Искусство поиска своих
азарт его и пыл.
Я помню тот вагон,
я номер не забыл…
Ю. Левитанский
…И отказался выбирать
Из равномерзких двух.
Д. Быков
1. Умение сказать «нет»
Мне тут говорят – и вам тоже, – что свобода это прежде всего право свободного выбора; и в пример приводят электоральный процесс: дескать, это свободные демократические выборы. Как сказать… Общеизвестно ведь, что выбор из предложенного списка – это демократическая форма рабства. Свободно выбирают только свое – а оно не всегда перед глазами, как буриданова охапка сена; его еще поискать нужно. Осознанно или нет, но мы с вами, читатель, пребываем в постоянном поиске потерянных своих, «где речь гудит, как печь, – красна и горяча».
Крайние времена предельно сократили пространство свободной личности, и раздвинуть эти рамки можно лишь обучившись мастерству грамотного выбора между своими и чужими. Это прежде всего искусство отказа – отказа выбирать «меж равномерзких двух». Информационная эпоха максимально приблизила их крысиную грызню непосредственно к порогу нашего дома (или квартиры), и оставаться свободным, переступив этот порог, нелегко. Большая часть населения уже сейчас лишена какого-либо выбора: конформист выбирает то, что считает на данный момент «общепризнанным», а уж эта самая «общепризнанность» создается средствами масс-медиа штатно. В какое информационно-идеологическое пространство погружен обыватель, таков и «его выбор». Сермяжная, исконно-посконная духовность сначала была загнана под защиту жилищ; но нет таких крепостей, которые не мог бы взять информационный спецназ, по факту додавливающий простака прямо в его любимом кресле перед экраном.
Поэтому речь может идти только о суверенно мыслящей части населения – это не более 20%(*) списочного состава; но только у них есть шанс на свободу. Причем более половины(*) из них сделали не наш выбор – и загрузились в чужой для нас вагон. Не спешите становиться в хвост очереди, зажимая заветный билетик в потной ладошке. Там может оказаться неуютно, и скучно, и грустно, и некому руку подать – в самом прямом смысле. Речь там «гудит» только о ценностях сугубо практических; и, главное, продолжается грызня между теми, кто сделал разный (но равномерзкий) выбор. Лучше приготовьтесь к тому, что в неуютное, малоустроенное будущее этот поезд повезет вас на крыше товарняка – вместе со всей культурой.
2. Между Сциллой и Харибдой
Культура. Что мы называем этим словом? Ну, натурально, только то, на что указала пальцем (четвертая) власть. Наука, искусства, образование – дошкольное, среднее, высшее, специальное… библиотеки, вернисажи, «скачки, рауты, вояжи»… Ну и, разумеется, прежде всего – «массовая культура», включая народные пляски на праздничных гуляниях. Все цивилизационные институты – по определению – находятся под управлением и контролем системы власти; и служат только ее целям. Кроме «субъекта» и «объекта» управления есть еще и «инструмент»; так вот, таким инструментом и является официальная (не обязательно государственная) культура.
Между тем, все эти организованные, общественные мероприятия и институты – только вершина… или, вернее, видимая часть. Культура общения, культура поведения, культура потребления, культура творчества, культура труда и другие неприметные неброские ее формы – все это не попсой воспитано. Источник культуры находится за пределами событий, в сфере идей, в «пространстве внутренней свободы».
Духовное содержание сохраняют только те ее стороны, которые по недомыслию или небрежности обошла своим вниманием власть (не обязательно государственная). Самое широкое поле духовности сохранилось в сфере науки: полуобразованные полуботы Системы не верили и пока не верят, что точное знание имеет какую-то силу в общественной жизни. За исключением, конечно, общественных наук, это святое. Что в действительности происходит в обществе – это не просто строгий совершенный секрет государства, это сакральная тайна правящих классов – и всякой системы власти вообще. Об этом не говорится даже в узком кругу «своих» – просто делается, и все. (Обратите внимание на настоящее время этого текста.)
