Глава 2. Тройкой управляй умело статья о роли клас
Обучение и воспитание - два неразрывных процесса в становлении личности человека. Каждый школьный предмет не только даёт сумму знаний, но и воспитывает: раскрывает красоту родного языка, учит рассуждать, логически мыслить, любить природу своей малой и большой Родины. Каждый учитель-предметник, обучая, – воспитывает.
Но есть учителя, которые координируют этот процесс, направляют в нужное русло, контролируют. – это классные руководители. Они в буквальном смысле «ведут за руку» учеников вверенного им класса, являются связующим звеном между учениками, их родителями и учителями-предметниками, работающими в классе. Я считаю классных руководителей – главными учителям, которые правят «тройкой», где коренник – класс, ученики, а в «пристяжных» - их родители и учителя-предметники. От слаженности в их работе зависит успех или провал в воспитании. Но, чтобы умело управлять, надо этому учиться.
Сталинское (Новокузнецкое) педучилище, которое я закончил в 1954 году отправило нас в жизнь, молодых, девятнадцатилетних учителей, с приличным багажом знаний и умений не только в методике преподавания, но и - в логике, психологии, этике. Нас даже на скрипке играть обучали все четыре года, а шёл тогда только девятый послевоенный год! При педучилище была базовая школ, где мы проходили практику. Помню свой первый урок во 2 классе, который я проводила со скрипкой ,- пение. Перед уроком мне учительница класса сказала, что Женя Воскобойников может сорвать урок, но у меня сохранилась фотография, где Женя усердно поёт . И песню помню - «Вижу горы и долины…».
На себе испытала силу, отличное качество стройной системы народного образования в нашей стране. Всего-то 7 лет училась в школе (седьмой класс был выпускным), но получила прочный фундамент знаний по русскому языку и литературе, физике, химии, географии, биологии, что позволило мне ещё подростком выбрать свою будущую профессию, заочно закончить институт . Первые годы работала в сельской школе, где нагрузка учителя не- высока, а учителей – нехватка, могла заменить любого учителя, (кроме математики и иностранного языка). По документам я – учитель географии . Поступала на естественно-географический факультет, но в 1961 году разделили эти два предмета, по-моему, совсем напрасно: между ними такая связь, что нельзя их изучать изолированно, а только в комплексе, что я всю жизнь и делала . В городской десятилетке к таким предметам добавилась ещё «бесхозная» астрономия. Физики её игнорировали, в институте знания по астрономии давались скудные. А мне нравился предмет. Рискнула освоить. Полу-чилось, но к единственному в неделю уроку астрономии я готовилась всю неделю. Выручало самообразование, литература. Так и до пенсии доработала , преподавая географию, биологию и астрономию. Интересно, что бывшие ученики при встречах и при переписке вспоминают именно уроки астрономии, наблюдения (у нас был школьный телескоп) и походы.
В начальных классах вопрос о координации работы не стоит: один учи-тель, чаще всего – первый, и на всю жизнь – любимый, требования единые. Но с переходом в среднее звено, учителей прибавляется. Беда в том, что не каждый учитель-предметник может стать классным руководителем. Институт я заканчивала в 1966 году заочно, поэтому не могу судить, как ВУЗы готовили классных руководителей, но по работе сталкивалась с проблемами такой «подготовки». У нас почти каждый учитель – классный руководитель (нагрузка с мизерной доплатой жалования). Многие тяготятся этой нагрузкой, и работа классного руководителя сводится к простому контролю и начётничеству. Хорошо, если коллектив стабильный, завуч по воспитательной работе – дальновидный. Такие коллективы сплачивались и воспитательная работа не страдала. В Ангарск я приехала в 1968 году, в то время работа по воспитанию была на высоте. Мой переход из сельской школы в городскую не был болезненным: мы и в сельской совершенствовали методы преподавания: перенимали опыт липецких, ростовских и других учителей. Но не слепо и бездумно. А привносили в них что-то своё. Мне посчастливилось попасть в школу №29 города Ангарска, из которой меня и на пенсию проводили, так что в трудовой книжке у меня только две школы: Зареченская восьмилетняя Беловского района Кемеровской области и двадцать девятая.
