Философия древних египтян

       

          Материалы XXV межрегиональной молодёжной научно-практической
           конференции с международным участием (Иркутск, 18 апреля  2021 года)



УДК 003.322
                Ю. А. Туктаров



                ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
    Философия древних египтян очень интересна и разнообразна.
Встречается в прошлом примитивная философия и существует необычная по
взлёту мысли духовность, аналогичная современным её образцам. Сложная
духовность древних египтян кому-то покажется малопонятной языческой
премудростью. Но попытайтесь в неё войти, и вы ощутите обаяние всё ещё
неразгаданной архаики, зовущей вас приблизиться к ней.


Ключевые слова: древнеегипетское письмо, образование, культура,
методика изучения древнеегипетского языка, пособие, мифология, знание,
философия.


                Yu. A. Tuktarov
               

                THE PHILOSOPHY OF ANCIENT EGYPTIANS



The philosophy of the ancient Egyptians is very interesting and varied.
There is a primitive philosophy in the past and there is a spirituality unusual in the
rise of thought, analogous to its modern models. The complex spirituality of the
ancient Egyptians will seem to some to be an incomprehensible pagan wisdom.
But try to enter it, and you will feel the charm of the still unsolved archaic, calling
you to come closer to it.


Keywords: ancient Egyptian writing, education, culture, methods of studying
the ancient Egyptian language, manual, mythology, knowledge, philosophy.


      Египетская философия неразрывно связана с историей всемирной
философии, и можно даже сказать, что египетская философия играет
ключевые позиции в этой теме. Одна из важнейших тем философии, которую
обсуждали все античные философы, – это что представляет из себя
окружающий нас мир и как он устроен?! На протяжении нескольких тысяч
лет была основная тема среди учёных и философов – что представляет из
себя наша планета. Загадка, которая будоражила умы великих философов, –
как устроена Земля, как устроено небо, каким образом происходит смена дня
и ночи? Что такое звезды? Что такое Солнце?
Философия древних египтян очень интересна и очень разнообразна. В
силу своей сложности в понимании принято считать египтян примитивными
язычниками, верующими в различных абстрактных богов. У этой версии есть
множество сторонников, и, действительно, большинство древних египтян
было неграмотными и предавалось предрассудкам. Значительное число
рисунков и надписей будто бы не имеют логического смысла, неграмотные
люди часто копировали те изображения, которые они видели в храмах, в

страница  103

усыпальницах, во дворцах, не понимая, что означают надписи и рисунки.
Если заниматься изучением египетского языка, то следует избегать подобные
изображения, так как можно впустую потратить много времени, разгадывая
народные «граффити».
Обычно в надписях, которые предназначены для царских особ,
находятся интересные для изучения произведения. Сопоставим с отдельными
великими египтянами выразителей европейской науки и духовности.

Сократ
(470-399 до н. э.). Древняя Греция. Философ. Известна его фраза: «Я знаю
лишь то, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Считал, что
Земля – центр мира и Солнце крутится вокруг Земли. Взгляды на Космос у
Сократа явно архаичны. Был осуждён за богохульство и отравлен.

Платон
(428-347 до н. э.) – древнегреческий философ, классик философской
традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и
мировую культуру. Настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним. Он
побывал в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях умалчивает в своей
автобиографии. Считал, как и его учитель Сократ, что Земля центр мира и
Солнце крутится вокруг Земли.

 Аристотель (384-322 до н.э.) –
древнегреческий философ. Известно его высказывание: «Платон мне друг, но
истина дороже». Считал, как и его учителя, что Земля – центр мира и Солнце
крутится вокруг Земли.

