День рождения Иуды

                День рождения Иуды

                Константин Калугин

                Оригинальный сценарий

ИНТ. ТЮРЕМНЫЙ КОРИДОР. ДЕНЬ

По коридору идут арестант и охранник. Арестант с завёрнутой в матрас подушкой в правой руке, впереди, охранник сзади с дубинкой в правой руке. Они подходят к двери одной из камер.

ОХРАННИК
Стоять, лицом к стене.

Арестант послушно поворачивается лицом к стене. Охранник отпирает дверь камеры.

ОХРАННИК
Заходи.

Арестант заходит в одиночную камеру, охранник запирает за ним дверь.

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. ДЕНЬ.

Арестант подходит к классическому, зарешеченному небольшому окну под потолком, сводит руки за затылком замком.

АРЕСТАНТ
(улыбаясь)
Наконец-то.

Какое-то время арестант ходит по камере. Взгляд его падает на неразвёрнутый матрас с подушкой. Арестант разворачивает матрас, кидает подушку в правую сторону и падает спиной вниз на матрас, приземлив голову на подушку. Так же, как и недавно, арестант сводит руки за затылком и, глядя в потолок, счастливо улыбается.
Раздаётся лязг открываемого замка тюремной двери, в камеру входит охранник.

 ОХРАННИК
Там с тобой хочет поговорить какая-то девушка. Говорит: твоя невеста, очень просится, буквально умоляет. До окончательного вердикта прокурора есть ещё такая возможность, больше такой возможности не будет.

Арестант отрицательно качает головой.

 ОХРАННИК
Уверен? Странно… Мало кто из приговорённых к смерти отказывается от свидания с близким человеком.

Арестант утвердительно кивает головой. Через какое-то время охранник опять заходит в камеру.

ОХРАННИК
С тобой хочет поговорить какой-то парень. Говорит: твой лучший друг.
До окончательного вердикта прокурора есть ещё такая возможность.

Арестант отрицательно качает головой.

 ОХРАННИК
Уверен?

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. ДЕНЬ.

Арестант лежит на тюремной койке животом вверх и улыбается. Раздаётся звук открываемой двери, входит охранник.

ОХРАННИК
Пришла твоя мать. Очень хочет пообщаться с тобой. Повторяю: до вердикта прокурора есть ещё такая возможность.

Арестант резко вскакивает на ноги и принимается расхаживать по камере туда-сюда. Охранник наблюдает за зэком какое-то время.

  ОХРАННИК
Ну, так что, проводить тебя в комнату для свиданий?

Арестант резко и отрицательно качает головой и поворачивается к классическому, зарешеченному небольшому окну под потолком.

НАТ. ОГРОМНЫЙ САД. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

Огромная луна сияет над садом. Луна разделяет сад на две равные половины. Справа – ослепительно белая,  как будто освещённая лампой дневного света сторона, левая сторона тёмная, но не совсем, контуры деревьев угадываются. Посредине дорога, по которой идут двое мужчин средних лет одетые в туники. Назовём их ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ. ПРАВЫЙ усмехается.

ЛЕВЫЙ
Чему вы?

ПРАВЫЙ
Да вот, вспомнилась народная примета. Для того чтобы отогнать нечистую силу надо три раза плюнуть через левое плечо. Вы как раз – слева.

ЛЕВЫЙ
(слегка отстраняясь)
Что-то я не припомню такой народной приметы.

ПРАВЫЙ
(задумчиво)
Ну, да, ну, да. Я слегка запутался во времени. На данный момент, к сожалению, границы между чистой и не чистой силой размыты.

ЛЕВЫЙ
А кто-то способен определить эти границы? Кто-то способен точно определить какая сила чистая, а какая не чистая? Кто-то способен обозначить хотя бы контурно, что есть истина, которая расставит всё по местам, в конце концов.

ПРАВЫЙ
Пока нет. Тем более, в конце концов. Концы, извините за каламбур, они разные бывают.

ЛЕВЫЙ
Что значит: «Пока»? Что-то должно произойти такого, сверх ординарного для того, чтобы хоть кто-нибудь отделил нечистую силу от чистой?

ПРАВЫЙ
(грустно)
Да, к сожалению.

ЛЕВЫЙ
И что, что произойдёт? Какое событие повлечёт за собой такое озарение в народе? И почему вы предвещаете о таком чуде так грустно?

ПРАВЫЙ
Что произойдёт, вы спрашиваете, какое событие? Моя смерть. Вот интересно, вы на моём месте грустили бы или радовались?

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. ДЕНЬ.

Арестант лежит на тюремной койке животом вверх. Раздаётся звук открываемого замка. Арестант раздражённо вскакивает с койки.

 АРЕСТАНТ
Ну, что опять? Я никого не хочу видеть, никого, понимаете?

В камеру входит священник средних лет.

 СВЯЩЕННИК
Мир вам и вашему дому.

АРЕСТАНТ
(раздражённо)
«Вашему дому?» Вы сейчас издеваетесь надо мной, святой отец?

СВЯЩЕННИК
Издеваться над кем-либо противоречит тому обету, который я давал перед Господом Богом, принимая сан носителя Слова Господня. Тебе же, сын мой, это пространство на какое-то время послужит домом, как это не прискорбно. И я, видя тебя как личность в этом пространстве, благословляю тебя и дом твой.

АРЕСТАНТ
(едко)
То есть вы, святой отец, взвалили на себя такую тяжёлую, я бы сказал неподъёмную для простого человека, функцию как благословление? И вы, простой, смертный человек в серьёз полагаете, что способны замкнуть на себе сверхъестественные функции?   

СВЯЩЕНИК
Вижу, вижу, сын мой, что некие познания в теологии, то бишь, науки о религии тебе знакомы. И тебя сейчас раздирает дьявольское чувство злорадства. Как же: сумел, сумел поставить на место зарвавшегося попа. Ты ведь так сейчас думаешь?

АРЕСТАНТ
(после секунды раздумья)
Да нет, батя. Можно ведь на «ты», всё-таки не я это начал?

Священник молча, утвердительно кивает головой.

АРЕСТАНТ
(продолжая)
Так вот, уж в чём-чём, а в излишней гордыне и злорадстве по отношению к кому-либо меня вряд ли кто-либо обвинит. Дело ведь не в том поставил ты кого-то на место, или наоборот сдвинул. Дело в том, что каждый из нас на СВОЁМ месте. И вот беда почти каждого из живущего на Земле мыслящего существа, в том, что вот с ЭТИМ поделать ничего, ну, ничегошеньки нельзя. Хоть ты стреляйся, хоть ты топись, хоть ты вешайся.

СВЯЩЕННИК
Вешайся, говоришь. А ты какого числа родился?

АРЕСТАНТ
(усмехаясь)
Какого числа? А год вас не интересует?

СВЯЩЕННИК
В наше время, когда люди то ли из моды, то ли по каким либо другим причинам стали соизмерять года по китайскому календарю, в котором есть год крысы, свиньи, кролика, дракона, для нас, верующих в Иисуса Христа важнее стала именно дата рождения. День, число.

АРЕСТАНТ
А вот интересно, почему именно день, дата? Ведь мы, верующие в Иисуса Христа, любую дату отмеряем от рождества Христова. Например, в первом веке до рождества Христова, в третьём веке после рождества Христова и так далее, и так далее.

СВЯЩЕННИК
То есть ты не скажешь, что родился в год собаки, или в год лошади, или в год крыс или свиньи? А ты скажешь, что родился, допустим, в двадцатом веке после рождества Христова, такого-то года?

АРЕСТАНТ
Да, именно так я и скажу, ничего не скрывая. Почему собственно нет? Я ведь не китаец, не кореец и не японец. Я – Христинин в десятом поколении. Нет, ну, конечно, я могу назвать точный год моего рождения, но…

СВЯЩЕННИК
(перебивая)
Не надо, не стоит утруждать себя, сын мой. Почти всё, что я хотел услышать, я услышал, мне этого больше, чем достаточно. Просто сейчас назови дату, а именно число.

АРЕСТАНТ
31 – е декабря.

СВЯЩЕННИК
31 – е декабря?

АРЕСТАНТ
31 – е декабря, а что вас так удивило в дате моего рождения?

Священник поднимается и подходит к зарешеченному окну камеры, оказываясь спиной к арестанту.

АРЕСТАНТ
(слегка раздражённо)
Я родился 31 – го декабря, именно 31 – го декабря, ни днём раньше, ни днём позже. Что вас так удивило в дате моего рождения?

