Венецианский вельможа Луиджи Корнаро
Но истинно силен, кто подчиняет
Судьбу в свои почтенные года –
И перед ним поспешно затворяют
Болезни, старость, смерть свои врата.
(Джорджо Дженнаро)
Описание уникальных долгожителей разных эпох и народов нашей планеты хотелось бы начать с удивительной исторической личности эпохи Возрождения, знатного венецианского вельможи Луиджи Корнаро (Luigi Cornaro 1464-1566), именуемого также в исторических летописях как Альвизо (Alvise), Людовико (Lodovico,) Людвиго (Ludvigo), Лвиги (Lvigi).
Родился Корнаро в 1464 г. в Италии, в Венецианской республике, в старинном городе Падуя, история которого насчитывает более трех тысячелетий. В те времена город считался главным образовательным, университетским центром республики.
Аристократическая семья, в которой родился Корнаро, находилась в зените своего общественного и политического могущества.
Яркие представители этого знатного итальянского рода внесли значительный вклад в развитие искусства, религии, образования, науки, литературы и архитектуры северных провинций средневековой Италии.
Корнаро был достойным продолжателем своих знаменитых предков. Он прекрасно разбирался не только в архитектуре, но и оставил много научных трудов по сельскому хозяйству, вошел в историю как выдающийся философ и публицист.
Кроме того, он увлекался гидравликой, разрабатывал проекты плотин, каналов, фонтанов и других гидросооружений. Принимал участие в осушении болот в Венеции и др.
Следует отметить, что в средние века между реками Брента и Баккильоне было проложено множество каналов, которые были основой экономики Падуи. Городские каналы обеспечивали прямой доступ по воде к Венеции. В то время путь по реке Брента в Венецию занимал чуть более трёх часов.
На каналах возводились мельницы, которые служили основой мукомольной промышленности. Сохранившаяся древняя система каналов до сих пор защищает город от наводнений.
Как и все аристократы эпохи Возрождения, Корнаро и члены его многочисленной семьи жили в роскоши. Его повседневный праздный образ жизни ничем не отличался от образа жизни людей его круга.
На протяжении длительного периода времени Луиджи и его соплеменники, постоянно принимал участие в бесчисленных пирушках и кутежах, сопровождавшихся безмерным и бессмысленным чревоугодием. При этом он, конечно же, как и все его друзья, пил много вина.
Вот что писал сам Корнаро о том периоде своей жизни, о нравственных и жизненных ценностях итальянцев: «Бедная, несчастная Италия! Разве не видишь ты, что смертность от обжорства ежегодно уносит у тебя более жителей, чем могла бы унести страшная моровая язва или опустошительная война? Эти истинно позорные пиршества, которые теперь в такой моде и отличаются такой непроизводительной расточительностью, что не находится достаточно широких столов для всякого количества яств, - эти пиршества, повторяю, равняются по своим последствиям потерям во многих битвах».
В качестве комментария к этим словам итальянца можно сказать, что по прошествии веков привычки и традиции людей на планете практически не изменились, несколько модифицировались лишь формы их проявления.
Обжорство и чревоугодие в современном мире превратилось в культ, приняло катастрофические размеры. Количество людей с избыточным весом в мире растет в геометрической прогрессии.
Банкеты, которые закатывают современные нувориши во многих странах мира, в том числе российские олигархи, немногим отличаются от средневековых пиршеств.
Праздный, разгульный образ жизни не мог не сказаться на здоровье итальянца, который к тому же имел врожденные физиологические патологии.
Таким образом свои философские воззрения и отношение к жизни и здоровью Корнаро выстрадал в самом прямом смысле этого слова.
В расцвете лет, когда ему исполнилось 35 лет (по другим источникам, в 40 лет), он тяжело заболел и сильно страдал от бесчисленных недугов.
Вот как сам Корнаро описывал свое физическое состояние: «Говорю вам, бесконечны и жалки были дни мои, отягощённые не только серьёзными врождёнными недугами, но и тяжёлыми болезнями, возникшими от обжорства, коему я усердно предавался. Из-за болезней, к которым оно привело, а также из-за природной слабости, желудок мой, холодный и влажный, страдал от различных видов недомогания, часто от боли внутри или в боку, а также первых признаков подагры и, что самое худшее, почти постоянной лихорадки, но, прежде всего, меня мучила беспрерывная жажда, усугубляемая отвратительным расположением духа. Мне оставалось только надеяться на смерть как на конец моим страданиям, моей тоскливой и унылой жизни, столь далёкой от естества, сколь близкой к утрате её смысла» .