Аристарх Самосский (ок. 310 – ок. 230 до н.э.) работал в Александрии.
Считал Солнце центром, вокруг которого крутится Земля! Выходит, связь с
египетской наукой помогает просвещённому эллинизму. Древнегреческий
астроном, математик и философ Аристарх Самосский, впервые
предложивший гелиоцентрическую систему мира, разработал научный метод
определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Сведения о жизни
Аристарха, как и большинства других астрономов античности, крайне
скудны. Известно, ч то о н родился н а острове Самос. Годы жизни точно
неизвестны; период ок. 310 до н. э. — ок. 230 до н. э., обычно указываемый в
литературе, устанавливается на основании косвенных данных. По
свидетельству Птолемея, в 280 году до н. э. Аристарх произвёл наблюдение
солнцестояния; это является единственной надёжной датой в его биографии.
Учителем Аристарха был выдающийся философ, представитель
перипатетической школы Стратон из Лампсака. Можно предположить, что в
течение значительного времени Аристарх работал в Александрии — научном
центре эллинизма. Вследствие выдвижения гелиоцентрической системы мира
был обвинён в безбожии, не благочестии со стороны поэта и философа
Клеанфа, однако последствия этого обвинения неизвестны.

Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.) – греческий математик,
астроном, географ и поэт – работал в Александрии. Считал Солнце центром,
вокруг которого крутится Земля. С раннего возраста жил в Александрии,
здесь он и получил образование под руководством своего учёного земляка
Каллимаха. Один из интересных фактов жизни Эратосфена – вычисление
радиуса Земли. Он измерил радиус Земли при помощи палки. Египтяне

страница 104


заметили, что во время летнего солнцестояния Солнце освещает дно
глубоких колодцев в Сиене (ныне Асуан), а в Александрии — нет. Эратосфен
использовал этот факт для измерения окружности и радиуса Земли. В день
летнего солнцестояния в Александрии 19 июня 240 года до н.э. он применил
скафис (чашу с длинной иглой), при помощи которого можно было
определить, под каким углом Солнце находится на небе. После измерения
угол оказался 7 градусов 12 минут, то есть 1/50 окружности. Стало быть,
Сиена отстоит от Александрии на 1/50 окружности Земли, то есть в 5000
стадиях, следовательно окружность Земли равнялась 250000 стадиям, а
радиус тогда – 39790 стадиев.

 Клавдий Птолемей (Птоломей) –
древнегреческий астроном, математик, оптик, географ. Годы жизни ученого –
около 87-165 н.э. Он работал всю жизнь в Александрии. Птолемей является
автором работы о развитии античной небесной механики – «Альмагест».
Считал, что Земля – центр мира и Солнце крутится вокруг Земли.
Итак, с III века до нашей эры и вплоть до середины XVI века (то есть
почти полторы тысячи лет) господствовала геоцентрическая система
мироустройства Клавдия Птолемея. Согласно ей, в центре всего мироздания
находилась планета Земля, а все остальные небесные тела вращались вокруг
неё, в том числе и Солнце. Так вот, считалось, что Солнце, вращаясь вокруг
Земли, каждые сутки делает один шаг — один градус. В XVI-XVII веках
некоторые учёные начинают ставить под сомнение геоцентрическую систему
мира Птолемея. В частности, в 1543 году выходит великий труд Николая
Коперника «Об обращении небесных сфер», в котором он приводит доводы о
том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло
гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной.


Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном и мыслитель.
Теория Коперника рассматривалась католической церковью как ересь, и
именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных
сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещённых
книг» и оставалась под запретом до 1828 года. На памятнике Копернику в его
родном городе Торуни благодарные потомки написали: «Остановивший
Солнце, двинувший Землю».


Однако Джордано Филиппо Бруно (1548–1600), пошёл дальше своего
учителя. Он, развив гелиоцентрическую систему Николая Коперника,
выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Тогда Бруно
судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот,
Бруно сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня
оценят и поймут!» Учёный оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте
казни Бруно был поставлен памятник — человечество по достоинству
оценило труды великого мыслителя.
24 февраля 1616 года одиннадцать квалификаторов (экспертов
инквизиции) официально определили гелиоцентризм как опасную ересь:
утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое,
ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно

