репортаж о профессии Бартендер

Приехали мы на незнакомую мне улицу, дружно выгрузились из такси. Кто-то сказал, что здесь рядом станция метро Пушкинская, но подсказка не помогла, всё ещё было не понятно - куда мы пойдём и что от нас там потребуют. А на улице, между прочим, ветер, и хотелось бы уже куда-то пойти.

Девочки стали гадать: «Может быть это завод или офис? Ведь стоим мы у какого-то бизнес-центра», «Да что вы - это продюсерская студия, сто процентов. Будем знакомиться с серьёзными людьми!» В ком-то из нас, похоже, умерла звезда эстрады, а мы всё стояли и только этот ледяной ветер спасал накалившуюся атмосферу - никто не любит такую долгую интригу, и только звезда всё болтает и болтает.

Но прошло совсем немного времени и двери продюсерской студии захлопнулись так же быстро, как перед нами появился человек небольшого роста, в хулиганской кепке, похожей на ту, что носил Есенин. Я не уследила откуда он взялся, но повёл он нас вовсе не по большим ступеням в бизнес центр и карьеру звезды, а наоборот - куда-то налево и вниз, в самый настоящий подвал.

Оттуда повеяло теплом, на входе горела приглушённая тёплая лампа - все опасения сразу исчезли, подвал показался очень дружелюбным. Заходить последней выгодно, потому что никогда не пропустишь что-то интересное, которое все оставляют позади, пробегая мимо, чтобы оказаться первым и поскорее всё узнать. И пока все бежали вслед за Хулиганской кепкой и нашей звездой, я почитала буклет про гаванский ром, лежащий на большущей стопке упакованных альманахов. Такой ром я однажды пробовала на Кубе вместе с итальянцем из Бриндизи, правда это уже совсем другая история, но интересно то, как быстро подвал возле Пушкинской перенёс меня на другой конец света.

И действительно, мы все будто попали в другой мир - с холодной ветренной улицы в чей-то тёплый и уютный дом. Хоть позже я и узнала, что на самом деле это культурный центр, иначе как Дом назвать это место сложно.

А буклет про ром намекнул, но не ответил на вопросы - рассевшись за большим деревянным столом на кожаные стулья - сделанные под винтаж или действительно винтажные - мы молчали и смотрели на Хулиганскую кепку. Он радостно уселся во главе и после фразы «Ну, начнём..» представился Владимиром.

Бартендер, один из основателей культуры коктейлей в Москве, человек с живыми голубыми глазами, перстнями на коротких, но больших пальцах, значком бокальчика мартини, приколотым к стильной серой жилетке и идеально постриженной бородой - однозначно Хулиганская кепка, никакой не Владимир. Ответ найден.

И вот он рассказывает про вечера коктейлей, которые проводят в Доме, называет их спектаклями, настоящим искусством и невероятно, всей душой гордится своим делом - это заметно по горящим глазам и волнению перед слушателями, которое проскакивает пока он поправляет свою хулиганскую кепку или громко кладёт руки с перстнями на стол, когда его рассказ достигает своей кульминации.

Так кто же такой бартендер?

«Продавец, обслуживающий посетителей за стойкой бара, владелец бара, управляющий баром» - говорит интернет.

«Художник» - отвечвет Владимир.

Не важно, какое мнение может быть о профессии бармена, не важно, что студенты считают это лишь способом подработки, ведь на самом деле всё намного сложнее, бармен - художник и каждый жест его - искусство. Вот что важно.

Профессия необычная и непростая, тем более если это дело всей жизни, ведь мало кто знает и понимает, какие усилия прикладывают бартендеры, чтобы научиться делать качественный продукт, ведь культура коктейлей многогранна, а их история идёт с очень давних времён: смешивание напитков началось ещё в Месопотамии, но конкретно коктейльная культура пришла позже.

«Не всякий смешанный напиток является коктейлем, у коктейля своя этимология, ведь подумайте, слово «Cocktail» в переводе с английского - два слова: «петух» и «хвост», «выходит петушиный хвост». И есть много легенд связанных с происхождением коктейля, но одна из них наиболее точно объясняет происхождение этого слова и самого напитка. Сама легенда гласит, что во времена Американской революции маркиз де Ла Файетт привёз из Бордо традиционный напиток, в который входили крепкий алкоголь, вино и яйцо, а назывался этот напиток «кокатель». Собственно отсюда этимологически и происходит слово «коктейль».

Но помимо этого существовало название «кокатье», что означает «кокотница, подставка для яйца», которая и превратилась со временем в джиггер - «мерило» бармена. Ещё есть версия, где в одном из романов Фенимора Купера «Шпион» описываются события, которые происходили во времена борьбы за независимость от британской короны. Была в этом романе одна ирландка - Бетси Флэнниган, дочка американского фермера, любившая французского солдата. Отец не отдавал дочь замуж за молодого человека, но однажды у фермера пропал любимый бойцовский петух Юпитер, а французский солдат нашёл петуха и вернул домой. Свадьба состоялась и на ней использовали петушиные перья в качестве украшения коктейлей.