Если по описанным симптомам сегодня поставить ему диагноз, то по всей видимости, у Корнаро было расстройство пищеварительной системы, гастрит, подагра и, возможно, сахарный диабет.
В физическом плане он обессилел и стал полной развалиной. Жизнь стала ему в тягость. Родоначальники могущественного итальянского клана Медичей (medico), которые первоначально были врачами и занимались аптечной торговлей, предлагали ему различные снадобья и всевозможные лекарства. Но они не помогали. Так продолжалось на протяжении многих лет.
Когда Корнаро исполнилось 65 лет, среди Медичей нашелся умудренный опытом врачевания смелый лекарь, который вопреки профессиональным канонам медицины того времени решился прописать ему строжайшее воздержание и умеренность в еде и вине.
«Медичи поведали мне об образе жизни, которого следует придерживаться: употреблять пищу и вино в малом количестве и при условии, что они не причиняют вред здоровью» .
Сначала Корнаро находил это принудительное воздержание от чревоугодия невыносимым и нередко, при случае, как он сам говорил, «возвращался к старым грешкам», и, соответственно, его физические страдания возобновлялись.
Наконец, Корнаро все же решился придерживаться рекомендованного ему самого строгого образа жизни.
И свершилось чудо. Уже в конце первого года воздержания от переедания и злоупотребления алкоголем он почувствовал себя другим, практически здоровым человеком.
Корнаро писал: «Я понял, что ненасыщение пищей, чувство некоторого голода есть урок здравия: так я избавился от недугов, вызванных обжорством и беспорядочным приёмом пищи, обратился к жизни умеренной, которая сотворила во мне то, о чём я говорил выше, а именно – менее чем за год освободила меня от всех недугов, так меня изменивших, ибо ранее, как я уже сказал, они даже признавались неизлечимыми. Умеренность произвела и иное благое действие – после я не заболевал с наступлением каждого следующего года (как при моём прежнем образе жизни), что проявлялось в очень странном жаре, который иной раз приводил меня на порог смерти».
С точки зрения современной физиологии умеренность означает способность организма работать в его генетически заложенном естественном режиме, то есть в режиме саморегуляции, поддерживая постоянство процессов метаболизма.
Принципы здорового, умеренного и рационального питания
Постепенно опытным путем Луиджи Корнаро нашел для себя оптимальную норму ежедневного рациона питания. Это было 12-14 унций (340-397 г.) как он говорил твердой пищи и 14-16 унций (397-453 г.) виноградного вина в день.
«Как и раньше, съедая хлеб, яичный желток, мясо, суп, ел их столько, чтобы в целом их количество не превышало двенадцати с небольшим унций, которые потом я увеличил до четырнадцати, и по-прежнему выпивал четырнадцать унций вина (число которых довел потом до шестнадцати)» .
Любимым изречением Корнаро стала фраза «Кто ест мало, тот ест много». При этом он подразумевал, что умеренность в еде продлевает жизнь, что соответственно дарит возможность отведать больше разнообразных блюд и дольше наслаждаться пищей.
В своем философском трактате он писал: «Мать Природа, как же ты милостива к старику, если предвидела, что для него будет достаточным немного пищи. Ты открываешь ему, насколько для него было потребно в молодости есть дважды в день, настолько ему необходимо в старости принимать пищу в два раза чаще, уменьшая её количество; подобное дробление поможет желудку справиться с ней. Умеренное количество пищи не воспламеняет ни желудок, ни голову, и сейчас я ем столько, сколько необходимо ради поддержания жизни, и только ту пищу, которая для этого наиболее подходит» .
Эти мысли Корнаро созвучны с высказываниями древнегреческого философа Аристиппа Киренского (около 435—366 гг. до н.э.), современника Сократа, которого он регулярно перечитывал и почитал.
Философ говорил своим ученикам: «Как съедающие очень много не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу самое необходимое…» .
Луиджи Корнаро исходил из индивидуальности организма каждого человека и отмечал, что люди по-разному переносят различные продукты. Поэтому каждый человек должен сам выбирать и формировать ассортимент и объем своего питания и режим приема пищи.
С изменением образа жизни изменились и гастрономические предпочтения Корнаро. В прежние времена он любил на закуску всевозможные пряные салаты, пасту с различными изысканными соусами.
В качестве основных блюд он предпочитал овощные супы, запеченную свинину и другие мясные продукты.
На десерт ему нравились сладкие торты, пирожные, дыня, местные фрукты. Все это он обильно запивал свежим прохладным вином.