страница   105


прямо противоречит Священному Писанию. Утверждать, что Земля не
находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже
суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской
и греховное с религиозной точки зрения. 5 марта Папа Павел V утвердил это
решение. Следует отметить, что выражение «формально еретическое» в
тексте заключения означало, что данное мнение противоречит самым
важным, коренным положениям католической веры.
В тот же день Папа утвердил декрет конгрегации, который включил
книгу Коперника в Индекс запрещённых книг «до её исправления». Заодно в
Индекс попали работы Фоскарини и ещё нескольких коперниканцев.
«Письма о солнечных пятнах» и другие книги Галилея, защищавшие
гелиоцентризм, упомянуты не были. Декрет предписал: «…Чтобы никто
отныне, какого бы он ни был звания и какое бы ни занимал положение, не
смел печатать их или содействовать печатанию, хранить их у себя или
читать, а всем, кто имеет или впредь будет иметь их, вменяется в обязанность
немедленно по опубликовании настоящего декрета представить их местным
властям или инквизиторам».


Галилео Галилей (1564–1642) – итальянский учёный, один из
основоположников экспериментально-математического метода в
естествознании. Он сделал ряд важных научных открытий в области
механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность
гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной,
физическую однородность земных и небесных тел, существование
объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в
свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира —
птолемеевой и коперниковой» в 1632 году учёный был подвергнут суду
инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение
носило формальный характер. В 1979 году папа Иоанн Павел II признал, что
Галилей был незаслуженно осужден церковью, и дело учёного было
пересмотрено.


К этому списку великих учёных и философов можно прибавить
совершенно неизвестного древнего философа, который жил в Египте около
1250 год до н. э. (XVIII–XIX династия). Это царский учитель, писарь Ани.
Сохранился папирус, который принадлежал этому философу –
папирус писаря Ани (Лондон, Британский музей, Nr. 10 470). Египтологи
сходятся в том, что папирус Ани, созданный около 1250 года до н. э. для
фиванского писца Ани, составлялся тремя разными писцами из одной
художественной школы Дейр эль-Медины. Свиток склеен из трёх слоёв
папируса, разделён на 6 секций по 1,5-8 м длиной каждая. Текст занимает
23,6 м. Был скручен в рулон и закреплён широкой полоской папируса. В 1888
году британский египтолог Уоллис Бадж выкрал папирус у египетского
правительства и передал Британскому музею, что он сам описал в своём
двухтомнике «По Нилу и Тигру» (англ. By Nile and Tigris). Перед отправкой
манускрипта в Великобританию Бадж разрезал 78-метровый свиток на 37

страница 106

частей практически равного размера. В 1895 году он опубликовал первый
перевод текстов папируса Ани. «Самый большой, самый совершенный,
лучше всего сохранившийся и лучше всего иллюминированный из всех
папирусов». Это слова сэра Эрнеста Альфреда Томпсона о папирусе Ани,
который Уоллис Бадж украл для Британского музея в 1888 году после того,
как он был найден грабителями гробниц в гробнице XVIII династии недалеко
от Фив.
При переводе данного папируса получается некий монолог, где
описывается писарь Ани, называемый царским учителем, астрономом, и
мыслителем, философом и достойным честным человеком. В одном
небольшом фрагменте из этого папируса описывается движение созвездия
Ориона и также называются различные имена этого созвездия; далее в
папирусе объясняется, почему данное созвездие имеет такую интересную
траекторию движения. В папирусе объясняется, что на самом деле созвездие
находится неподвижно, а видимый подъем из горизонтального положения в
вертикальное и последующее движение данного созвездия с востока на запад
происходит из-за вращения Земли. В папирусе точно указывается, что
вращение происходит влево, с запада на восток. Все, кто увлекается
астрономией, могут сами пронаблюдать за этим интересным космическим
явлением. В зимний период – это декабрь, январь, февраль – примерно  в 10
вечера на востоке, где всходит Солнце, будет находиться созвездие Ориона.
Орион будет лежать в горизонте параллельно горизонту. Примерно через два
часа Орион подымается, встаёт в полный рост и пойдёт в сторону запада.
Каждую ночь это будет повторяться снова и снова. Только Орион будет
уходить все дальше и дальше на запад. За Орионом на небе всходит Сириус
(самая яркая звезда на небе). На Сириус будут указывать три звезды подряд,
которые находятся в поясе Ориона. Древние египтяне называли Орион
Осирисом, Осирис в мифологии древних египтян воскрес и ушёл на запад,
где и стал правителем. Мифология древних египтян связана с астрономией.
…Интересно пронаблюдать за созвездием Ориона (Осириса):
складывается любопытная история. Осирис зимой воскресает из мёртвых
(созвездие Ориона выходит из-за горизонта), и Орион нападает на созвездие
Тельца и в конечном счёте Орион перевернёт Тельца. На древних письменах
изображается Осирис и поверженный Телец. Таким образом, несложно найти
другие созвездия: за Орионом будут бежать другие созвездия - Большой Пёс
и Маленький Пёс. Под ногами у Ориона окажется созвездие Зайца, а выше
Псов можно будет разглядеть созвездие Близнецов. Созвездие Близнецов - по
мифологии – это бог Гор, сын Осириса. В это время он будет находиться
рядом с отцом. За созвездием Орион будет подниматься созвездие Единорог,
он окажется зажатым между двух созвездий Большого Пса и Малого Пса. Без
Ориона найти эти созвездия будет очень сложно: они будут выглядеть как
мутные непонятные пятна. Египтяне описывают эту космическую картину
так: посреди зимы на востоке воскресает Осирис, его визуально видно;
Осирис будет самым ярким созвездием по сравнению с окружающими его