СВЯЩЕННИК
(стоя спиной к арестанту и не поворачивая голову)
31 – го декабря родился Иуда Искариот. 

ИНТ. ВНУТРИ УБОГОЙ ЛАЧУГИ. УТРО.

ТИТР:
Древний Иудейский город Кариот. Первый год с Рождества Христова.

Сравнительно молодые мужчина и женщина в древних хламидах при свете свечи сидят по обе стороны грубо сколоченной табуретки, на которой стоит деревянная люлька с младенцем. Мужчину зовут Ровель.

РОВЕЛЬ
То есть ты хочешь сказать, что видела какой-то недобрый, зловещий сон, и мы из-за этого должны умертвить нашего первенца?

 ЖЕНЩИНА
(шёпотом, с жаром)
Да, да, умоляю, поверь мне. Этот ребёнок станет проклятьем иудейского народа. Я – мать и мне очень трудно убить собственного ребёнка, но это необходимо сделать.

РОВЕЛЬ
(задумчиво)
  Я ему уже имя придумал.

ЖЕНЩИНА
       (со слезами на глазах)
Какое?

РОВЕЛЬ
В честь Святого Иуды, сегодня как раз эта знаменательная дата. Я так радовался, что всё это совпало…

Женщина, не сказав больше ни слова, бросается вон из лачуги. Ровель, поседев ещё пару секунд, берёт люльку с младенцем на руки и выходит вслед за женой.

 ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. ДЕНЬ.

В камере, друг напротив друга сидят Священник и Арестант.

 АРЕСТАНТ
(глядя в пол)
И вы действительно верите в то, что число, день рождения может повлиять на всю дальнейшую судьбу человека? И это независимо от того, в какой семье родился этот человек, какой у него социальный статус. Вы в это верите, от всей души верите?

СВЯЩЕННИК
(тонко улыбаясь)
Вообще-то верить – это моя профессия.

Арестант удивлённо поднимает на Священника взгляд.

СВЯЩЕННИК
(поспешно)
Шучу, конечно шучу. Однако, если серьёзно, вы являетесь лишним подтверждением того, что день, число твоего рождения существенно влияет на дальнейшую судьбу.

АРЕСТАНТ
И в какой же это связи?

СВЯЩЕННИК
В какой связи вы спрашиваете? Вы, конечно, меня извините, но насколько я знаю, вы осуждены за ужасное преступление. Мы с вами находимся в камере смертников. Вас через какое-то время казнят. Хотя вы, как мне кажется, относитесь к этому как к какой-то игре.

АРЕСТАНТ
(отводя глаза)
Ну, а допустить, что я мужественно переношу удар судьбы, что я фаталист. Типа, чему быть того не миновать, вы не можете этого допустить?

СВЯЩЕННИК
По роду свой специальности я могу допустить всё что угодно. И всё-таки, как вы сюда попали, за что вас осудили на смерть.

АРЕСТАНТ
(задумчиво)
Как я сюда попал?

Арестант поднимает глаза к потолку.

ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА. УТРО.

В кабинете  за своим столом сидит Главный редактор, Петрович, мужчина средних лет. В кабинет входит молодой человек, в котором мы узнаём арестанта, и вопросительно смотрит на Петровича.

ПЕТРОВИЧ.
Заходи, Егор, есть серьёзный разговор. Опа, каламбур, двадцать копеек на память. Присаживайся.

Редактор указывает на стул напротив, Егор усаживается.

ПЕТРОВИЧ
Сколько ты уже у нас работаешь, полгода? Да, полгода, ни много, ни мало. И ещё ни одного интересного, заметь ни сенсационного, ни, не побоюсь этого слова, в хорошем смысле скандального репортажа. Это, не сказать чтобы совсем уж плохо, это недостаточно, скажем так, чтобы тебя не обидеть.
Ты скажешь, что полгода это слишком небольшой срок, для того чтобы проявить себя, показать на деле кто ты есть, туз или шестёрка?

Егор нерешительно кивает головой.

ПЕТРОВИЧ
Как тебе сказать, что бы опять же, тебя же не обидеть? И да, и нет. Для посредственности полгода – срок вполне терпимый. Но, ты ведь себя посредственностью не считаешь? Вот ты головой киваешь, значит, не считаешь. Посредственности журфак с отличием не заканчивают, а ты закончил, посредственности в нашей организации долго не держаться. Так что пора просыпаться, дорогой. Пора просыпаться и начинать работать.

ЕГОР
Но Петрович, что я могу поделать, если вокруг ничего интересного, ну, хоть мало-мальски инересного, не происходит? Я и полицейском участке дежурил практически круглосуточно, несколько дней и ночей, и в пожарной части дневал и ночевал. Ничего. То есть, то приведут карманника, который сразу во всём сознаётся, то загорится какой-нибудь сарай на окраине, который пожарники в два счёта потушат, то кошка от собаки на дерево заберётся и её с вышки Мчэсники снимут. Что в этом интересного, а тем более сенсационного? А остальное… Куда идти, где искать материал, нетрадиционный сюжет тот, который заинтересует придирчивого читателя?

ПЕТРОВИЧ
Да… Всё старо как мир. Все начинающие журналисты дежурят то в полиции, то у пожарников. А читателю надоели горящие сараи и кошки, воющие с верхушек деревьев. Читателю нужен какой-нибудь необычный репортаж. Из глаза цунами, например. Из… Я не знаю, из камеры смертника, например. Ладно, иди, думай, соображай. Но не слишком долго. Помни, на твоё место полно охотников. Десятки, если не сотни выпускников Журфака слоняются без работы. И не исключено, что некоторые из них намного способнее тебя.

Егор идёт по коридору редакции. Вдруг он внезапно останавливается и задумчиво смотрит прямо перед собой.

ЕГОР
(про себя)
Из камеры смертника, говоришь?

Егор достаёт мобильный телефон и набирает какой-то номер.

ЕГОР
Алло, Петя? Помнится, ты говорил, что твой дядя работает начальником тюрьмы. Он ещё там работает? Ах, работает. Слушай, надо встретиться.

 НАТ. ПУСТЫННЫЙ БЕРЕГ. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

    ТИТР:
Древняя Иудейская провинция  Искария. Первый год с Рождества Христова.

На берегу у костра сидят два пастуха. Слышится блеяние овец.

ПЕРВЫЙ ПАСТУХ
Смотри, там, кажется, к берегу прибило какую-то деревяшку, может бревно. На этом острове деревьев мало, а у нас как раз дрова кончаются.

ВТОРОЙ ПАСТУХ 
    (равнодушно)
Ты заметил, ты и волоки это бревно сюда. А я и без костра неплохо сплю

Первый пастух уходит к берегу, недовольно бормоча что-то себе под нос. Через какое-то время Первый пастух возвращается и в свете костра видно, что он несёт деревянную люльку с ребёнком.

ВТОРОЙ ПАСТУХ 
Это и есть твоё бревно? А ребёнок               что, живой?

ПЕРВЫЙ ПАСТУХ
    (нежно)
Живой и спит как младенец. Хотя он и так младенец. Что делать будем?

 ВТОРОЙ ПАСТУХ 
           (равнодушно)
Пойди, опусти его обратно в воду, а то сейчас проснётся начнёт орать и спать не даст.

ПЕРВЫЙ ПАСТУХ
Ты что? Это же грех, какой, бросить невинное дитя на произвол судьбы!

ВТОРОЙ ПАСТУХ 
           (равнодушно)
Не больше греха его родителей, которые пустили своё дите плавать по волнам.

 ПЕРВЫЙ ПАСТУХ
А может его родители стали жертвами кораблекрушения, а ребёнок выжил?

ВТОРОЙ ПАСТУХ
Да, какая разница, нам-то, что за дело?

ПЕРВЫЙ ПАСТУХ
(с жаром)
Послушай, я знаю, что в нашем селении одна добрая и набожная женщина недавно родила. Давай, как ребёнок проснётся, накормим его овечьим молоком, а потом утром отнесём той женщине? Авось, не откажет подкормить сироту?

 ВТОРОЙ ПАСТУХ 
           (равнодушно)
Делай, как знаешь, только спать не мешай. Завтра рано вставать.

ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ

В кафе, за одним из столиков сидят Егор и его друг Петя, молодой парень средней наружности.

ПЕТЯ
(продолжая разговор)
… то есть, ты хочешь познакомиться с моим дядей для того, чтобы посидеть в камере смертников? Ты это серьёзно?

 ЕГОР
А что тут такого? Неужели в тюрьме твоего дяди не найдётся свободная камера?

