогда сказал поэт.
Аленка! Шлем тебе привет
И поздравляем. Будь богата!
Богата сердцем и душой,
Своей младою красотой,
Богата знанием и волей,
Здоровьем крепким, светлой долей.
Успехами в жизни молодой.
Богата мыслью - не чужой,
Своею мыслью будь богата!
                07 сентября 1988 г.
                Виктору Осадченко
"Соловья" давно не слышно.
В сейфе камера закрыта.
Ничего, что так уж вышло,
Главное - мечта открыта.
Не теряй свою идею,
Пусть она тебя ведет.
Хоть не будешь всегда с нею,
Может все же повезет.
Хорошо б тебе увидеть
То, что ты задумал.
Да, не мог ты все предвидеть,
Но о многом думал.
Пусть в новом 2000-м году
Мечта воплотится в металл,
Чтобы твой творческий труд
Даром не пропал.
                30 декабря 1999 г.
                Борису Солганику
Борис! Запомни этот день
 Начала истинной свободы.
Отбросив утреннюю лень,
 Да пусть простят тебя народы,
Которым ты на шею сел
И с перепугу поседел.
Но не бери с других пример,
Теперь ты - наш пенсионер.
А жизнь твоя сейчас пойдет
В среде совсем иных забот.
Забудешь ты наш коллектив,
Создашь себе другой актив.
Но помни: жизнь - это движенье,
И получай ты наслажденье:
Свободное времяпрепровожденье!
И пусть завидуют без сожаленья
Те, которым нужно утром встать,
Чтоб на работу не опоздать.
Войти в метро, вскочить в троллейбус,
А, может, - в старенький автобус,
Что нас до Фрунзе довезет,
А там и день уже пройдет.
Потерянный для жизни день.
Но, несмотря на нашу лень,
Стихи мы сочинить стремились,
В которых мысли б наши бились,
О том, как ты любил болтать,
Нас словоблудьем заражать.
"Что нравственность теперь нужна
И без нее мы никуда
Не двинемся вперед,
И захиреет наш народ".
Увы! Ты не услышан был.
Забыл кому ты говорил.
Но, может быть, потомки наши
Услышат проповедь твою.
Жаль, что ты будешь уж в раю
Тогда, когда это дойдет до тех,
Кого оно зовет
К жизни новой и счастливой,
Прекрасной и тебялюбивой.
Трудись над тем, что ты придумал.
Да, труд любить не каждый может.
И пусть тебе это поможет
Достичь того, что ты задумал.
И счастлив будь в своем стремленье
И окружении своем
Без результатов в достиженье,
Но будь уверен ты во всем.
Пусть радость от тебя исходит,
Идет сознательно любя,
Но милости нам ждать нельзя
Даже от всей нашей природы
Не забывай с постели встать
И на зарядку побежать,
И все ж попробуй не забыть
Тех, с кем хотелось просто выть.
                1999 г. Киев

                Юрию Ефремову
Пусть каждый день рождения
Приносит нам урок:
Идти без сожаления
На заготовку впрок.
Вы впрок уж заготовили -
На пенсию себе.
Своим трудом заставили
Вас уважать вполне.
Вы - труженик науки,
Хоть нет теперь её,
Берите в свои руки
И в том числе зверье.
Вы первый на работе.
Другие еще спят.
И голова в заботе:
Как выполнить подряд?
Без Вас все позабудут
О том, что срок пришел,
Писать отчеты будут
Под будущий засол.
Всегда Вы нам напомните:
Что нужно завершать.
Скорее все оформите -
И некогда гулять.
А голова в заботе:
Что дальше делать нам?
На нашей на работе
Искать идеи Вам.
У Вас мечта заветная:
Избавиться от нас,
На пенсию научную
Сбежать весной тотчас.
Но Вы без нас не сможете,
Так же, как мы без Вас.
И дача не поможет
Забыть наш тарантас.
И вспомнив о заботе
О нашей, побыстрей
Вернетесь Вы к работе,
Ведь жизнь была вся в ней.
13 января 2000 г. Киев