В новой, умеренной жизни Корнаро считал, что наиболее подходящая и оптимальная пища для человека, особенно пожилого возраста – это хлеб.
В обновленных кулинарных предпочтениях итальянца кроме хлеба были различные супы. Корнаро не был вегетарианцем и любил бульон с яйцом, супы с мясом теленка, козлёнка или оскоплённого барашка. Употреблял в пищу мясо всех видов птицы - кур, куропаток, дроздов и др.
Луиджи с удовольствием ел легкие соусы из нежирной рыбы, например, щуки, и считал, что такая пища более всего подходит для человека преклонного возраста, и, соответственно, ей и следует довольствоваться.
Саму рыбу ел редко. Удивительно, но после выздоровления итальянец почти не употреблял в пищу фруктов.
Еще два принципа, которым следовал Корнаро – есть только ту пишу, которая легко переваривается, не отягощая желудок и воздерживаться от употребления холодной и горячей еды.
Корнаро считал, что если еда своим изобилием не угнетает физическое состояние, то появляется бодрость в теле и ясность в мыслях.
Раньше после обеда ему всегда хотелось спать, теперь после приема умеренного количества пищи он мог заниматься любимым творчеством.
Такой режим питания, к которому Луиджи приучил себя, как с точки зрения рода пищи, её количества, и частоты приема, не насыщал его, и как правило, он прекращал есть после утоления чувства голода, хотя мог бы ещё и есть и пить.
Тем самым он подтверждал одно из основных правил рационального питания: из-за стола нужно вставать с легким чувством голода.
Некоторые исследователи жизни и творчества Корнару отмечали, что в глубокой старости он свой дневной рацион питания свел к минимуму и обычно мог обходиться хлебом и одним яйцом в день.
Любовь и мистическое отношение к вину
Поскольку половина дневного рациона питания Корнаро в период его новой жизни приходилась на вино, то и отношение к этому напитку у него было особым.
В пользе красного вина нет ничего удивительного – оно абсолютно естественный продукт, созданной задуманный самой природой.
Вино известно людям очень давно. Этот божественный напиток возник за тысячи лет до нашей эры. Виноделие как отрасль сельского хозяйства сформировалась после освоения людьми способов культивирования дикого винограда. Это произошло в эпоху неолита.
Культурное виноградарство и виноделие впервые возникло на Ближнем Востоке, в Месопотамии, на Кипре и в Греции, а также в Закавказье на территории современной Грузии и Армении.
Существует много мифов о происхождении вина. Один из них повествует о возлюбленном древнегреческом боге виноградарства и виноделия Дионисие, который после трагической гибели своего возлюбленного Ампела превратил его в звезду Виндемиатрикс (Виноградарь) в созвездии Дева.
Виноградная лоза стала носить имя «ампелос», а наука о выращивании винограда -– «ампелографией». По другой версии Дионис сразу превратил Ампела в виноградную лозу.
В древние времена расцвет виноделия связан с возникновением и процветанием Римской империи. Римляне внесли усовершенствования в технологии возделывание лозы и разработали новые способы производства вина.
По мере того, как римляне завоевывали странам Средиземноморья и другие государства Европы, и Азии выращивание винограда и виноделие распространилось и на эти страны и стало важной отраслью сельского хозяйства.
Каждая виноградина это своеобразная маленькая винодельня, в ней содержатся все химические элементы, которые превращают ягоду в вино. Это свойство винограда – преображаться и преображать – стало причиной обожествления его, особого почитания в разных религиях – от язычества до христианства.
Иисус Христос, взявши чашу с вином, произнес: «Сие есть кровь моя», тем самым благословил употребление этого напитка.
Что касается качества вина, то следует иметь в виду, что итальянское виноградное вино в XV веке представляло собой фактически натуральный забродивший виноградный сок.
Поскольку виноград быстро портился, то весь урожай тогда перерабатывали в вино и хранили в дубовых бочках. Это было молодое натуральное вино, которое сохраняло в себе все жизненные силы и полезные микроэлементы.
Современные технологии изготовления вин предусматривают процесс его пастеризации с использованием безопасного антисептика – сульфитов (диоксид серы). Добавление консервантов-сульфитов подавляет рост и размножение различных микроорганизмов в вине и приостанавливает процесс его нежелательного брожения.
В период разгульной жизни Корнаро пил неразборчиво и много. В период своей новой жизни Луиджи очень тщательно подбирал себе сорт вина, наиболее подходящего для его желудка и пил его в том количестве, которое с легкостью могло усваиваться организмом.