ПЕТЯ
Во-первых, тюрьма не дядина, а государственная, а во-вторых… Да, никаких «во-вторых» и не надо, в конце-то концов! Мой дядя – государственный служащий и посадить невиновного человека в камеру – это должностное преступление. Это я как студент Юрфака тебе говорю.

ЕГОР
(понижая голос)
 Тише ты, не кричи.

Возникает пауза.

  ЕГОР
(после паузы)
Ладно, а если я, например, воспользуюсь своим журналистским удостоверением и попрошу твоего дядю просто показать мне камеру смертников? Это ведь не противозаконно, просто посмотреть?

ПЕТЯ
(подозрительно)
Просто посмотреть?

Егор невинно кивает головой.

ПЕТЯ
Что-то ты быстро сдался. Зная тебя, упрямого чёрта, мне как-то не вериться и я…

ЕГОР
(перебивая)
Слушай, мы ведь с тобой с детства дружим. Ты ведь мне друг? Вот ты головой киваешь, значит друг. Мне сейчас просто необходим какой-нибудь нетривиальный, захватывающий репортаж. А там я хоть обстановку осмотрю. Где, что стоит, какая кровать, какая табуретка, где стоит стол: у окна или нет. Выручи по-дружески, друг!

Петя какое-то время с сомнением и колебанием смотрит на друга.

ПЕТЯ
(после паузы)
Знаешь ведь чем меня взять. Ладно, чёрт с тобой.   

Егор молча протягивает другу руку.

НАТ. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ РЫНОК. ДЕНЬ.

ТИТР:
Древний Иудейский город Кариот. Третий год с Рождества Христова.


По рынку идёт печальный Ровель. Через какое-то время Ровель натыкается на группу маленьких детей сбившихся в кучку. Рядом с детьми стоит средних лет женщина.

РОВЕЛЬ
(обращаясь к женщине)
Добрая женщина, а что это за дети?

ЖЕНЩИНА
Это сироты, дети у которых нет родителей по тем, или иным причинам.

РОВЕЛЬ
А почему они стоят на рынке, неужели вы хотите продать их в рабство?

ЖЕНЩИНА
(с возмущением)
Как ты мог такое подумать!? Я привела их сюда в надежде, что хоть кого-нибудь из них усыновят или удочерят.

РОВЕЛЬ
А почему на рынок?

ЖЕНЩИНА
А кода же ещё мне их вести? Куда больше всего приходит людей? На рынок.

РОВЕЛЬ
(задумчиво)
Ну, да, ну, да…

Ровель внимательнее присматривается к детям и обращает внимание на очень красивого мальчика лет трёх.

РОВЕЛЬ
(обращаясь к женщине и указывая на красивого мальчика)
А этого малыша как зовут?

ЖЕНЩИНА
Его назвали в честь Святого Иуды. Его зовут Иуда.

РОВЕЛЬ
(со слезами на глазах)
Иуда?

ИНТ. ТЮРЕМНЫЙ КОРИДОР. ДЕНЬ.

По тюремному коридору идут Егор и надзиратель.

ОХРАННИК
Приспичило, значит посмотреть на камеру смертников, думаешь там есть что-то интересное, или мёдом намазанно?

 ЕГОР
(оглядываясь вокруг, задумчиво)
Ну, да.

ОХРАННИК
А в Интернет заглянуть не судьба, или отключили за неуплату?

ЕГОР
(рассееоно)
Ну, да… Что вы говорите?

ОХРАННИК
(насмешливо)
Погода, говорю хорошая. Вот, эта камера. Заходи, смотри. И зачем только тебе это надо?

ЕГОР
Я – журналист. Очень хочу написать очерк о последних днях людей, которые преступили закон настолько, что их приговорили к смертной казни. Это понятно, или будут ещё какие-нибудь лишние вопросы?

ОХРАННИК
(благодушно)
Ну, прям, так уж сразу и обиделся. Ты уж извини старика, если что не так сказал. Просто работа такая, что и поговорить-то особо не с кем.
Со смертниками разговаривать инструкцией запрещено. Разве что буянить начнут. Ладно, вот она, камера, заходи, смотри. Может, ещё какие-нибудь просьбы будут?

ЕГОР
Будут, вернее будет. Просьба одна, дайте мне побыть в камере какое-то время одному.

ОХРАННИК
(колеблясь)
Вообще-то начальник ничего не говорил по поводу того, что бы оставлять тебя в камере одного…

ЕГОР
(умоляюще)
Ну, пожалуйста, я вас очень прошу, сделайте такое одолжение. Я хочу написать репортаж как бы от имени того, кто приговорён к смертной казни и каждую минуту жизни считает своей последней минутой. Как же я прочувствую момент истины, если вы будете пыхтеть мне на ухо?

ОХРАННИК
Момент чего? говоришь какие-то непонятные слова. И не собираюсь я пыхтеть тебе на ухо. С какой стати?

ЕГОР
(горячо)
Да, неважно, все эти нюансы излишни! Только, умоляю, не спрашивайте меня, что такое нюансы. Просто оставьте меня в камере смертников на пять минут одного, я вас умоляю, очень прошу!

ОХРАННИК
Ну, если очень просишь и даже умоляешь… Ладно, заходи, а я тут потихоньку курну. Вообще-то не положено, но я за столько лет…

Егор, не дослушав излияния надзирателя, ныряет в камеру и закрывает за собой дверь. Надзиратель в этот момент как раз закуривает. Выпустив пару-тройку облачков сигаретного дыма, надзиратель замечает наконец-то, что дверь в камеру смертников закрыта изнутри.

ОХРАННИК
Эй, ты там, забыл, как тебя зовут, выходи, пять минут прошло.

НАТ. ОГРОМНЫЙ САД. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

По дороге, разделяющей сад на белую и тёмную сторону по- прежнему идут ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ.

ЛЕВЫЙ
А вот интересно, мы никогда с вами не обсуждали такое понятие как «Поступок». И я имею в виду именно понятие, а не примитивное действие.

ПРАВЫЙ
А я то думал, что для вас само упоминание этого понятия будет болезненным. И я имею в виду именно понятие, а не примитивное действие.

ЛЕВЫЙ
То есть вы сейчас утончённо и деликатно тыкаете меня как нагадившего щенка в его же собственное дерьмо?

ПРАВЫЙ
Я тыкаю? А вам не кажется, что вы, решившись обсудить это понятие, именно  понятие, а не примитивное действие вы сами себя…

ЛЕВЫЙ
(перебивая)
Ну-ну, договаривайте. Скажите, что я в 33-м году нашей эры совершил поступок, который повлёк за собой…

Левый, осёкшись, смотрит на улыбающегося Правого.

ЛЕВЫЙ
Ну, вот чему, чему вы опять улыбаетесь? Конечно, я привык, что вы всегда улыбаетесь, но сейчас это выглядит особенно ехидно.

ПРАВЫЙ
Ну, так уж и ехидно, скажете тоже…
А если серьёзно то мне, как человеку, именно как ЧЕЛОВЕКУ, а не тому, кому многие тысячелетия предстоит служить неким эталоном, даже мне очень трудно разделить это понятие «Поступок» на действие или бездействие. Вынес дитё из горящего здания. Это - поступок. А  промолчавший на фашистском допросе партизан о расположении партизанского отряда? Он ведь ничего не сделал, этот партизан, не совершил никакого поступка. Однако в результате, сотни людей остались не только живы и здоровы, но в последствии нанесли нацистам огромный вред. Ой, вы ведь уважаемый привыкли к тому, что мы с вами иногда путешествуем во времени и пространстве, голова уже не кружится?   

ЛЕВЫЙ
(сварливо)
Не кружится, хотя предупреждать не помешало бы. То, что творили, или будут творить эти твари в 20-том веке…

ПРАВЫЙ
(перебивая)
Не надо, не оскверняйте свой язык и не усугубляйте своё… Ну, да ладно…. Так вот: на мой взгляд, понятие «поступок» измеряется, прежде всего, таким понятием как «мотив». Ведь если пожарник, рискующий своей жизнью ради спасения ребёнка, имеет благой мотив, то какой, по-вашему, мотив имеет человек, промолчавший, когда его друга оклеветали за его, этого человека гадости.

ЛЕВЫЙ
(вполголоса)
Жлобский.

ПРАВЫЙ
Что, что? Я не расслышал, что вы сказали?

ЛЕВЫЙ
(ворчливо)
Ничего. Нахватался я с вами, путешествуя во времени и в пространстве.

ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА ТЮРЬМЫ. ДЕНЬ.
В кабинете директора тюрьмы сидят друг напротив друга: Директор, мужчина лет 50-ти средней наружности и Егор. Директор за столом своего кабинета, Егор на стуле для посетителей, напротив.

ДИРЕКТОР
(продолжая разговор)
… и вы, в самом деле, думали, что, подперев дверь камеры изнутри, просидите там пару суток и мы не откроем дверь и не вытащим вас на свет Божий за шкирку?

ЕГОР
Ну, не то, чтобы пару суток. Ну, может на пару-тройку часов. Это было нужно мне для того, что бы хоть на какое-то время почувствовать себя приговорённым к смерти.

ДИРЕКТОР
Молодой человек конструкция нашей тюрьмы и в особенности камер вобрала в себя весь не то, что многовековой, а я бы даже сказал: многотысячный опыт пенитенциарной системы. И, хороши бы мы были, если бы двери наших камер можно было бы так просто запереть изнутри. Так что…

ЕГОР
(уныло)
Я понимаю, понимаю.

Пауза. Директор некоторое время с сочувствием смотрит на Егора.

ДИРЕКТОР
(после паузы)
Что, всё так плохо? Мне племянник говорил что-то о том, что ваше положение в редакции зависит от нетривиального репортажа, но… Неужели прям, нужен прямой репортаж из тюрьмы, из камеры смертников? Что, нельзя осветить, например работу судебной системы? Как выносятся те, или иные приговоры, сколько любопытный случаев бывает на судах, вы даже себе не представляете.

ЕГОР
(вздыхая)
У меня в тех кругах нет, не то, чтобы родственников друзей, а просто знакомых нет. Так что, если я не напишу правдивый репортаж от лица смертника, меня просто выгонят с работы. И меня больше никуда не возьмут, поскольку уж что-что, а слухи наша журналистская братия распускать умеет. А кто возьмет на работу журналиста-неудачника, который в одном месте уже обосрался?

Директор встаёт из-за стола, и  какое-то время расхаживает по кабинету. Потом садится на своё место и достаёт из ящика стола фотоаппарат.

ДИРЕКТОР
Подойдите к стене.

ЕГОР
Зачем.

 ДИРЕКТОР
Завалялось тут  у меня одно дело ещё с советских времён конца 80-х, как раз пред распадом Союза. Дело одного насильника и убийцы. Он повесился в камере, не дождавшись приговора.
ДИРЕКТОР
(продолжая)
После распада Союза такие дела подлежали уничтожению, а это натуральным образом завалилось за край ящика, совершенно случайно обнаружил. Так вот: даты я подправлю, но нужны ваши фотографии, в анфас и в профиль. До этого, скорее всего не дойдёт, но мало ли завтра, например инспекция? Так что я дело оформлю, о том, что вы сидите в камере смертников ради репортажа, буду знать только я. Документы с собой? Давайте сюда.

Директор прячет паспорт и журналистское удостоверение Егора в свой стол.

ДИРЕКТОР
А теперь подойдите к стене, улыбаться не обязательно.

 ИНТ. ВНУТРИ УБОГОЙ ЛАЧУГИ. УТРО.

ТИТР:
Древний Иудейский город Назарет. Четвёртый год с Рождества Христова.

На простой, деревянной лавке сидят две молодые женщины, одетые в древние хламиды. Это Мария и мать Иуды. На коленях у каждой сидит по мальчику, примерно одного возраста, 3 - 4-х лет.

МАТЬ ИУДЫ
Мы приехали из Кариота, Мария прослышав о тех чудесах, что творит твой сын. Мой сын, Иуда, родился здоровым мальчиком. До трёх лет он рос и мы горя не знали, а недавно я заметила у него между лопаток небольшой бугорок. Я сначала не придала этому большого значения, но через какое-то время я заметила, что бугорок увеличился. И теперь этот бугорок увеличивается, чуть ли не каждый день, а сына моего клонит к земле. С каждым днём всё больше и больше. Знахарь, к которому мы обратились, осмотрел Иуду и сказал, что никакое лечение не поможет. Получается – мой сын вырастит горбуном. Умоляю, помогите нам!

МАРИЯ
Я не могу ничего приказать своему сыну. Иисус ещё дитя, он совсем недавно стал разговаривать и не всегда понимает, чего хотят от него взрослые. Полугодовалую девочку, больную проказой, он принял за большую куклу. Он поносил девочку на руках, укачивая словно куклу, и девочка исцелилась. Может быть, Иисус захочет поиграть с твоим сыном, а там что-то, да и получится?
Иисус, сыночек, поиграй с мальчиком, погладь его по спинке.

Женщины опускают своих детей на пол, легонько подталкивая, их друг к другу. Иисус, улыбаясь, протягивает правую руку и подходит к Иуде. Иуда, насупившись, смотрит на Иисуса, не делая ни шага вперёд. Когда же Иисус, с протянутой рукой подошёл практически вплотную, Иуда резко разворачивается спиной. Однако Иисус по инерции успевает дотронуться до спины Иуды. Иуда, взревев как от невыносимой боли, разворачивается и бросается на Иисуса. Иисус, испугавшись, бросается к матери, однако плачущий Иуда успевает укусить Иисуса. Мария подхватывает плачущего Иисуса на руки и, прижав его личико к своей щеке, покачивает мальчика, старясь успокоить. Мать Иуды тоже берёт своего сына на колени и гладит по спине.

МАТЬ ИУДЫ
(радостно)
Горб исчез, совсем исчез! А что тебе шепчет твой сын, Мария?

МАРИЯ
(раздражённо)
Ты хочешь узнать, что шепчет мой сын, которого твой Иуда в благодарность за излечение укусил?
Горбатого могила исправит.

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. ДЕНЬ.

Егор стоит у зарешеченного окна спиной к двери. Дверь открывается, входит охранник с миской в руке. Охранник ставит миску на стол и слегка отступает назад. Егор присаживается к столу и начинает с аппетитом есть.

ОХРАННИК
(слегка удивлённо)
А у тебя не плохой аппетит.

ЕГОР
(не переставая жевать)
А у вас тут недурно готовят. Даже удивительно. Не ожидал. Вкусно, разнообразно, каждый день новые блюда. да и порции хорошие.

ОХРАННИК
Не ожидал, говоришь? А ты что, когда убивал и насиловал, всё-таки ожидал, что сюда попадёшь?

Егор продолжает, есть, не отвечая на вопрос.

ОХРАННИК
Молчишь? Ну-ну. Только вот, сколько я тут работаю, первый раз вижу смертника с таким аппетитом как у тебя. Обычно люди, которые скоро отправятся к праотцам, напрочь теряют аппетит. А что до качества пищи, так комиссии по правам человека; и отечественные, и, особенно зарубежные усиленно заботятся о том, чтобы такие выродки как ты вкусно питались перед смертью.

ЕГОР
А по какому праву вы меня оскорбляете, употребляя такие мерзкие выражения? В конце концов-то вам лично я ничего плохого не сделал.

ОХРАННИК
По какому праву, спрашиваешь ты? По праву человека, который потерял сегодня друга. Ты-то вот живёшь и когда тебя кончат не известно. Может завтра, может через неделю. Это вот ещё одно достижений всяческих комиссий: не сообщать смертнику дату его казни. Не гуманно видите ли. А друга моего уже не вернуть.

ЕГОР
Послушайте, я вам соболезную от всей души. Потеря друга – это серьёзное испытание, но опять-таки повторяю, при чём здесь я?

НАДЗИРАТЕЛЬ
Потому, что мой друг ещё вчера просил обращаться с тобой помягче. И вот сегодня моего друга не стало, а ты живёшь, ешь вон с таким аппетитом и…

ЕГОР
(с ужасом перебивая)
Так ваш друг, тот, которого вы потеряли, директор тюрьмы?

Охранник, не произнеся больше ни слова, выходит из камеры. Егор, после пребывании в некотором остолбенении, бросается к двери и начинает барабанить в неё кулаками.

ЕГОР
Откройте, откройте сейчас же, у меня есть важное заявление!

ТЮРЬМА. КОМНАТА ДЛЯ ДОПРОСОВ. ДЕНЬ.

В комнате стол, по обе стороны которого стулья. На одном из стульев сидит мужчина средних лет. Это Прокурор. Через какое-то время охранник заводит Егора.

ПРОКУРОР
(охраннику)
Свободен.

  ПРОКУРОР
(Егору)
Присаживайтесь.

Егор присаживается напротив Прокурора.

ПРОКУРОР
Вы хотели встретиться со мной? Я вас слушаю. У вас какие-то жалобы? С вами плохо обращаются, бьют, пытают, может быть, претензии к питанию?