Подробнее хочу рассказать об опыте работы с родителями учеников. Доверительные отношения с ними – залог успешной раьоты. Конечно, родители бывают разные, но в основном, - это люди заинтересованные, понимающие свои задачи и готовые работать в ногу с учителями ради будущего своих детей. Нужно им только немного подсказать (не каждый силён в педагогике и психологии) и они станут верными помощниками в деле воспитания. А воспитание – дело тонкое : тут важно не только ЧТО сказал учитель о ребёнке, но и КАК сказал. Когда на родительском собрании учитель «распекает» кого-то из родителей, - это антипедагогично, оскорбительно, унизительно А если это происходит в присутствии детей, - преступно.
Я долго размышляла, как построить работу с родителями, чтобы была постоянная «обратная связь»? Чтобы родители знали, как ведёт себя ребёнок, какие у него успехи, проблемы, трудности. А я, в свою очередь знала, что их волнует, над чем надо поработать с каждым. Пришла идея – переписка с детьми и родителями. Диалог в письмах. Но где взять столько времени? Как к моей затее отнесутся дети и мамы с папами? Лиха беда – начало. Решила опробовать на своём 8-г.
Суть метода в том, что завела по две тетрадки (на каждого ученика и для родителей), специально взяла тетради с обложками разного цвета, чтобы не спутать. Для ученика писала замечания за неделю, родителям – для родительского собрания, где о каждом ребёнке писала свои замечания, вопросы. Ученики получали мои записи еженедельно на классных часах. Задавались вопросы, давались советы, оценивались успехи и недостатки. Никого вслух не отчитывали. Классные часы проводились по плану.
На ответы ребёнку не требовалось много времени: ведь он отвечал только о себе, индивидуально. Порицания вслух не звучали. А вот похвала озвучивалась. Помню, Нина Т. ответственная за озеленение класса, часто забывала цветы полить. Получила она как-то тетрадку с моим вопросом:
«Нина, тебе цветочки не жалко? Они пить хотят». Девочка изменила своё отношение к общественному поручению, а когда зимой, некоторые цветы зацвели, я её перед классом похвалила. Надо было её взгляд видеть в тот момент.
Рада, что дети и родители меня поддержали . Даже стали семейные секреты доверять. Ни одного секрета я не выдала. Переписка помогла мне построить работу по конкретным вопросам, темам, необходимым только моему классу. Точно знала, что их волнует , кому какая помощь требуется. Иногда дети жаловались на несправедливость учителя (оскорбляет, не верит в его способности (« Не пыжься. Всё равно тебе не сделать» и др.), приходилось и такие вопросы решать. Или – жалоба на невнимание со стороны родителей. Тут уж исподволь и родителей нужно было воспитывать: давать общие поручения в классе, показывать, что их ребёнок – интересная личность и т. д. Доводила до родителей мысль великого советского педагога А. С. Макаренко о том, что не надо специально воспитывать ребёнка, он всё равно на них будет похож , надо воспитывать СЕБЯ. После выпуска я уничтожила тетрадки, как и обещала.
Тетради родителям со своими записями выдавала на родительском собрании. Пока они собирались, пришедшие раньше, уже работали: отвечали на мои вопросы, предлагали свои мысли по работе в классе. Наши родители не боялись ходить на собрания. Шли с уверенностью, что узнают о своём ребёнке достоверные сведения. Даже, если и критику, то конструктивную. Так, никого не травмируя, разбирали поступки и проступки, успехи и недостатки. Конечно работы классному руководителю добавилось. Но это только вначале. Потом всё пошло нормально: вместо дневника, я писала замечания конкретному «адресату». Дневники перестали быть «Книгой жалоб». Учителя-предметники свои замечания писали в особом «журнале», который подавал дежурный в конце урока. Сожалею, что поздно пришла к этой форме работы – перед пенсией. Конечно, тут нужно взаимное доверие и стабильность коллектива.
В вопросах воспитания не бывает мелочей, всё должно быть подчинено одной цели – воспитание личности, адаптированной к разным условиям жизни, коммуникабельной, мотивированной на добрые дела. Меня всегда беспокоил вопрос о подарках учителям. Как-то неуютно себя чувствуешь, получая их. поэтому я сразу при знакомстве с родителям нового класса, предупреждала: никаких материальных подарков, никакого сбора денег.