Как и многие философы той поры Корнаро считал, что вино глупцов пьянит, а мудрых вдохновляет.
Луиджи Корнаро говорил, что, став старым, он чувствовал, как весной уходят его силы. Однако верил, что если доживёт до нового урожая винограда и молодого вина, то тогда проживёт ещё как минимум год.
До сотни лет
Готов я жить
На лучшей из планет.
Стакан вина!
Мне б жить да жить –
Других желаний нет!
(Джон Дэвидсон)
Мистическое отношение Корнаро к вину похоже на культовое отношение к этому божественному напитку известного таджикско-персидского поэта Омар Хайяма (1048 –1122), который писал:
Все царство мира – за стакан вина!
Всю мудрость книг – за остроту вина!
Все почести – за блеск и бархат вина!
Всю музыку – за бульканье вина!
(Омар Хайям)
С научной точки зрения, польза красного вина для организма обусловлена прежде всего его уникальным химическим составом и сочетанием различных веществ.
В частности, биохимический анализ красного вина показал наличие в нем магния, железа, хрома, цинка, меди, рубидия, калия, кальция, натрия, селена, танина, полифенолов, флавоноидов, дубильных веществ и др.
Кроме того, именно в красных сортах вина обнаружены антиоксиданты, среди которых прежде всего следует выделить кверцетин и ресвератрол.
Кверцетин является растительным пигментом и флавоноидным антиоксидантом, играет важную роль в борьбе со свободными радикалами, воспалительными процессами и процессами старения организма.
Ресвератрол, который содержится в кожуре винограда обладает уникальными свойствами. Он действует как слабый антибиотик, оказывая противовоспалительное, противоопухолевое действие, способен понижать уровень сахара в крови.
Последние результаты научных исследований показали, что именно ресвератрол оказывает положительное влияние на теломеразную активность стволовых клеток и способен останавливать процессы старения нервно-мышечных синапсов - нервных окончаний на скелетном мышечном волокне.
Используя эти уникальные свойства ресвератрола, ученые во многих странах мира разрабатывают на его основе лекарственный препарат, предназначенный для защиты мозга от старения.
Именно с действием ресвератрола связывают и так называемый «французский парадокс». Ученые - медики проводя сравнительные исследования уровня онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний в различных странах отметили их достаточно низкий показатель у французов, несмотря на их пристрастие к высококалорийной и жирной пищи.
Ученые этот феномен связывают с регулярным употреблением французами во время еды красного вина. Бокал этого напитка во время обеда повышает аппетит, нормализует кислотность желудка, за ужином — поможет снять стресс и обеспечит спокойный сон.
Стоматологи рекомендуют хорошее вино своим пациентам в качестве средства, защищающего зубную эмаль от разрушения, губительного действия вредных бактерий, от заболеваний десен.
Кроме того, умеренное употребление сухого красного вина оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и иммунную систему и являются естественным природным антидепрессантом.
Наглядный пример тому система оптимального питания Луиджи Корнаро, важным составным элементом, которой было регулярное умеренное употребление красного сухого вина.
Строгий режим и распорядок дня
Кроме умеренности в питании, после выздоровления в течение многих лет Корнаро придерживался достаточно строгого распорядка дня.
Он считал, что установленный порядок дисциплинирует поведение человека, поддерживает устойчивый уклад жизни и только «жизнь размеренная, а не какая другая служат основой здравия и долголетия».
Примерно восемь часов в день он посвящал написанию своего философского трактата, а также исследованиям по архитектуре и земледелию, «следуя желанию принести в мир благо».
Ежедневно совершал пешие или конные прогулкам по живописнейшим окрестностям Падуи. Он писал: «Вы можете увидеть, к величайшему своему изумлению, как я сам сажусь на лошадь, поднимаюсь на лестницу и даже взбираюсь на холмы, как я потом весел, любезен и доволен, не отягощён душевными волнениями и беспокойными мыслями» .
У Корнаро был прекрасный слух и голос, поэтому в его распорядок дня входили музицирование на различных инструментах и песнопение под звуки арфы.
Итальянец считал, что после изменения образа жизни голос его стал звучать чище, приобрел своеобразный, приятный тембр.
Жизнь с удовольствием
Как мы отмечали, Корнаро был последователем и сторонником древнегреческого философа Аристиппа Киренского, основоположника гедонизма – известного философского направления этики, рассматривающего радость и удовольствие как высшее благо и условие счастья в жизни.
Поэтому особо хотелось обратить внимание читателей на то, что Корнаро от всех своих повседневных дел и занятий на разных поприщах старался получать максимум наслаждения, или, как он выражался, «услад».