ЕГОР
Послушайте, дело в том… Ой, не знаю, как и сказать. Короче, я – журналист, мне нужно было написать репортаж на какую-нибудь интересную тему. И я попросил Директора тюрьмы, чтобы он позволил мне посидеть несколько дней в камере смертников.

ЕГОР
(продолжая)
Это нужно для того, чтобы я, так сказать, на своей шкуре почувствовал: каково это, быть приговорённым к смертной казни. Директор сначала не соглашался, но я объяснил ему, что без такого рода репортажа я лишусь работы и… 

ПРАКУРОР
Ну-ка, ну-ка, с этого места, пожалуйста, поподробнее. Хотелось бы узнать, знаете ли, как это чиновник столько лет прослуживший верой и правдой, пошёл на должностное преступление.

ЕГОР
(смущённо)
Ну, так уж прямо и должностное преступление, скажете тоже…

ПРОКУРОР
(усмехаясь)
А вы как думали? Здесь государственное учреждение, а не частная лавочка. Это тюрьма, а не институт благородных девиц. В камеру смертников люди попадают только по приговору суда. ТОЛЬКО и никак иначе. А если кто-то из государственных чиновников вот так вот, как вы рассказываете, запросто пустит будь-то: журналиста, блогера какого-нибудь, просто любопытствующего зеваку, то этот чиновник совершит преступление. А за любое преступление надо отвечать по закону. Ну, так что там, как вы уговорили многоопытного Директора позволить вам просто посидеть в камере смертников?

ЕГОР
Да, что-то пропала охота что-либо рассказывать…

ПРОКУРОР
Да, ради Бога! У меня полно дел и без вас. Так что…

Прокурор подносит руку к кнопке вызова охранника.

ЕГОР
Подождите! Я вам сейчас расскажу во всех подробностях.

ИНТ. ВНУТРИ ХОРОШО УБРАННОЙ ВОСТОЧНОЙ КОМНАТЫ. ДЕНЬ.

ТИТР:
Древний Иудейский город Кариот. Шестой год с Рождества Христова.

В комнате Ровель, его беременная Жена, мать Иуды и шестилетний Иуда.

РОВЕЛЬ
Господь благословил наш род. Мало того, наше благосостояние выросло. Мало того, что он послал нам приёмного сына Иуду тогда, когда мы уже отчаялись обрести наследника, так теперь мы ожидаем ещё одного ребёнка от Господа.

МАТЬ ИУДЫ
Ты забыл мой добрый муж о том, что мы с тобой когда-то…

РОВЕЛЬ
(перебивая)
Не напоминай, я умоляю тебя, не напоминай мне о том ужасном грехе, который мы с тобой совершили когда-то! Мы искупили этот ужасный грех тем, что усыновили несчастного сироту, который…

Ровель осекшись, замечает ненавидящий взгляд иуды, который направлен на живот его жены.

 
ТЮРЬМА. КОМНАТА ДЛЯ ДОПРОСОВ. ДЕНЬ.

В комнате для допросов друг напротив друга сидят Прокурор и Егор.

ЕГОР
(продолжая)
…вот и всё. Директор вошёл в моё положение и велел отдать ему мои документы, сфотографировал меня в анфас и профиль на тот случай, если случится внезапная инспекция.

ЕГОР
(продолжая)
И сказал, что подержит меня в камере пару дней. Ну, для того, чтобы я поточнее прочувствовал, как ощущает себя смертник в последние свои дни.

ПРОКУРОР
Красиво. Всё, что вы рассказали, выглядит красиво и логично. На словах. То есть, я хочу сказать, что если бы вы предоставили мне хоть какое-нибудь документальное подтверждение вашего повествования, то через полчаса были бы уже на свободе. У вас есть такое подтверждение?

Егор уныло, отрицательно качает головой.

ПРОКУРОР
Нет? Что же, очень жаль. А вот то, что мы имеем.

Прокурор открывает отложенную в сторону папку.

ПРОКУРОР
(открывая папку)
Согласно этому документу я подчёркиваю, ДОКУМЕНТУ, вы насильник и убийца, которого суд приговорил к смертной казни. Здесь, в этом документе, ваши фотографии, описание внешности, рост, вес и возраст. И что мне делать? Чему верить, вашему красивому рассказу, или документу?

НАТ. ОГРОМНЫЙ САД. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

По дороге, разделяющей сад на белую и тёмную сторону по- прежнему идут ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ.

ЛЕВЫЙ
А такая тема, как предначертаность судьбы вам, наверное, особенно близка?

ПРАВЫЙ
(раздражённо)
Вот вы опять? Знаете же, что для меня эта тема болезненна.

ЛЕВЫЙ
(с притворным удивлением)
Почему? Уж вам ли, с вашим предназначением, жаловаться на судьбу, или…

 ПРАВЫЙ
(перебивая)
Вот именно, «или». И вообще, тема предназначения в нашем с вами случае выглядит по-разному. Совершенно, до противоположности по разному.

ЛЕВЫЙ
По разному?

ПРАВЫЙ
Ну, конечно же, дорогой вы мой человек. У меня-то выбора точно не было, а вот у вас…

ЛЕВЫЙ
(болезненно морщась)
Ну, вот, а теперь вы, как говориться, наступаете на больную мозоль.

ПРАВЫЙ
(ехидно)
А вы первый начали.

ПРАВЫЙ
(через секунду серьёзно)
И вообще, эта тема, тема предназначения, болезненна для всех, для всех без исключения.

ЛЕВЫЙ
Вы имеете в виду его.

ПРАВЫЙ
(грустно)
Да, я имею в виду его. Ему-то особенно досталось.

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. ВЕЧЕР.

Егор стоит у зарешеченного окна спиной к двери. Дверь открывается, входит охранник с миской в руке. Охранник ставит миску на стол и слегка отступает назад. На столе стоят две нетронутые миски. Егор продолжает стоять в том же положении.

ОХРАННИК
Ни завтрак не ел, ни обед, теперь к ужину что-то не спешишь приступать. Аппетит пропал?

ЕГОР
(не оборачиваясь)
Вам-то, какое дело? Мне всё равно умирать. Какая разница от чего я умру, от голода, от пули или как тут у вас всё происходит?

ОХРАННИК
(горько усмехаясь)
Да нет, паренёк, не всё так просто. Это свободный, законопослушный человек, может выбирать: какой смертью он умрёт. Если конечно, захочет он умереть, этот свободный, законопослушный человек. А ты – преступник. Завтра откажешься от завтрака, я доложу, кому следует, и тебя накормят. Захочешь ты того или нет, но тебя накормят. Как тебя будут кормить, это даже представить противно, но с голоду тебе умереть не дадут. Ты – преступник и должен умереть так, как положено убийце и насильнику, каковым ты являешься. И никак иначе.

ЕГОР
(присаживаясь к столу)
Вот уж не думал, что, таким как вы, палачам, есть разница, каким образом умрёт их жертва.

ОХРАННИК
Ты, паренёк, осторожнее на поворотах, говори, да не заговаривайся. Лично я – никакой не палач и никогда им не был. Это, во-первых, а во-вторых, не палач приговорил тебя к смерти и он, палач, просто исполняет свой долг. Ты сам себя приговорил, после того, как совершил свои преступления. Палач лишь ставит точку в твоих злодеяниях, которые, ты совершил, нарушив самую главную Божью Заповедь – не убий.

ЕГОР
(задумчиво)
Да, уж. С Богом можно договориться, с палачом никогда.

Пауза. Через какое-то время охранник подходит к столу, чтобы собрать тарелки. Внезапно Егор поднимается на ноги и с мольбой смотрит на охранник.

ОХРАННИК
Что?

ЕГОР
 
С Богом можно договориться, ну, конечно же, с Богом можно договориться! Так, мне нужно срочно увидеть Священника!

ОХРАННИК
Ты с ума сошёл, священник давно уже у себя дома. Сейчас, скорее всего, читает вечернюю молитву, перед тем как,… В общем, я слышал, он не женат и… 

ЕГОР
(перебивая)
А если я срочно хочу исповедоваться? Может меня ночью казнят, и я до утра просто-напросто не доживу. Вы можете сказать, когда меня казнят?

ОХРАННИК
Дата казни никому не известна. По международной конвенции приговоренному не сообщают дату его казни. Это, видите ли, не гуманно будет, если преступник вынужден будет считать часы, а то и минуты до своей…

ЕГОР
(перебивая)
Вот видите, вы сами сейчас подтвердили мне, что я могу умереть в любую минуту! Зовите священника. А если он до полуночи не придёт, я разобью себе лоб о стену камеры, я изотру руки в кровь об этот шершавый пол и измажу все стены. Мне терять уже нечего.

