Актрисы Добронравова и Пырьева
Жизнь этой артистки могла бы быть совершенно иной, если бы природа наградила её другой натурой. Елена Добронравова всегда была странной. Многие коллеги считали, что она либо психически не здорова, либо страдает манией величия. Что, в общем-то, одно и то же. И если бы не эта проблема, некоторые легендарные фильмы (какие именно см. ниже) предстали перед зрителем с ней в главной роли. Но, увы, Елене указали на дверь. Что же именно с ней было не так?
Елена родилась 21 июля 1932 года в Москве. Её родители были потомственными артистами. И мать и отец и даже тётка по отцу - все они играли на сцене театра Вахтангова. Поэтому стоит ли удивляться, что дочь пошла по их стопам.
Окончив школу, Добронравова поступила в школу-студию МХАТА и проучилась там два года. В это время стали проявляться странности в её поведении. Молодая девушка стала периодически перебивать преподавателей и продолжать за них речь. Порой она считала, что гораздо лучше знает, как донести студентам художественные приёмы. Могла собрать всю группу и увести на репетицию какого-нибудь спектакля, сказав, что это "практическое задание" от преподавателя. Нужно ли говорить, что преподаватель обычно был не в курсе и заставал пустую аудиторию.
В конце второго курса на Елену стали давить, чтобы она либо угомонила своё "Я", либо ушла. И девушка решила перевестись в "Щуку". Там она рассказывала одногруппникам, что в школе-студии не способны оценить дарование начинающего артиста. Удивительно, но Щукинское училище Добронравова окончила и получила распределение в театр, где играли её родные.
Благодаря родственным связям девушку сразу задействовали во многих спектаклях, где она часто играла вместе с тётей и отцом. Мать к тому времени уже ушла со сцены по состоянию здоровья.
Дебют в кино так же состоялся довольно рано. Первый раз Елена Добронравова появилась в картине "Большая семья". И это сразу был большой успех. Молодую артистку, роль которой была второстепенной, включили в состав номинантов на премию "Лучший актёрский состав" в Каннах. Поэтому можно сказать, что после выхода этой картины Елена стала знаменитой на весь союз и Европу. Всё говорило о том, что у Добронравовой есть большое будущее в кино. Но судьба, или точнее её психическое отклонение, решила иначе...
В 1957 году её пригласили на главную роль легендарного фильма "Летят журавли". Девушка очень понравилась режиссёру. Тот был абсолютно уверен, что никто, кроме Елены, не сыграет Веронику так правдоподобно. Однако за неделю до начала съёмок артистке объявили, что её персонаж отдан Татьяне Самойловой. Причиной тому была всё та же привычка лезть со своим мнением в работу других.
Для Елены это был страшный удар. Он действительно не понимала, почему с ней так поступили. И все разъяснения о том, что нужно быть скромнее и знать своё место, даже если тебя взяли на главную роль, не возымели эффекта. Елена как заведённая повторяла "Я же хотела как лучше" и любой аргумент отскакивал от неё, как от стенки горох.
Добронравова погрузилась в работу с головой, чтобы не думать, чтобы доказать всем и самой себе, что режиссёр журавлей ошибся. В то время вышли несколько известных фильмов с её участием, таких как: "Золотой эшелон", "Их знали", "Рабочий посёлок" и другие.
Но через несколько лет неприятная ситуация повторилась. Теперь уже речь шла о другом фильме, который в последствие стал одним из самых популярных во всём мире. Елену пригласили на роль Любы Трофимовой в картину "Офицеры". И даже успели отснять несколько дублей, но после Добронравовой указали на дверь. Дело в том, что артистка считала, что её персонаж должна ответить на чувства Ивана Варравы (Василий Лановой), лучшего друга её мужа (Георгий Юматов). Елена спорила с режиссёром, доказывая, что её концепция лучше и возымеет больший успех. Результат этих споров уже известен. Артистку сняли с роли, и в результате главную героиню играла Алина Покровская.
И снова это была душевная рана, которая уже не затянулась никогда. Елена впала в депрессию из которой никто не смог её вытащить. Она замкнулась и перестала общаться почти со всеми людьми. Возможно, будь у артистки своя семья, ей было бы легче с поддержкой мужа и детей. Но семьи не было.