Еще в эпоху Холодной войны две враждебные Системы по-братски разделили всю социологию: социальная психология фальсифицировалась на Западе и дискредитировалась у нас; так же и политэкономия Маркса – только с переменой мест двух слагаемых тогдашней мировой власти. Ничего, кроме слез сожаления, не вызывают комментарии и публикации моих сверстников о «марксистско-ленинской философии». Не было там никакой философии, не было науки вообще – одна только грязной воды идеология. Вчера и сегодня конфликт с властью для культуры – это война на два фронта. Здесь снова напрашивается диагноз, сделанный Игорем Шафаревичем: «В этой игре особенно важно было гипнотическое внушение того, что выбор возможен только между ними, третьего не дано».
Еще хуже дело обстоит в искусствах – особенно литературе, зажатой между Сциллой и Харибдой двух враждебных идеологий. Причем в поэзии – еще хуже, чем в прозе. Давно прошли те времена, когда «мы смотрели на поэтов, товарищи, как на безобидных чудаков и неопасных маньяков». Пространство свободы здесь становится таким узким, что пора переходить к примерам. О соскользнувших на ту или эту сторону речь не пойдет; нет им числа, рождественским и аксеновым. Кто прошел «по кромке ледника, взгляд не отрывая от вершины»?
3. Свой среди чужих
Если вырыть среди камышей ямку и прокричать в нее свое слово о свободе, а потом забросать его обратно землей и тщательно утоптать, оно все равно дойдет до каждого – рано или поздно. Рано – или поздно? Это ж когда еще из ямки прорастет мыслящий тростник и когда еще, овладев речью, примется шептать, что «у царя Мидаса ослиные уши». Потом, конечно, эта информация постепенно дойдет до всех, и царь подавится своим богатством. Потом из этого шепота культура извлечет урок о себе. Потом.
Прошли тысячи лет, прежде, чем эта история стала иллюстрацией. Автор не может ждать так долго, жанр требует показать читателю, что такое культура прямо сегодня. К счастью, по недомыслию властей, список свободных художников, допущенных в систему официальной культуры, пока еще не пуст. Насколько мне известно, ни Солженицын, ни Сахаров не запятнали себя словом похвалы западной Системе, с которой им приходилось сотрудничать против общего врага. Но как строилось это сотрудничество, можно ответственно судить только с той стороны «железного занавеса». Скажу о тех, кто открылся – начерно, шепотом – мне и моим соотечественникам.
«Я отдаю себе отчет, что мое творчество достаточно непривычно, но так же трезво понимаю, что могу быть полезным инструментом в пропаганде идей, не только приемлемых, но и жизненно необходимых нашему обществу… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества… Странно, что об этом забочусь я один… В. Высоцкий.» Странно, не правда ли? С поправкой на лексикон, достаточно привычный адресату (секретарю ЦК КПСС тов. П.Н. Демичеву), – кто решится сказать, что автор письма хоть сколь-нибудь покривил душой «для пользы дела»? Разве его песни плохо пропагандировали идеи, не только жизненно необходимые советскому обществу в 1973 году, но даже и приемлемые для этого времени? Странно, что о такой пропаганде руководство совершенно не заботилось, и терпело ее скрепя сердце.
– И еще я в очередной раз подумал, как тупа и бестолкова эта власть. У нее совершенно отсутствовало чутье на своих и чужих. Что покойный Галич чужой – это она еще понимала. Но что Высоцкий свой – уразуметь никак не могла. >
Герой Лазарчука – человек глубоко старорежимный, чутье на своих и чужих у него реликтовое; ему простительно. Но в том-то и дело, что такая ошибка свободного выбора имеет типический и массовый характер. Не избежали ее и партийные чиновники (включая, по версии, и П.Н. Демичева). Старшее поколение начальников еще сохраняло… не скажу – иллюзии, но, по крайней мере, какие-то человеческие эмоции; то есть – хоть краем уха, хоть краем глаза – принадлежало культуре. Высоцкий не мог им не импонировать как художник («Это же про нас, какие, к черту, волки!»), поэтому они вяло реагировали на истерические вопли Системы: «Чужой! Чужой!» Отсюда и недосмотр. Не приходится удивляться, что автору письма, «артисту разговорного жанра» Высоцкому В.С. в том же 1973 году была присвоена первая категория с разовой филармонической ставкой 11 р. 50 коп., что означало дозволение на концертную деятельность.