«Вот они, услады моих преклонных лет. Первая из услад есть приносить пользу своей родине – сколь же велико мое наслаждение, когда я рассказываю, каким образом я добился сооружения лагуны и порта, что естественным путём произошло бы не ранее, чем через многие годы.
Посредством предложенного мной способа можно сохранить Венецию, носящую чудесное звание Первозданного города, подобного которому нет нигде в мире, и поэтому её гордое имя Королевы Морей будет звучать ещё более величественно; мысль об этом доставляет мне неизъяснимое наслаждение. Не меньшая радость для меня и то, что мой «Трактат об умеренной жизни», созданный во имя блага, таковое приносит: мне рассказывают, сколь велика польза от него.
Есть для меня и ещё одно удовольствие: я довольно много полезного пишу об архитектуре и о земледелии.
Не меньшую радость мне дарят и беседы с людьми высокого и прекрасного ума, у которых есть чему поучиться и в этом возрасте.
И, наконец, какое счастье, что познание великого и прекрасного даётся мне без непомерных усилий!
Можно прибавить - иным кажется невозможным, как мне удаётся в таком возрасте проживать сразу две жизни, творить на земле и мыслить, словно находясь на небесах, – столь высока цель моих помыслов; она есть благо для живущих и я с радостью осознаю, что делаю это во имя благодати и милосердия Всевышнего».
Корнаро очень любил путешествовать по близлежащим окрестностям, где иногда охотился на различных животных. Обычно в апреле-мае, а также в сентябре и октябре он отправлялся в путешествие в район Эвганских гор.
Итальянец наслаждался великолепием местной природы, общением с живущими рядом его друзьями, людьми выдающегося ума: архитекторами, художниками, скульпторами, агрономами.
«Я вижу их новые творения, вновь наслаждаюсь прежними и всегда узнаю то, что мне доставляет наслаждение. Я созерцаю Дворцы, Сады, Руины, и среди тех Площадей, Церквей, Крепостей, не упуская ничего из того, что может доставить удовольствие и принести знание».
Кроме этого, Корнаро получал истинное удовольствие от интеллектуального общения со своими выдающимися соплеменниками, представителями науки, изящных искусств, проживавших в то время в Падуе.
Если не хватало живого общения, он с таким же наслаждением предавался чтению книг, с головой погружаясь в уникальный кладезь накопленных человечеством знаний в области естественных наук, философии, художественной литературы и др.
Умеренность и воздержание Корнаро старался распространять не только на пищу и другие физические потребности, но и на эмоциональную сферу, стараясь сдерживать себя от меланхолии, ненависти и от иных отрицательных душевных порывов, которые, как он считал, имеют огромную власть над нашими телами.
«В моем сердце всегда царят мир и радость; осветив его однажды, они больше его не покидают», – писал Корнаро .
Итальянец призывал воздерживаться «от чрезмерных совокуплений». Сейчас невозможно определить, что конкретно имел он в виду под определением «чрезмерные совокупления».
Однако это, пожалуй, единственное положение теории умеренной жизни Корнаро, с которым я не соглашусь.
В любом возрасте, а тем более в пожилом, каждый не работающий или мало работающий орган человека быстро теряет свою физиологическую функцию и постепенно «отмирает».
Конечно, половая жизнь не должна превращаться в самоцель. Исследования физиологии полового сношения, проведенные в начале текущего столетия американскими сексологами Мастерсом и Джонсоном, показали, что нервные и мышечные реакции, кровообращение во время коитуса у пожилых людей, приближающихся к 80-летнему рубежу, ни в чем не отличаются от реакции людей среднего возраста – разумеется, при условии, что человек ведет регулярную половую жизнь.
Очевидно, что сексуальные возможности человека ос¬лабляются по причине старения, однако если удастся каким-либо образом «обма-нуть» организм, поддерживая сексуальное влечение, высокий гормональный уровень и функ¬цию воспроизведения, то процесс старения может замедляться.
Дом и семья
Известное выражение: «Мой дом – моя крепость» Корнаро воплотил в реальность, создав великолепное родовое поместье. Будучи незаурядным архитектором, свою виллу в наиболее красивой и престижной части Падуи он проектировал и создавал по всем существовавшим тогда канонам итальянского архитектурного искусства.
Вилла была построена на равнине рядом с полноводной рекой Брента и плодородными возделанными полями. Недалеко от дома была прекрасная церковь, у которой сходилось множество добротных дорог из соседних городов.