Елена посвятила всю свою жизнь театру и кино. Она считала, что в её судьбе нет места мужчине, а уж тем более детям. Все ухаживания пресекала на корню. Может быть, у неё и были какие-то мужчины и романы, но о них никто не знал.
Так мания величия Елены Добронравовой помешала ей оставить след в душе зрителя, который несомненно бы был, сумей она удержать за собой главные роли в "Журавлях" и в "Офицерах".
Елена Борисовна Добронравова скончалась 24 января 1999 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с родителями.
А вот в рассказ про вторую актрису Лионеллу Пырьеву, в девичестве Скибу, необходимо ввести еще один персонаж, и еще более популярный, Олега Стриженова.
Эта пара впервые встретилась в начале 60-х. Но с первого раза этому дуэту не суждено было сложиться. И только спустя 15 лет они, наконец, сошлись и стали одной из самой яркой пар советского кинематографа.
Молодой красавец Олег Стрижнов словно вихрь ворвался в отечественное кино, сыграв заглавную роль в фильме «Овод» в 1955 году, и завоевав сердца зрительниц. У него были толпы поклонниц, его портреты продавались во всех киосках, а его фотографиями, вырезанными из различных журналов и газет, женщины Советского Союза оклеивали стены. Но воздыхательницы волновались напрасно: сразу после съёмок Овод женился на Джемме — актрисе, исполняющую её роль Марианне Грызуновой-Бебутовой, ставшей в браке Марианной Стриженовой.
Судя по всему, брак с Марианной состоялся по расчёту и больше нужен был Стриженову для взлёта, а это можно было сделать только в Москве. Об этом говорит и количество романов. Не успел Стриженов вернуться в столицу с женой, как тут же у него появились любовные отношения с актрисой Татьяной Конюховой.
Их роман завязался стремительно. Они познакомились в Ялте, где Стриженов снимался в «Мексиканце», а Конюхова в «Вольнице». Он обещал ей, что разведётся с Марианной, что с ней его ничего не связывает и даже познакомил Конюхову со своими родителями, представив её как жену. Однако, очень быстро его чувство к Татьяне остыло. Вот, как вспоминает об их отношениях сама актриса: «Спускаюсь на эскалаторе в метро, вдруг с ленты, которая едет вверх, кто-то окликает. Поворачиваю голову – парень из операторской группы «Сорок первого»: «Подождите внизу. У меня для вас письмо». Послание было от Стриженова. Олег писал, что принял за любовь «какое-то сумасшедшее наваждение», теперь «очухался» и просит прощения. В общем, от ворот поворот тебе, Танечка! Конечно, я переживала, но потом поняла, что, возможно, судьба уберегла меня от чего-то страшного. Олег тогда любил выпить. И я, довольствовавшаяся прежде бокалом вина, с ним тоже начала «увлекаться». Выйдя за Стриженова замуж, вполне могла разделить участь бедной Изы Извицкой...»
Как бы там ни было, но хорошо или плохо они жили вместе с Марианной. А после двух лет замужества Марианна родила дочь Наталью (28 июля 1957 года). Но брак их постоянно сотрясали скандалы, и причиной этому, конечно, был любвеобильный Стриженов. И Марианне пришлось терпеть его воздыхательниц, его постоянный флирт с женщинами, а иногда и откровенный адюльтер...
Например, ещё одно серьёзное увлечение Стриженова — молодая актриса Людмила Марченко. Людмила его безумно любила, и бросилась в эту связь, как в омут головой, не слушая ничьих увещеваний, ни мамы, ни родной сестры.
Точно так же, как в романе с Конюховой, он уверял Людмилу Марченко, что разведётся, поскольку любит только её. А через несколько месяцев, она забеременела. Но иметь внебрачного ребёнка не входило в планы Стриженова. Более того, испугавшись огласки, уговорил сделать аборт. Да ещё и варварским способом у себя дома, где операцию сделал какой-то его знакомый врач. Результат — воспаление и сильная потеря крови, впоследствии её вызывали скорую. Врач осмотрел её и сказал, что надо было обратится к врачам в больницу. Что всё равно потом приходится вызывать скорую. Первый аборт грозит бесплодием, и Людмила уже больше никогда не имела детей.