Вставал вопрос о цветах: какой же праздник без них!? Во времена моей работы, букет цветов не был таким затратным, как сейчас. Дарили больше астры и гладиолусы со своих садовых участков. Классный руководитель подсказывал ребятам, чтобы они не забыли поздравить многочисленных работников школы, которые не являются классными руководителями: технические работники, «кормилицы», медики, администрация . Тут же уместно научить детей дарить цветы, - это же целая наука! Объяснить что ценность букета не в количестве цветков в букете, а в правильном подборе и составлении его. Главное требование – каждый цветок должен просматриваться. Им не должно быть тесно. Смотрю на современные готовые букеты и ужасаюсь: какая безвкусица и безжалостность - огромный сноп, охапка одинаковых по длине стебля, тесно прижатых друг к другу, зажатых в целлофановых стенах-темницах , красавцев, обречённых на скорую смерть. Что в них красивого? Да и вянут они быстро. Это пример выбрасывания денег на ветер и повод для возникновения у детей чувства неравенства, – не каждая семья может себе это позволить. Любовь и уважение к учителю не измеряется количеством подаренных букетов и их стоимостью. Гораздо приятнее получить небольшой, но от души составленный букетик, чем веник из цветов.
Помню, как-то на день учителя дети пред уроком меня поздравили, подарили скромные цветы. Я обратила внимание на Галю, которая стояла со слезами на глазах и прятала руку за спину. Обратилась к ней, чтобы понять причину слёз. Она молча протянула мне «шляпку» от астрочки. В другой руке у неё остался оторвавшийся стебелёк. Я успокоила девочку, похвалила цветочек и положила его в блюдечко с водой. Долго он ещё радовал всех, напоминая о празднике.
Конечно, классному руководителю легче работать, когда вся школа озабочена не только высокими показателями знаний, но и воспитанностью своих питомцев. Наша двадцать девятая была одной из таких школ: сплочённый коллектив учителей, грамотные руководители, бессменный руководитель- организатор по воспитательной работе - Лила Алексеевна Кочепуд – позволяли осуществить главную цель. Очень помогали нам пионерская и комсомольская организации. Я сама была октябрёнком, пионеркой и комсомол-кой и эти годы вспоминаю со щемящей радостью, что они у меня были. Были они ещё и у наших детей. Недавно меня нашла бывшая ученица тех лет - Груня Убеева. Она была членом клуба «Дзержинец» вместе с моим младшим сыном Сергеем. «Дзержинец» был верным помощником учителей, образцом достойного поведения А вскоре мы получили подтверждение правильности нашего воспитания. В 1978 году в 15 микрорайоне построили новую огромную школу. Район только что застроился, новосёлы были переселены
отовсюду, большинство - с окраин города. Нам, учителям, предложили перейти в новую школу, и мы всем коллективом это сделали, сохранив вывеску, печать и номер школы. Учеников бывших распределили по «квартальским» школам. Но наш выпускной , десятый, взбунтовался. Решил перейти вместе с нами. Переход запрещали городские власти и отдел образования, - беспокоились о наших детях, предвидя непростые отношения подростков. Но наши ребята не сдавались. Связались с редакцией газеты «Комсомольская правда» и своего добились.
Были трудности, но мы с детьми их преодолели. Школа новая была , по сравнению с нашей прежней, гигантская, - одних первых классов было 9 (от «А» до «И»). И как же нам помогли наши родненькие десятиклассники! Через год они почти все поступили в ВУЗы.
И в новом здании мы внедрили свои многолетние традиции. Классные руководители были постоянные. Как-то так сложилось, что каждый из них специализировался на одном возрасте. Мой любимый возраст – с 4 по- 8 класс. Восьмой класс тогда был выпускным, многие уходили в техникумы, в училища. А из девятиклассников формировали новые коллективы и классные – менялись. Единые же требования к воспитанию оставались традиционными.
Не хочу, чтобы читатели подумали, что у нас была тишь да гладь, безоблачно и идеально. Всякое бывало, ведь все мы живые люди со своими убеждениями, требованиями, понятиями, характерами. Но недоразумения были скорее – исключением, чем стилем в общении.
Считаю, что учебным заведениям, готовящим учителей, нужно обращать больше внимания подготовке классных руководителей, а не бросать молодых специалистов в «океан», чтобы наблюдать: выплывут – не выплывут? От их умения управлять «Тройкой» зависит Будущее.
Свидетельство о публикации №220022600503