страница 107


созвездиями. В течение двух часов Осирис из горизонтального положения
встанет вертикально и пойдёт в сторону запада.
Перед Осирисом появится бык Апис, и Осирис начнёт атаковать быка,
в итоге бык попятится назад и будет перевернут Осирисом. На египетских
изображениях часто присутствует изображение туши быка без головы,
которая находится возле Осириса. В ходе визуального наблюдения станет
очевидно, что Осирис атаковал быка не один, рядом с Осирисом будут
находиться под ногами любимое животное Осириса – Кот (Заяц). С
флангов у Осириса можно будет разглядеть двух псов (в греческой
мифологии этих псов называют Церберы, они охраняют врата между миром
живых и мёртвых). Между псами будет Мул (Единорог). Над всей этой
компанией будет находиться Гор (близнецы). Эта картина повторяется
каждую ночь в течение трёх месяцев. Только Осирис (Орион) будет каждую
ночь все дальше уходить на запад. Осирис станет нападать на другие
созвездия, пока не столкнётся со Скорпионом, который и столкнёт его с неба.
Вместе с Осирисом (Орионом) с неба уйдёт созвездие Девы (Исида).
В мифологии египтян это время засухи с её самыми неблагоприятными
природными условиями. При появлении на небе Осириса (Ориона) также
можно будет увидеть Сириус, Сириус – самая яркая звезда на небе. В
качестве первоисточника можно использовать папирус писаря Ани (см. рис
1). В папирусе очень хорошо и подробно описано движение Ориона, там же
называются и другие имена этого созвездия (Сакар, Осирис, Уннефер).
Перевод фрагмента из папируса царского писаря Ани:
«Раскроется он, земным, правдивым называют его, это же Сокар.
Разворачивается он несгибаемый, поднимается, ужасным называют его, это
же Осирис! Будет каждому прибавляться дорогой из света, назовёшь его
Уннефер. В облике царского учителя, царь – царей, господин – господ,
правитель – правителей, восстанет из мрака небесного управляющим
землями, странами спящими. В размышлениях и наблюдениях покажутся
тебе его мудрые семена над головой, рукой укажет учитель космический
ковш, связывающий ногу, <ВЛЕВО> возрождение, дающее тебе, мудростью
неба поворачивается земля».

страница 108

Подводя итог, отмечаем, что александрийский эллинизм на территории
Египта сыграл большую роль в приобщении Запада к египетской
цивилизации. Благодаря этому был обеспечен интеллектуальный взлёт
Европы в эпоху Возрождения и в Новое Время.


Информация об авторе: Юрий Алексеевич Туктаров, египтолог, г.
Иркутск; e-mail: tuktarov.yura@mail.ru
Author: Yury A. Tuktarov–Egyptologist, Irkutsk; e-mail:
tuktarov.yura@mail.ru

страница 111


Рецензии