СТИХИ Люси ГАНДЗЮК,
ПОСВЯЩЕННЫЕ МНЕ
                *  *  *
Ты хочешь, чтобы я писала.
Ну, что ж могу и написать!
Весна в душе моей настала!
Об этом я хочу сказать!
Хочу, чтоб это время длилось,
Не прекращаясь никогда!
Чтоб радостью глаза светились
И у тебя, и у меня!
Хочу, чтоб были мы с тобою
Вдвоем на долгие года.
Чтоб наши души молодели
И не старели никогда 1
Еще хочу, чтоб мы с тобою,
Любовь отведав один раз,
Любили долго, с наслажденьем,
Не пожалев о том ни раз!
Ну, почему так в жизни сложно все?
Ну, почему не может быть иначе?
Любовь пройдет, развеются мечты -
И станет скучно, пусто не иначе.
Но ведь любовь прекрасна?!
И она проходит, все сжигая пред собою.
И в сердце вновь появится зима,
Зима холодная, с морозами и зноем.
Морозы, зной, сменяясь чередой,
Терзают душу, глушат все живое.
Ах, отчего проходишь ты, любовь,
Когда на свете есть и рядом двое?
Как пришла любовь?
Не знаю, но она пришла.
Зимой в сердце опустевшем
Расцвела весна.
Сердце ласково согрелось,
Проснулось, ожило -
И от этого на свете
Стало всем тепло.
Я теплом тебя согрею,
Хочешь ты тепла?
Чтобы в сердце опустевшем
Вновь цвела весна?
                Январь 1988 г.      Киев

                *  *  *
Милый, хороший, родной,
Если ты любишь так крепко,
То забывай о другой.
(Хоть на короткое время
Ты забывай о другой).
Если же ты так не можешь,
Что ж нам делать с тобой?
Я не могу по-иному,
Милый, хороший, родной.
Дальше не может так длиться
Эта нежданная связь!
Что-то должно проясниться,
Что-то ты должен понять.
Помнишь ли ты то мгновенье,
Что нас сроднило с тобой?
Я его ввек не забуду,
Милый, хороший, родной!
Если же будет и дальше
Все протекать, как тогда,
Я хочу знать, что на свете,
Я для тебя - лишь одна!
 Ты для меня, мой любимый,
Стал до того дорогим, Что и представить мне трудно,
Что можешь быть ты  другим!
Что же судьба нам подскажет?
Чем огорчит? Оживит?
 Или и вовсе не скажет,
Как же с тобою нам быть.
Что ж, я судьбу принимаю,
Я покоряюсь судьбе!
Я ей себя доверяю,
Как доверяю тебе!
Что же не сплю я ночами?
Что же грущу я сейчас,
Когда проснулась природа?
 Разве весна не для нас???
Я хочу капельку счастья,
Капельку счастья - без слез!
Что же судьба нам готовит?
 Что же с тобою нас ждет?
Апрель 1988 г. Киев

                *  *  *
Хочу тебе сказать, мой друг!
Что я не знаю, что со мной.
Я стала будто не своя,
Другой я стала, несомненно.
И это все из-за тебя.
Зачем тебе все это надо?
Никак понять я не могу?
То мне все плохо, то досадно,
И жить спокойно не могу.
Все думаю и день, и ночь я,
Что между нами пролегло?
Что нас сроднило? Что связало?
Все так нежданно, тяжело?
Ах, тяжело же жить мне стало.
Как тяжело! И не пойму, -
То я тебя уж ненавижу,
А то по-прежнему люблю!
Но каждый раз тебе прощаю,
Хоть и в душе я сознаю,
Что дальше жить так невозможно,
Но я тебя, мой друг, люблю.
Люблю тебя любовью пылкой,
Что жарче солнечных лучей,
И мне тебя все с новой силой
Обнять так хочется скорей!
Ах, мой любимый, как хочу я,
Чтоб были мы с тобой вдвоем!
(Хоть знаю я, что так не будет,
Не настою я на своем!).
И хочется опять свиданий,
В любви забыться, хоть на миг.
И тех несбыточных мечтаний,
Что слышу я из уст твоих.
Что ж помечтаем вместе, милый!
Хоть это нам с тобой дано!
Мечты пройдут, и с новой силой
Вернется явь к нам все равно!
Опять хитрить ты станешь снова,
Чтоб не обидеть никого!
И снова, слышишь, снова, снова
Возникнет между нами "НО".
Оно возникло навсегда,
Как только правду я узнала,
Хоть ничего я не сказала,
Но все решила для себя!
Решать тебя я не заставлю,
Не может быть решений здесь.
Я все оставлю так, оставлю,
Оставлю все я так, как есть!
И пусть проходит время злое,
Неумолимо час бежит!
Свиданья нежного с тобою
Пришел конец - тяжелый миг!
Но я надежды не теряю
И верю я в свою судьбу.
И знаю я, я точно знаю,
Что снова я тебя найду.
Январь 1989 г. Киев