4. Чужие среди своих
То же самое можно сказать и о Стругацких. Вспоминается благонамеренная до оскомины статья, попавшаяся мне на глаза во времена Перестройки: дескать, сбиваются Натанычи раз за разом на коммунистическую идеологию (одно слово «коммунар» чего стоит!), играют на руку, льют воду на мельницу, верно-подданно служа. Где-то так, оригинал не сохранился, к сожалению.
Ведь что такое, в сущности, донос? В отличие от клеветы и навета, – как правило, анонимных, – автор доноса не только не скрывается, не только не стыдится, но и не врет. И потом его объективную информацию приходится подтверждать, не виляя хвостом, не изыскивая эвфемизмов, а прямо и откровенно отвечая на поставленные вопросы. Чего там – «сбивались»! Их «Полдень» – действительно модель коммунистического общества, вполне грамотная с точки зрения марксизма.
Модель, впрочем, дала результат, не вполне адекватный теоретическим ожиданиям. Авторы, без сомнения, это поняли, и для выяснения причин неудачи предприняли ряд дополнительных исследований, наиболее значительными из которых я считаю «Хищные вещи века» и «Град обреченный». Где здесь вообще заканчивается литература и начинается наука – я определить и не берусь. Понедельник начинается в субботу, а штатное расписание гению не указ.
Поэтому они чужие и тем, и другим, и всему, что враждебно культуре. Петр Нилыч так же чужд поэту и артисту, как киношный белогвардеец.
Помню, как в восемьдесят четвертом, – вспоминает А. Лазарчук, – из Москвы приезжал работник Министерства культуры - закрывать наш КЛФ. Этому предшествовало выселение клуба из комнаты в библиотеке, которую он занимал: помещение потребовалось для хранилища запрещенных к выдаче книг. Но на встречу с высоким гостем нас все-таки собрали. И гость под большим секретом поведал, помимо всего прочего, что Стругацкие то ли уже запрещены, то ли вот-вот будут.
– Но как же так? Ведь они написали столько коммунистических книг!..
– Книги они писали хоть и коммунистические, а - антисоветские...
Это было сильно сказано.>
В отличие от Высоцкого, чья «чужесть» Системе носила какой-то неощутимый, эстетический характер, причину отречения от Стругацких можно назвать совершенно определенно: в сравнении с их героями, руководители партии и правительства выглядели форменными деникинцами. А что они чужие и тем и другим, это нам – и за тех, и за других – и Яковлев мог бы подтвердить, Александр наш Николаевич, который рационализировал и утилизировал «Сказку о Тройке» еще во времена оны.
Сумерки Системы отмечены все более очевидным, видимым невооруженному глазу, разрывом между советской идеологией и системообразующей коммунистической идеей. Все становилось на свои места, и встало. Молодое циничное поколение выездных завершило процесс идентичности и адаптировалось к реалиям общества – удостоверив тем самым фундаментальный тезис марксизма, что «общественное бытие определяет сознание». Мастера советской культуры потеряли какого ни на есть союзника в борьбе против общего врага и остались на поле боя в одиночестве.
Как жаль, что Высоцкий не увидел этого ритуала срывания масок в конце карнавала! И ему не досталась роль реликтового тов. П.Н. Демичева в перестроечной фильме. «С кем бы он был, мастер культуры?» Глупый вопрос, культура всегда на своей стороне. Чтоб не размазывать сопли по щекам, спросим жестко: он что, тоже был коммунистом, как Стругацкие? Конечно, – как любой порядочный человек. Это входит в определение.
5. Поиски наугад
Эти трое не просто имели психотип «гения» (около 2% населения), они и были гениями самыми натуральными, состоявшимися. Но духовная элита (около 8%) этими процентами не исчерпывается…
«Около»? А это сколько? Трудно сказать, потому что мы пока плохо освоили искусство выбора «своего вагона», и нередко ошибаемся: «Те – или эти? Эти – или те?»