Кроме удобной и функциональной планировки дом был окружен разнообразными красивейшими садами с ручьями, прудами и другими ландшафтными изысками, создававшими атмосферу спокойствия и умиротворения.
В его родовом поместье жила большая дружная семья, в которой он находил опору и поддержку разумному образу жизни и творческим изысканиям.
Корнаро искренне любил свою семью и гордился ею. Особенно тем, сколько потомков он оставил. У него было одиннадцать внуков, которые были хорошо воспитаны, образованы, не лишены склонности к изящной словесности и почти все отличались добрым нравом.
Отношение к смерти и переходу в мир иной
Как и все здравомыслящие люди, Корнаро понимал, что никому не дано избежать смерти и единственное, чего он желал, как истинно верующий человек, – это услышать в смертный час слова благословения Господня.
В своем знаменитом трактате он писал: «Моя жизнь прекрасна, и прекрасен будет уход из неё… Я не глуп, и потому к моменту своей кончины буду к ней готов, ибо смерть, исходящая от природы, желанна и прекрасна… Я уверен, смерть застанет меня воссылающим молитвенные песнопения, свободным от мучительных раздумий о кончине; по прошествии стольких лет я вполне к ней готов, и она меня не страшит, ибо я знаю, сколько людей умерло в более раннем возрасте».
Корнаро представлял смерть как переход души от земной жизни к астрономической и бессмертной. Он искренне верил в бесконечно прекрасное существование после смерти физического тела.
Итальянец до конца своих дней сохранял полную ясность ума и физическую активность и надолго пережил своих врачей медичей, которые лечили его от многочисленных недугов в молодости.
Покинул бренный мир Корнаро 8 мая 1566 г. глубоким старцем в возрасте 102 лет. Скончался он в своем родовом поместье в родном городе Падуя.
Угас без мук, болезней, предсмертных агоний, смиренно навсегда заснув в своем любимом кресле.
Творчество и творческое наследие
Уникальность личности Луиджи Корнаро заключается, конечно же, не только в долгих годах жизни. Достойно поклонения его непоколебимое желание поделиться своим личным опытом активного и счастливого долголетия со всеми, кому это может понадобиться.
Долгие годы, наблюдая за своим организмом, он до конца дней тщательно закреплял пером все эти простые правила сохранения здоровья тела и душевных сил, надеясь передать их будущим поколениям.
Корнаро был одним из первых итальянских философов, кто возжелал и сумел донести до миллионов людей доступным, высоко художественным литературным языком значимость и ценность разумной, воздержанной, достойной, полной простых радостей и поэтому счастливой жизни.
Сам Корнаро писал: «Единственная цель моих посланий – донести до каждого, как прекрасна жизнь в этом возрасте и что надлежит предпринять, чтобы постигнуть это».
Свой первый философский труд, «Настойчивое приглашение к умеренной и регулярной жизни», рассказывающий о радикальной перемене в системе питания и его влиянии на физическое состояние организма, он написал в возрасте 83 лет.
Второй трактат – «Краткое наставление к ведению умеренной жизни» – был написан в возрасте 86 лет.
Третий трактат – «Искусство жить долго» – был написан в возрасте 91 лет.
Четвертый – «Как жить сто лет, или беседы о воздержанной жизни» – в 93 года. Писать Корнаро продолжал до 95 лет.
Последующим поколениям Корнаро передал свой секрет активного и счастливого долголетия в бессмертном труде – сборнике из четырёх трактатов «Discorsi Della Vita Sobria».
Следует отметить, что итальянское прилагательное «Sobrio», употребляющееся со словом «жизнь», переводится на русский язык как умеренный, воздержанный, трезвый, простой, правильный, разумный и др.
В совокупности все эти варианты перевода отражают суть того, о чем писал Корнаро. Вместе с тем в переводах на русский язык наиболее часто используется термин «умеренная», поэтому «Discorsi Della Vita Sobria» обычно переводится как «Беседы о пользе умеренной жизни».
Судьба была благосклонна к Корнаро и его любимые творения вышли в свет еще при жизни философа. Первый сборник трактатов издал в 1558 г. европейский центр медицинского образования при университете города Падуи. Сборник трактатов был напечатан на латинском и итальянском языках. В то время Корнаро было 94 г.
Второе издание сборника вышло в свет уже после смерти Корнаро. Книга была издана в Венеции в 1620 г. под редакцией известного итальянского философа и поэта Джорджо Дженнаро.
Выпуск сборника был посвящен его двоюродному брату, его духовному соратнику, светлейшему и многоуважаемому монсеньеру Марко Корнаро, являвшемуся также Епископом Падуи, в знак признания его заслуг на поприще служению отечеству.