                *  *  *

Володенька, все это тяжело,
Но пережить все это можно.
И нам с тобою будет нелегко,
Но в жизни ничего нет невозможного!
Поэтому давай с тобою жить,
Забыв про горе, беды, неполадки!
И будет к счастью путь у нас открыт,
И будет все красиво, мило, гладко!
И я уверена: наступит то мгновенье,
Когда, забыв про все свои дела,
Мы будем счастливы с тобой лишь тем,
Что мы друг с другом рядом навсегда.
   Апрель 1990 г.    Киев
;
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИРИКА
Мне за тридцать и за сорок 5
Валентина, Валентина! 6
Чувства часто нас подводят 7
Тепло души и мягкость взгляда 7
Цветок черниговской земли 8
Пред нами на холмах 9
Нет, ты - не ангел. Ты - земная 10
Сомненья 10
Я не помню, что было вчера 11
Я уж начал тебя забывать 12
Я уж почти забыл тебя 12
О мой источник вдохновенья! 12
Эх Людка, Людка! 14
О Людка, я тебя любил! 15
Узнал я много женщин на своем веку 15
Краса той северной природы 15
Да, много женщин я встречал 17
Но как найти то, что хотел? 18
Моим подругам 18
Мне крик души твоей понятен 18
Спасибо, Людка, что ты есть 19
Письмо твое я получил 19
Но все мои мечты 21
Детей любил и не любил 21
Я ждал разгромного письма 21
Меня опять что-то гнетет 22
Мне надо думать 23
Я не писал 23
Теряю дни 24
Люблю тебя, моя квартира 24
Пишу я Вам простой доклад 24
Всю жизнь свою тебя любя 24
Тагора в детстве не читал 26
Цветы любимым я дарил 27
Да, не люблю я поздравлять 27
Мне хочется отдать Вам все 28
Мысль - это лишь сырое тесто                28
Мне пятьдесят 29
Мой последний наезд на Чернигов 29
Я долго думал как назвать 30
Тех, кто мучает нас, добиваемся мы 33
Душа рвалась, звала, страдала 33
О женщины! 33
Как-то спросили милых женщин 34
Ты величава как царица 34
Дверь отворилась 36
Ах Нина, Нина, Ниночка! 37
Ведь каждый день я проезжаю мимо 38
Колыбельная 38
Я люблю тебя, Лена 39
Зачем ты мучаешь меня? 39
Я на крыльях к тебе полечу 40
Ты искренности моей не оценила 40
Ты сказала: - Позвоню я днями 40
Стремительно Десна неслась 41
ПЕСНИ ТУРИСТОВ
Прощайте, родные, прощайте друзья 44
Не альпинисты, не походники 45
Песня бабы-Яги 45
Куда бы мы не плавали . 46
Туманы клубились долинами 47
Но поиск! Всегда он прекрасен 47
МОИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Люсе Максимовой 48
Сергею 48
Оле Майбороде 49
Жанне Ковш 49
Аленке Мусатовой 50
Виктору Осадченко 50
Борису Солганику 50
Юрию Ефремову 52
СТИХИ Люси ГАНДЗЮК, ПОСВЯЩЕННЫЕ МНЕ
Ты хочешь, чтобы я писала 53
Милый, хороший, родной 54
Хочу тебе сказать, мой друг! 55
Володенька, все это тяжело 56

;
Максимов Владимир Иванович родился в 1934 году в Глухове Сумской области. Начинал учиться в средней школе во время войны в Чимкенте (Казахстан). Основное время детства прошло в Днепропетровске, где и окончил среднюю школу. Затем учеба в академии в Калинине (Тверь) и в КВИРТУ в Киеве. Служил в войсках на Кавказе. Адъюнктура, педагогическая и научная деятельность в КВЗРИУ, других вузах и НИИ Киева. В запас ушел в звании полковника, кандидат технических наук, доцент. Сейчас ведущий научный сотрудник. Таков его жизненный путь.
Стихи начал писать в зрелом возрасте и пишет до сих пор. В древности говорили: "Хорошо мыслит и хороший имеет вкус". Это вполне относится и к творчеству Максимова Владимира Ивановича. Он не может не писать стихи, воспевая вечную любовь, философию жизни, природу, друзей - словом, все, что так волнует богатое воображение. И тогда он стает таким земным и неземным талантливым поэтом:
Играй в любовь,
Но не играй любовью.
Она не повторится вновь.
И ты не смоешь
Даже своей кровью
Нахлынувшую на тебя любовь.
09 января 1998 г. Киев


Рецензии