– Наоборот, Ватсон, вы видите все, только не делаете из увиденного выводов. Вам нужно перестать бояться анализировать.
Без разницы, вы же все отличнейшим образом видите и знаете, что «те» и «эти» друг другу не чужие, дело за малым. Как показывает опыт, с крыши в купе никогда не поздно перебраться, а вот обратно – никак. Не является никакой кондуктор, чтобы вернуть право первородства, проданное за чечевичную похлебку в вагоне-ресторане.
Кроме всего прочего, порядочность означает, что человек добровольно принимает на себя определенные обязательства. Но времена приходят и уходят, и каждая новая эпоха расширяет круг этих обязательств и ужесточает критерий порядочности.
Та степень сытого равнодушия, которую позволяло себе «образованное сословие» царской России, например, оказалась равнозначной каннибализму… Неубедительно? Хорошо, я скажу по-другому: оказалась равнозначна суициду – и более того. «Деды ели виноград – а у нас оскомина», – мрачно шутили в Гражданскую внуки, рассеянно пощипывая последние грозди массандровской «изабеллы». Преждевременно забытый Крымский Исход с севастопольской набережной продемонстрировал нам настоящую цену этому равнодушию, – это вам не кино с Высоцким, это исторический факт; какие уж тут сомнения.
Именно критерий порядочности, который устанавливается культурой, и послужил причиной ее конфликта с властью; властью вообще – как Системой. Крайние времена обнажили самую суть этого конфликта: тварные инстинкты – или осознанный выбор? Потребление или творчество, приспособление или управление? Кто мы в этом мире – субъект или объект?
Разбираться в науках проще всего: есть предмет – есть наука; нет предмета – и говорить не о чем. На то оно и «точное знание», а не болтовня. Предмет культуры в целом? есть нечто смутное, аморфное и неопределенное. Если не найти твердую почву под ногами, то все «духовные ценности» всё равно сводятся к эстетическому впечатлению от вернисажа – и моментально опошляются попсой.
Чтобы не оставаться в этом эссе болтуном и не прослыть эстетом, попробую угадать эту твердую почву. Судя по предмету спора между культурой и цивилизацией, духовной целью человека является свобода выбора собственного будущего.
(Годится на первый случай?)
2020
(*) Количественная оценка социальных психотипов дается по ментальному анализу опытов Аша и Милграма (1950-70 г.г., США) и отражает наличную ситуацию в России или Украине весьма приблизительно. Автор будет признателен за ссылку на более современные и полные данные, доступные репрезентативному анализу.
Свидетельство о публикации №220022701241
Что ты думаешь о данном парне ? По моему толково пишет.
И вот мой ответ. Из того , что прочитал , с большой вероятностью, еще один не признанный гений, съедаемый
завистью и гордыней.
Что отличает непризнанных гениев, от просто толковых людей.
Толковый человек, кратко и ясно излагает.
Читай, что пишет гений:
-Еще в эпоху Холодной войны две враждебные Системы по-братски разделили всю социологию: социальная психология фальсифицировалась на Западе и дискредитировалась у нас; так же и политэкономия Маркса – только с переменой мест двух слагаемых тогдашней мировой власти. Ничего, кроме слез сожаления, не вызывают комментарии и публикации моих сверстников о «марксистско-ленинской философии». Не было там никакой философии, не было науки вообще – одна только грязной воды идеология. Вчера и сегодня конфликт с властью для культуры – это война на два фронта.
Для одних свое- грязной воды идеология, за которой, кроме грязной воды , ничего нет. И свой, кто ее исповедует.
А для других, что свое? И кто свой?
А втор умалчивает.
Все его многословие зиждиться на том, чего в статье просто нет.
Надо полагать , что свои и чужие, это капиталисты и марксисты.
Если судить по фразе :
-Еще в эпоху Холодной войны две враждебные Системы по-братски разделили...
Кто же они свои и кто чужие?
Прочитайте эпиграфы, в них должно быть изложено краткое содержание.
Так оно и есть. Первый , ни о чем.
Второй всю нашу цивилизацию сводит к двум равно мерзким частям.
Это даже не глупо.
Это запредельное самомнение автора в натуральную величину.