В предисловии к изданию Джорджо Дженнаро помещает свой сонет, посвященный братьям Корнаро Луиджи и Марко.
Луиджи заявляет громогласно:
Есть верный способ смерти избежать
И насладиться этой жизнью ясной.
Мы в силах всю красу её обнять
И все её сокровища принять,
Вторит ему брат Марко столь же страстно;
Юпитеру его подобна стать,
И столь же помыслы его прекрасны.
Так два великих брата возвещают
О том, как жить достойно надлежит.
Но даже гений Марко уступает
Величию Луиджи – он открыт
Всем тем, кто жить в гармонии желает
И в мир иной до срока не спешит.
(Джорджо Дженнаро)
Следующее издание книги вышло в свет также в Венеции в 1662 г. под эгидой легендарной Салернской школы здоровья, основателем которой был известный испанский врач и алхимик, магистр медицины, придворный лекарь князей и римских пап Арнольд из Виллановы (1235 или 1240 – 1311 гг.). Салернская школа медицины просуществовала вплоть до XIX века.
Перевод был осуществлен с латинского языка неизвестным ученым. Как написано на обложке, текст рецензирован лучшими специалистами.
Позднее некоторые из трактатов Корнаро часто переводились на иностранные языки и издавались отдельными брошюрами во многих странах мира.
Труды Луиджи Корнаро и современность
Корнаро гениально предвидел, что его труды будут востребованы будущими поколениями.
В частности, в своем послании к патриарху Аквилы господину Барбаро он писал: «Господин мой, есть много людей, порабощённых страстями; они утверждают, что я напрасно отдал время и силы моему Трактату и последующим рассуждениям об умеренной жизни, дабы снискать ей приверженцев – сделать это было воистину важным, потому что мой Трактат встанет в один ряд с «Государством» Платона, который не мог его не написать, и спустя время его труд был оценён; то же произойдёт и с моим Трактатом» .
И действительно уже сотни лет трактаты Луиджо Корнаро переводятся на иностранные языки, переиздаются и публикуются во многих странах мира.
В начале XVIII века в Англии его труды издал Дзожеф Аддисон, которого многие считают отцом журналистики. В предисловии Аддисон, обращал внимание на чувство радости к жизни, религиозность и здравый смысл, которые пронизывают весь текст трактатов.
В учебных заведениях Европы произведения Корнаро до сих пор рекомендуют в качестве учебного пособия на факультетах медицины и философии.
Для многих врачей цитаты из трудов Конаро становятся профессиональными заповедями. Например, эта: - «Поэтому никто не может быть лучшим врачом для кого-нибудь, кроме самого себя. Следует заключить, что нет лучшего лекаря для человека, нежели он сам, и нет лучшего лекарства, чем умеренная жизнь».
Текст трактатов настолько выверен и безупречен, что практически каждый абзац можно использовать в качестве цитат, эпиграфов или афоризмов.
Суть содержания всех трактатов Корнаро заключена в его одной блестящей фразе - «Умеренность придаёт чувствам чистоту, лёгкость телу, радость душе; она делает память твёрдой, движения – проворными, а действия скорыми и верными.
Она наделяет душу, почти освобождённую от земного бремени, большей частью своей свободы; жизнь нежно струится по сосудам, а кровь горячо бежит по венам, и нежное волшебное тепло бодрит наши силы, сочетая все элементы тела в чудесной гармонии».
Этот блестящий афоризм может быть украшением любого печатного сборника из серии «В мире мудрых мыслей» или «Умное слово», а также эпиграфом для научных работ по валеологтии или геронтологии.
Несмотря на огромное количество публикаций на аналогичную тему до сих пор трактаты Луиджо Корнаро считаются одной из лучших работ на тему о здоровом, активном и счастливом долголетии.
Научное наследие Луиджи Корнаро в России
История жизни и творческое наследие удивительного Луиджи Корнаро до сих пор практически неизвестны в России. Мало кто знаком с его выдающимися философскими и геронтологическими трудами.
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (Петербург 1890-1907 гг.) в статье «Долговечность жизни организма», где, среди прочих, упоминается некий венецианец Корнаро, который к 40 годам жизни, страдая от многочисленных недугов, смог настолько изменить её образ, разумно ограничив себя в питании, что полноценно прожил почти век, скончавшись в 1566 году».
На русский язык труды Корнаро были переведены однажды лишь через двести лет после их публикации в Италии.
