Жан Этьен Лиотар. Portrait of Julie de Thellusson-

     Жан Этьен Лиотар.Portrait of Julie de Thellusson-Ployard. 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.
   
      Сын французских гугенотов, бежавших в Женеву, Лиотар первоначально обучался в качестве миниатюриста, а затем переехал в Париж.
Далее последовали Рим, Венеция, Амстердам и даже Румыния — везде были  готовы заплатить за его портреты. Его самым крупным клиентом была  императрица Мария Терезия в Вене. Ёе детей он нарисовал на  полупрозрачной бумаге, добившись необычного, нежного блеска: личность  каждого ребёнка будто просвечивает сквозь бумагу.
      В своем  творчестве Лиотар придерживался гладкой, мягко скругляющей формы манеры  письма и гармоничных красочных оттенков.  Интимная задушевность и оживление, присущие портрету рококо в целом,  обычно не обезличивались у Лиотара, сочетаясь с достаточно тонким  вниманием к индивидуальному характеру.
В своём «Трактате о  принципах и правилах живописи» он заявил о неприятии видимых штрихов  пастели, аргументируя тем, что «они не встречаются в природе».

     Чтобы  достичь «эффекта эмали», Лиотар втирал пастель глубоко в поверхность,  используя саму палочку, а не специальный стержень. Это меняло  отражательную способность материала по сравнению с более лёгким  нанесением, и — особенно в сочетании со светимостью пергамента —  придавало его работам особенный внешний вид.
         Лиотар подчеркивает  колористические качества пастели. Кроме ряда светлых, окрашенных в  нежные тона произведений, где доминируют оттенки белого, среди работ  художника имеются некие «фольклорные» турецкие сцены, а также портреты,  контрастный, насыщенный колорит которых создается с помощью добавленных в  пастельные мелки дополнительных пигментов. Однако и в них Лиотар  избегает теней, его пастель не любит темноты, уклончивости и  таинственности, не выносит ничего абсолютного и грубого.


Рецензии