Зато «мальчик, которому четвёртый десяток лет, представитель тайных эротических забегов на короткие дистанции!», - как назвала Стриженова мать Людмилы Марченко, купался в лучах славы и в свете влюблённых глаз тысяч юных поклонниц.
Летом 1960 года Олег Стриженов улетел в Ялту в отпуск перед съёмками в фильме «Дуэль». Там же в это время режиссёр Леонид Трауберг снимал свою картину «Вольный ветер» - экранизацию одноименной оперетты Исаака Дунаевского. Стриженова пригласила посмотреть на съёмки второй режиссёр Наталья Птушко. Там он увидел прекрасную незнакомку в роли Стеллы, которая просто очаровала его своей красотой и обаянием. Но каково же было его удивление, когда в ней он узнал девушку, с которой познакомился пять лет назад в Одессе во время съёмок в картине «Мексиканец». Её звали Лионелла Скирда.
Лионелла тогда жила в Одессе, заканчивала 10-й класс. И впервые увидела Стриженова на экране в образе Овода, который настолько поразил её, что она несколько раз смотрела картину как заворожённая. И влюбилась в него отчаянно, влюбилась в его образ, и в него самого.
Лионеллу воспитывала в основном бабушка. Отец её был моряком и подолгу уходил в плаванье. Мать тоже служила на торговом судне, где они и познакомились. Необычное имя Лионелла ей дала мама. Однажды в Италии, где родители оказались вместе, они зашли в один из магазинчиков. Там за прилавком стояла хорошенькая девушка, звали её Лионелла. И мать, уже к тому времени беременная, загадала: если родится девочка, назову её Лионелла. Причём, у других братьев и сестёр Лионеллы имена вполне привычные, Евгения, Анна, Ольга и Виктор.
Лионелла мечтала стать актрисой. Они с бабушкой жили в доме, где в первом располагался драматический театр, и в свободное время Лионелла торчала за кулисами. А однажды летом увидела, идут съёмки фильма (на Одесской киностудии снималось огромное количество фильмов). Она подошла и встала как заворожённая. Она узнала его, это ОН, Олег Стриженов, мой кумир... Снимали фильм «Мексиканец», и Лионелла смотрела на Стриженова как на божество. Её стали отгонять, чтобы она не мешала, но вмешался Стриженов и сказал: «Пусть девочка останется и посмотрит.»
Об этой встрече помнит до мельчайших подробностей и сам Олег Стриженов: «Это были последние в Одессе съемки «Мексиканца». Я как увидел эту хрупкую фигурку с осиной талией, эти лучезарные, широко распахнутые карие глаза, этот изумительно очерченный чуть припухлый рот, эту нежную кожу с легким загаром – был просто загипнотизирован. Чтобы сказать хоть что-то, спросил: «Вы, случайно, не Джина Лоллобриджида?» Она стеснительно молчит. Я говорю: «Хотя бы назовите ваше имя». – «Лионелла», – говорит. «Ну, значит, я угадал – итальянка! Красивое имя. Но можно я буду звать вас сокращенно – Ли?..» После чего меня утащили в кадр: приехали пожарные машины, надо было снимать сцену дождя – нас поливали из брандспойтов. Когда съемка закончилась, прекрасной девушки, увы, уже не было. А на следующий день мы отплыли в Ялту…»
И вот теперь, летом 1960 года в Ялте такая встреча! Лионелла Скирда выросла, стала актрисой и ещё больше похорошела, а в роли Стеллы была просто очаровательна. И Стриженов дал себе слово обязательно разыскать молодую актрису, однако выполнил его только спустя полтора года. Однажды, в начале января 1962 года, когда Стриженов только вернулся в Москву с очередных съёмок (это был фильм «Мёртвая петля», он со своим приятелем Владимиром Сошальским пошёл в ресторан ВТО (ресторан Дома актёра). Туда же отпраздновать Рождество отправилась и Лионелла Скирда в обществе одной из подруг, актрисой театра имени Станиславского. Их заметил Сошальский и стал настойчиво приглашать за свой столик. Лионелла отказывалась, но когда узнала, что он сидит в обществе Олега Стриженова, то по её словам, «как крыса за дудочкой» послушно пошла с ним.
