15. 09. 1960 г. Елеон. Начинаем учить русский язык

Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 74

Фото: Игуменья Тамара, архимандрит  Дмитрий (Биакай), монахиня Евтихия, послушницы и арабские девочки-"монастырки". 15 cентября 1960 года (надпись карандашом на обороте фотокарточки) ознаменовалось в истории  Елеонской обители  началом  изучения русского языка  теми воспитанницами, кто только поступил в монастырь или кто хотел научиться бегло читать, а также глубже разбираться в его грамматике или совершенствовать свою речь.  Автором этого  любительского фото , вероятно, является старшая сестра Феоктиста (Ягнам).  Фотоснимок сначала находился в ее коллекции, а позже  стал одним из ценных   архивных документов   автора. Публикуется впервые.

Русскую грамматику, разговорную речь, русскую литературу и чистописание в начале 1960-х годов  преподавали детям игуменья Тамара, монахиня Иулиания (в миру Евгения Клепцова –духовная дочь Иоанна Шанхайского, тогда архиепископа Западно-Американского.– Примечание автора) и монахиня Евтихия (она запечатлена на фотоснимке). Обучение было коллективным и индивидуальным.

Из уст игуменьи  Тамары дети слышали ее  воспоминания   о российских зимах и морозах. От упоминания последних  девочки ежились  и потом задавали дополнительные вопросы о снегопадах и метелях в том большом городе, где прошло детство «аммы». Возможно, такие необычные уроки с арабскими детьми и побудили игуменью Тамару написать в Иерусалиме свои краткие воспоминания, где имеются такие ностальгические строки: в Павловске «мы все дети ходили с Отцом на лыжах»; «красота глубокого снега, озаренного ярко-синим небом или закатом с розовыми переливами на снегу»; «все это нас восхищало…»

Два раза в неделю к девочкам приходила арабская учительница, нередко жаловавшаяся матушке Тамаре, что некоторые ее ученицы вообще не желают учиться арабскому языку. У многих арабских детей были трудности с письменной речью и ударениями в русских словах. Хороших учебников под рукой у педагогов почти не было. Некоторые школьные учебники получали из Москвы, но эти книги были насыщены советским духом и соответствующей идеологией: октябрята, пионеры и Ленин. Монастырским учителям ничего не оставалось делать, как беспощадно вымарывать черным карандашом или чернилами все советские пропагандистские тексты и предложения. Так советовали поступать педагогам матушка Тамара, и архимандрит Димитрий. А любопытные дети заинтересовались: что же такое скрывают от них взрослые в испорченных учебниках?

Вскоре «тайна» взрослых была раскрыта детьми и они решили подшутить над своей учительницей. Однажды она проходила мимо тех окон, за которыми спрятались хитрющие лица юных арабок. Увидев учительницу, девочки мгновенно превратили обыкновенные стаканы и деревянные ручки с металлическими перьями в «пионерские барабаны с палочками». И вот под «барабанную дробь» и в один голос девочки громко прокричали советскую речевку: «Мы – ребята-октябрята!» Перепуганная учительница даже присела от ужаса: можно ли в монастыре вытворять подобные шалости?! Дети потом исповедовали этот «грех», и матушка Тамара им его простила.

Игуменья Тамара  заботилась о развитии русской речи маленьких девочек, кропотливо учила их произношению и соблюдению орфоэпических норм русского языка. Она приучала их к художественному чтению стихотворений русских классиков. Тем самым игуменья развивала некоторые традиции воспитания, заложенные в ее семье отцом – великим князем Константином Константиновичем. В его дневнике за 1907 год читаем: «…я задал детям выучить каждому по стихотворению, чтобы приохотить их к выразительному чтению. Иоанчик выбрал «Благословляю вас, леса» из «Иоанна Дамаскина» А. Толстого, Олег – погребальный тропарь оттуда же, Гаврилушка – «Анчар» Пушкина, Татиана – «Последнее новоселье» Лермонтова, Костя – «Ветку Палестины» Лермонтова, а Игорь – «Спор» опять же Лермонтова. В воскресенье Татиана и два старшие мальчика читали наизусть выученные стихи у меня же в кабинете в присутствии жены и Оли. Я делал замечания. Иоанчик взял неверный, какой-то скучный, серый тон, но затем, при этом общем недостатке, остальные интонации были верны и осмысленны. У Татианы и Гаврилушки есть недочеты в произношении, недостаток пауз, неуменье изменять голос. Но, в общем, все трое произнесли стихи очень недурно».