НАТ. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ РЫНОК. ДЕНЬ.

ТИТР:
Древний Иудейский город Кариот. Четырнадцатый год с Рождества Христова.

На рынке беседуют торговка и покупательница.

ТОРГОВКА
Кстати, ты слышала новость?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА
Какую новость?

ТОРГОВКА
Иуда, приёмный сын Ровеля, убил своего младшего брата.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА
Как убил?

ТОРГОВКА
Ну, как обычно убивают? Насмерть.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА
Ай, ай, ай, какое горе для Ровеля и его жены! А что Иуда, его поймали?

 ТОРГОВКА
Как же, поймаешь его… Сбежал.

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. НОЧЬ.

Егор стоит у зарешеченного окна спиной к двери. Дверь открывается, входит Священник.

ЕГОР
(бросаясь на колени перед священником)
Святой отец, я попал в страшную беду, стал жертвой чудовищного недоразумения. Только вы сможете мне помочь. И вы должны мне помочь, вы ведь слуга Господа и милосердие – это ваша профессия.

НАТ. ОГРОМНЫЙ САД. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

По дороге, разделяющей сад на белую и тёмную сторону по- прежнему идут ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ.

ЛЕВЫЙ
Мне послышалось, или вы сказали, что ему, видите ли, особенно досталось?

ПРАВЫЙ
(раздражённо)
Вам не послышалось. Я сказал то, что сказал, ни убавить, ни прибавить. Вообще-то я с грустью констатирую, что сказанное мною когда-то даже мельком, вскользь, со временем будет, не верно интерпретировано, как минимум не правильно истолковано, а иногда и просто переврано. И это меня очень, очень огорчает и печалит.

ЛЕВЫЙ
(ворчливо)
Так вы бы выражались яснее, по сути и по подробнее. А то: он откроет, никто не закроет, он закроет, никто не откроет… Всякие там верблюды сквозь ушко иглы, брёвна в глазах и тому подобное.

ПРАВЫЙ
(ещё более ворчливее, чем его собеседник)
А вам всё надо разжевать и в рот положить, как маленькому, несмышленому ребёнку, да? Метафор и аллегорий вы, смертные совсем не понимаете?

 ЛЕВЫЙ
Ну, во-первых, благодаря знакомству с вами смертным меня тяжело назвать. А во-вторых,… Для кого вы собственно метали бисер в виде метафор и аллегорий? Для образованных римских патрициев, для иудейских книжников-фарисеев, которые на Талмуде собаку съели и крокодилом закусили? Нет, вы пытались обратить в свою веру простой, обыкновенный народ. Одна ваша Нагорная проповедь чего стоит… А простой, обыкновенный народ плохо понимает метафоры, и знать не знает что такое аллегории.

ПРАВЫЙ 
(грустно)
Да уж, многое, скорее всего, будет искажено. Так же как и роли действующих лиц нашей истории, скорее всего, будут не верно истолкованы.

ЛЕВЫЙ
Вы имеете в виду…

ПРАВЫЙ
Да, да, его я имею в виду в первую очередь.

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. НОЧЬ.

В камере беседуют Егор и Священник.

СВЯЩЕННИК
(продолжая разговор)
… всё, что вы рассказали, выглядит очень убедительно. Тем более что вы клянётесь всеми святыми. Кстати, сын мой, вы верите в Бога

ЕГОР
(хмуро)
Все люди верят, святой отец. Одни в то, что Бог есть, другие в то, что Бога нет. И то, и другое не доказуемо.

СВЯЩЕННИК
Вы, оказывается, смотрели художественный фильм «Берегись автомобиля»? вот уж, не ожидал. Вы так молоды что…

ЕГОР
(перебивая)
Я вас умоляю, святой отец, давайте сосредоточимся. Давайте сосредоточимся на том, что меня, невиновного человека не сегодня так завтра казнят. С этим надо что-то делать.

СВЯЩЕННИК
А что я-то могу поделать, чем я могу вам помочь? Вы же сами говорили, что прокурор уделил вам внимание.
СВЯЩЕННИК
(продолжая)
Если бы у вас были бы хоть сколько-нибудь весомые доказательства вашей невиновности, прокурор освободил бы вас хотя бы под подписку о не выезде. А так…

ЕГОР
Да, да, всё правильно. Вы – лицо не процессуальное и вам меня отсюда не вытащить. Даже если бы вы от всей души мне поверили. Однако я вижу, это не так. Вы мне не то, что совсем не верите, а, скорее всего, сильно сомневаетесь в правдивости моей истории. И вы, как говориться, в своём праве. Однако есть один человек, который сможет мне помочь.

 ИНТ. ВНУТРИ ХОРОШО УБРАННОЙ ВОСТОЧНОЙ КОМНАТЫ. ДЕНЬ.

         ТИТР:
Древний Иудейский город Кариот. 33 - й год с Рождества Христова, весна.

В комнате молча, задумавшись, сидят Ровель и его Жена.

РОВЕЛЬ
(прерывая молчание)
Думаешь о том же, о чём и я?

ЖЕНА
А о чём ты думаешь?

РОВЕЛЬ
О нашем сыне, конечно.

ЖЕНА
О каком из них?

            РОВЕЛЬ
Не понял?

ЖЕНА
(с горечью)
Всё ты прекрасно понял! Думаешь, я не догадываюсь, что в душе ты обвиняешь меня в том, что мы, по сути, казнили своего первенца. И за это Господь наказал нас.

ЖЕНА
(продолжая)
Сначала он руками Иуды забрал нашего второго сына, а потом за столько лет не послал потомства. Мы прокляты, Ровель, мы прокляты на веки веков.

РОВЕЛЬ
(растерянно)
Погоди, но ты же сама…

ЖЕНА
(поднимаясь, с жаром)
Что я сама, что? Ты мужчина, ты глава дома! Ты должен был меня остановить! Мало ли что бабе приснится.

Раздаётся громкий стук в дверь. Ровель открывает дверь и его чуть не сбивает с ног сосед, который возбуждённо вбегает в комнату.

СОСЕД
Мир вашему дому, соседи!

РОВЕЛЬ
(недовольно)
Что случилось, сосед, где-то пожар? О наводнении не спрашиваю в наших краях это редкость.

СОСЕД
(возбуждённо)
Какой там пожар, какое наводнение, тут такое… В общем, вы слышали об Иисусе из Назарета?

РОВЕЛЬ
Иисус? Это тот, которого якобы Господь послал к нам, грешным простым людям, искупить все грехи и научить нас истинной вере?

СОСЕД
(радостно)
А вот и не якобы, вот и не якобы! Только что торговец из Иерусалима, который утром прибыл с кожевенным товаром оттуда в наш город, на рынке рассказал, что произошло чудо.

РОВЕЛЬ
Какое чудо?

СОСЕД
Один из учеников предал Иисуса, и его распяли на кресте и…

РОВЕЛЬ
(перебивая)
Подумаешь, нашёл чудо! Распятие на кресте – излюбленная казнь, которую применяют римляне к преступникам и бунтовщикам. Нашёл, тоже понимаешь…

СОСЕД
(перебивая в свою очередь)
Да, ты дослушай, дай договорить! Иисус, преданный одним из своих учеников, был распят, но на третий день Иисус воскрес. А ученик, предавший Спасителя, повесился.

РОВЕЛЬ
(равнодушно)
Ну и что, нам-то, что за дело? Один воскрес, другой повесился. Нас это всё не касается.

СОСЕД
Да, как сказать, как сказать… Знаете, как звали ученика, предавшего Иисуса.

РОВЕЛЬ
(пожимая плечами)
Откуда же нам знать?

СОСЕД
Ученика того звали Иуда. И говорят, он из Кариота.

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. РАННЕЕ УТРО.

Егор, лицом в подушку, лежит на тюремной койке. Дверь в камеру открывается, и входят два монаха. Оба монаха в сутанах с капюшонами. Егор вскакивает и бросается навстречу монахам. Монахи одновременно снимают капюшоны. Один их монахов – Священник, другой монах Петя.

ЕГОР
(хватая Петю за обе руки)
Ну, наконец-то, теперь я спасён!

 ПЕТЯ
(отрицательно качая головой)
Погоди, не всё так просто.

НАТ. ОГРОМНЫЙ САД. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

По дороге, разделяющей сад на белую и тёмную сторону по- прежнему идут ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ.