С этого момента начался их бурный роман. Они летали друг к другу на съёмки, встречались у друзей, знакомых. Они скитались по чужим углам. Иллюзия семейной жизни и тихие спокойные вечера продолжались до тех пор, пока Олег вдруг не выскакивал из квартиры как ошпаренный и нёсся домой повидаться с Марианной и дочерью. Сама Лионелла, остававшаяся одна в пустой квартире, тихо плакала. Неоднократно она порывалась всё разом прекратить, говорила ему, что у их отношений нет будущего, он не уйдёт из семьи. Но как только он появлялся, всё разом улетучивалось.
А Стриженов, всё ещё женатый на Марианне, продолжает вести довольно свободный образ жизни, о чём, конечно, не могла не знать Марианна. А у неё, в отличие от мужа, карьера в кино не складывается. Совсем другое дело - Стриженов. Он остаётся одним из самых высокооплачиваемых актёров — его съёмочный день стоит 500 рублей. Такой ставкой могли похвастаться только единицы, народные артисты СССР, такие как Николай Черкасов, Борис Ливанов, Николай Симонов. Плюс ко всему, неплохой доход приносят Стриженову сольные выступления по стране с надбавкой от Росконцерта. Снимался он только по разу-два в год, мог позволить себе выбирать роли, и играл только главные. Например, «Пиковая дама» (1961, Герман), «Северная повесть» (1961, Павел Бестужев - главная роль), «Дуэль» (1962, Иван Лаевский — главная роль), «Мёртвая петля» (1963, Сергей Уточкин — главная)...
Итак, Лионелла Скирда, в очередной раз принимает решение расстаться со Стриженовым, и в то время, как он уехал на съёмки в Киев, она быстренько выходит замуж, да не просто за кого-нибудь, а за всесильно режиссёра, сценариста, шестикратного лауреата Сталинский премий, Ивана Пырьева. Он был старше Лионеллы на 37 лет. К молодой Лионелле Пырьев давно присматривался и добивался её руки. Но Пырьев тоже менял любовниц, его последняя пассия, Людмила Марченко, с той самой, которая была любовницей Стриженова.
Хотя со свей женой Мариной Ладыниной, Пырьев жил раздельно уже несколько лет, он официально не развёлся. Он рассказывал, что Ладынина написала на Пырьева донос в ЦК Партии, о том, что он развратник, и меняет любовниц. Пырьев узнал об этом от своей домработницы, которая подобрала обрывки черновика того самого "доноса". И тогда Пырьев ушёл из дома, но ему постоянно приходили письма с угрозами, он понимал, что это от жены. Развод она ему не давала. В суде они разводились несколько раз, пока в 1965 году судья, устав от их бесконечной истории, приняла решение: «Развести!»
Пырьев буквально носил Лионеллу на руках, и брал с собой на все официальные приёмы, представляя как жену (ещё до развода с Ладыниной). Он пообещал, что теперь она без работы не останется, и не обманул. Пырьев начал снимать её во всех своих картинах в главных ролях. Так она сыграла Ольгу Миронову в картине «Свет далёкой звезды» (1965) и Грушеньку в «Братьях Карамазовых» (1969).
Стриженов и Пырьева встречаются на разных кинематографических приёмах, бывают в одних компаниях, но держат дистанцию. Хотя Олег Стриженов, на этот раз действительно влюблён, хотя всё ещё живёт с Марианной Стриженовой. Он пишет Лионелле любовные письма, рассказывает, что безмерно тоскует, что мир без неё рухнул. Он передавал ей письма через подругу Лионеллы, актрису Маргариту Гладунко. Но не получал ответа. Пырьева не хотела уходить от мужа. И более того, после получения очередного письма, отправилась с Пырьевым в ЗАГС и расписалась с ним.
Чтобы утешиться, Стриженов ничего лучше не придумал, чем завести ещё один роман. На этот раз его любовью стала молоденькая актриса Любовь Лифенцова. Она была моложе Стриженова на 11 лет, к тому же успевшая побывать замужем за Владимиром Земляникиным, актёром театра «Современник». С Владимиром она познакомилась на съёмках картины «Улица молодости» (1958), для неё — это дебют, а для Земляникина — уже восьмая работа. А со Стриженовым они познакомились в театральном спектакле «Три сестры» (1968) по Чехову.
И хотя оба они имеют супругов, но уже на грани разводов. От Марианны Стриженов всё-таки ушёл в 1968 году. Ушёл налегке, оставив бывшей жене квартиру. Марианна отпустила его без скандалов, а вот дочь Наташа, не простила отцу измены.