Что можно сказать в заключение.
Возможно автор тяжело болен, и замазав всех дерьмом, ему легче переносить свою болезнь.
Возможно просто накатило, бывает.
Хотя ссылка в конце на Аша, удивляет вновь.
Количественная оценка социальных психотипов дается по ментальному анализу опытов Аша и Милграма (1950-70 г.г., США) и отражает наличную ситуацию в России или Украине весьма приблизительно.
Особенно фраза о том, что эти опыты весьма приблизительны для России.
Цитата из книги Абрахама Маслоу «Мотивация и Личность».
Тот самый, претендент на Нобелевскую премию , известный всему миру, как автор Пирамиды Маслоу:
«Широкомасштабные эксперименты( Asch,1956; McClelland,1961,1964; McClelland & Winter,1969) позволили установить, что люди, самостоятельно принимающие решения, составляют от 5 до 30% нашей популяции…»
Проработав и прожив некоторое время в России, полностью согласен С Маслоу.
Ваш.
Александр Денисов 33 12.06.2020 21:01 Заявить о нарушении
> Второй всю нашу цивилизацию сводит к двум равно мерзким частям.
– Почему двум? Мне казалось, что я довольно отчетливо назвал минимальную цифру: три.
Да и Вы цитируете:
> Вчера и сегодня конфликт с властью для культуры – это война на два фронта.
– Культура и две власти – это три. Хотя конечно, если отождествлять цивилизацию и власть, ничего хорошего в цивилизации не увидишь. Вот уж не знаю, кого Вы называете «капиталистами и марксистами», но автор имел в виду противостояние культуры и власти; и, как мне казалось отчетливо это проговорил. И выбор свой пытался оговорить достаточно ясно; жаль, что это удалось плохо. Персонально для Вас попытаюсь уточнить: мой выбор – культура. Я порядочный человек и враждебен любой системе власти, той или этой.
Благодарю Вас за активный интерес к моей публикации и дельные замечания. Заходите еще. С уважением, Ник.
Ник Пичугин 18.06.2020 14:37 Заявить о нарушении
По вашему ответу уже с высокой точностью, можно сказать, Вы не признанный гений.
Это темы для гениев: культура, цивилизация, власть.
Почему люди стремятся в гении, это отдельная и очень интересная тема.
При этом непризнанного гения от толкового человека отличить просто.
Я приглашаю очередного гения на завод, что умирает рядом с его домом.
Не надо решать судьбы страны, человечества или культуры. Что не так с этим заводом?
Как приложить Ваши гениальные открытия к заводу, цеху, отдельной бригаде. И все до одного гения на Прозе ру, тут же сдуваются.
Все мои построения именно об этом, как организовать работу в цехе. И от цеха, был вынужден подняться до понимания культуры, цивилизации и власти.
От практических задач.
Вести дискуссии о том, что действительно является культурой, с точки зрения каких то высших смыслов, приводя в доказательства ссылки на известных и малоизвестных мыслителей, для меня дело второе.
Первое- это производство.
Единство и борьба противоположностей, закон развития. Согласен.
Где и как он проявляется на Черкесском заводе НВА?
И переходим к вам.
-Культура и две власти – это три. Хотя конечно, если отождествлять цивилизацию и власть, ничего хорошего в цивилизации не увидишь. Вот уж не знаю, кого Вы называете «капиталистами и марксистами», но автор имел в виду противостояние культуры и власти; и, как мне казалось отчетливо это проговорил. И выбор свой пытался оговорить достаточно ясно; жаль, что это удалось плохо. Персонально для Вас попытаюсь уточнить: мой выбор – культура. Я порядочный человек и враждебен любой системе власти, той или этой.
Все это очень странно, мягко говоря.
Вы снова не говорите, о каких властях идет речь.
Их две, это понятно.
Опишите их.
Как любому гению, вам надо ниспровергать основы, иначе какой же бы гений, даже в собственных глазах?
Главное, ниспровергать, а что и как, это уже второе дело, у гениев.
Так вот.
Цивилизация- все что совершили люди на земле и совершают сегодня.