ЛЕВЫЙ
Вот мы с вами, я боюсь даже подсчитать, в который раз, идём в одну и ту же сторону. Вам не надоело?

ПРАВЫЙ
Как может надоесть порядочному человеку очередная попытка исполнить свой долг?

ЛЕВЫЙ
Вы до сих пор считаете, что вы ему что-то должны?
 
ПРАВЫЙ
Да, должен. Я считаю, что если я кому-либо что-то и должен, прежде всего, ему. 

ЛЕВЫЙ
Но ведь всё равно не успеем, мы ещё ни разу не успели. Он как всегда…

ПРАВЫЙ
(перебивая)
Тише. Может быть, на этот раз получится?

ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА. РАННЕЕ УТРО.

Егор, Петя, в монашеской сутане, и Священник продолжают беседу. Егор и Петя сидят на койке рядом друг с другом, Священник, напротив, на табуретке.

ПЕТЯ
… так ты говоришь, что отдал моему дяде паспорт и журналистское удостоверение?

Егор молча кивает головой.

ПЕТЯ
Дома у тебя есть какие-нибудь документы с фотографией? Вспоминай.

Егор напряжённо думает и через какое-то время отрицательно качает головой

ПЕТЯ
Студенческое удостоверение? Сдал? Военный билет? А да, ты не служил…
Ладно, хоть какие-нибудь есть у тебя документы дома с фотографией?

ЕГОР
Так сразу и не вспомнить.

ПЕТЯ
А ты вспоминай. От этого сейчас очень многое зависит, может быть даже твоя жизнь.

ЕГОР
Неужели ты, мой друг, ничего не сможешь сделать?

ПЕТЯ
Конечно, я сделаю всё, что возможно и невозможно, но время. Ты знаешь, когда приговор приведут в исполнение?

Егор отрицательно качает головой.

ПЕТЯ
Вот и я не знаю. И никто не знает.
Постой, а в редакции тебя не хватятся? Ты ведь уже несколько дней не выходишь на работу.

ЕГОР
(уныло)
В редакции я сказал, что на несколько дней уезжаю собирать материал для статьи.

ПЕТЯ
Ну, всё, круг замкнулся. Документов с фото у тебя дома, скорее всего я не найду. Я, конечно, подниму шум на весь белый свет и, прежде всего в твоей редакции, но время… Кстати, кто тебя надоумил написать репортаж из камеры смертников?

ЕГОР
Главный редактор.

ПЕТЯ
Кто?

ЕГОР
Главный редактор, Петрович. Он, перечисляя нетривиальные темы, упомянул репортаж из камеры смертников.

ПЕТЯ
Хорошо. Первым делом я пойду утром к твоему Петровичу. Но где гарантия, что тебя уже к тому времени…

ПЕТЯ
(обращаясь к Священнику)
Святой отец, а вы что всё время молчите? Может, подскажите что-нибудь? Вы же постарше, поопытней нас.

СВЯЩЕННИК
Я боюсь, что совет мой покажется вам незначительным и не стоящим внимания. Вы ведь оба не очень-то верующие люди? Ну, да, ну да, я так и думал.

ЕГОР
(едко)
Вы сейчас, как я понял, посоветуете мне молиться? Выпрашивать у бога прощения? А какие, собственно говоря, грехи Господь должен мне простить? Что я такого совершил?

СВЯЩЕННИК
Что вы такого совершили? Ну, ладно, давайте, как говорят борцы, по Гамбургскому счёту. Вы – пошли на подлог, вы – выдали себя за другого человека, вы – подвигли государственного чиновника пойти на должностное преступление. Может быть, может быть, эти деяния и не заслуживают смертной казни. Но, то, что вы нарушили закон, это ведь, несомненно.
            СВЯЩЕННИК
(продолжая)
Несомненно, же, а? Молчите? А по поводу молитвы, выспрашивания у Бога милость, как вы изволили выразиться, я вам так скажу. Один из бандитов, которые висели по обе стороны креста Иисуса, сказал, что в это свой последний миг жизни на земле уверовал в Бога. Знаете, что ему ответил Спаситель?

ПЕТЯ
(негромко)
              Нынче же будешь со мной в раю.

СВЯЩЕННИК
              Вот видите, ваш друг Евангелие читал
   
 ПЕТЯ
В университете учусь как-никак.

ЕГОР
(едко)
Вы ещё Иуду, с которым я в один день родился, вспомните. Что-то давно этот персонаж не всплывал в ваших нравоучениях.

СВЯЩЕННИК
И вспомню, но в неожиданной для вас связИ. Совпали дата и месяц рождения? Да Бог с ним, с этим совпадением. Скорее всего миллионы людей после Рождества Христова родились в этот день и благополучно отошли в мир иной без особых приключений. Тут важно другое. Иуда, скорее всего не осознавал какое страшное преступление он совершает. Вы вот не считаете, что совершили такой уж ужасный проступок, за который могут казнить? Так же и Иуда, скорее всего, не ожидал, что Иисуса казнят. Ну, проповедовал Иисус какую-то новую, для многих непонятную веру. Что, за это казнить? В те дни, в канун еврейской пасхи, десятки, а может быть, и сотни подобных проповедников шастали по Иерусалиму. Так что, всех казнить?
            СВЯЩЕННИК
(продолжая)
Максимум, думал Иуда, отделают его Учителя плетьми и выпрут из Святого города. А ещё у теологов есть одна, на мой взгляд парадоксальная версия, что Иисус сам…

Дверь камеры со скрипом открывается, заходит охранник.

ОХРАННИК
Так, святые отцы, что-то вы засиделись. Скоро моя смена придёт, и мне не хотелось бы… Короче, вам пора.

ПЕТЯ
(кладя руку на плечо Егора)
Ладно, дружаня, держись, не унывай и не падай духом. Я сделаю всё возможное и невозможное. Ты же, если поведут на казнь, требуй встречи с прокурором, катайся по полу, имитируй сумасшествие. Короче, тяни время.

Священник и Петя выходят из камеры. Егор какое-то время сидит на койке и тупо таращится в темноту, потом вдруг бросается на колени перед зарешеченным окном.

ЕГОР
(истово и горячо)
Господи, если ты есть… Блин, да что я такое говорю? Ты есть, конечно же, ты есть! Иначе как бы, за что бы я попал в такую мерзкую ситуацию. Господи, помоги мне, не дай умереть за чужие грехи. Накажи меня как-нибудь по-другому, я всё приму безропотно. Только не лишай жизни, жизни не лишай!

Егор медленно поднимается с колен, ложится на тюремную койку и закрывает глаза. Через какое-то время Егор садится на койку и поворачивает голову налево. Слева от него сидит довольно симпатичный Незнакомец  лет тридцати с бородкой, одетый в бесформенную хламиду. Незнакомец с приветливой улыбкой смотрит на Егора.

ЕГОР
Вы кто?

НЕЗНАКОМЕЦ
Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальной Волны, плеснувший в берег дальний, как звук ночной в лесу глухом. 

ЕГОР
Чего?
НЕЗНАКОМЕЦ
(передразнивая)
Чего?
 
НЕЗНАКОМЕЦ
(нормальным голосом)
Ты что, Пушкина не читал? Ну, и молодёжь пошла! Великих поэтов не читают, великих злодеев не узнаЮт, только и могут, что за чужие дела на киче париться.

ЕГОР
(изумлённо)
Откуда вы…? Постойте, а великий злодей, это вы, что ли?

НЕЗНАКОМЕЦ
(с достоинством)
А то! Я настолько великий злодей, что имя моё стало именем нарицательным ещё пару тысяч лет назад. С хвостиком, конечно. Я имею в виду, что не я с хвостиком, а пара тысяч лет. Так что не пялься на меня так.

Незнакомец выпучивает глаза, показывая как, Егор на него пялится. И Егор засмеялся. За последние несколько суток Егор, не то, что не смеялся, даже не улыбался. А тут как прорвало. Егор довольно долго смеётся пока не замечает, что сидит не на тёремной койке, а на краю скалы, свесив ноги в пропасть. Пропасть настолько глубокая, что дно её окутано туманом.

ЕГОР
(подбирая ноги)
Ой!

НЕЗНАКОМЕЦ
Что, испугался? Не бойся. Чего тебе бояться, с твоим-то приговором? Какая разница, от чего умереть, от тяжёлых, несовместимых с жизнью переломов или от петли. Или как там у вас сейчас казнят?
 
ЕГОР
Не знаю.

