Волшебное средство

Желающих уклониться от военной службы во все времена было хоть отбавляй. В мое время тотального призыва находились такие, кто умудрялся «перепрописываться» из одной квартиры в другую (например, к дедушке-бабушке) перед приходом в военкомат; другие пытались симулировать «не совсем здоровые мозги» и т.д. Самым распространенным (и наиболее безопасным) способом было не попасть в армию по состоянию здоровья – поэтому у одних находился «чудотворный» псориаз, дающий «белый билет», другие просто ложились на обследование и пропускали призыв. В царское время алчущие откосить порой изобретали такие способы уклонения, до которых нынешним, как говориться, «еще расти и расти». Волосы на голове встают дыбом! Самое интересное, что люди готовы были нанести вред собственному здоровью (!), с риском остаться инвалидами на всю жизнь, но пропустить пару-тройку лет.

****

10 марта 1910 года командир 140-го пехотного Зарайского полка тогда еще полковник (а через три месяца – и генерал-майор) Дмитрий Павлович Парский подал рапорт за №1382 прямо на имя Царя (!), который был переправлен в Управление дежурного генерала Главного управления Генерального Штаба (ГУГШ), в котором указал на весьма странные случаи членовредительства в своем полку .
Оказалось, что изобретательные новобранцы происходят из самого центра России, где, собственно, сходились торговые пути из Европы за Урал и в Сибирь (в частности, сюда свозилось зерно из соседних губерний — Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Казанской).
 «… Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу:
Во вверенном мне полку установленным порядком наблюдения за молодыми солдатами в период с 17 февраля по 1 марте обнаружено было несколько случаев членовредительства молодыми солдатами, выразившегося в растравлении различными едкими жидкостями ушей и глаз в целях освобождения от военной службы. Из числа членовредителей отмечались преимущественно новобранцы Нижегородской губернии Макарьевского уезда, поступившие на укомплектование полка лишь первый год…».
Вот так – прыснул себе в глаза и уши эдаким «волшебным средством» и на время (хорошо, если так) оглох и ослеп!
Событие это, как оказалось, экстраординарное для полка, вынудило командование провести расследование, по результатам которого оказалось, что изобретательные новобранцы умудрялись доставлять орудия преступления с места набора:
«… По этим тяжким преступлениям производятся дознания, каковые и будут переданы для дальнейшего расследования военному следователю. Как установило производимое дознание, едкие растравляющие жидкости привезены были новобранцы с собой. Членовредительства не замечалось в полку уже много лет назад даже и в единичных случаях…».
Парский доложил о ряде принятых им мер для предотвращения подобных правонарушений, в числе которых первая роль отводилась досмотру личных вещей:
«… В предупреждение дальнейших случаев этого преступления принят ряд мер в виде усиленного наблюдения за молодыми солдатами, учащенного осмотра их сундучков и подозрительных мест, где бы они могли хранить различные разъедающие кислоты…».
Профилактика включала также патриотические беседы воспитательного характера:
«… ведутся особые беседы о тяжкой каре этого рода преступлений и позоре для военного звания вообще уклонения от службы, а особенности таким способом; разъяснение нижегородским новобранцам, что прежде нижегородцы, в тяжелые годины Земли Русской жертвовали на благо Отечества богатство, жен и детей своих по предложению их земляка и великого патриота Кузьмы Захаровича Минина, и что они стали дурными потомками своих доблестных, верных Царю и Родине дедов…».
Расследование выявило, что эпицентром этих гнусных новинок является одно из сел Макарьевского уезда, через которое проходил Казанский тракт – важнейший пересылочный путь отправки в Сибирь осужденных на каторгу и поселение.
«… Кроме всего этого, сообщено нижегородской администрации, что разные нарушения, как избавиться от военной службы, и разные средства для искусственных болезней получаются преимущественно на местах призыва новобранцев, центром коих, по-видимому, является село Лысково, Макарьевского уезда.
Полковым врачам предписано строго следить за началом ушных и глазных болезней и характером развития их, сравнивая состояние этих болезней теперь с тем, которое было обнаружено по прибытии с полк. Кроме того, запрошены те полки, кои ранее комплектовались этими новобранцами, дабы они уведомляли о качествах их вообще, и в частности, о случаях членовредительства…».
Вообще, тема уклонения от военной службы – отдельная, и я ей посвящу обую статью.


Рецензии