Перевод сделал в середине XVIII века один из первых трёх официально признанных врачей российского происхождения, доктор медицины, профессор Московского генерального госпиталя Петр Иванович Погоретский (1734-1780).
Переводили текст с латинского языка и называли книгу «Людовика Корнелия Венециана опыт о пользе трезвой жизни». Работа датировалась 1768 годом.
Само издание было выполнено превосходно, с профессиональными комментариями врача, подробными сносками и великолепно подобранными иллюстрациями. При печатании книги использовался петровский шрифт.
Книга П.И. Погоретского, сопровождалась кратким обращением к наследнику престола цесаревичу Павлу: «Настоятельно рекомендую для ознакомления».
Современного перевода и издания книги Луиджи Корнаро в России не было.
* * *
Из всего огромного количества прочитанной мною литературы о геронтологии, здоровом образе жизни, различных научных теориях старения, долголетия этот труд уникального итальянца стоит особняком.
Прежде всего, поражает насколько актуально все, о чем писал Корнаро почти 500 лет назад.
Анализируя содержание Трактатов, следует отметить, что в них нет никаких гениальных открытий, сокровенных тайн и уникальных формул, и рецептов долголетия.
Всё абсолютно просто, понятно, доступно и наверняка известно с давних пор.
О чувстве меры и самоограничениях писали многие выдающиеся философы древнего мира.
Приведу цитату древнекитайского мифологизированного философа, основоположника даосизма Лао-Цзы, который говорил: «Кто знает меру, у того не будет неудачи».
Примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) – направление геронтологии, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем.
В последствии наиболее широкое распространение это учение получило в Древнем Риме. Важный вклад в развитие герокомии внес известный римский врач и естествоиспытатель, один из классиков античной медицины древнеримский врач Гален Клавдий (129 или 131 –200 или 217 н.э.)
Умеренность в потребностях (апариграха) - одна из статей этического кодекса йогов, который является первой из восьми ступеней поиска души.
В уникальном памятники человечества «Золотых стихах» – своеобразном моральном кодексе пифагорейцев содержится 325 заповедей. Золотые стихи переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории античности, а затем и в эпоху Средневековья и Возрождения.
В 1808 г. «Золотые стихи» были изданы в Санк-Петербурге в виде книжечки карманного формата «Пифагоровы законы и нравственные правила». В частности, в одной из заповедей говорится: «Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества».
Однако до Корнаро никто так пламенно, красиво и убедительно не говорил об этих простых тривиальных и известных многим прописных истинах разумного, умеренного, здорового образа жизни.
Поэтому трактаты Корнаро можно перечитывать помногу раз, каждый раз восхищаясь богатством языка, способностью очень точно передать свои философские взгляды, убеждения, физиологические ощущения, эмоциональное состояние.
Поражает его удивительная убежденность в силе умеренной и воздержанной жизни, которая дает возможность наслаждаться всеми гранями самой жизнью.
Весьма актуальным остается его призыв к разуму и воле для воплощения этих жизненных принципов в повседневную в жизнь.
Прочитав отдельные трактаты, мне захотелось, во-первых, съездить в Падую попробовать найти дом Корнаро. Наверняка вилла сохранилась, поскольку итальянцы хранят свою историю и не разрушают творения своих предков.
Во Флоренции посетить Палатинскую галерею в Палаццо Питии и посмотреть портрет Луиджи Корнаро кисти итальянского художника Тинторетто.
Ну и конечно попробовать жить как Корнаро, получая удовольствия от жизни, творчества, созерцания природы и умеренности в удовлетворении своих потребностей.
Весьма актуальным остается его призыв к разуму и воле для воплощения этих жизненных принципов в повседневную в жизнь.
Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных желаний и потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями для организма.
В богатом русском языке есть прекрасный, очень емкий по смыслу и по различным оттенкам глагол - «не переборщить». На его основе можно сформулировать важный жизненный принцип «не пере…». Руководствуясь им, следует стараться:
• не переедать;
• не перепивать;
• не перенапрягаться;
• не переохлаждаться;
• не переутомляться;
• не перевозбуждаться;
• не переусердствовать;
• не переоценивать свои возможности;
• не переживать по пустякам и др.
К этим глаголам можно добавить два идиоматических выражения с тем же смыслом: «не перегибать палку» и «не перетягивать на себя одеяло».
Зная чувство меры в повседневной жизни, можно абсолютно ни в чем себе не отказывать, при этом удовольствия получать и здоровье сохранять.
Кроме того, умеренность в удовлетворении многих потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Свидетельство о публикации №220022601502