Культура, та честь цивилизации, за которую человеку не стыдно, про которую от может сказать, я это делаю сегодня и сделал бы в прошлом, если бы это было бы возможно.
Отсюда, сжигание ученых на кострах и ведьм, религиозные войны в которых убивали всех, включая невинных детей, 37 год у нас и так далее- это не культура.
При этом цивилизация- однозначна.
А культура, многозначна. Для меня сжигание людей на кострах и массовые сталинские убийства, не есть культура.
Но, в стране и сегодня миллионы сталинистов, для которых любые деяния Сталина, высшее проявление культуры.
Теперь переходим к власти:
Персонально для Вас попытаюсь уточнить: мой выбор – культура. Я порядочный человек и враждебен любой системе власти, той или этой.
По мне, просто пишите нелепицы. .
Культура невозможно без власти.
НЕВОЗМОЖНА!!!
Показываю, на простом примере.
Когда цивилизация и культура еще совпадали, жило у реки племя людей.
Они умели добывать огонь, делать каменные топоры, луки, стрелы к ним. Плести корзины, обрабатывать шкуры и много еще чего и все это называлось культурой каменного века.
Вопрос, чем власть в племени обезьян отличается от власти среди людей, которой вы враждебны?
Ответ. Заберите все, что умели делать люди, и пусть они забудут все свои навыки, в кого они превратятся?
Власть в племени обезьян и людей, без культуры, одинакова.
Власть в стае обезьян от власти в племени людей, отличаются наличием культуры у одних и отсутствием оной у других.
Что делают люди в племени у реки, каждый день?
Охотники уходят на охоту, женщины разделены на несколько групп.
Одни смотрят за малыми детьми, другие обрабатывают шкуры, третьи плетут корзины, для сборы плодов и съедобных корней в лесу, четверные с этими корзинами уходят в лес, за плодами и корнями и так далее.
Но, не все мужчины на охоте.
Каждая охота, это потерянные стрелы, сломанные копья, порванные луки.
И самые опытные и умелые делаю каменные ножи, топоры, ремонтируют копья и делают новые.
Извлекают жилы из животных и делают из них тетивы для луков.
И кто то должен все это контролировать.
Руководить людьми.
Если корзин много, значит пока их не плетем, а женщин займем другой работой.
Если все стрелы почти истратили и луки порвали, значит оставим большую часть охотников, делать стрелы и луки. А это сложная работа и охотникам, привычнее в лесу, в поисках дичи.
Их не просто надо оставить делать стрелы, их надо заставить.
Вот она власть, зачем.
А без нее племя погибнет и вместе с племенем и культура.
Вот что такое власть.
Кто то должен организовывать постоянно:
-Совместные, целенаправленные, повторяющиеся и результативные действия племени.
Поощрять хороших работников и наказывать нерадивых и ленивых.
Бестолковым, не давать сложных и ответственных работ.
А бестолковых во все времена хватало, и в каменном веке, тоже.
И тогда были охотнички, что противопоставляли культуру, цивилизацию и власть.
Ваш.
Александр Денисов 33 18.06.2020 23:13 Заявить о нарушении
Мне кажется, пафос Вашей позиции состоит в том, что общество без власти невозможно – и, более того:
> Культура невозможно без власти. НЕВОЗМОЖНА!!!
Не стучитесь в открытую дверь, я согласен. Это закон природы – и, как всякий закон подлежит изучению и применению. И самое приблизительное изучение вопроса сразу лает навскидку несомненный вывод: цивилизация (включая систему власти) невозможна без культуры.Источником цивилизованности в обществе является именно культура – а уж общество потом воспитывает ее в людях.
> Культура, та честь цивилизации, за которую человеку не стыдно,
Цивилизованность – это те духовные требования человеческой натуры, которые воплощены в обществе. Это общий момент согласия между цивилизацией и культурой. Момент противоречия между ними составляет понятие системы власти, она всегда в конфликте с культурой и представляет собой фактор инертности в социуме. Власть всегда сопротивляется переменам.
Таковы предпосылки моей позиции, извините за краткость.
Ник.
Ник Пичугин 05.07.2020 13:48 Заявить о нарушении