Следуя примеру отца, матушка Тамара проводила по большим церковным праздникам и в воскресные дни так называемые часы духовной поэзии. Она индивидуально подсказывала чтецам их ошибки и давала необходимые советы. Такие часы поэзии проходили  в дни посещения монастыря ближайшими ее родственниками и в дни пребывания высоких гостей в обители. Причем, сама матушка Тамара тоже иногда читала вслух стихи. Монахиня Вероника (Рахеб) запомнила название лишь одного из любимых стихотворений игуменьи Тамары – «Чему бы жизнь нас ни учила...» Федора Ивановича Тютчева.

Закон Божий и исторические дисциплины преподавал детям архимандрит Димитрий, глубоко знавший ветхозаветные и новозаветные предания и историю Палестины. Имея редчайшие ум и память, отец Димитрий как педагог демонстрировал детям глубокие знания по мировой истории, а также истории Палестины и России. Он с любовью вспоминал свое отечество, много рассказывал о нем и об истории Киево-Печерской лавры, где когда-то принял монашеский постриг.

Летом в «Парфеньевском садике», что рядом с северной стороной собора, отец Димитрий в присутствии матушки Тамары и приглашенных сестер мастерски проводил среди воспитанниц открытые конкурсы знатоков истории и вручал победителям оригинальные призы.

Монахиня Вероника (Рахеб), вспоминая свои детские годы, проведенные на Елеоне, с восхищением рассказывала о том, каким талантливым педагогом был отец Димитрий:

– Он знал всех нас поименно, никого внешне в учении не выделял, всех по-отечески любил и к каждой воспитаннице имел индивидуальный подход. Лично я очень любила изучать историю России, начиная с самых ранних ее времен, еще с династии Рюриковичей. Причем, так старалась в учении, что всегда выигрывала призы на конкурсе знатоков истории. Из рук батюшки я получала то иконочку, то ткань и нитки для вышивки, то новый подрясник, а однажды он вручил мне даже магнитофон. Когда-то была и «знатоком» библейской истории и могла перечислить и назвать всех фараонов и библейских царей.

Благодаря советам матушки Тамары я перечитала все известные произведения русской классической литературы, даже осилила «Мертвые души» Гоголя (смеется). В 16 лет уже читала наизусть почти все главы «Евгения Онегина». Очень любила я Татьяну Ларину и матушка Тамара мирилась с этим...»

Кстати, в дневниках великого князя Константина Костантиновича, написано, что княжня Татиана ( в будущем игуменья Тамара) очень проникновенно читала наизусть «монолог Татьяны Лариной – отповедь постаревшему Евгению Онегину».

...Чтение знаменитого пушкинского романа в стихах послушницей Еленой Рахеб одобряли приезжавшие на Елеон к матушке Тамаре  ее дочь Наталия Константиновна и ее супруг – сэр Чарльз Хепбёрн-Джонстон, переводивший многие годы «Евгения Онегина» с русского языка на английский.

    Из книги Холодюка А.Г. "Елеонская игуменья Тамара" (Мюнхен, 2016)
   

                *          *         *


                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)

                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви " задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и  монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.



От автора. Выражаю благодарность г-ну Леону Општейну (Opstein Leon; Мuenchen)  за оказание помощи в  подготовке к публикации этой  фотографии.


Рецензии