И тут неожиданно, 7 февраля 1968 года скончался Иван Пырьев. Лионелла, вдова Пырьева, свободна. Но вместо того, чтобы лететь к ней, он, обиженный на неё за выбор Пырьева, предпочитает связать жизнь с другой. Во время гастролей в Японию Любовь Лифенцова забеременела. А по возвращении с гастролей МХАта, Стриженовым дали квартиру. Почти через полгода, 6 июня 1969 года у них родился сын Александр.
В конце 60-х — в 70-е Олег Стриженов, по-прежнему, востребован в кино. Он продолжает выборочно подходить к сценариям, у него — заметные и интересные роли: «Неподсуден» (1969, лётчик Егоров), «Миссия в Кабуле» (1971, совместная работа с братом Глебом Стриженовым), «Звезда пленительного счастья» (1975, князь Волконский) и др.
Однако, брак с Любовью Лифенцовой оказался неудачным, и опрометчивое решение пожениться, в конечном итоге, привело к разводу в 1974 году. А через два года на горизонте Стриженова вновь возникла его звезда, Лионелла Пырьева. Но молодая вдова не горевала долго, и чуть было не выскочила замуж за Владимира Высоцкого, с которым давно была знакома. Они вместе снимались в двух картинах «Хозяин тайги» (1969) и «Опасные гастроли» (1970). Высоцкий даже написал песню «Ой, где был я вчера», где есть строки «Молодая вдова пожалела меня и взяла к себе жить». А вдова эта — Лионелла Пырьева.
Встреча Стриженова и Пырьевой произошла в 1975 году на картине «Последняя жертва» Петра Тодоровского. И они уже не расставались. Рассказывает Лионелла Пырьева о его предложении: «Я делаю тебе официальное предложение. Выходи за меня замуж!» Отказать ему женщина была не в силах. По её же словам: «Это меня впечатлило очень сильно. Пришла ясная и осознанная мысль: ведь мы действительно созданы друг для друга. Я словно бы приговорена к Стриженову. Просто приговорена! До конца дней. Хотя есть люди, которые жужжат: «Вот как крепко взяла его эта мегера! Превратила в подкаблучника…»
На что Олег Стриженов так отвечает: «Меня невозможно взять. Никому. Я сумел остаться независимым даже в самой зависимой в мире профессии. А уж про семейные отношения и говорить не приходится. Лина – это мой выбор. Самый правильный и лучший в жизни. Просто Судьба очень долго вела нас друг к другу…»
Олег и Лионелла в 2001 году отметили серебряную свадьбу. А в августе 2009 года кумир миллионов Олег Стриженов отметил 80-летний юбилей. Этому событию СМИ уделило много внимания. Вот, что о совместной счастливой жизни рассказала Лионелла Пырьева: «Пишут, что у Олега Александровича тяжелый характер. Ничего подобного! Это добрейший человек. Тяжелый он с хамами. Вот они и раздули про него такие слухи. Конечно, с ним непросто. Он же по гороскопу Лев. А значит, человек независимый и вспыльчивый. А я – Рыба. По идее, это два абсолютно несовместимых знака. Звезды говорят, что мы вообще не должны жить вместе, но живем же! Уже 33 года.
Рыбы все держат в себе. Так и я никогда не выплескиваю на других свой негатив. Если с Олегом Александровичем мы в чем-то не поладим, я сделаю паузу, отойду в сторонку и точно знаю, что все перемелется. Так что врут гороскопы. Мы давно уже с Олегом одно целое: думаем одинаково, да и поступаем так же. У нас общие привычки, вкусы. Правда, он еще любит рисовать и очень хорошо это делает. А я – нет. Зато я компенсирую это кулинарными талантами…
10 августа 2019 года легендарному «Оводу» Олегу Стриженову исполнилось 90 лет. Он является Народным артистом СССР, Народным и Заслуженным артистом России, имеет множество наград и премий за заслуги в области искусства, неоднократно был назван лучшим актёром года. Лионелле Пырьевой — 81 год.
В настоящее время актёры и супруги в кино не снимаются. Совместных детей у них нет. Но они долго шли друг к другу, и теперь счастливы вместе...
Свидетельство о публикации №220022600494