            НЕЗНАКОМЕЦ
Не знаешь? Ну, да, ну да… Приговорённый не должен знать, когда и как именно его грохнут. Гуманизм, мать его, альтруизм, все дела, и так далее.
 
ЕГОР
А чего мы здесь сидим?

НЕЗНАКОМЕЦ
Ждём.

ЕГОР
Кого?

НЕЗНАКОМЕЦ
Его.

ЕГОР
Кого его?

НЕЗНАКОМЕЦ
Того, кто нас столкнёт.

Егор судорожно пытается подняться на ноги и отойти от края пропасти, но у него не получается. Ни руки, ни ноги не слушаются

НЕЗНАКОМЕЦ
Ой, да не парься ты, пошутил я, конечно же пошутил. Он сам и раньше-то муху бы не обидел, а уж теперь-то… Зато именем его, как только людей не ураганили, в какие способы только не проливалась кровушка грешников! И на кострах жгли, до неба пламя поднималось, и вешали, и четвертовали. А знаешь, как в средневековье проверяли женщину, ведьма она или нет? Связывали и бросали в речку. Всплывёт, значит, ведьма и её сожгут. А не всплывёт, значит не ведьма.

Незнакомец очень неприятно и гаденько смеётся. Отсмеявшись, Незнакомец вдруг близко-близко приближает своё лицо к лицу Егора.

НЕЗНАКОМЕЦ
А кто дал Ему это Имя, отец с матерью? Нет, это я дал ему это Имя! Если бы не я, его бы не распяли и ничего, НИЧЕГО не случилось бы. И что по итогу? А по итогу: Он - самый главный святой, а я – самый главный злодей. Тебе хотелось бы слыть самым главным злодеем всех времён и народов? Хотелось бы, чтобы именем твоим как слюной с соплями харкали в рожи разного рода подлецам и предателям? Хотелось бы?

ЕГОР
Нет, не хотелось бы.

НЕЗНАКОМЕЦ
Вот и мне не хотелось. Я говорил Ему той ночью, что не хочу этого делать. Я говорил, что не убивал своего брата, меня оклеветали, и пришлось бежать. И все последующие мои злоключения были всего лишь цепью нелепых и роковых для меня совпадений! Я, видите ли, поступил услужение в эллинский дом, в котором, в конце концов, вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина и, убив его, бежал в Иерусалим. Ха, ха, ха! Бред, бред сивой кобылы! Она сама, эта похотливая баба, пришла ко мне ночью в прозрачной тунике, под которой не было даже трусов. А когда я оттолкнул её, подняла такой визг, что муж её проснулся и прибежал её спасать. Так она грохнула этого импотента античной вазой по башке и всё свалила на меня. А дальше? Да что там говорить… Чего со мной только не случалось, пока я не встретил Его. Вот ты, сидишь сейчас в камере смертника и ждёшь, когда тебя шлёпнут как муху. А что плохого ты совершил? Просто хотел написать нетривиальный репортаж, который бы заинтересовал избалованного сенсациями читателя. Всё, ВСЁ! Но, карта легла не так, как надо.

            НЕЗНАКОМЕЦ
(продолжая)
И ты, из образованного журналиста превратился в мерзкого насильника и убийцу. Разве это справедливо, ну скажи, разве это справедливо?

ЕГОР
Откуда вы всё это про меня знаете?

НЕЗНАКОМЕЦ
Я всё про вас знаю.
 
ЕГОР   
Про кого это, про «нас»?

НЕЗНАКОМЕЦ
Про тех, кто родился в тот же день, что и я. Ну, что смотришь? Дата твоего рождения? Можешь не отвечать, у меня такая же дата.

ЕГОР
И что, все, кто родился в этот день года, вот так вот…

НЕЗНАКОМЕЦ
(перебивая)
Да нет, к счастью для вас и, скорее всего, для окружающих, не все. Далеко не все. Но иногда встречаются те, кто, поверив кому-либо на слово, в итоге оказались примерно в такой же ситуации, что и ты. А то ещё и похуже.

ЕГОР
Кто может оказаться в ситуации, которая хуже моей? Меня не сегодня, так завтра казнят за преступления, которые я не совершал. Кому может быть хуже?

НЕЗНАКОМЕЦ
Мне. Я проклят на веки веков. А за что? За то, что поверил в то, что предательством своим помогу благому делу. Слишком много тогда собралось разного вида иудейских пророков в Иерусалим на еврейскую пасху. Для того чтобы Его заметили, пришлось вытерпеть крестный ход и взойти на крест. А я просто помог.

НЕЗНАКОМЕЦ
(переходит на крик)
Я просто помог.

НЕЗНАКОМЕЦ
(нормальным голосом)
Он обещал мне, что…

Незнакомец вдруг замолкает, прислушиваясь к чему-то.

ЕГОР
Что Он тебе обещал? И кто, этот «Он»?

                НЕЗНАКОМЕЦ
(тихо)
Слышишь? Идут.

ЕГОР
(прислушиваясь)
Ничего я не слышу. Кто идёт?

НЕЗНАКОМЕЦ
Он с палачом. Они теперь всегда вместе гуляют. Подружились, блин, после… Короче, мне пора. Ты со мной?

ЕГОР
(упавшим голосом)
Куда с тобой?

НЕЗНАКОМЕЦ
(кивая подбородком в пропасть)
Туда. А ты что, зассал? Всё равно ведь грохнут, а так хоть полетаешь…
Ну, ладно, как хочешь, я погнал.

Незнакомец легко и как бы привычно соскальзывает в пропасть и в последний момент хватает Егора за штанину. Егор летит в пропасть. Это полёт и вправду доставляет Егору удовольствие. Он летит, улыбаясь. Летит, летит и просыпается в тюремной камере. Дверь камеры со скрипом открывается и входит Охранник.

ЕГОР
(садясь на койку)
Что, уже? Мне выходить, или прямо тут шлёпнете? Ну, что ты молчишь? Хотя постой, ты же говорил, что тебя должны сменить. Или сверхурочно подрабатываешь?

Охранник, не произнося ни слова, делает шаг вперёд и полшага влево. Охранник становится так, что обойти его невозможно. Сразу же после этого в камеру входит Директор тюрьмы, Священник и Петя и останавливаются за спиной охранника.

ДИРЕКТОР   
Ну, что, Егор, теперь ты, я надеюсь, напишешь достоверный и максимально приближенный к действительности репортаж из камеры смертников?

Егор, не вставая с койки, закрывает лицо руками и сидит в этом положении несколько секунд. После чего резко подрывается с места и бросается к вошедшим. Охранник довольно грамотно блокирует Егора и удерживает его на некотором расстоянии от вошедших.

ЕГОР
(восторженно)
Разыграли, да? Разыграли. Ну что же, так мне и надо!

 ЕГОР
(обращаясь к директору)
А репортаж я конечно же, напишу. Да такой, что, как говорится, закачаешься, мир не видел, поверьте

Возникает пауза. Все вошедшие: Петя, Директор, Священник стараются не смотреть Егору в глаза.

ЕГОР
(весело)
Да, ладно вам! Что носы повесили? Я не сержусь на вас нисколечко. Вы же ведь наоборот все мне помогали, всё это время почувствовать себя обречённым на смерть. В чём дело, чего вы все такие кислые?

ПЕТЯ
Мама твоя умерла, Гора. Держись, мне очень жаль.

Егор молча поворачивается и смотрит на зарешёченной окно тюремной камеры.
 
НАТ. ОГРОМНЫЙ САД. ГЛУБОКАЯ НОЧЬ.

По дороге, разделяющей сад на белую и тёмную сторону, начинают по новой свою прогулку ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ.

ЛЕВЫЙ
Я сейчас просто задам вопрос. Я могу это сделать, или вы сейчас, как всегда после очередной неудачной попытки, не в настроении?

Правый, не отвечая, просто утвердительно кивает головой.

ЛЕВЫЙ
Сколько ещё ЭТО будет продолжаться, сколько раз мы ещё пройдём этой дорогой?

ПРАВЫЙ
А в чём дело? Вы чем-то недовольны? Помнится, в ТОЙ жизни я предлагал вам прогулку в садах Елеонской горы. Вы отказались от прогулки, а впоследствии пожалели. Так что гуляйте и не бурчите. Тем более, что…

ЛЕВЫЙ
(перебивая)
Тем более, что времени у нас до х…

ПРАВЫЙ
Ну, ну, выбирайте выражения. Это вы во время наших путешествий по России нахватались?

            КОНЕЦ ФИЛЬМА





 














 



   





 


Рецензии