Эта история, как и все остальные доказывает, что так или иначе петухи - лишь образ, связанный с коктейлями, не имеющий ничего общего с их происхождением.

На самом же деле всё началось с лошадей, со времён, когда были скачки в Старом Свете, в Англии. И даже несмотря на то, что все считают создателями коктейля американцев, коренные жители америки - индейцы, к этому не причастны, всё дело рук английских колоний. И возвращаясь к старой доброй Англии: конец 18-го века, в газете впервые напечатано слово «коктейль». Хотя на сегодняшний день основной датой появления коктейля считается 13 мая 1806 года. История была такая: 6 мая того же года в Нью-Йоркском журнале «Balance» написали о выборах президента, борьбой между республиканцами и демократами, а вместе с тем о том, что пили партии - коньяк, виски и многое другое, а среди этого - несколько порций коктейля. И вот через несколько дней, того самого 13 мая, вышло дополнение автора к статье, где он написал о том, что один из читателей прислал письмо с вопросом «Что такое коктейль?», так вот коктейль это - любой крепкий алкоголь, сахар, биттер и вода.
Поэтому именно 13 мая 1806 года считается днём, когда впервые прозвучало, что такое коктейль, днём его основания».
Здесь наш герой снова громко стукнул руками по столу и довольный своим рассказом поправил хулиганскую кепку.

Это, конечно, совсем не конец истории, Хулиганская кепка оказался удивительно интересным человеком и рассказал нам так много и так эмоционально, что ни в одном тексте не поместить всех этих историй. Но кроме истории создания коктейля мне бы хотелось показать вам сам процесс. Давайте переместимся в бар, он здесь, в соседней комнате.

И дейстивтельно, зайдя туда, видишь самый настоящий обычный бар, но та атмосфера, что царит в Доме, делает его волшебным местом, местом создания великолепных коктейлей. Ведь послушав рассказы Владимира уже заранее знаешь, что то, что ты сейчас попробуешь, будет невероятно вкусным. И я не ошиблась.

«Раз, два, три... и оп, всегда удобно, когда есть бар. Раз, два, оп и оп..» - он наливал понемногу алкоголя в джиггер, переливал в графин, снова наливал, добавил лёд. За его спиной стояла огромная стенка с цветными бутылками, они переливались и ждали, когда наступит их черёд, сегодня он выбрал водку и всем известный «Cinzano».

Спустя несколько минут красивая красная жидкость разлита в двенадцать небольших бокалов, счастливые девчонки берут по одному и радостно хохочут, а из бокала пахнет чем-то сладким и пьянящим. Терпкий вкус превосходит все ожидания и на баре, который явно пользуется популярностью - видно, что до нас там кто-кто угостился, становиться на двенадцать пустых бокалов больше.


«Что такое барная карта вообще? Это либретто. Ты идёшь на оперу, она на итальянском языке, ты ничего не понял, но у тебя есть программка и в ней написано «Дама с камелиями» - ты прочитал и вот уже в теме, вот она о чём опера. То же и с барной картой, человек прочитал - человек выбрал».

После этой фразы Владимир предложил показать нам свою коллекцию барных карт из разных уголков мира и, конечно, мы согласились.

Но почему мы заговорили о картах?

Заговорили потому что несколько минут назад в Дом ворвался мужчина с дорожной сумкой. Удивился такому количеству девушек и представился другом Владимира, правда на хулигана похож не был. Сказал, что только вернулся из Краснодара, ну а ситуация, мягко говоря, комичная.

Карты лежат на столе, разные по форме и размеру, беру карту под названием «Мёртвый кролик» на английском - карта в плотной и красивой кожаной обложке, из Нью-Йорка, что уже вызывает восторг.

«Карта - это то, про что ты поёшь» - эта фраза очень сильно запомнилась потому что абсолютно точно вяжется с образом Владимира. Человека, который не рассказывает, а поёт, рисует картины, пишет книги о своём деле, об искусстве коктейля. И это искусство, вернее лишь крохотную его часть, он октрыл нам за два часа, показал свою «барную карту» с лучшей стороны.

Эта история не столько про коктейли и их культуру, сколько про человека, про Владимира Хулиганскую кепку, который впустил нас в новый мир -  мир кубинского рома на Пушкинской, мир художников, стоящих за барной стойкой, мир волшебной и по настоящему культурной профессии - бартендера.

И вот мы поднимаемся по ступенькам вверх, у нас в руках белые картонные визитки, позади остаётся стопка с альманахами и буклет про ром, а кто-то из девчонок говорит: «Уходить не хочется, опять станет холодно».


Рецензии